Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сценарий внеклассного мероприятия "Рождественская сказка" для учащихся 1-8 класса

Выберите действие:

Сетевой проект "Идёт Волшебница Зима!"

 

Свободный журнал для учителей, учеников и их родителей

Номинация "Методические разработки"

 

Автор: коллектив учителей ГОУ РК "Республиканский центр образования"(Лозымский филиал)      г.Сыктывкара Республики Коми (Потапова В.В., Мартынова В.А., Животенко Т.В., Остапова Е.В., Шишкина В.А., Мартынова Л.А., Муравьёва И.М.)

 

Форма: проект - создание «живой» книги

Тип проекта: творческий, надпредметный, групповой, средней продолжительности.

Классы: 1-8 классы

Количество учащихся: 131 человек

Сроки проекта:  9-16 января

 

Цель: познакомить детей с древними традициями празднования Рождества.

Формируемые УУД

Познавательные:

- формировать умение формулировать проблему и искать способы её решения

- применять разнообразные методы поиска информации

- представлять информацию в развернутом виде

Регулятивные:

- формировать умения планировать деятельность и работать по плану

Коммуникативные:

- воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе

-формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

- воспитывать уважение к творческому наследию нашего народа.

- развивать познавательные интересы, учебные мотивы

Ожидаемые результаты.

Требования  к знаниям и умениям участников:

Должны знать:

  • Краткую историю праздника
  • Обычаи рождественской недели

Должны уметь:

  • Рассказать краткую историю праздника
  • Участвовать в праздничных мероприятиях

Сроки и этапы

Этап

Содержание

Сроки

Организационно-подготовительный

Организация педагогов; Подготовка и распределение заданий.

9 января

Внедренческий

Запуск проекта: организация коллектива, поиск информации, анализ информации, представление результатов.

12 - 14 января

Рефлексивный

Предоставление итогов работы.

15 - 16 января

 

Реализация проекта «живой» книги «Рождественская сказка»

1. «Присказка»

 Учителя в своих классах, рассказали об истории празднования Рождества и её традициях.

Собрали инициативную группу учеников, изъявивших желание в подборе информации по таким темам:

1 страница "Ряжение"- Любовь Александровна (8 класс)

2 страница "Масочная"- Ия Михайловна (6 класс)
3 страница "Колядная"- Татьяна Васильевна (3 класс)

4 страница "Игровая"- Вера Аркадьевна (7 класс)
5 страница "Гадания"- Вера Владимировна (5 класс)
6 страница "Святочные гуляния"- Елена Васильевна и Валентина Александровна (2 и 4 классы)
 

2. «Зачин» - поиск, анализ информации по группам. Группы представили «оглавления страниц». Ученики по классам (если классы маленькие, то можно создать разновозрастные группы) выбрали ту «страницу», с которой они хотят познакомиться.

 

3. «Основная часть» - Участие в праздничных мероприятиях.

 

4. «Концовка»

Каждая группа представила фотоотчет «страницы» «Рождественской сказки».

Рождественская сказка

Присказка (Один из вариантов рассказа учителя)

Ведущий: Рождественский вечерок … Что может быть более трогательным и прекрасным? На столах горят рождественские свечи, их нежное пламя мерцает, манит, заставляет всех нас мечтать о чуде.

Ночь тиха… По тверди зыбкой 
Звезды южные дрожат 
Очи матери с улыбкой 
В ясли тихие глядят 
Ясли тихо светят взору 
Озарен Марии лик 
Звездный хор к иному хору 
Слухом трепетным приник.
- Так писал Афанасий Фет о рождении Христа... 
У каждого из нас свои мысли и чувства, связанные с этим великим праздником Рождеством Иисуса Христа.
- Какие образы возникают у вас, когда вы слышите слова «Рождество Христово»?

(Беседа с учащимися о морфемном составе слова, что позволяет определить значение этого слова).

- Какие чувства вы испытываете, когда приходит этот праздник?
Варианты ответов: елка, подарки, ощущение праздника, рождение Спасителя, свечи, вера в светлое, хорошее настроение, любовь, милосердие, свет, тепло, радость, семья, подарки, надежда, вера.

- Как вы думаете, что объединяет праздники Рождество и Новый год?
Ведущий: С Рождением Иисуса на Востоке явилась чудесная звезда, двигавшаяся с севера на юг. Волхвы поняли, что звезда возвещает рождение необычного Младенца. Звезда указала волхвам путь к месту, где находился Богомладенец. Не все собравшиеся здесь верующие христиане, но всем хочется, чтобы в его жизни была путеводная звезда.

Рождество

Новый год

Звезда       

Звезда                   

 

Ведущий: Какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с евангельскими преданиями о дарах волхвов. Главное — чтобы подарок был сделан от чистого сердца.

Рождество

Новый год

Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки (с 1897 года), книги, сладости: конфеты, фигурные пряники, золочёные орехи.

Подарки: сладости, открытки, игрушки.


Ведущий: Древние предания рассказывают о том, что поклонились Христу в те дни люди, животные, деревья и цветы. Давайте познакомимся с одной из легенд.
Текст легенды: «Близ пещеры, где родился Спаситель мира, росли три дерева ель, олива и пальма. Олива принесла в дар Христу золотистые плоды, пальма – шатер зеленых листьев как защиту от зноя и непогоды. А ель? Скромная и колючая, не зная, что принести в дар младенцу Иисусу заплакала, обильно закапали ее слезы прозрачной смолой...
Эти слезы увидала
С неба звездочка одна 
Тихим шепотом подругам 
Что-то молвила она...
Ведущий: Что она молвила? Что случилось потом? Продолжайте мой рассказ.

Ведущий: Свершилось чудо! С неба посыпались звезды и усеяли елку ослепительным блеском. Тогда она, радостно подняла свои ветви и впервые явилась миру во всей своей красе.

С тех пор ель является символом Рождества.
- Как вы думаете почему именно елка стала символом праздника, за какие качества ель была награждена.? 
За скромность, смирение и доброту елочка была избрана Сыном Божиим среди других деревьев и отмечена чудесными сверкающими огнями.
 

Рождество

Новый год

 

Ведущий: С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами — святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, Новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний.

- С каким из обрядов, вам хотелось бы познакомиться подробнее?

Зачин

«Зачин» - поиск, анализ информации по группам.

1 страница "Ряжение"- Мартынова Любовь Александровна
2 страница "Колядная"- Животенко Татьяна Васильевна
3 страница "Игровая"- Мартынова Вера Аркадьевна
4 страница "Гадания"- Потапова Вера Владимировна
 5 страница "Святочные гуляния"- Остапова Елена Васильевна, Шишкина Валентина Александровна
 6 страница "Масочная"- Муравьёва Ия Михайловна

Основная часть

1 страница "Ряжение"

Цель: Познакомить с одним из святочных обрядов – ряжение.

1. Рассказ об особенности данного обряда в разных странах.

  • Колядовщики наряжались в необычные одежды и, выступая в роли «духов предков», с песнями «колядками» посещали дома своих родственников. Считалось, что такое посещение «духом предков» принесет в дом удачу, станет залогом хорошего урожая и достатка.
  • Для прославления Коляды, языческого бога пиршества и мира, парни и девушки прятали свое лицо под традиционными масками козы, медведя, ведьмы и другими.
  • Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы.

2. Материалы творчества писателей, кинематографистов, СМИ по данной теме. Обсуждение увиденного, обмен мнениями.

3. Знакомство с газетой «Радуга». Чтение напечатанной в данном издании сказки, написанной школьниками республики. Учащиеся, по желанию, составили свои сказки, прочитали.

4. КТД: Ученики создали костюмы, опираясь на слова и образы героев.

Постановка, репетиция, музыкальное сопровождение.

Показ спектакля.

2 страница "Масочная"

Мастер—класс: Изготовление  масок из  бумаги.

Цель мастер-класса: создание карнавальной маски
Задачи:
• Учить детей передавать в масках характерные черты образов персонажей.
• Воспитывать у детей самостоятельность, творчество, эстетические чувства.

1. Игра «Определи по выражению лица настроение».
Задачи игры: учить детей узнавать, какие чувства испытывает персонаж в той или иной ситуации. 
 - У каждого сказочного персонажа свой характер. Кто-то добрый и весёлый, кто-то хитрый, а кто-то сердитый. Покажите лицо, выражающее удивление, радость, грусть. Почему вы так решили?

2. Практическая часть

  • Выберем персонажа. Опишем характер, отличительные черты внешности.
  • Возьмем лист бумаги. Сложим её на 2 части.
  • Прорисовываем основные черты лица на согнутой половине. Вырезаем.
  • Добавим отличительные черты выбранного персонажа. Работаем над деталями.
  • Разукрашиваем: вносим необходимые цвета, оттенки, блики и т. д.
  • Вставляем резинку.

3 страница "Колядная"

Цель: создание условий для получения знаний о возникновении Колядок на Руси

Результаты:

Предметные: узнают о традициях колядования

Метапредметные:

Познавательные: узнают, что такое колядки, как их праздновали

Регулятивные: научатся работать со справочным материалом, решать предложенные задания, удерживать учебную задачу

Коммуникативные: работать в паре, группе; умение ставить и задавать вопросы

Личностные: формирование позитивного отношения к Отечеству, чувство гордости

 

Учитель: Там, где Святки, там лихие колядки! Ряженые парни и девушки обычно собирались группами, и, переходя от одного двора к другому, пели под окнами домов и в избах песни-колядки в честь праздника или поздравляли хозяев. За это хозяева угощали гостей сладостями, а также сдобными булочками - «колядками».

 

1. Сообщения учеников

  • В декабре были выпущены из адского царства злые темные силы мрачной пустоши и они развеялись по нашей  земле.   Обряд Колядование - это изгнание мрачных сил из нашей жизни. Этот процесс коляды начинается с зимнего солнцестояния и продолжается 12 -14 дней. В это время обрядовый ритуал необходим
  • У славян праздник народившегося солнца назывался Солнцеворотом или Колядой. В ночь перед праздником зажигали большой костер, который должен был гореть 12 дней. Вокруг костра плясали, водили хороводы, пели специальные песни — «колядки». С пригорков спускали подожженные колеса — символ умершего и возродившегося вновь солнца.
  • С приходом Христианства праздник Солнцеворота был заменен Рождеством Христовым. Но народную память так просто не обманешь — например, у белорусов до сих пор Рождество называется «Каледа». У всех восточных славян, ранее праздновавших этот языческий праздник, сохранились святочные обряды — колядование или колядки.

Как происходило колядование?

  • Колядовщики наряжались в необычные одежды и, выступая в роли «духов предков», с песнями «колядками» посещали дома своих родственников. Считалось, что такое посещение «духом предков» принесет в дом удачу, станет залогом хорошего урожая и достатка.
  • Конечно же, колядовщиков угощали различными праздничными яствами и даже давали с собой. В дома приносят снопы и куклы и поют песни - колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках - караваев и пирогов, суля скупым бедность. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия.

2. Чтение старинных колядок (нараспев)

Ты нас будешь дарить -
мы будем хвалить,
а не будешь дарить -
мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!

Пришла Коляда накануне Рождества,

Открывайте сундучки, доставайте пятачки!

Если нету пятака, подавайте пирога!

Не дадите пирога, мы корову за рога!

Поведем на торжок, продадим за пирожок!

 

Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

Мальчики: Коляда, коляда, накануне Рождества!

Блин да лепёшку ложи нам в лукошко!

Девочки: Хозяюшка добренька! Пирожка бы сдобненька!

Ты не режь, не ломай, поскорей подавай!

Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!

«Уж я сяду на порог – дай лепёшку и пирог!

Чтобы курочки водились, чтобы свинки поросились,

Чтоб коровушки телились, чтоб кобылки жеребились!»

Все: Чтобы счастье и веселье было в доме круглый год,

Чтоб гостей невпроворот!

3.Современные колядки

Игра – «Кто быстрей». Работа по группам  (собрать колядки парами, прочитать или пропеть на манер частушек)

Критерии: - правильность

                     -выразительность  (мелодичность)

                      -артистичность  (были предложены маски, сделанные в избе)

С дролей мы колядовали,
Уморилися, устали,

 Вместе дело спорится

 Дай вам Бог здоровьица!

Дай вам Бог здоровьица!

 Уморилися, устали,
Вместе дело спорится,
С дролей мы колядовали,

Колядушки, коляды,
Вы подайте нам еды.
Мы по улице гуляли,
Даже малость истощали

Вы подайте нам еды.

 Колядушки, коляды,

Даже малость истощали
Мы по улице гуляли,

Сеем, веем, развеваем
И достатка вам желаем,
Не скупитесь на блины,
Чтоб красиво пели мы.

И достатка вам желаем,
Чтоб красиво пели мы.

 Сеем, веем, развеваем
 Не скупитесь на блины,

Коляда идет к вам в дом,
И мешки несет с добром,
Кто подаст нам больше всех,
Ждет того большой успех!

Кто подаст нам больше всех,

Коляда идет к вам в дом,
И мешки несет с добром,

Ждет того большой успех

Не скупитесь на колядки,
Подавайте шоколадки,
Тогда будущий год
Вам удачу принесет!

Подавайте шоколадки,
Тогда будущий год
Не скупитесь на колядки,
Вам удачу принесет!

Коляда, коляда,
Этой ночью к вам пришла,
Только жадничать не надо,
Все вернется вам сполна.

Этой ночью к вам пришла,
Только жадничать не надо,

 Коляда, коляда,
Все вернется вам сполна.

 

4. Итог.  Пение колядок. Угощение всех конфетами

4 страница "Игровая"

Цель:  ознакомление с играми  для детей, проводимых  в святочную неделю.

Познавательные:

- применять разнообразные методы поиска информации

- формировать умение находить способы её решения

- учить строить логическую цепочку рассуждений

Регулятивные:

- формировать умения планировать деятельность и работать по плану

Коммуникативные:

- воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной игре

-формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

- формировать духовно – нравственную  культуру

- развивать познавательные интересы.

Оборудование:  маски,  мячи (луковицы),  веревка,  стулья,  мешок с призами, карточки с названиями  животных.

Вступительное слово.

Учащиеся нашли информацию и  рассказали об играх детей, проводимых на святочной неделе.

Провели следующие игры:

Игра «Метатели снежков» (стрельба луком)

Для игры необходимы теннисные мячи (или снежки, изготовленные из ниток, ваты и клея, луковицы) и корзины для забрасывания мячей. Задача игроков — забросить как можно больше снежков в корзину. Игру можно проводить как в команде, так и индивидуально.

Игра «Кто первый?»

Для игры необходимы два стула и веревка. На игровой площадке располагают стулья напротив друг друга, а на пол между стульями кладут веревку. Два игрока начинают движение вокруг стульев. Как только звучит команда «Тащи!», игроки садятся на стулья и тянут к себе веревку. Тот игрок, который первым выдернет веревку, становится победителем.

Игра «Гонки  с луком»

Участники располагаются по кругу. Два игрока, стоящие напротив друг друга, получают по луковице. По сигналу ведущего игроки начинают передавать луковицы по кругу в одном направлении. Игрок, у которого окажутся сразу две  луковицы, выбывает из игры.

Игра «Змейка»

Игроки встают в колонну друг за другом и крепко держатся за пояс впереди стоящего участника. В таком положении они начинают движение по игровой площадке. Во время движения первый игрок в колонне должен поймать последнего, а последний должен увернуться от первого.

Игра «Ноев ковчег»

Игроки вытягивают из мешка названия животных, но не показывают и не говорят о том, что достали. Названий каждого животного может быть в мешке не более двух. Затем в комнате меркнет свет, а игроки, имитируя звуки своего животного, должны найти себе пару. Время поиска ограничивает ведущий.

Игра «Дары волхвов»

Ведущий предлагает игрокам опустить руку в мешок с дарами и выбрать себе подарок. Но игрок получит этот подарок только в том случае, если на ощупь он угадает, что это за подарок.

Рефлексия. Подведение итогов. Проведение опроса. 100% учащимся понравилось мероприятие. Было здорово!

5 страница "Гадания"

Цель: познакомить с обрядом гадания.

Узнать, что ждет в будущем, интересно каждому человеку. Наверное, поэтому в состав святочных    обрядов входило и гадание. Рождественские и крещенские гадания считались особенно верными.   Узнать  свою  судьбу  девушки  пытались  самыми различными способами:  гадали на курице, на лошади, на гребешке, на топоре, на ключе, на башмачке, на зеркале, на бобах... Гадали на будущий урожай, а больше всего - на брачный союз, на суженых.

Сообщение ученика.

Святочные гадания передавались из рода в род. Поэтому точно определить момент появления этих обрядов практически невозможно.

Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи. А полуночные гадания начинались в 12  часов ночи.

Гадали как правило на суженого.

Лучшими местами для гадания считались «нехорошие места»: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища.

Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты, развязать все узлы на одежде, так как они перекрывали энергетические поля, что недопустимо для общения с будущим.

Ворожить направлялись тайком: выходили из дома, не крестясь, шли молча, босиком, в одной рубахе. На Крещение – в день освящения воды -  гадавшие и ряженые окунались в проруби, смывая грехи.

Гадание с подблюдными песнями.

Это один из старинных обрядов. Происходил он так. Молодые люди ( не менее 6 человек ) собирались вечером вместе, брали кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и клали их под блюдо вместе с кусочками хлеба, иногда помещали хлеб, соль, глину. Блюдо накрывали чистым полотенцем. После этого собравшиеся пели песню, посвященную хлебу и соли, а потом и другие. Наконец, со словами: «Кому вынется, тому сбудется», отвернувшись, из-под закрытого блюда вынимали какой-нибудь предмет, попавшийся первым в руку. По вынутой вещи и по содержанию пропетой песни и делали предсказание. Подблюдными эти песни назывались потому, что их пели за столом, на котором находилось блюдо.

Гадание по валенку.

Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению «носка» узнают, откуда придет супруг. Если сапог укажет на дом гадающей, в этот год она замуж не выйдет.

Гадание на кур.

В полночь снимали с насеста кур, давали им отборные зерна пшена, если куры съедят все, то замужество будет благополучным. Если останется хотя бы одно зерно, это предвещает бедность. Оставляли курам воду и смотрели: если курица будет пить, то муж будет пьяница, если нет – это предвещает хорошего мужа.

 Гадание по снегу.

Вечером девушки ложились на снег. А утром смотрели на отпечаток. Если отпечаток гладкий, то муж будет покладистый, если отпечаток неровный, ребристый – то муж – злой и драчливый.

Знакомство с одним из способов гадания – поблюдное гадание.

(Каждая из девочек  по очереди достаёт один из предметов из-под блюда: кольцо - муж будет щеголем; хлеб – к достатку,   благополучию;  щетка  -  муж  будет   простым человеком; гвоздь - будешь женой бедняка; табак - муж будет с вредными привычками).

Учитель: У наших предков была традиция - в Святки «сжигать» все свои

неприятности. У нас зажжены свечи; посмотрите на огонь свечи, вспомните, кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово...  И пусть все ваши неприятности  «сгорят»  на  этом  пламени   и   больше  не повторятся.

Учащиеся смотрят на зажжённую свечу и вспоминают, кого они обидели.

Пожелания. Слово учителя.

 В учебе пятерок да счастья в семье,

 И полную чашу всегда на столе!

6 страница "Святочные гуляния"

Цель: Приобщение школьников к традиции святочных гуляний

Ход мероприятия

1. В день праздника ученики 2 и 4 классов переоделись  в костюмы.  Участники прошли по главной аллее, спели новогодние песни, желали счастья и благополучия друг другу. Учителя за интересные колядки, песни, стихи дарили сладкие призы.

2. Дети с удовольствием водили хороводы, играли в веселые игры «Коза рогатая», «Медведь-сладкоежка», «Пышкай», «Шыр пельöс».

3. Ребята «зажгли» рождественскую звезду на елке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Рождественская сказка.docx 3.17 MB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн