Официальный сайт rosregistr 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



история русской народной игрушки

Фото пользователя Ольга Васильевна Забродина
Размещено: Ольга Васильевна Забродина - вс, 15/02/2015 - 16:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Забродина Ольга Васильевна
Место работы, должность: 

МКОУ ДОД Таловский детско-юношеский центр имени Титова Ю.Т., заместитель директора по УВР, педагог дополнительного образования 

Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 

В игровой форме познакомить с историей возникновения на Руси различных видов кукол.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
30
Используемые учебники и учебные пособия: 

Интернет-ресурсы

Используемая методическая литература: 

-

Используемое оборудование: 

ТСО (мультимедийное оборудование для демонстрации презентации, оборудование для озвучивания мероприятия), раскраски, материал для практической части (лоскутки, ленточки), платок для игры, мольберт, мини-выставка с различными старинными игрушками (обрядовые, деревянные, глиняные, из соломы ...)

Используемые ЦОР: 

-

Краткое описание: 
<p>мероприятие проходит в форме клубного занятия, ведущий - зазывала на ярмарке, который знакомит сосвоим товаром, различными игрушками.</p>

В:Солнце яркое встает
Спешит на ярмарку народ.
Отворяем ворота, 
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли, тары-бары,
Всяки – разные товары…

Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите!..

Небольшой расход,
Подходи, народ!

Разноцветные зверюшки - чудо-игрушки!

 

В: А разве вы не знаете, ребятки, чем наша деревня славится? Ну, да ладно, послушайте, я вам сейчас расскажу…

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

Давным-давно жил в нашей деревне дед Филимон, который делал игрушки-свистульки. А игрушки те были не простые, а расписные. И далеко пошла слава о них… Полюбуйтесь, как вы думаете, из чего они сделаны? (Ответы детей.)

В: Да, правильно, из глины, потому что вокруг Филимоново много оврагов, а в них разная глина: белая, красная, розовая, черная. Глина у нас мягкая, рукам послушная, лепят из нее барышень со смешным названием – «Дуры»  и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Посмотрите, какие филимоновские игрушки необычные! Их трудно спутать с какими-либо другими. У всех животных сильно вытянуты шеи, так что коровы в Филимонове похожи на жирафов, а медведи – на забавных Змеев Горынычей.

В: А знаете, почему такие длинные шеи у зверюшек? Я вам открою секрет: филимоновская глина такая, что очень быстро сохнет. Поэтому, когда мастера сушили игрушки, на них образовывались трещины, тогда приходилось им эти трещины еще раз намазывать глиной и разглаживать пальцами. И от этого шея у фигурок становилась все длиннее.

 

В: Ребята, а ну-ка угадайте, каких зверюшек любили лепить филимоновские мастерицы?

Стоит на стройных ножках,
Вся краса в рожках. (Олень)

Два бодаста,
Четыре ходаста,
Один хлестун.
Голодная мычит,
Сытая жует,
Всем ребятам
Молоко дает.(Корова)

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.(Медведь)

До того жирна, даже шея не видна,
Лежит замарашка в щетинистой рубашке,
Хвост крендельком, нос пятачком,
Ничем не больна, а все в стоне она.(Свинья)

Хитрая плутовка,
Рыжая воровка.
В лесу первая краса.
Догадались – кто?(Лиса)

С переливами поет, утром будит весь народ.

Золотистый гребешок гордо носит …  (Петушок)

Он идет такой нарядный.

Важный он такой и складный.

Все расписаны бока.

У большого …  (индюка).

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

И высокий гребешок,

Точно солнечный цветок.

Красной краскою горя,

Как корона у царя. (петушок)

 

В: Руки у филимоновских мастериц сильные, теплые и ласковые, у них и терпение есть, и глаза красивое видят. Оттого и узоры получаются такими яркими, в разноцветные полоски: красные, желтые, зеленые. Как красиво получилось у наших мастериц! Что же означают эти полоски? (Это наша земля, наше полюшко.)

В: А что растет на нашем полюшке? Правильно – рожь, пшеница, лен. Но это все без воды не вырастет. А еще в их узорах есть символ воды. (Показ на мольберте.)

В: А без чего же еще не вырастет урожай? Правильно, солнышко дает всему жизнь.

В: Солнышко – это уже более сложный узор. Есть еще другие узоры: ветвистая елочка, лучистая звездочка, яркая ягодка. Много нарядных узоров придумали филимоновские мастерицы.

Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор!

 

В: Песни, игры, хороводы,
Не выйдут никогда из моды,
Собирайся детвора,
Коль играть пришла пора.

Приглашаем детвору,
На интересную игру!

 

 

Игра «Сиди, сиди, Яша»
Дети становятся в круг, в центре сидит водящий “Яша” с завязанными глазами. Движутся в ритме хоровода и поют:
Сиди, сиди, Яша
Ты забава, наша.
Погрызи орешки,
Для своей потешки.

Руки на темь положи,
И скорее нам скажи:
Раз, два, три,
(водящий кричит) замри!

Дети разбегаются, а водящий их ищет, первый, кого он находит, будет новым водящим “ Яшей”, и игра продолжается заново.

 

В: Много игрушек на моей ярмарке! Есть и очень необычные! Вот как вы думаете, из чего делали раньше игрушки для детей? (….) Правильно. А у меня здесь есть игрушка сделанная из  муки. Кто знает, на какой праздник ее пекли и зачем? (….)

В: Игрушечница из села Хлуднева Аграфена Федоровна Трифонова вспоминает: “Помнится, как ждали и весело встречали весну. На Сороки, 22 марта пекли по домам жаворонков. Делали птичек из теста, пресного или кислого, кто побогаче из пшеничной муки, кто победнее – из ржаной. Раскатывали блинчик, крылышки с боков ножом подрезали и загибали, наводили кичку, наряжали гребешком. В спинку, гребешок и хвостик втыкали цветные бумажки, накручивая их на спичку. Глазки делали из семян конопли, из зерен гречихи из гороха. Сколько ребят в семье – каждому по одной. Соберутся деревенские ребятишки по 5-8 человек, возьмут жаворонков и пойдут на проталины закликать весну. Посадят птичек на крышу, а сами кликать начнут нараспев:
Жаворонки, жаворонки,
Летите к нам завтракать,
Хлеб-соль кушать
Жаворонок молодой,
Он на Сороки печен
И соломкой построчен,
Закрючил хвост
На великий пост
Чу-виль-виль-виль!
Поднял ножки, да пиль!"

 

В: На нашей ярмарке, мастерам комплимент,

Игрушек представлен большой ассортимент!

Для бойких мальчишек  и капушек-девчонок,

Для взрослых и всех, кто только с пеленок!

 

Как мы уже говорили, материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки, дерево и даже зола! Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.

Кроме развлечения, эти игрушки, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке, коники, коровы. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

"А во что же играли деревенские девочки?" - спросите вы. Конечно же, в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме. Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли.

 

Зайчика-на-пальчик чаще всего делали детям с трёх лет, чтобы они имели друга и собеседника. Зайчик одевался на пальчик и был всегда рядом.
 

В каждой области России были свои обрядовые куклы и традиции их создания. Каждая куколка делалась с определенной целью, для какого-либо праздника или божества, заменяя собою человека. Представляете, сколько человеческих жизней спасли эти куклы, ведь их приносили в жертву богам вместо людей! Люди верили, что кукла может быть оберегом, способна защитить от злых сил и принести счастье и здоровье. 
А чтобы сделать куклу-оберег, мастера никогда не использовали ни игл, ни ножниц; материал не резался, а рвался вручную, детали не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. Существовало и особое время для изготовления кукол. И это занятие рукоделием в «хорошее» время, особенно в зимний сезон приветствовались и нередко проводились девичьи посиделки с длинными разговорами, шутками и песнями. 

 

Вот лишь некоторые из них:
Купавка – кукла-однодневка. Купавка олицетворяла начало купаний. Делали эту куколку на крестообразной основе специально для праздника Ивана Купалы. Её наряжали в красивую женскую одежду, на руки вешали ленточки, таким образом, девушки загадывали заветные желания, и отправляли плыть по реке, а ленточки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды. 
 

Мартинички – нитяная пара куколок белого (зимнего) и красного (летнего) цветов. Использовались в обряде закликания весны. Мартинички вывешивались на ветвях деревьев, чтобы привлечь наступление тёплого сезона.
 

Масленица – большая кукла из дерева и соломы, обязательно ряженая в текстильные одежды. Её делали в конце зимы во время масленичной недели и сжигали сразу после изготовления. Сгорая, кукла заодно превращала в золу и пепел весь негатив, что накопился у людей за долгую зиму.
 

Десятиручка – помогает своему обладателю справляться с большими объёмами любой работы. Куклу изготавливали из травы, соломы или лыка, красиво оформляли, и как правило, дарили на свадьбу невесте, для того, чтобы в доме у молодой женщины всё было в порядке. 

День и Ночь – существовала на юге России, считалась оберегом жилища. Как правило, её делали под Новый год. Изготавливали из тканей тёмных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а тёмная ткань – ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером – тёмной (на ночь).  Говорили: «День прошёл, и, слава Богу, пусть так же пройдёт и ночь».

Зернушка или Крупеничка – кукла, которая символизировала достаток и благополучие в доме, была своего рода оберегом семьи. Делали эту куклу после сбора урожая. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и пояском. Если в доме было голодно, то эта кукла выручала своих хозяев – из неё брали зерно. 
 

Счастье – это маленькая куколка с очень длинной косой и поднятыми ручками. Главное в кукле – коса, которая символизирует женскую силу. Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. В центр свадебного пирога обязательно помещали березовую рогатину, украшенную фигурками жениха и невесты. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде. 

 

Стригушка. Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет. Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. Женщина давала эту куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.

 

Были и куклы -"пеленашки".Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Когда гости приходили в дом, они хвалили именно куклу, а не новорожденного, называя ее лялькой. Такие куклы мы сейчас попробуем сделать сами.(практическая работа)

В: А сейчас задам загадку,

Отгадайте-ка, ребятки!

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может — три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская... (матрешка).

Молодцы! А кто знает, откуда родом это разноцветное чудо? (Япония, так изображали божка Фукураму) Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку черного петуха. Наша красавица-матрешка в 1970 году попала даже в книгу рекордов Гиннеса! В тот год семеновские мастера-игрушечники показали на Всесоюзной выставке рукотворное чудо – 72-местную матрешку. Вы можете себе представить такую? Нет, она не была гигантом. В этом-то все и дело. Высота ее была всего метр, а диаметр полметра – вполне миниатюрная барышня.

Какой же толщины были стенки матрешки? Стенки каждой куклы просвечивали. Толщина их не превышала полмиллиметра. Нелегко было найти подходящую липу. Из 1 ствола вышло несколько самых больших кукол. Ну а все остальное делали из заготовок  другого дерева. Великое мастерство проявили и художники. Каждая из 72 кукол была со своим характером и нарядом... И очень жаль, что ее продали в той же Японии, получив за нее 3000 рублей. Деньги по тем временам хоть и большие, но матрешка-то бесценной была.

Раз уж о деньгах заговорили, открою вам коммерческую тайну. По данным экспертов, одна настоящая семеновская матрешка из 12 составляющих по цене равна одной тонне нефти. Вот только в Семенове об этом не догадываются.

                                                  (просмотр мультфильма о матрешке)

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Наша русская игрушка -

Ей не налюбуешься

И в Париже и в Нью-Йорке

Перед людьми  красуется.

И сейчас творят игрушки

Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

Наступает час прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: “До свиданья!
До приятных, новых встреч!”

Тут и ярмарки конец, 
Кто нас слушал - молодец!


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн