Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методический семинар «Образование школьников на уроке физической культуры. Мысль рождает действие»

Методический семинар

 

«Образование школьников на уроке физической культуры.

Мысль рождает действие»

 

«Мы добиваемся того, чтобы ребенок, работая, думал и,

думая работал, только при этом условии

человек может понять смысл физической культуры»

В.А. Сухомлинский

1. Актуальность проблемы.

9 лет назад молодой выпускницей педагогического колледжа, я пришла в школу…. Начался удивительный, творческий период моей жизни, вместе с детьми мы окунулись в мир физической культуры, стараясь охватить как можно больше различных движений.

Но со временем я стала замечать, что есть дети, которым было не достаточно тех методов и приемов, которые традиционно использовались на моих уроках по физической культуре, им хотелось не только механически повторять за учителем различные движения, но и найти ответы на вопрос: «А зачем? Для чего?». И тогда я впервые столкнулась с необходимостью работать с каждым ребенком, стараться показать физическую культуру не только со стороны физкультурно-спортивной направленности, но и с позиции знаний, образования.

В поисках главной идеи я старалась сделать:

Скучное – интересным!

Непонятное - понятным!

Обыденное - важным!

Моя цель не только сформировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. Воспитывать уверенность в себе, потребность осознавать, что путь к успешной будущей профессиональной деятельности лежит через образовательное начало.

Цель рождает принципы построения творческого образовательного пространства.

Их немного:

- основополагающий принцип творческого союза «учитель - ученик»;

-  принцип успешности ребёнка;

- принцип индивидуально-личностного подхода.

Вышеназванные принципы – принципы гуманистической педагогики. Они позволяют создавать необходимые условия для личностного развития ребёнка,  повышения качества его образовательных достижений, самореализации и самосовершенствования, а в дальнейшем -  успешной социализации  личности в современном обществе.

Соблюдать эти принципы легко и трудно одновременно.

Однако, обращаясь к понятию образования, мы на основе анализа наследия
Г.В.Ф. Гегеля узнаем, что
«Образование» – это приобретение образа, облика для определённой социальной роли в обществе, которую человек намерен реализовать.

Образование - необходимое условие подготовки человека к жизни.
Это процесс формирования особого уровня и стиля мышления, широкого взгляда на вещи и явления, самостоятельность позиции и главное способность к творчеству – созданию нового знания.

Несмотря на то, что образование по физической культуре, несомненно, имеет свою специфику, столь же очевидным является и то, что оно не может не содержать в себе все те общие элементы, которые характеризуют его именно как образовательный процесс, которые отличают образование от других явлений.

Ещё одним из наиболее важных общих положений, которым необходимо руководствоваться при определении содержания образования по физической культуре, является известное положение о том, что образование никогда не станет истинным, если оно не будет доведено до самообразования.

Введение нового федерального государственного образовательного стандарта предполагает изменения в традиционном подходе к уроку физическая культура, наряду с овладением привычными знаниями, двигательными умениями и навыками, современному учителю необходимо в процессе урочной деятельности уделять немалое внимание овладению умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием. На основании ФГОС, планируемыми результатами начального общего образования по физической культуре становятся следующие разделы: 1.Знания о физической культуре, 2.способы физкультурной деятельности, 3.физическое совершенствование. И если контроль за результатами третьего раздела не вызывает вопросов, то в первом и втором разделах государственного стандарта использование тетради для успешного контроля было бы неплохо.

В работе учитель постоянно сталкивается с необходимостью оценить учащихся, относящихся по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (но занимающихся в основной группе), которые не могут выполнить двигательный норматив. И как следствие происходит снижение оценки и разочарование от физической культуры как спортивно-ориентированного предмета.

Как сделать так, чтобы заинтересовать учащихся моим предметом?

Как сделать так, чтобы ребенок мог получить достаточно знаний для самостоятельной работы на уроке, чтобы не просто выполнять задания учителя, но и соотносить их со своим самочувствием и уметь контролировать нагрузку на свой организм, чтобы знания, полученные на моих уроках, использовались и в повседневности?

Я – учитель! Моя задача – связать предмет физическая культура с потребностями, возникающими в реальной жизни, заинтересовать ученика предметом, на каждом этапе обучения создать положительную мотивацию, найти индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы полнее раскрыть его как творческую личность.

Традиционно физическая культура рассматривалась как спортивно-тренировочное направление. Учителя используют дидактические методы в рамках традиционных видов спорта. Тот, кто планирует процесс обучения, решает, какие навыки полезны, а преподаватели обучают школьников, у которых нет выбора, чему и как учиться: учитель учит – ученик учится, учитель определяет содержание обучения – ученик к нему приспосабливается, учитель авторитарен – ученик несвободен, учитель – субъект обучения, а ученик – объект обучения.

Поэтому, исходя из своего опыта работы и проанализировав свою педагогическую деятельность, я выбрала для себя альтернативный подход к физической культуре как к образовательному процессу ориентированному на учащегося.

В своей работе я стремлюсь научить детей выполнять упражнения не механически, а осознанно, точно зная, для чего они их выполняют, чтобы они в какой-то момент осознали, как важно самому научиться быть здоровым и научить этому других.

Отправной точкой моей концепции служит постулат, что ребенок по своей натуре является творцом и что наиболее полезные умения, которыми он должен обладать, - это умение решать проблемы и самостоятельно добывать знания. Для этого необходимо быть гибким, творческим, находчивым, способным воспринимать критику, уметь планировать, исследовать и экспериментировать. Согласно такому подходу, дети приобретают навыки решения проблем потому, что они этого хотят, а не потому, что кто-то решил, что им это необходимо.

Я уже говорила, что основополагающим принципом моей работы является позиция, что роль учителя - быть не над учеником, а рядом с учеником. Как и Ян Амос Коменский считаю, что обучение, как и природа, должны находиться в постоянном движении вперед, продолжать, совершенствовать прежде начатое.

Контрольные функции учителя физической культуры в начальной школе традиционно сводятся преимущественно к выявлению уровня физической подготовленности по контрольным упражнениям, указанным в программе. В действительности, обучение по предмету предполагает овладение не только практическими навыками, но и теоретическими знаниями. На уроках физической культуры чаще всего знания проверяются контрольным и фронтальным опросом, правда, такая форма проверки приводит к потере урочного времени, выраженной в бездеятельности ученика на протяжении тех или иных эпизодов между выполнением задания. На своих уроках я активно использую критериальное взаимооценивание и самооценивание, акцентируем внимание на проработке вопросов, услышанных на уроке в домашнем задании по физической культуре в тетради, в составлении тестов, карты понятий.

В структуре урока критериальное самооценивание и взаимоценивание применяется в начале урока и при прохождении нового материала, на котором вводятся критерии для оценивания. Наиболее полезным способом ввести эти критерии является общее обсуждение, в котором все учащиеся и ученики приходят к единому пониманию того, что будет оцениваться, на уроке можно провести несколько проб совместного оценивания, когда ребята потренируются в применении критериев и показателей оценки и убедятся в том, что понимают их. После этого при выполнении любого двигательного действия в домашнем задании ребенок уже будет более осмысленно подходить к выполнению задания.

Задачами такого контроля являются подготовка учащихся к самообразованию, развитие у них интереса к учению, познавательных потребностей, формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда.

 

В заключение хотелось бы привести высказывания профессора В.П. Лукьяненко, который убежден в том, что перспектива успешного развития системы общего образования в области физической культуры «целиком и полностью зависит от того, как скоро в сознании специалистов, а затем и в общественном сознании удастся преодолеть отмеченный ранее необычайно прочно закрепившийся социально-психологический стереотип в понимании сути и главного предназначения уроков физической культуры». Он призывает придать предмету истинную общеобразовательную направленность, основной целью которого будет являться ни что иное, как обеспечение школьников должным уровнем физкультурной образованности, как базовой основы и непременного условия успешного формирования физической культуры личности. Автор отмечает, что необходимо, наконец-таки, полное осознание неопровержимого факта, что без полноценных знаний (успешное формирование которых возможно только на специально отведенных занятиях), составляющих интеллектуальную основу физической культуры, ее успешное формирование не представляется возможным. «Учебная работа по физической культуре в школе должна быть переориентирована с простого воспроизведения некоторого количества образов двигательных действий («двигательного натаскивания») на формирование необходимого уровня образованности в этой сфере. Этот уровень должен служить основой, обеспечивающей возможность грамотного использования средств физической культуры в процессе физического самосовершенствования на протяжении всей индивидуальной жизни».

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
методический семинар.docx 24.36 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн