Вы не зарегистрированы

Авторизация



Доклад "Игровые формы работы на уроках географии"

Submitted by Наталья Николаевна Верменская on вс, 15/02/2015 - 16:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Верменская Наталья Николаевна
Место работы, должность: 

МВОУ "ВСОШ № 2 г.Зеленокумска", учитель географии

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
География
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p>В практике работы учителей географии широко распространена технология учебно-игровой деятельности. С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идёт процесс &laquo;взращивания&raquo; личности. Личностное самоопределение &ndash; это попытка самому себе ответить на вопрос, что есть &laquo;Я&raquo; в этом мире. В ходе игры ученик проявляет себя, появляется возможность открытых и полноценных взаимоотношений. Игра ценна личностной самореализацией, проживанием ролей. Происходит изменение собственного смысла, принятие нового.</p>

Доклад

на тему: «Игровые формы работы на уроках географии как фактор ситуации успеха в учебной деятельности»

 

         В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем – технологическом уровне. Разработка технологии, как составной части методики предмета, предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся. Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения, иными словами, организацию учебной деятельности школьников с чётко заданной целью и планируемыми результатами.

        В практике работы учителей географии широко распространена технология учебно-игровой деятельности. С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идёт процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение – это попытка самому себе ответить на вопрос, что есть «Я» в этом мире. В ходе игры ученик проявляет себя, появляется возможность открытых и полноценных взаимоотношений. Игра ценна личностной самореализацией, проживанием ролей. Происходит изменение собственного смысла, принятие нового.

        В игре актуализируются функции личности. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей – получением информации, обработкой некоторой системы репродуктивных умений, то в игре участник чётко ставит себе цель, отбирает целенаправленно материал, при этом он ответственен не только за своё поведение, но на нём висит груз ответственности за успех всей группы. В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало.

         Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность обучающимся преодолеть стеснительность, и благотворно сказываются на результатах обучения.

        Географическая игра наилучшим образом способствует «вживанию» в содержание изучаемого материала. В ней ярче проявляется личность учащегося, его духовное и социальное развитие. Игра в обучении географии позволяет больше использовать различные средства обучения, интегрировать знания по географии с историей, биологией, физикой, литературой. Использование игр в обучении географии решает множество задач одновременно: игры способствуют становлению творческой личности ученика, формируют умение видеть проблемы, принимать решения, развивают познавательный интерес к предмету, оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют черты характера. Учебная игра как педагогическая технология даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активны и учащиеся, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.

         Игра используется и в других формах организации учебной деятельности – лекциях, семинарах, экскурсиях. Игровые ситуации вводятся в практические и самостоятельные работы, а также в проверку и закрепление изученного материала.

         Во внеурочной работе игровые моменты эффективны во всех формах индивидуальной, групповой и массовой работы. Я стараюсь проводить различные игры и на уроках, и во время внеклассных мероприятий. Формы игр могут быть разнообразными: они могут быть рассчитаны на весь урок, элементы игры, игровые задания могут даваться учащимся на любом уроке.

         Игровые задания чаще всего я использую на этапе закрепления, такие как: «Угадай ПК по описанию», «О какой стране идёт речь», «Закончи предложения». На закрепление темы «Географические координаты» часто использую задания, типа: кто определит географические координаты объектов  ( 6 кл).

        В каком природном районе России находятся: Минеральные воды, изумруд, Волга, уссурийский тигр, болота, алмазы, дубравы, женьшень, торф, голомянка, плато Путорана. ( 8 кл.)

        На закрепление темы «Минеральные ресурсы» предлагаю ребятам расшифровать тайнопись, то есть даю текст о размещении полезных ископаемых на территории России, но вместо их названий в тексте лишь обозначения. Учащиеся, расшифровывая тайнопись, ещё раз повторяют изученный материал на уроке, но в игровой форме.

       Иногда перед тем, как начать новую тему, необходимо повторить изученный ранее учебный материал. Я предлагаю это сделать также в игровой форме. Перед изучением темы: «Внутренние воды России. Реки» в восьмом классе предлагаю учащимся поделиться на группы и выполнить задание: чья группа вспомнит больше понятий и терминов по теме «Внутренние воды» или «Река», изученных в 6 классе и объяснит их значение.

      Игровые задания возможны и при объяснении нового материала, когда учащиеся какие – то новые знания, особенно практические могут добыть сами, выполняя задания, например: Кто быстрее всех определит – Куда впадают реки? (8 кл.)

Дон, Сев. Двина, Печора, Амур, Обь, Зея, Вилюй, Иртыш, Анадырь, Колыма, Волга и т.д.

      Уроки географии переплетаются часто с другими науками. Поэтому я на своих уроках стараюсь не забывать о межпредметных связях. Как правило, ученицы очень любят решать задачи по географии. Сначала их удивляет, что на уроках географии требуется знание математики и математической логики, затем они постепенно учатся применять полученные на уроках математики знания и в географии (построение графиков, нахождение среднего арифметического, составление пропорций и т.д.). Идея такого урока появилась с целью осуществления интеграции географии и математики в игровой форме. Это может быть состязание учеников в решении задач, в конце урока составление задач и решение задач, составленных друг другом, проведение отдельного конкурса на лучшую, самую интересную задачу.

        Большим подспорьем для меня является художественная литература, особенно стихотворения. Часто на уроках я даю ребятам стихотворный текст ( в основном о природе ) и задание к нему. Например, в 6 классе « Найти в стихотворении атмосферные явления», в 8 классе на карточках раздаю стихотворения о природных районах России ( Урале, Сибири, Русской равнине, Дальнем Востоке и т.д.) и вопросы к ним: угадать по описанию из художественного текста – о какой природной зоне идёт речь; отгадать загадки: «Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, вас с ног сбивает» (ветер), «На холоде – горой, в избе – водой» (снег) и т.д. Использую творческие задания: найти стихотворения, где описаны атмосферные явления, или подобрать песни на эту же или другую тему, например; «Гидросфера».

         Поэтическое слово на уроке выполняет познавательную, развивающую и особенно воспитательную функции. Использование поэтических образов является и одним из приёмов формирования экологической культуры на уроках географии. Это оказывает благотворное влияние на душу и чувства учащихся, заново открывают им красоту родной земли, учат бережно относиться к ней. Задания с использованием художественной литературы становятся частью ролевых игр, например, на уроке «Проблемы Байкала» группа учащихся, выступая в роли литераторов, делает подбор стихотворений о проблемах Байкала и зачитывает их остальным группам.

        Удачнее всего в моей практике проходят уроки, полностью подготовленные и проведённые в игровой форме. В разных классах я стараюсь проводить всевозможные игры: КВНы, викторины, соревнования, путешествия, экскурсии, исследования, конференции и т.д. Чаще всего различные формы игры я использую на обобщающих уроках, когда действительно могут быть активными и учитель, и ученики, освоив определённую тему или раздел.

        На уроках – путешествиях, представляя себя в воображаемых незнакомых местах, глубже познают изучаемый материал, ярче представляют то, с чем знакомятся, например, в шестом классе по теме «Гидросфера», «План и карта», в седьмом классе – «Путешествие по Африке», «Путешествие по странам Евразии», «Путешествие из Ставропольского края в Антарктиду» ( 7 класс ). Цель путешествия – изучение растений и животных на остановках в долгой дороге.

      Часто уроки проходят в форме соревнований, где учащиеся делятся на команды и выполняют различные задания. В шестом классе повторение по теме «Литосфера» проходило в форме игры «Восхождение на гору».

      Обобщающий урок по Австралии в 7 – м классе проводила в форме игры «Морской бой», где команды представляли себя командой корабля и «сражались», только на игровом поле.

        В 8 классе несколько раз использовала такую форму игры, как брейн – ринг, например, по теме «Климат. Климатические условия», в 6 классе по теме «Атмосфера», где использовала задания «Закончи предложения», «Кто быстрее?», «Угадай явление по описанию», «Объясни понятие» и т.д.

       В 6 – 8 классах часто провожу уроки – соревнования : «Страны южной части Северной Америки» ( 7 класс ), Обобщающий урок по Южной Америке ( 7 класс ), «Рельеф России, полезные ископаемые» ( 8 класс ), где часто составляю задания «Найди на карте», «Назови столицу», «О какой стране идёт речь». Такой предмет, как география не может обойтись без экскурсий. Но часто на уроке мы совершаем как бы «заочные» экскурсии. Изучая в 8 классе почвы и земельные ресурсы России, я всегда обращаю внимание на личность основателя почвоведения В.В.Докучаева, совершаем своеобразную экскурсию в то время, знакомимся с важными фактами его биографии, главными тезисами его трудов о почвах России. Ребята после таких уроков узнают много о других странах и людях, населяющих эти государства. У обучающихся возникает ощущение, что они действительно совершили экскурсию, побывав в тех местах, куда возможно, они никогда не смогут поехать на самом деле. Или же им, наоборот, обязательно захочется там побывать.

        Удачнее всего в старших классах удаются ролевые игры, когда учащиеся выступают в качестве туристов или экскурсоводов, дипломатов государств на пресс – конференциях, политических экспертов на уроках – семинарах, представителей экологических организаций. Такая форма работы вызывает у старшеклассников интерес к изучаемому материалу, способствует его более прочному усвоению, развивает навыки самообразования. Уроки с использованием ролевых игр позволяют не только развивать познавательный интерес к предмету. У обучающихся появляется стремление к осознанному и глубокому изучению материала, более старательной подготовке к каждому уроку географии. Обучающиеся чувствуют себя взрослыми, способными нести ответственность за свои поступки, они начинают понимать, что от их решения многое зависит, не стесняются высказывать своё мнение, что – то доказывать, аргументировать, делать выводы. Учителю же такая форма уроков помогает охватить материал гораздо шире, чем в учебниках, причём ученицы в основном осваивают его сами. К тому же это позволяет сделать урок более увлекательным и интересным.

       Применение игр повышает качество знаний, вызывает рост интереса к предмету, приводит к появлению новых межличностных отношений, снимает напряжение и делает атмосферу урока психологически более лёгкой и благоприятной. Игра – это и возможность для учащихся проявить себя, узнать что – то, выходящее из рамок школьной программы; игры, особенно ролевые, дают возможность ученицам стать соавтором учителя на уроке и во внеурочной работе.

       Моя дальнейшая деятельность как учителя географии будет связана с освоением новых интерактивных форм и методов обучения. Игровые технологии являются частью этой системы, поэтому я, конечно же, буду продолжать работу в этом направлении, использовать на уроках новые игровые задания, готовить и проводить игры, в том числе и ролевые, чтобы добиться наибольшей заинтересованности учащихся своим предметом.

 

 

 

Прикрепленный файлSize
Игровые формы работы на уроках географ..docx22.92 KB

»  Tags for document: