Вы не зарегистрированы

Авторизация



Электронные таблицы. Урок ФГОС в 7 классе

Фото пользователя Александр Петрович Петухов
Submitted by Александр Петрович Петухов on Fri, 13/02/2015 - 14:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Петухов А.П.
Место работы, должность: 

МБОУ Куженерская средняя общеобразовательная школа №2

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 

Формировать навыки обработки числовой информации на основе вычислительных таблиц.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Босова Л.Л.

Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса, 2013 г.

Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 7 класса, 2013 г.

Используемая методическая литература: 

Босова Л. Л., Босова А. Ю.

Информатика и ИКТ. 5–7 классы : методическое пособие

Используемое оборудование: 

Компьютер учителя, проектор, интерактивная доска, компьютерный класс, локальная сеть класса.

Используемые ЦОР: 

Демонстрация, подготовленная в Smart Notebook, презентация «Электронные таблицы», лист самоанализа, практическая работа «Знакомство с электронными таблицами».

Краткое описание: 
<p>В разделе &laquo;Информационное моделирование&raquo; данный урок является тринадцатым. На уроке учащиеся получат первоначальные сведения об электронных таблицах и выполнят небольшую практическую работу, связанную с вводом данных в таблицах.&nbsp; Этому уроку предшествовали темы: &laquo;Табличные информационные модели&raquo;, &laquo;Табличное решение логических задач&raquo; и &laquo;Вычислительные таблицы&raquo;. За данным уроком последует блок практических работ, посвященных форматированию таблицы, использованию вычислительных формул и созданию наглядных форм представления информации на основе табличных данных.</p>

Задачи урока. Образовательные:

  • получить первоначальные сведения о табличных процессорах;
  • учиться размещать и редактировать данные в электронных таблицах.

Задачи урока. Развивающие:

  • учиться высказывать предположения, обобщать, выделять главное, делать выводы;
  • учиться соотносить цели и результаты своей деятельности;
  • развивать навыки самоанализа, самоконтроля; учиться определять степень успешности;
  • учиться произвольно и осознанно овладевать общими приемами работы в электронных таблицах

Задачи урока. Воспитательные:

  • формировать аккуратность в работе, трудолюбие;
  • учиться слушать и слышать других.

Этапы урока

  • Организационный момент
  • Проверка домашнего задания
  • Формулирование проблемного вопроса (темы) урока
  • Формулирование задач урока
  • Этап усвоения новых знаний
  • Физкультминутка
  • Выполнение практической работы
  • Домашнее задание
  • Прогнозирование  следующих этапов работы
  • Рефлексия

Этап урока

Содержание урока

Формирование УУД

1

Организационный момент

Самоорганизация, подготовка рабочего места.
Приветствие учителя.

Приложение 1, слайд 1. Здравствуйте, ребята. Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный  учёный Аль- Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Личностные:
освоить роль ученика.

Регулятивные:
организовать свое рабочее место.

2

Проверка домашнего задания

Фронтальный вопрос:
Что надо вам было выполнить к этому уроку?

Ожидаемый ответ:
В качестве ДЗ у нас была практическая работа 7, задание 2.   Работа расположена на школьном сайте. Работу сдать в электронном виде на электронный ящик учителя.

Результат выполнения:

Учитель проводит анализ выполнения практической работы. Приложение 1, слайд 2. Один учащийся у доски выполняет задания из практической работы – выбирает и располагает правильные формулы по ячейкам таблицы. Учитель вместе с учениками контролирует правильность выполнения работы.

Приложение 1, слайд 3. Учащиеся выполняют самооценку (успешность выполнения домашнего задания). Используют Приложение 2. Лист самоанализа. Тележка №1: заполняют тележку грузом (большая кучка – задание выполнено правильно; маленькая кучка – в задании допущены ошибки; пустая тележка – задание не выполнялось или выполнено неправильно)

Регулятивные:
выполнять самоконтроль - определять степень успешности выполнения задания.

Коммуникативные:

строить связное монологическое высказывание; слушать и слышать других.

 

3

Формулирование проблемного вопроса (темы) урока

Приложение 1, слайд 4. На экране вербальная модель:

Продуктовый магазин "Молочник" в январе месяце реализовал: молока - 36 упаковок,  сметаны - 45, сливки - 12, снежок - 47, кефира - 46 упаковок, творога - 28 кг., йогурта - 50 пачек, биойогурта - 56 упаковок.  Определите полную выручку магазина, если известны следующие  цены на продукты в январе: молоко - 39 руб., сметана - 58,5 руб., творог - 125,5 руб., йогурт - 12 руб., сливки - 30 руб., кефир - 22,5 руб., биойогурт - 25 руб.,  снежок - 23 руб.

Фронтальный вопрос:
Как вы думаете, можно ли представить эту информацию более наглядно?

Ожидаемый ответ:

Представить в виде таблицы.

Учитель по ссылке открывает табличную модель (приложение 5) и предлагает учащимся определить полную выручку магазина (разрешая пользоваться калькулятором). Параллельно с классом вносит в ячейки D2:D9 формулы и получает внизу результат – полную выручку магазина.

 Фронтальный вопрос:

Почему я получил ответ быстрее вас?

Ожидаемый ответ:

Вариант 1: Потому что вы сосчитали ответ на компьютере. (В этом случае учитель должен ответить: «Но ведь ваш калькулятор – это тоже компьютер, просто маленький»).

Вариант 2: Потому что вы использовали специальную программу.

Фронтальный вопрос:
Сможете ли вы сказать, как называются такие программы?

Ожидаемый ответ:
Эксель, Электронные таблицы.

Учитель: А теперь давайте сделаем вывод. Если наша модель содержит большое количество числовых данных, то такую модель удобнее обрабатывать в специальной программе. Такие программы называются электронными таблицами.

На основе этих наблюдений учитель просит обучаемых самостоятельно сформулировать тему урока.

Ожидаемый результат:
«Электронные таблицы»

Учитель просит озвучить тему урока. Выводит на экран предполагаемый вариант (приложение 1, слайд 5).

Регулятивные:
высказывать предположения на основе наблюдений;
формулировать вопрос (проблему) урока.

Коммуникативные:

уметь высказывать свою точку зрения - строить связное монологическое высказывание; слушать и слышать других.

 

4

Формулирование задач урока

На основе выполненных наблюдений учитель просит обучаемых самостоятельно сформулировать задачи (задачу) урока (учитель дает подсказки: «Познакомиться…», «Получить первоначальные сведения…».

Ожидаемый результат:

- получить первоначальные сведения об электронных таблицах.

Учитель просит озвучить задачи (задачу) урока. Выводит на экран предполагаемый вариант.

Регулятивные:
формулировать задачи урока.

Коммуникативные:

уметь высказывать свою точку зрения - строить связное монологическое высказывание; слушать и слышать других.

5

Этап усвоения новых знаний

Презентация «Электронные таблицы» (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/gl2/8.php). Слайд 1.

Для автоматизации обработки данных, представленных в табличной форме, используются специальные программы, которые называются электронными таблицами или табличными процессорами.

Презентация. Слайд 2.

Мы с вами познакомимся с электронной таблицей Excel (внешний вид окна приложения).

Презентация. Слайд 3.
Окно этой программы содержит стандартную строку заголовка, строку меню и панель инструментов.

 Презентация. Слайд 5.
Документ, который мы создаем и сохраняем в программе Excel, называется книгой.

Презентация. Слайд 6.
Книга состоит из отдельных листов. По умолчанию листов в книге 3, но листы можно добавлять и удалять ненужные.

Презентация. Слайд 7.
Листы можно перелистывать, как в обычной книге.

Презентация. Слайд 8.
Основная часть окна табличного процессора – рабочий лист. Он содержит 256 столбцов и 65536 строк.

Презентация. Слайд 9.
Столбцы обозначаются латинскими буквами, строки – числами.

Презентация. Слайд 10.
На пересечении строки и столбца  находится ячейка.

Презентация. Слайд 11.
Каждая ячейка имеет имя (адрес), которое образуется из имени столбца и номера строки.

Презентация. Слайд 12.
Расположенные рядом ячейки образуют диапазон.

Презентация. Слайд 13.
Когда задают диапазон, указывают  адреса его крайних ячеек.

Презентация. Слайд 14.
Важным элементом электронной таблицы является табличный курсор (выделенный прямоугольник). Его можно поместить на любую ячейку.

Презентация. Слайд 15.
Ячейка таблицы, в которой находится табличный курсор, называется активной ячейкой.

Презентация. Слайд 16.
В ячейку можно записать число, текст или формулу. Обратите внимание: запись формулы начинается со знака «=».

Презентация. Задание 1.
Учащиеся в рабочей тетради выполняют номер 43. Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске.

 

6

Физкультминутка

Обучаемые вместе с учителем выполняют упражнения для разминки: кисти рук, плечевой пояс, шея, глаза.

Личностные:
установка на здоровый образ жизни.

7

Практическая работа

Приложение 1, слайд 6.

Учитель: “Недостаточно овладеть премудростью,

Нужно так же уметь пользоваться ею” (Цицерон). Как вы думаете, почему я вывел на экран эту фразу?

Ожидаемый результат:

Наши знания мы должны закрепить практически.

Учащиеся занимают рабочие места за ПК, получают с Общей папки файл с практической работой, выполняют работу.

 

Познавательные:

проводить анализ вербальной модели; преобразовывать информацию из вербальной модели в табличную.

Коммуникативные:

уметь высказывать свою точку зрения - строить связное монологическое высказывание; развивать навыки сотрудничества - слушать и слышать других.

8

Домашнее задание

Приложение 1, слайды 7,8,9. Выполнить Практическую работу №8 (приложение 3). Работа находится на школьном сайте. Сдать в электронном виде на почтовый ящик учителя. Учитель кратко объясняет ход выполнения работы.

Регулятивные:
организовать запись задания в дневники

 

9

Прогнозирование  следующих этапов работы

Фронтальный вопрос:
Мы с вами научились преобразовывать информацию из вербальной модели в табличную. Как вы думаете, можно ли эту же информацию представить более наглядно?

Ожидаемый ответ:
Можно построить диаграмму.

Приложение 1, слайд 10.

Регулятивные:
высказывать предположения на основе наблюдений.

Коммуникативные:

уметь высказывать свою точку зрения - строить связное монологическое высказывание.

10

Рефлексия

Учащиеся заполняют лист самоанализа (приложение 2) – пункты 2,3,4,5

Регулятивные:
осуществлять познавательную и личностную рефлексию; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности своей работы.

Прикрепленный файлSize
Электронные таблицы.rar957.32 KB

»  Размещено в сообществах: