Официальный сайт physbook 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Семинар-практикум «Формирование информационной грамотности младших школьников»

Фото пользователя Елена Владимировна Плотникова
Размещено: Елена Владимировна Плотникова - пн, 16/02/2015 - 14:37

Семинар-практикум «Формирование информационной грамотности младших школьников» для заместителей руководителей образовательных учреждений (НОО)

29 января 2015 г. в ЧОУ «Согласие» состоялся Семинар-практикум «Формирование информационной грамотности младших школьников» для заместителей руководителей образовательных учреждений (НОО) Верх-Исетского района.

Участников приветствовала и сопровождала на протяжении всего семинара, отвечала на вопросы, знакомила с образовательной средой директор школы Ирина Николаевна Нагибина.

Организаторы семинара познакомили участников с нормативными и методологическими основаниями формирования информационной грамотности в начальной школе и представили основные педагогические условия освоения учащимися различных способов работы с информацией. С этой зелью заместитель директора Ирина Джамаловна Савинская сделала тематическое выступление «Информирован = вооружен», педагог-психолог Елена Геннадьевна Трухина сопроводила это выступление игровыми упражнениями, позволяющими участникам актуализировать значимость точного, оперативного, грамотного обращения с информацией. В практической части семинара были представлены 20-минутные фрагменты уроков в начальных классах с 1-го по 4-й. Таким образом учителя показали единство и согласованность условий освоения детьми различных способов работы с информацией и навыков смыслового чтения.

 

 

Урок  в 1-м классе

Урок  в 1-м классе (предмет – русский язык, учитель Светлана Сергеевна Халендарова) был направлен на формирование способов находить информацию в тексте, отделять необходимую информацию от избыточной, по-разному фиксировать информацию (выделение в тексте, запись в виде текста – ответа на вопросы, таблицы, текста - сообщения, а также обосновывать необходимость определенных видов информации для решения коммуникативных и практических задач. Эти действия осваивались в рамках темы «Адрес».

Ребята работали в парах, сравнивая записи адресов на конвертах, - одна была сделана на прошлом уроке и включала один набор данных, другая была новой и содержала одну дополнительную категорию информации – страна получателя и отправителя. Первоклассники уверенно выделили маркером новую информацию и объяснили, в каких случаях она необходима, а в каких является избыточной. Нашли необходимую информацию в учебнике. Ребята поработали также с таблицей на доске, которую они, с помощью информации, найденной в учебнике, не заполняли, а освобождали от лишних, неподходящих слов (вопросы были о географическом расположении и старинных названиях России).В основной части урока ребята, объединившись в три подгруппы, создавали информационный продукт на тему «Адрес», преобразуя информацию из одной формы в другую.Например, одна группа вписывала недостающие слова в письмо, выискивая их в таблице. Другая группа на основе письма составляла таблицу, третья из текста выбирала ответы на вопросы.Каждая группа представила свой продукт классу, объяснила, что она делала.

 

Урок во 2-м классе

Урок во 2-м классе (предмет - окружающий мир, учитель Юлия Владимировна Седова) был направлен на формирование умений находить нужную и отделять ненужную для решения задачи информацию, выделять единицы информации, группировать, располагать по заданным правилам, соотносить визуальную информацию с текстовой, составлять информационное сообщение, слушать и извлекать информацию из сообщений других и распределять ее в табличной форме. В рамках темы «Животный мир материков» учащиеся создавали карты обитателей материков. Объединившись в мини-группы, ребята получили маршрутные листы, определители животных, карту материка и приступили к самостоятельному выполнению задания. Пользуясь текстом, выделили в нем названия животных, обитающих на определенном материке. Занесли найденные названия в свои индивидуальные таблицы. Нашли в конвертах изображения животных, пользуясь атласом, определили их названия, пользуясь своими отметками в тексте описания материка, выбрали подходящих и отложили тех, кто не обитает на данном материке. Наклеили изображения животных на карту (слева от карты, оставив место для растительного мира материка). Подписали на карте названия животных. Сделали записи в своих индивидуальных таблицах (вписали названия животных). Сверились с маршрутным листом и отметили все выполненные действия. Подготовили сообщение для класса. Сделали сообщение о животном мире определенного материка. Поместили созданную карту на доску. На основе выступления других групп внесли записи в свои таблицы. Собрали информацию об обитателях всех материков на доске и в индивидуальных таблицах. Высказали предположения о связи облика и поведения животных со средой обитания, поставили вопросы для решения на следующем уроке.

 

Урок в 3-м классе

Урок в 3-м классе (история, учитель Нелли Владимировна Кузнецова) был направлен на развитие умений находить, пользуясь инструкцией (маршрутным листом, алгоритмом), заданные единицы информации в различных по форме источниках (публицистический текст, художественное изображение, художественный фильм), группировать единицы информации, оценивать надежность информационных источников и достоверность информации, группировать, структурировать информацию, делать выводы на основе собранной и критически оцененной информации, ставить задачи на продолжение необходимого информационного поиска. Ребята осуществляли исследование в рамках темы «Образ первого царя Ивана IV в русской истории». Объединившись в три группы, учащиеся получили задание собрать характеристики царя Ивана IV и подготовить ответ на проблемный вопрос: являлся этот царь и его правление благом или злом для России? Одна группа исследовала научно-публицистический текст. Извлеченную из текста информацию заносили в заданную форму. Вторая группа исследовала динамичное изображение – видеоматериал, которым был фрагмент художественного фильма. Пользуясь инструкцией, ребята наблюдали проявления характера царя в жестах, движениях, мимике, позах и также переносили результаты в заданную матрицу ответов. Третья группа исследовала образ царя, созданный художником в виде портрета. Всматриваясь в статичной изображение, учащиеся искали ответы на направляющие их вопросы в инструкции – форме для сбора информации. После того, как первые результаты были получены, учащиеся сообщили их классу. Замечательно, что третьеклассники признали собранную информацию существенно не полной, не достаточной, не надежной и не объективной для того, чтобы ответить на вопрос: благо или зло.

Школьники поставили цель следующего этапа исследования – выявить не черты характера и внешние проявления царя, в его поступки, действия, которые оказали влияние на жизнь России. Информационные единицы группировали в два столбца таблицы: благо, зло. Немаловажно, что само отнесение того или иного исторического факта к «благу» или «злу» тоже требовали критического обсуждения информации. Ребята проявили, вместе с информационной компетентностью, высокую ответственность в оценочных суждений (что есть проявление нравственных качеств). Так, однозначного ответа на проблемный вопрос ребята не стали давать, объясняя это нехваткой у них как исторической информации, так и четких критериев для оценки.

 

Урок в 4-м классе

Урок в 4-м классе (предмет – математика, учитель Елена Владимировна Куцепалова). Урок в 4-м классе позволил наблюдать сформированность комплекса универсальных учебных действий, связанных с получением и переработкой информации. Все группы получили разные задания, но при их выполнении необходимо было применить одну и ту же формулу, устанавливающую отношение между расстоянием, временем и скоростью движения. Информация, необходимая для решения задач, была дана в текстовой, табличной, визуальной форме. Для решения задачи информацию необходимо было структурировать, рассчитать данные, недостающие для аргументированного ответа, преобразовать информацию, представить ее в наглядной форме. Например, одной группе надо было составить рациональный маршрут по зоопарку, позволяющий в заданный отрезок времени сделать фотографии всех животных, расположение которых и расстояния известны. Другой группе надо было сравнить скорость прыжка разных животных, пользуясь текстовыми и количественными данными, из которых можно было извлечь информацию и применить формулу для вычислений. Каждая группа готовила представление своего решения классу. Каждой группой был подготовлен отчет. Каждая группа сделала сообщение. Класс участвовал в обсуждении математических способов и способов работы с информацией, примененных при выполнении каждого задания.

 

 

При обсуждении каждого фрагмента урока с участниками семинара организаторы использовали различные приемы технологии развития критического мышления («6 почему», «похвалить+порекомендовать» и др.). Процесс подведения итогов был организован с использованием игровых психологических приемов.

Данный семинар – проявление открытости частного образовательного учреждения профессиональному сообществу района, и эта открытость была признана участниками очень ценной. Директор «Согласия», видя неподдельный интерес и благодарность участников, рассказала о педагогических принципах, планах и перспективах развития школы.

Участники извлекли важный опыт из наблюдения тематически и логически подобранных фрагментов уроков во всех классах начальной школы, позволяющих видеть процесс и результаты формирования и развития информационной грамотности.

Заместитель директора МБУ ИМЦ «Развивающее образование» Роза Хусаиновна Рахматуллина организовала подведение итогов.

Особенно ценным является вывод о том, что распространенный стереотип отождествления информационной грамотности только с компьютерной грамотностью не имеет оснований и должен быть преодолен, т.к. информационная грамотность подразумевает совокупность универсальных учебных действий с информацией, которая может быть представлена на любых, не только электронных, носителях, относиться к любому предметному, коммуникативному, практическому содержанию. Информационная грамотность – это компетентное обращение человека с информацией, а не с устройствами, позволяющими эту информацию преобразовывать, хотя данная компетенция также необходима с возрастающей актуальностью.

Участники предложили продолжать профессиональное взаимодействий в формате семинаров-практикумов и запланировали подобные мероприятия для учителей своих школ.


»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн