Сообщение на педагогическом совете "Значение фольклора в жизни ребёнка"
Submitted by Елизавета Павловна Быстрова on вс, 08/02/2015 - 21:50
Сообщение на педагогическом совете.
Музыкальный руководитель: Быстрова Елизавета Павловна.
«Значение фольклора в становлении личности ребёнка – дошкольника»
«Красоту, чистоту мы у старших берём,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому, что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем». Владимир Высоцкий.
Сейчас мы живём в такое время, когда человек на многое начинает смотреть по-иному, заново открывая и переоценивая события. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, как оказывается, мы знаем довольно поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали, какие пели песни, что передавали своим детям и внукам. Чтобы восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности, надо ответить на эти вопросы сегодня. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, проверенный веками, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Народное искусство многофункционально. Для нас наиболее важна воспитательная функция, поскольку в фольклоре заложены большие воспитательные возможности. Ведь фольклор – свидетельство прошлых эпох! Значит, всё лучшее, что накоплено поколениями, мы сможем передать нашим детям. Особое место в этой работе следует уделять духовно – нравственному возрождению. Ведь не секрет, что наша молодёжь в массе своей перерождается в грубых эгоистов. И это – беда для общества. Общение с народными традициями, обрядами, жизненным укладом, даёт ребёнку многое, способствует формированию и развитию личности, её творческой активности.
Через устное народное творчество ребёнок овладевает родным языком, осваивая его красоту, лаконичность. Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей. В нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает воображение, обогащает эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка. Огромной любовью у детей пользуется сказка. Поэтому мы в своей работе очень часто используем сказку и сказочных героев. Сказка – самый действенный приём воспитания. Она пропитана оптимизмом, в ней добро всегда побеждает зло, она имеет счастливый конец. В сказочных образах ярко представлены нравственные понятия: честность, доброта, человеколюбие, которые с успехом мы можем закреплять в детях в реальной жизни.
Не меньшую значимость в нравственном становлении личности ребёнка имеют пословицы и поговорки. Вы их хорошо все знаете. Это кладезь человеческих, как положительных, так и отрицательных черт. В них сразу понятно, что хорошо? А что плохо?
Русские народные песни имеют простую, легко запоминающуюся мелодию Они очень полезны для развития певческих навыков у детей. А по содержанию народные песни воспевают всё те же лучшие нравственные критерии человеческой натуры. А какое богатство мелодий и разнообразие ритмов в русских песнях! Недаром композиторы – классики часто использовали их в своём творчестве. Даже самые простые из этих песен отличаются высокими художественными качествами.
Народные игры и хороводы объединяют и сплачивают детей, воспитывают дружелюбие, чувство здорового юмора и шутки и очень любимы детьми. Таким образом, фольклор очень благотворно влияет на детей, помогая нам осуществлять нравственное воспитание во всех его аспектах.
Используемая литература:
«Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» под редакцией В.А. Орловой
«Жизнь человека в русском фольклоре» Аникин В.П., Гусев В. Е.