Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации воспитанников в современных условиях

Фото пользователя Марина Сергеевна Свиридова
Submitted by Марина Сергеевна Свиридова on Tue, 10/02/2015 - 19:04

«Чтобы сделать что-нибудь великое, 

нужно все силы души устремить в одну точку». 

Л. Толстой

 

Стихийность выбора профессии нередко приводит к неудовлетворенности человека своим существованием, работа становится в тягость, непосильным бременем. Экономические реформы в России обусловили увеличение численности неработающей молодежи. В настоящее время организации и предприятия трудоустраивают воспитанников детских домов неохотно, осторожно и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

Анализируя проблемы, было выявлено:

•отсутствие у воспитанников-выпускников способностей к профессиональному самоопределению и способностей ориентации в условиях современной экономической ситуации;

•невладение способами изучения своих индивидуальных, личностных возможностей в соответствии с избираемой профессией; 

•отсутствие у большинства воспитанников навыков работы с информацией;

•изначально потребительская позиция по отношению к окружающей действительности.

 

Цель проекта:

Сформировать представление о профессиональном самоопределении, ознакомить воспитанников с принципом обоснованного выбора профессии с учетом интересов, способностей и особенностей современного рынка труда.

Задачи проекта:

•Выявление интересов, склонностей, способностей воспитанников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности.

•Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.

•Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

•Формирование активной жизненной позиции, позитивного отношения к труду и навыков межличностной коммуникации.

 

Гипотеза:

Если комплексно оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения воспитанников, то это может стать фактором, способствующим формированию ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в  их будущей профессиональной деятельности.

Новизна проекта состоит в создании условий для повышения эффективности профориентационной работы через  комплексное организационно-психолого-педагогическое сопровождение и применение инновационных технологий по основным направлениям  системы профориентационной работы.

Основные принципы профориентационной работы

  • Принцип сознательности в выборе профессии.
  • Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям воспитанника и потребностям общества.
  • Принцип активности: воспитанник сам активно выбирает профессию.
  • Принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности.

Этапы реализации проекта:

1 этап с сентября 2013г. по декабрь 2013 г.

  • Определение основных идей проекта: цели, задач, ожидаемых результатов
  • Разработка проекта, подготовка инструментария
  • Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии
  • Мониторинг знаний воспитанников о профессиональном самоопределении

- тест «Профессиональная готовность»

- анкета «Я и будущая профессия»

2 этап: с января 2014г. по июль 2014г.

  • Реализация программы по профессиональному самоопределению «Пути к профессии»
  • Организация  работы по допрофессиональной и профессиональной подготовке воспитанников согласно утвержденному плану совместной работы ТОГБОУ СПО «Индустриально-промышленный техникум» и ТОГБОУ «Детский дом им. А.В. Луначарского»
  • Организация встреч с представителями различных профессий
  • Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами
  • Проведение экскурсий на предприятие и в учебные заведения области.
  • Организация экскурсий и встреч со специалистами ЦЗН.
  • Творческая игра «О какой профессии я мечтаю».
  • Тематический вечер «И сила рук и сердца жар отдай земле , где ты родился».
  • Конкурсы:
  • • декоративно-прикладного творчества;
  • • рисунков "Радуга профессий";
  • • сочинений "Моя будущая профессия";
  • •  компьютерных презентаций "Иллюстрации к профессии»;
  • • "Юные модельеры"
  • Неделя профориентации
  • Информационно-методические дни:
  • • "Профессии на все времена";
  • • "Выбор профессии – дело серьезное";
  • • " Календарь профессий»;
  • • "Сотвори своё будущее"

 

3 этап:  с августа  2014 г. по декабрь 2014 г.

  • Реализация программы по профессиональному самоопределению «Пути к профессии»
  • Круглый стол «Моё профессиональное право»
  • Обеспечение участия воспитанников в работе Дня открытых дверей с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда
  • Проведение диагностики по выявлению интересов воспитанников.
  • Проведение тестирования и анкетирования воспитанников с целью выявления профессиональной направленности.
  • Обсуждение опыта работы на форуме в сетевом сообществе «Образовательная Галактика Intel»

Ожидаемые результаты

  • Создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
  • Формирование знаний воспитанников о специфике современного рынка труда и его развитии.
  • Формирование у воспитанников адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии.
  • Принятие воспитанниками осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения.
  • Увеличение количества воспитанников, поступивших в ВУЗ.

 

 

Выводы

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, отличаются мобильностью, динамизмом, физическим здоровьем, обладают чувством ответственности за судьбу страны. Вот что побуждает меня быть в постоянном поиске новых программ, технологий и методов воспитания наших детей. Словом и делом убеждаю воспитанников в необходимости повышения конкурентоспособности, доказывая, что более успешного и верного пути в современном мире просто не существует. Только высокоинтеллектуальные, здоровые, не боящиеся работы, сильные духом люди смогут выжить, постоять за себя, защитить своих близких и, в конечном итоге, быть полезными обществу, стране. У трудолюбивых и профессионально-грамотных людей есть будущее. Значит, есть будущее и у нашей России.

 

Источники

  • Галишникова М. Этапы профессионального самоопределения подростков / Галишникова М. // Прикладная психология и психоанализ. №2. М., 2006. – С. 59-64.
  • Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М.: Педагогика, 1990.-160 с.
  • Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Методическое пособие. / Под редакцией Байбородовой Л.В. – Яр., издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,1999. – 67 с.
  • Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Первое сентября, 2004. – 196 с.
  • Сазонов А.Д., Калугин Н.И., Менщиков А.П. и др. Профессиональная ориентация молодежи.– М.: Высшая школа, 1989. – 272 с.  
  • Образовательный портал. Электронный журнал «Экстернат РФ»
  • Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»
  • Центр тестирования и развития. Профориентация: Кем стать

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн