Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проект "Музыкально - звуковой калейдоскоп".

Фото пользователя Елизавета Павловна Быстрова
Submitted by Елизавета Павловна Быстрова on Fri, 13/02/2015 - 22:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Быстрова Елизавета Павловна.
Место работы, должность: 

МБДОУ "Детский сад № 28 комбинированного вида" Гатчинского района.

Музыкальный руководитель Быстрова Елизавета Павловна.

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Предмет(ы): 
Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Музыка
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Русский язык
Предмет(ы): 
Физическая культура
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Медицинский работник
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p>Знакомство детей с музыкальными инструментами, их внешними признаками, тембром звучания, способами звукоизвлечения. Знакомство с элементарной нотной грамотой. Различение шумов и музыкальных звуков.</p>

Проект музыкального руководителя МБДОУ № 28

 Быстровой Елизаветы Павловны.

 

 

 

 

 

 «Музыкально – звуковой  калейдоскоп».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта:

 

 

Тип  проекта:   Экспериментально-творческий.

Образовательные области: музыка, познание, коммуникация, социализация.

Участники:  дети  подготовительной группы, воспитатели, родители, педагоги-специалисты.

Актуальность проекта:

  В настоящее время  возникает необходимость в новых подходах к воспитанию и образованию дошкольников. Умение видеть, слышать и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно - музыкального вкуса, творческой активности, воспитывает целеустремленность, дает возможность творческой самореализации личности ребёнка, обогащает ребёнка более прочными  и широкими знаниями о музыке. А самое главное – дети очень любят музицировать и часто просят меня заняться этим видом деятельности.

цель проекта: 

Приобщение  детей средствами музыки к  искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой личности и инициативы.

Возраст 6-7 лет.

Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах музыкального искусства.

Задачи:

  1. Обогатить образовательный процесс,  предметно-развивающую среду и самостоятельную деятельность детей музыкой.
  2. Поощрять проявление творческой инициативы и активности детей в играх, желание участвовать в праздниках, концертах.
  3. Побуждать детей самостоятельно организовывать собственную музыкальную деятельность, как в детском саду, так и дома.
  4. Совершенствовать умение слушать музыку, эмоционально откликаясь на неё. Воспитывать культуру слушания музыки, развивать музыкальную память.
  5. Развивать музыкальные способности у детей.

Основные дидактические принципы проекта:    доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет интересов детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: совместная образовательная деятельность в ходе режимных моментов;  деятельность детей организована на добровольном участии воспитанников, с учётом  их интересов и предпочтений.

Проект предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации деятельности детей.

Работа с воспитателями: Использует ли воспитатель предложенную музыку в процессе режимных моментов:

  1. Утренние часы, 2- Укладывание спать, 3- Прогулка, 4- гигиенические процедуры,
  2.  5- занятия, 6- самостоятельные игры детей в музыкальном уголке.

 

Ресурсное обеспечение.

Материально-техническое

Информационно-методическое

кадровое

синтезатор, детские музыкальные инструменты, большой телеэкран, музыкальный зал, пианино, музыкальный центр, ноутбук, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы. Музыкальная литература, периодическая печать.

Музыкальный руководитель, воспитатели, логопед, психолог, инструктор по физкультуре.

Риски и пути их преодоления.

Недостаточное использование музыкальных записей в совместной деятельности детей и воспитателя, самостоятельной деятельности детей.

Оснащение предметно-развивающей среды, консультации для воспитателей и совместное планирование.

Недостаточное наличие фонограмм.

Приобретение дисков с музыкой и самостоятельная запись на диски из интернета.

Ожидаемые результаты:

Дети:  положительная динамика в развитии интереса к музыке композиторов – классиков и современных композиторов.

Развитие музыкальных способностей.

Развитие интереса к музыкальной деятельности.

Расширение и углубление знаний о музыкальных инструментах и нотной грамоте.

Родители: Повышение интереса к музыкальной деятельности детей.

Воспитатели: Стремление более активно использовать музыку в педагогическом процессе.

Анкетирование родителей:

  1.  Вспоминает ли о прослушанной музыке?
  2. Есть ли привязанность к определённому композитору?
  3. Как реагирует на музыку разного характера?
  4. Выражает ли внешне своё настроение?
  5. Есть ли дома музыкальные инструменты, и пытается ли играть на них?
  6. Отражает ли ребёнок музыку в танце, в игре или в рисунке?
  7. Поет ли дома самостоятельно или вместе с взрослыми?

Итоговые  мероприятия:

  1.  Открытый показ встречи детей с музыкальным руководителем  для педагогов детского сада.
  2.  Открытый показ с участием родителей: «Мастер класс».

 

Примерный план проекта

Тема

Содержание

1.

Беседа  «Где живут звуки?»

С использованием

нетрадиционных

музыкальных инструментов   – самоделок.

 

Слушание фонограмм с записями различных шумов. Игра « Угадай кА».

 

 

Слушание фонограммы:

«Звуки  леса».

 

 

Изготовление с детьми совместно с родителями: барабанчиков из коробочек от кофе, у которых одно донышко звучит звонко, потому что, металлическое. А крышка у барабанчика сделана из пластмассы и звучит тихо. Детям предлагается исследовать звук с помощью молоточков. Из барабанчика, заполнив его косточками и крупой, дети делают маракасы. Дети самостоятельно решают, какой использовать наполнитель и исследуют звучание. С этими инструментами  дети организуют  ударно – шумовой оркестр.

Музыка: «полянка», «Калинка», «Я на горку шла».  

На земле живёт много разных звуков, мы всегда их слышим: это шорохи, хруст и скрип веток, журчание воды в водоёме, стрекотание насекомых. Они называются звуки-шумы.

Чтобы их услышать, нужно только внимательно прислушаться ко всему, что происходит вокруг нас. Все что движется вокруг, издает какие либо звуки, шумы. И даже самые слабые звуковые волны воздействуют на нас помимо нашей воли. Как бы мы не хотели их слышать, мы их всё равно слышим.

Шум может быть приятным или неприятным, всё зависит от того, какое у нас в данный момент настроение. Многие музыкальные инструменты научились подражать им. Например, трещотки (стрекотание), погремушка (шум леса)…

Но на земле живут не только звуки – шумы, но есть еще Звуки речи. Они то и складываются в различные слова.

Стихи В.Д. Королёвой: Все на свете дети знают, звуки разные бывают.  Журавлей прощальный клёкот, самолёта громкий рокот. Гул машины во дворе, лай собаки в конуре, стук колёс и шум станка, тихий шелест ветерка. Это – звуки шумовые. Только есть ещё другие. Не шуршание, не стуки – музыкальные есть звуки.

Вопросы: Какие звуки вы слышали? Какое настроение у вас сейчас? О чём вы думали, слушая музыку леса? Она успокаивающая? Давайте нарисуем музыку. Дать детям всё для рисования.

2.

Царство музыки.

 

Песня «Царица – музыка».

 

Беседа о регистрах.

 

Музыкальные инструменты: пианино, аккордеон,  металлофон, синтезатор, триола. Детям предлагается выбрать по желанию инструмент  и сыграть на нём загадку для других детей.

 

Музыкальный букварь: Птица и птенчики, Качели.

 

 

Что такое лад: мажор и минор. Рассказ музыкального руководителя.

Самые красивые на свете – музыкальные звуки. Они создают настроение, могут сделать нас радостными и печальными. Они живут в сказочном мире. Сегодня мы будем разучивать песню «Царица – музыка» и постараемся попасть в царство музыки.  «Жила-была царица, царица, царица. Прекрасная царица – волшебница! Музыкой звалась она, звалась она, звалась она. Прекрасная  царица – волшебница! Её строгие министры называются регистры. Её подданные, слуги – музыкальные звуки». Слова и музыка Быстровой Елизаветы Павловны.

Музыкальные звуки бывают очень разные: высокие, средние и низкие. Высокими звуками управляет высокий министр – регистр, средними – средний, а самыми низкими управляет низкий регистр, коротышка – толстячок. Будем с вами отгадывать, какой регистр открывает дверь в музыкальное царство? Дети с помощью жеста показываю высоту звуков, пропевают их.

Лад – это порядок в царстве музыки. Все звуки живут дружно, в согласии. Мажор – светлый, уверенный, твёрдый. Минор – лёгкий, с оттенком грусти.

«Мажор и горюшка не знает, минор всё время унывает».

Извлечение звуков на разных инструментах, определение их высоты, определение регистра. Дети поют и играют песенки из музыкального букваря. Показать устройство пианино, раскрыть низ, показать струны толстые и тонкие. Как звучат струны? Высказывания детей.

3.

Беседа: Из чего состоит музыка?

 

Кто в музыкальном царстве её сочиняет?

 

Портреты знакомых композиторов: Глинка, Чайковский, Кабалевский, Бетховен, Шуман.

 

Использование иллюстраций к знакомым музыкальным произведениям.

Музыкальный звук не живёт один, иначе было бы очень скучно. Звуки складываются в музыкальную речь: слова, фразы и целые музыкальные рассказы. В музыкальном царстве кроме министров есть еще и композиторы, которые сочиняют музыку. Вспомним. Каких композиторов мы с вами знаем? Дети называют. Музыкальный руководитель показывает портреты. Игра: Узнай произведение, назови композитора. Использовать иллюстрации к знакомым произведениям.

 

А какие произведения вы хотели бы отразить в танце или игре? Дети называют.  Предложить детям на выбор следующие предметы для движений: ленточки, цветы, платочки, музыкальные молоточки.

По подгруппам дети показывают творческие танцевальные этюды.  Положительная оценка.

4.

«Нотоносец – нотный дом» Вступительная беседа: « Для чего нужны ноты?  Где они живут? Как звучат?

 

 

 

 

 

Моделирование простейших мелодий  способом выкладывания нот на фланелеграфе. Понятие о тактовой черте и репризе – знаку повторения.

 

 

Игра: « Учимся читать ноты».

Дать детям карточки с нотами простейших песенок. Дети сначала поют  песенку, называя ноты. Потом играют, на каком либо мелодическом инструменте.

 

 

Игра «Живые нотки».

Дети наряжаются нотами. Используются шапочки на голове или карточки, к которым прикреплена тесьма. Такая карта крепится на шее и висит на груди. Детям предлагается подвигаться поскоками под любую польку. Как только музыка заканчивается, дети останавливаются и слушают мелодию песенки, состоящей из нот, в которые они наряжены. Нужно построиться в таком порядке, чтобы эта песенка была видна. Тогда её смогут  прочитать дети, наблюдающие за игрой. Затем роль ноток исполняют другие дети. 

Музыкальные звуки мы слышим, но как их увидеть и прочитать?  Ответы детей. Для этого были придуманы ноты. Ноты располагаются на пяти линейках. Это = нотоносец. В нашей музыкальной сказке это будет нотный дом. Давайте споём песенку про нотный дом. Музыкальный руководитель выставляет фланелеграф в форме домика. Слова и музыка песен: Быстровой  Елизаветы Павловны.

Перед нами нотный дом: 5 линеек в доме том открывается ключом.  Есть и крыша, и крылечко, этажи, окошки. И живут здесь человечки – маленькие крошки. Там и тут они живут, нотками их все зовут.

Песенка про скрипичный ключик:

Я ключик скрипичный, вполне симпатичный. Вам, ребята, поскорей в нотный дом открою дверь. ( Прикрепить ключ на фланелеграф). Предложить детям волшебным карандашом нарисовать ключ. Сосчитать линейки. Это этажи. А между линейками – окошки. Расположить ноты звукоряда.  Показать, что в доме есть крылечко – дополнительная линейка. На ней поселилась нота ДО.

Песенки про нотки: 1- До на маленькой линейке, симпатична и скромна. Поселилась на крылечке и живёт совсем одна. 2- Нота РЕ внизу висит, страшно ей, она дрожит. Ухватилась за карниз и всё время смотрит вниз. 3- На линейке первой длинной Ми уселась важно, чинно. Здесь всегда она живёт, песню нежную поёт. 4- Нота ФА в окно глядит, между первым и вторым этажом сидит.5-Нота СОЛЬ, как солнышко ясна. Всем ребятам нравится она!  На линеечку вторую поселилась, пела песни здесь и веселилась. 6- Песню звонкую свою нота ЛЯ запела. Между третьим и вторым этажами села. 7- На линейке третьей нота СИ живёт, очень нежно песенку нам она поёт. 8- ДО высокая в окошке. Вместе с ней споём немножко.  Дети слушают, как звучат ноты, поют их, находят на клавиатуре пианино и синтезатора, а также на металлофоне. Игры: Угадай-ка, что звучит? Этот материал включается в несколько занятий и закрепляется.

Песенки: «Гармошка», «Спите, куклы», «Качели», «Василёк», «Весёлые гуси» и другие.

 Дети учатся играть и петь по нотам простейшие мелодии на пианино, синтезаторе, металлофоне, ксилофоне, триоле.

5.

Знакомство с длинными и короткими звуками, их изображением. Понятие РИТМ. Моделирование ритмических цепочек.

 

 

 

Использование интерактивной доски: Узнай песенку по ритму.

 

 

Где, чей домик?

Звуки бывают длинными и короткими. Если хлопнуть в ладоши так, чтобы они отскочили друг от друга, как от горячей печки, получится короткий звук.  Он изображается на нотоносце так. (Показ). На что похож короткий звук? Дети придумывают: капельку дождя, стук копыт, стук падающего камешка. Когда мы слышим длинный звук, разводим ладошки медленно, как бы натягиваем резинку. Длинный звук тянется. Он изображается так  (Показ на фланелеграфе). Кроме ладошек нам будет помогать дирижёрский жест (показ). Детям предлагаются такие задания: Заинька-зайка, маленький зайка. Мы идём с цветами к нашей милой маме и другие.

1-На доске изображены ритмические цепочки и картинки к песням: кошечка, 2 гуся, петушок, заинька-зайка. Ребёнок подводит пальчиком картинку к нужной цепочке.

2-На доске 4 разных домика и 4 игрушки: лиса, волк, заинька, медвежонок. Звучит музыкальный фрагмент. Ребёнок слушает музыку, определяет, чья она. Он выбирает домик, подводит пальчиком картинку к домику. Если ответ правильный, домик исчезает.

6.

Как мы сможем услышать музыку, которую сочинили для нас и записали нотами  композиторы?

 

Музыкальные инструменты.

 Способы игры на них, название, классификация: струнные, духовые, ударные.

 

Интерактивная доска:

  1. Что лишнее?
  2. Водоворот.

Используется телеэкран и носитель:  флэшка или диск с записями музыки в исполнении различных инструментов. На экране дети видят изображение данного инструмента. Закрепляется название, классификация и тембровая окраска звучания.

Струнные: скрипка, арфа, домбра, балалайка, гитара.

Духовые: Флейта, кларнет, фагот, гобой, саксофон.

Ударные: тарелки, барабаны, маракасы, треугольник, румба.

  1. Из группы представленных инструментов необходимо выбрать не входящие в эту группу, например, ударные: тарелки, треугольник, барабан, бубен. А лишние – скрипка, флейта.
  2.  Задача: распределить  присутствующие инструменты по группам.  Музыкальный руководитель: Посмотрите. Что изображено внизу доски? Дети: инструменты. Музыкальный руководитель: Как называются, как звучат, чем отличаются и чем похожи? Дети отвечают. Изображены два « водоворота».  Инструменты струнные и ударные. Внизу в квадратиках изображены скрипка, гитара, арфа, балалайка. А также металлофон, треугольник, маракас, бубен.

Дети подводят пальчиком картинку к водовороту. Если выбор правильный, картинка исчезает.

7.

 А кто же исполняет музыку, играет на музыкальных инструментах? 

Музыканты.

 

 

Струнный квартет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовое трио.

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая инсценировка песни:

  1. Лиса поёт: Я на флейте вам играю: ля, ля, ля! Ля-ля-ля! Пляшут зайки на лужайке: ля-ля-ля, ля-ля-ля!
  2. Поёт волк: На кларнете я играю: ру-ру-ру, ра-ра-ра! Пляшут зайки на лужайке до утра, до утра.
  3. Медведь поёт: На фаготе я играю: ту-ту-ту, та-та-та! В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам.

Как называют музыкантов?  Показ картинок на телеэкране: арфист, пианист, скрипач, флейтист, гитарист, ударник.  Дети учатся правильно называть музыкантов.

Слушание нескольких музыкальных фрагментов  в исполнении данных музыкантов сопровождается игрой детей на воображаемом инструменте, показом на экране картинки данного инструмента, например: соло гобоя, соло кларнета, соло фагота. Или струнных инструментов: соло скрипки, альта, виолончели.

Как объединяются музыканты?

Если играют 2 музыканта или поют 2 певца, это называется ДУЭТ.

Три музыканта объединяются в ТРИО.

Четыре музыканта – квартет. Много – ансамбль, а больше 15-ти – это уже оркестр.

Какие инструменты включены в струнный квартет? Первая и вторая скрипки, альт и виолончель. Музыкальный руководитель показывает картинки с изображением  музыкантов, в руках у которых данные инструменты.  Фонограмма: звучит струнный квартет.

Великий баснописец Крылов написал замечательную басню «Квартет». Показать на экране иллюстрацию к басне и прочитать басню.

Вопросы  к детям: На чём играл медведь? Осёл? Козёл? Мартышка? Получился у них квартет? Ответы детей. Почему?

Показать басню в малых скульптурных формах – статуэтках. Закрепить музыкантов и их инструменты.

Познакомимся с духовым трио: Флейта, кларнет и фагот. У флейты самый высокий голос, у кларнета – средний,  а у фагота низкий. Дети слушают фрагмент,  в котором звучит духовое трио.

 

Выступление детей в костюмах с игрушечными инструментами.

Игра: «Догонялки». Медведь ловит зайцев.

8:

 

 

 

 

 

 

 

9:

Результаты:

 

 

 

 

 

 

Список музыкальной литературы: произведения, сыгранные на фортепиано, или фонограммы.

Дети с заметным удовольствием  получали новые знания о музыкальных инструментах и нотной грамоте. У них значительно повысился уровень музыкальных способностей и развился интерес к музыке композиторов – классиков. А главное у детей активизировалось желание заниматься музыкальной

деятельностью.

 

1-Бетховен: «К Элизе», «Лунная соната», «Сурок».

2-Кабалевский: «Клоуны», «Походный марш», «Вальс». 3- Глинка: «Полька», «Вальс – фантазия», «Марш Черномора», романс «Жаворонок». 4- Чайковский: «Танец маленьких лебедей», «Осенняя песня», «Подснежник». 5- Шуман: «Смелый наездник», «Весёлый крестьянин», «Маленький романс».

10:

Список используемой литературы:

  1. Т. Тютюнникова «Элементарное музицирование с дошкольниками и музыкальные инструменты».
  2. Т.Н. Девятова Программа «Звук – волшебник» (Линка-прес Москва 2006год).
  3. Н.Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Москва «Просвещение» 1990год.
  4. С, Бублей «Детский оркестр» Ленинград «Музыка» 1983 год.
  5. Ветлугина «Музыкальный букварь» Москва «Музыка» 1997 год.
  6. Леонтьева Е, А, «Там, где музыка живёт» Москва «Педагогика-прес» 1994 год.
  7. Немов Р., С, «Музыкальная азбука» Саратов 1999 год.
  8. «Уроки госпожи мелодии» Москва «РОСМЭН-прес» 2001 год.
  9. Юдина Е. И. «Мой первый учебник по музыке и творчеству» Москва «Аквариум» 1997 год.
  10. Ларионова Г.П. «Я учу нотную грамоту» издательство «Олма -_Прес» 2002 год.
  11. Светличная Л.В. «Обучение нотной грамоте в детском саду и начальной школе» Т.Ц. Сфера 2004 год.
  12. М.Б. Зацепина «Развитие ребёнка в музыкальной деятельности» Т.Ц. Сфера Москва «010 год.

 

 

Приложения к проекту:

Конспекты открытых мероприятий для родителей и педагогов сада.

 

  1.  
 



Фото пользователя Людмила Анатольевна Андреева

На: Проект "Музыкально - звуковой калейдоскоп".


Спасибо, Елизавета Павловна! Ваш проект позволяет детям самостоятельно думать, творить, активно приниать участие в праздниках, развивает музыкальные способности детей.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн