Методическая разработка по основной теме: «Укрепление физического и нравственного здоровья детей средствами музыки».
Физическое и нравственное здоровье человека тесно связано друг с другом. Народная мудрость гласит: В здоровом теле здоровый дух» или «Крепок телом, богат делом». Музыкальный руководитель наравне со всеми членами коллектива детского сада должен не просто способствовать укреплению здоровья ребёнка, но и воспитывать в нём страстное желание быть здоровым.
С.Я. Маршак писал: «Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути – главнейшее условие!»
В своей работе я опираюсь на Социально-оздоровительные технологии профессора Ю.Ф. Змановского, который определил здоровье «как состояние устойчивости, невосприимчивости к экстремальным, то есть неожиданно возникающим и необычным, патологическим, болезненным действиям». Это значит, что здоровый человек обладает настолько сильной верой в своё здоровье, что ему не страшны какие-либо неблагоприятные ситуации, в которых каждый из нас всегда может оказаться. Этого можно достигнуть, соблюдая следующие основные моменты:
Соблюдение рационального распорядка дня. Для музыкального руководителя из этого следует, что нужно строго выдерживать режимные моменты, занятия с детьми проводить согласно санитарным нормам: в ясельной группе – 10 минут, в младшей – 15 минут, в средней группе – 20 минут, в старшей – 25, а в подготовительной группе занятие не превышает 30 минут. Из этого следует, что каждая минута должна быть использована полноценно. Например, когда дети входят в зал, я здороваюсь с ними так: поём «Здравствуйте» по-разному: то высоким голосом, то средним, то по устойчивым ступеням вверх или вниз.
Во время музыкальных встреч в зале должна быть у детей достаточная двигательная активность. Использование физкультурных минуток под музыку повышают общий тонус, моторику, поддерживают эмоциональный настрой, снимают усталость и напряжение. После слушания музыки или других видов деятельности, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности, проводится двигательная разминка. Во время слушания музыки детям предлагается придумать ритмическую фантазию с какими либо предметами или без них. Даже такой вид музыкальной деятельности, как пение, можно сопровождать движениями рук, соответствующими содержанию песни.
Рациональное питание.
Выработка психо-эмоциональной устойчивости: осуществляю неослабевающую заинтересованность детей во время совместной с ними деятельности. Очень важно поддерживать в детях желание заниматься всеми видами музыкальной деятельности. Главная задача заключается в том, чтобы сформировать у детей потребность в музыке, как важнейшей духовной ценности. Положительный эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение создаёт особый душевный климат, определяет нравственно-психическое здоровье ребёнка.
Проведение оздоровительно-закаливающих процедур: регулярное проветривание зала, облегчённая одежда на утренней гимнастике и бодрящей ритмической гимнастике после сна, дыхательная гимнастика, способствующая формированию дыхания смешанного типа.
Использование гимнастики для глаз, элементов точечного и поглаживающего самомассажа. Пальчиковая гимнастика во всех возрастных группах. Игры с небольшими по размеру предметами, направленные на развитие мелкой моторики.
В процессе совместной деятельности с детьми используются динамические паузы для снятия утомляемости, а также релаксация: спокойная классическая музыка Чайковского, Рахманинова и специальные записи музыки для релаксации, например: звуки моря.
Использование музыкотерапии: музыкальное сопровождение режимных моментов.
Очень важно, чтобы дети были правильно одеты и обуты: рациональная неперегревающая одежда, чешки или мягкие удобные тапки, облегающие стопу.
Музыка, сопровождающая движения детей на утренней гимнастике, создаёт бодрое настроение, положительно влияет на нервную систему, помогает координации, ритмичности и чёткости движений.
Такой комплексный подход объединяется в понятии «Здоровый образ жизни ребёнка». Особое место в работе уделяется вопросам психогигиены: созданию у детей чувства жизнерадостности, бодрости, веры в свои силы и возможности, уважения к окружающим (взрослым и детям), самоуважения, полноты жизни, увлекательной музыкальной деятельности. Основой всего является комплекс таких душевных качеств, как взаимная любовь, симпатия, доверие, ласка, внимание, сопереживание, забота о ближнем, выручка и взаимопомощь и тому подобные нравственные стороны человеческой натуры. Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения с музыкальным руководителем.
В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Но, пожалуй, самым главным в укреплении нравственного и физического здоровья ребенка является индивидуальный подход к каждому. Надо любить (в самом высоком смысле слова) ребёнка так, чтобы он это чувствовал и доверял, уметь выслушать, посочувствовать даже самым малым его неприятностям и заботам, стараясь сразу откликнуться и помочь. Быть не строгим наставником, а другом. Однако иногда необходимо дать детям возможность подняться до уровня взрослых забот и переживаний. Например: минута молчания на празднике «Победы» проходит очень торжественно и проникновенно. Необходимо относиться к ребёнку доверительно, но с доброжелательной требовательностью, без излишних наставлений, в качестве партнёра – помощника. Нужно уметь опускаться до уровня детей, играя с ними, играя как они. Так мы выказываем детям полное доверие и близость.
Всю свою работу музыкальный руководитель должен осуществлять в тесном контакте, основанном на полном взаимопонимании, с родителями, другими членами семьи. Как радуются дети, как гордятся своими близкими, когда видят их выступления на праздниках (песня, танец, стихотворение, исполнение какой либо роли, участие в играх, соревнованиях)! Совместная музыкальная деятельность детей и родителей сближает их, доставляет и тем, и другим истинное удовольствие! Поэтому в сценарии праздников включаю общие пляски, игры, аттракционы. На Новогодних праздниках все сюрпризные роли играли родители: Деды Морозы, Снежная королева, Почтальон Печкин, Снегурочка, Лиса. С родителями проводила несколько репетиций. Они занимались, а потом выступали с большим удовольствием! Проводила с родителями и детьми совместные мастер классы. Какие радостные лица видны на фото! Для родителей проводила регулярно консультации по разным необходимым темам, а также очень часто простые собеседования. Кроме того в интернете общалась с родителями, отвечала на их вопросы, задавала им свои вопросы.
Также нужно быть в контакте со специалистами ДОУ, обсуждая возникающие ситуации, согласуя совместные действия в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребёнку, составляя планы совместной деятельности. И, конечно, с воспитателями и всеми сотрудниками детского сада. Для воспитателей проводила открытые просмотры совместной деятельности музыкального руководителя с детьми. Принимала активное участие в открытых мероприятиях, проводимых воспитателями: подбирала песни, стихи, танцы, музыкальные игры, музыку для фона, сопровождающую, какую либо деятельность детей, например: рисование, аппликацию, конструирование поделок и прочие. На педсоветах выступала с докладами по различным темам. Организовывала совместно с воспитателями внутри сада различные конкурсы для детей и родителей.
В воспитании и пропаганде здорового образа жизни помогают праздники – развлечения соответствующей тематики: «Будь здоров» и «Путешествие в страну здоровья».
А общие мероприятия малышей и старших (концерты, присутствие в качестве зрителей или участие в качестве артистов, совместные танцы, хороводы, игры) тоже способствуют укреплению нравственного и физического здоровья детей.
Особое актуальное значение имеет воспитание нравственности. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы извечно обосновывались идеалами добра и зла, долга, чести и справедливости. А прививать человеку эти идеалы нужно с самого раннего возраста, выстраивая между взрослым и ребёнком особые отношения, которые регулируются лишь формами духовного воздействия (Оценки, одобрения или иногда и осуждения, личного примера). Поскольку нравственность является формой общественного поведения, важно помнить о ней именно в рамках семьи, так как семья – минимальная ячейка общества, и, следовательно, главная его часть. Нужно рассматривать проблему нравственного воспитания в рамках межличностных отношений, складывающихся между ребёнком, родителями, пожилыми членами семьи и сотрудниками детского сада. Известный древнегреческий философ, ученик Сократа – Платон, писал: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков». Таким образом, необходимо, чтобы человек (будь то взрослый, или ребёнок) знал свои корни, своих предков, гордился их делами и достижениями, стремился почерпнуть из их предыдущего опыта всё лучшее и не повторять их ошибок. Вот почему вопросу взаимоотношений детей и старшего поколения я уделяю пристальное внимание в своей работе. Проводятся совместные посиделки, маленькие праздники и досуги. Причём делается это не эпизодически, а по системе, чтобы одно мероприятие плавно переходило в другое, распределяясь в течение всего учебного года. В этом случае накапливается определённый репертуар, который можно постоянно повторяя, закреплять. Практика показала, что дети с огромным удовольствием и интересом танцуют, играют и поют то, что выучили несколько месяцев назад, воспринимая повторяемый материал почти, как новый. К тому же качество исполнения с каждым разом становится лучше. Например, осенью отметили «День пожилого человека», подготовили концерт, на котором выступали не только дети, но и бабушки, а дедушка Серёжи сыграл для всех на гармошке. Пели русские народные песни, играли в игры, читали стихи. Дети исполняли песни о бабушке и дедушке. Потом эти же песни повторялись на праздниках 23 февраля, 8 марта. Очень интересно проходят посиделки с участием всех членов семьи. На празднике «Победы» мы вспоминаем уже прадедушек и прабабушек, блокадников и тружеников тыла. Родители делятся своими архивами, приносят фотографии и письма с фронта. Поём старые военные песни, слушаем их фонограммы, проводим предварительные беседы, посещаем памятные места войны. Проводим вечер по теме «Блокадный Ленинград». В нашей деревне Лампово есть старые люди, хорошо помнящие войну, дети блокады. Они переехали сюда, выйдя на пенсию. Их мы приглашаем в этот день к нам в детский сад, чтобы поделиться своими воспоминаниями. Гостей угощаем чаем из самовара, дарим им поделки, изготовленные детьми. Сухомлинский писал: «Радость бытия не должна быть безмятежной». И это, действительно, так! Дети должны иметь элементарное представление о тех страшных и трагических событиях, которые пришлось пережить и выстрадать старшему поколению. Если не уделять внимания этой теме, то весьма вероятно, из наших детей вырастут чёрствые эгоисты, абсолютно не умеющие сострадать и сопереживать чужому горю. Надолго остаются в памяти такие мероприятия, которые дарят всем душевное тепло и равновесие, способствуют проявлению заботы, внимания, нежного отношения, доброжелательности, отзывчивости, умению снисходительно относиться к слабостям другого человека, и, конечно, способствуют развитию здорового чувства юмора. «Что посеешь, то и пожнёшь», - гласит народная мудрость. Те чувства, которые мы сумеем воспитать в наших детях сейчас, несомненно, будут возвращены ими нам в старости.
Остановлюсь на значении отдельных видов музыкальной деятельности в укреплении здоровья детей. Пение имеет эстетическую, нравственную основу и полезно для здоровья. Русская народная мудрость гласит: «С песней душа растёт» и «Без песен мир тесен». Дети любят петь, поэтому пение вызывает у них положительные эмоции, повышает настроение. Подбираю песни по тематике и содержанию, способствующие нравственному воспитанию: любовь, близость к родным местам (Песню «Лампово наше родное» дети очень любят.), природе, близким людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Пение очень полезно для здоровья, потому что активное правильное дыхание является своего рода прекрасной дыхательной гимнастикой.
«Были бы песни, будет и пляска», гласит русская пословица. Пение в комплексе с несложными движениями, жестами, мимикой помогает ребёнку более эмоционально и ярко выразить своё отношение к создаваемому им образу. Игровые двигательно–песенные композиции помогают ребёнку овладеть своим телом, расслаблять и напрягать мышцы, регулировать дыхание, силу голоса и являются полезными для здоровья и настроения ребёнка. Импульс, рождаемый движениями под песню, вызывает перераспределение мышечного тонуса, наполняя тело непрерывными потоками энергии. Жест и спетые слова сливаются воедино. Движения становятся более свободными, улучшается координация. Обращаюсь к опыту Карла Орфа. Он пишет: «Элементарная музыка это не музыка сама по себе, она связана с движением, танцем, словом; её нужно самому создать. В неё нужно включиться не как слушатель, а как участник. Движение, пение, игра образуют единое целое».
Музыкальные движения благотворно влияют на здоровье ребёнка. Бехтерев В.М. (великий психолог, академик) считал: «С помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, усмирить слишком возбуждённые темпераменты и растормошить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения». А русские пословицы добавляют: «Ногам работа – душе праздник» и «Плясать – душу отогревать». Музыкальное движение является также средством коммуникативности. Дети объединяются парами, тройками, двигаются в кругу. В процессе движений с музыкой у детей формируется свод стопы и правильная осанка (постоянно напоминаем детям об осанке). Во время движений происходит тренировка различных групп мышц, развиваются навыки рационального дыхания. Происходит также формирование чувств: доброты, внимания друг к другу, доброжелательное отношение между детьми.
Самым любимым видом музыкальной деятельности у детей нашего сада является игра на музыкальных инструментах, знакомство с нотной грамотой, музицирование и сочинительство. Поэтому для проектной деятельности я выбрала соответствующую интересам детей тему. И это дало очень хорошие результаты.
Результаты нравственного здоровья детей наиболее ярко проявляются на праздниках, посвящённых «Женскому дню 8 марта». Самые лучшие человеческие чувства любви к женщине – матери мы видим и явственно ощущаем на этих праздниках.
Новогодние праздники полезны тем, что вызывают много радости и чувство удовлетворения, веры в свои возможности, дети получают колоссальный заряд бодрости.
Таким образом, все виды музыкальной деятельности в детском саду способствуют укреплению физического и нравственного здоровья детей.