«Чтобы сделать что-нибудь великое,
нужно все силы души устремить в одну точку».
Л. Толстой
Стихийность выбора профессии нередко приводит к неудовлетворенности человека своим существованием, работа становится в тягость, непосильным бременем. Экономические реформы в России обусловили увеличение численности неработающей молодежи. В настоящее время организации и предприятия трудоустраивают воспитанников детских домов неохотно, осторожно и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
Анализируя проблемы, было выявлено:
•отсутствие у воспитанников-выпускников способностей к профессиональному самоопределению и способностей ориентации в условиях современной экономической ситуации;
•невладение способами изучения своих индивидуальных, личностных возможностей в соответствии с избираемой профессией;
•отсутствие у большинства воспитанников навыков работы с информацией;
•изначально потребительская позиция по отношению к окружающей действительности.
Цель проекта:
Сформировать представление о профессиональном самоопределении, ознакомить воспитанников с принципом обоснованного выбора профессии с учетом интересов, способностей и особенностей современного рынка труда.
Задачи проекта:
•Выявление интересов, склонностей, способностей воспитанников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности.
•Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.
•Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
•Формирование активной жизненной позиции, позитивного отношения к труду и навыков межличностной коммуникации.
Гипотеза:
Если комплексно оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения воспитанников, то это может стать фактором, способствующим формированию ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в их будущей профессиональной деятельности.
Новизна проекта состоит в создании условий для повышения эффективности профориентационной работы через комплексное организационно-психолого-педагогическое сопровождение и применение инновационных технологий по основным направлениям системы профориентационной работы.
Основные принципы профориентационной работы
- Принцип сознательности в выборе профессии.
- Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям воспитанника и потребностям общества.
- Принцип активности: воспитанник сам активно выбирает профессию.
- Принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности.
Этапы реализации проекта:
1 этап с сентября 2013г. по декабрь 2013 г.
- Определение основных идей проекта: цели, задач, ожидаемых результатов
- Разработка проекта, подготовка инструментария
- Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии
- Мониторинг знаний воспитанников о профессиональном самоопределении
- тест «Профессиональная готовность»
- анкета «Я и будущая профессия»
2 этап: с января 2014г. по июль 2014г.
- Реализация программы по профессиональному самоопределению «Пути к профессии»
- Организация работы по допрофессиональной и профессиональной подготовке воспитанников согласно утвержденному плану совместной работы ТОГБОУ СПО «Индустриально-промышленный техникум» и ТОГБОУ «Детский дом им. А.В. Луначарского»
- Организация встреч с представителями различных профессий
- Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами
- Проведение экскурсий на предприятие и в учебные заведения области.
- Организация экскурсий и встреч со специалистами ЦЗН.
- Творческая игра «О какой профессии я мечтаю».
- Тематический вечер «И сила рук и сердца жар отдай земле , где ты родился».
- Конкурсы:
- • декоративно-прикладного творчества;
- • рисунков "Радуга профессий";
- • сочинений "Моя будущая профессия";
- • компьютерных презентаций "Иллюстрации к профессии»;
- • "Юные модельеры"
- Неделя профориентации
- Информационно-методические дни:
- • "Профессии на все времена";
- • "Выбор профессии – дело серьезное";
- • " Календарь профессий»;
- • "Сотвори своё будущее"
3 этап: с августа 2014 г. по декабрь 2014 г.
- Реализация программы по профессиональному самоопределению «Пути к профессии»
- Круглый стол «Моё профессиональное право»
- Обеспечение участия воспитанников в работе Дня открытых дверей с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда
- Проведение диагностики по выявлению интересов воспитанников.
- Проведение тестирования и анкетирования воспитанников с целью выявления профессиональной направленности.
- Обсуждение опыта работы на форуме в сетевом сообществе «Образовательная Галактика Intel»
Ожидаемые результаты
- Создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
- Формирование знаний воспитанников о специфике современного рынка труда и его развитии.
- Формирование у воспитанников адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии.
- Принятие воспитанниками осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения.
- Увеличение количества воспитанников, поступивших в ВУЗ.



Выводы
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, отличаются мобильностью, динамизмом, физическим здоровьем, обладают чувством ответственности за судьбу страны. Вот что побуждает меня быть в постоянном поиске новых программ, технологий и методов воспитания наших детей. Словом и делом убеждаю воспитанников в необходимости повышения конкурентоспособности, доказывая, что более успешного и верного пути в современном мире просто не существует. Только высокоинтеллектуальные, здоровые, не боящиеся работы, сильные духом люди смогут выжить, постоять за себя, защитить своих близких и, в конечном итоге, быть полезными обществу, стране. У трудолюбивых и профессионально-грамотных людей есть будущее. Значит, есть будущее и у нашей России.
Источники
- Галишникова М. Этапы профессионального самоопределения подростков / Галишникова М. // Прикладная психология и психоанализ. №2. М., 2006. – С. 59-64.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М.: Педагогика, 1990.-160 с.
- Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Методическое пособие. / Под редакцией Байбородовой Л.В. – Яр., издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,1999. – 67 с.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Первое сентября, 2004. – 196 с.
- Сазонов А.Д., Калугин Н.И., Менщиков А.П. и др. Профессиональная ориентация молодежи.– М.: Высшая школа, 1989. – 272 с.
- Образовательный портал. Электронный журнал «Экстернат РФ»
- Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»
- Центр тестирования и развития. Профориентация: Кем стать
|