Вы не зарегистрированы

Авторизация



Образовательная ситуация: рассматривание картины И. Остроухова «Золотая осень» в средней группе детского сада

Фото пользователя Янина Борисовна Тиунова
Submitted by Янина Борисовна Тиунова on вс, 08/02/2015 - 03:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тиунова Янина Борисовна
Место работы, должность: 

МБДОУ «Детский сад№8 комбинированного вида», воспитатель

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p>В средней группе детского сада происходит первое знакомство детей с жанром живописи &ndash; пейзажем. Основываясь на методическом приеме &ndash; &laquo;вопросы педагога&raquo;, дети не только знакомятся с произведением искусства, но и у них &nbsp;формируются навыки составления описательного рассказа.</p>

Образовательная ситуация: рассматривание картины И. Остроухова «Золотая осень» в средней группе детского сада

 

 

Цель рассматривания:

формирование у детей  представлений о пейзаже

Задачи:

  • развивать у детей представления об изобразительном искусстве
  • учить творческому восприятию картины, развивать фантазию и воображение детей, создавая необходимое настроение
  • формировать навыки составления описательного рассказа
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к произведениям искусства и явлениям природы

Предварительная работа:

  • наблюдение на прогулке за изменениями в природе осенью
  • наблюдение на прогулках за осенними изменениями с клёном
  • беседы об осени, о ее приметах
  • изображение осеннего клёна и его листьев  в разных техниках
  • восприятие художественной литературы

Приемы развития художественного восприятия детей в процессе ознакомления с произведением:

  • вопросы педагога
  • прием «вхождения в картину»
  • синтез искусств
  • прием мысленного создания собственного произведения живописи

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей отправиться в необычное путешествие: для этого просит детей сесть на «волшебный» ковер и закрыть глаза. После того, как дети готовы воспитатель говорит:

- Представьте, что наш ковер - самолет отрывается от земли и начинает парить над нашим городом. Но постойте, куда это он нас везет? Вот мы пролетаем над речкой, поляной (в это время начинают  звучать звуки леса), вот наш  ковер - самолет приземляется. Открывайте глазки.  Посмотрите, где  мы с Вами оказались (перед детьми репродукция картины И. Остроухова «Золотая осень»).  Да, мы с вами в лесу. А какой это лес? Правильно осенний. А как вы это поняли? Желтые листья. А как вы думаете это теплый или  холодный осенний день? Теплый. Как вы поняли это? Посмотрите - краски, которые использовал художник – теплые. Скажите, а вам кажется, что это солнечный, теплый осенний день? А почему? Солнышка, ведь, не видно? Солнечные лучи прибиваются сквозь листья деревьев и отражаются на стволах и ветках деревьев. Создается ощущение, что листья – золотые. Поэтому и художник Илья Семенович  Остроухов назвал эту  картину «Золотая осень».  Посмотрите внимательно - ведете тоненькие деревца? Узнали вы их? Что это за деревца? Как вы их узнали? А как можно описать кленовые листья?  Ребятки, посмотрите внимательно, а в этом лесу бывают люди? Как вы догадались? Да,  узкая тропинка пробивается сквозь увядающую траву и тонкой полоской устремляется вдаль.  Вот я смотрю на картину, и мне вспоминается стихотворение:

Клён растопырил ладошки,

Моется тёплым дождем.

Радуясь новой одёжке,

Смотрит, как мимо идём.

Может, не ждал он подарки.

Может, и сам удивлён.

Как неожиданно ярко

Осень раскрасила клён.

Клоунским пёстрым нарядом

Манит приветливо нас:

- Встаньте, пожалуйста, рядом,

Я вам сюрпризы припас.

Розовый, жёлтый, зеленый –

Все, как один, хороши!..

Кланяясь клоуну-клёну,

Ты их собрать поспеши,

И в тишине, у дорожки,

Встретятся наши ладошки. (Е. Серова «Осенний клен»)

А что бы вы сделали, оказавшись в этом золотом лесу?  Бродить по дорожкам, кидаться листьями, играть в прятки, кричать и слушать эхо… Какие вы молодцы! Ребята! Вы чувствуете, начинает дуть холодный осенний ветер, он сдувает нас, словно мы осенние листочки, поднимайте ручки вверх, мы отправляемся домой (физкультминутка):

Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки,

Мы на веточки сидели,

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

А потом на землю сели.

Вот мы оказались снова дома, в нашей группе. Ребята, вы помните, где мы с вами были? В осеннем лесу. А помог нам там оказаться русский художник – Илья Семёнович Остроухов, ведь именно он написал этот осенний  пейзаж. Пейзаж -  это картина, где изображены деревья, небо, облака, море, реки, горы, дома... Давайте и представим себя художниками – пейзажистами, возьмем в руку воображаемую кисть и краски, и тоже напишем осенний пейзаж (звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь»). Воспитатель спрашивает у детей, они будут изображать в осеннем пейзаже, какие краски будут использовать. Потом широкими, воображаемыми мазками, используя звуковое сопровождение(можно использовать звуки[c], [з], [ш], [ж]) воспитатель и дети пишут осенний пейзаж.