Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по биологии 5-9 классы ФГОС

Submitted by Елизавета Владимировна Кузнецова on пн, 23/02/2015 - 17:05

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

ОСНОВНОГО (ОБЩЕГО) ОБРАЗОВАНИЯ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая  рабочая программа по биологии за курс основного общего образования для 5-9 класса  составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • требований к результатам освоения ООП ООО;
  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • примерной программы по биологии основного общего образования;
  • авторской программы Никишов А.И., Теремов А.Б. и др.. Биология: 5-9 классы: программа. – М.: Владос, 2013;
  • программы формирования и развития УУД;

 и в соответствии с учебным планом МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа» в 2014-2015уч.г.

Общая характеристика предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об от­личительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содер­жание, значимое для формирования познавательной, нрав­ственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биоло­гии строится с учетом следующих содержательных линий:

•     многообразие и эволюция органического мира;

•    биологическая природа и социальная сущность человека;

•     уровневая организация живой природы.

Содержание структурировано в виде трех разделов: «Жи­вые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологи­ческие закономерности»

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отли­чительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подхо­дов, в соответствии с которыми акценты в изучении организ­мов переносятся с особенностей строения отдельных пред­ставителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человечес­кого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окру­жающей среде.

Содержание раздела «Общие биологические закономер­ности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изу­чении курса биологии в основной школе; во-вторых, зна­комству школьников с некоторыми доступными для их вос­приятия общебиологическими закономерностями. Содержа­ние данного раздела может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов; оно не должно механически дублировать содержание курса «Общая биология» для 10—11 классов.

 

Цели и задачи обучения

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением соци­альной ситуации развития — ростом информационных пере­грузок, изменением характера и способов общения и соци­альных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития совре­менных подростков). Наиболее продуктивными с точки зре­ния решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наибо­лее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

• социализация обучаемых как вхождение в мир культу­ры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе зна­комства с миром живой природы;

•     приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных общест­вом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обес­печить:

•     ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

•     развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных зна­ний, овладением методами исследования природы, формиро­ванием интеллектуальных умений;

•     овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

•      формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эс­тетической культуры как способности к эмоционально-цен­ностному отношению к объектам живой природы.

 

Таблица  тематического  распределения  часов.

Класс

Блок

Примерная программа

Рабочая программа

5 класс

Введение в биологию.

35 часов

34 часа

6 класс

35 часов

68 часа

7 класс

Растения

68 часов

68 часов

8 класс

Животные

68 часов

68 часов

9 класс

Человек и его здоровье

68 часов

68 часов

 

       Содержание подготовки школьников по биологии определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

 

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для ступени основного общего образования Российской Федерации, примерная программа отводят 280 часов для обязательного изучения учебного предмета Биология на этапе основного общего образования, а именно в V - VI классах по 1 часу в неделю, VII, VIII, IX классах – 2 часа в неделю.Предмет «Биология» представлен в учебном плане МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа» в полном объеме, согласно БУП.

 

Изменения, внесенные в программу

В связи с продолжительностью учебного года в 34 учебных недели соответственно уменьшается общее количество часов: в 5 классе – 34 часа в год, в 7-9 соответственно по 68 часов в год. В УП для 6 класса увеличено количество часов на изучение  предмета «Биология» за счет часов части, формируемой участниками образовательного процесса, общее количество часов в 6 классе – 68. Общее количество часов с 5-9 класс – 306 часов.

При переходе на ФГОС в 2013-2014 уч.г. биология изучалась по учебнику Понамаревой И.Н., издательства «Вентана – Граф», 2013г. В связи с невозможностью продолжить изучение предмета по данной линии учебников, ОУ переходит  в 6 классе на учебник А.И.Никишова «Введение в биологию», 5-6 классы, издательство «Владос». Учитывая разное содержание тем у авторов учебников, целесообразным стало планирование курса биологии в 6 классе в соответствии с материалом 5-6 класса учебника А.И.Никишова для того, чтобы полностью выдать содержание предмета. Темы, которые являются общими в учебниках двух авторов, дублироваться не будут. Часть часов будет представлено материалами регионального компонента.

Федеральный государственный образовательный  стандарт НОО не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по биологии. Содержательная линия «Биология» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «Введения в биологические знания». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «отделять живое от неживого, правила поведения на природе, этапы жизнедеятельности растений, животных». Тем самым, изучение биологического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого предусмотрен ввод пропедевтического модуля «Введение в биологию» в 5 классе.

 

 

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по биологии в основной школе

 

Личностные результаты:

•            воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•            формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазви­тию и самообразованию на основе мотивации к обуче­нию и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессио­нальных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных ин те ре сов;

•            знание основных принципов и правил отношения к жи­вой природе, основ здорового образа жизни и здоровье- сберегающих технологий;

•            сформированность познавательных интересов и моти­вов, направленных на изучение живой природы; интел­лектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отноше­ния к живым объектам;

•            формирование личностных представлений о ценно­сти природы, осознание значимости и общности гло­бальных проблем человечества;

•            формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

•            освоение социальных норм и правил поведения, ро­лей и форм социальной жизни в группах и со обществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пре­делах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особен­ностей;

•            развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного по ведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•            формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общест­венно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•            формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни; усвоение правил индивидуаль­ного и коллективного безопасного поведения в чрезвы­чайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью лю­дей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе при­знания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к ок­ружающей среде;

•            осознание значения семьи в жизни человека и обще­ства; принятие ценности семейной жизни; уважитель­ное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•            развитие эстетического сознания через освоение ху­дожественного наследия народов России и мира, творче­ской деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты:

 

•        умение самостоятельно определять цели своего обу­чения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мо­тивы и интересы своей познавательной деятельности;

•        овладение составляющими исследовательской и про­ект ной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определе­ния понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структури­ровать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

•        умение работать с разными источниками биологиче­ской информации: находить биологическую информа­цию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной литературе, биологических словарях и спра­вочниках), анализировать и оценивать информацию;

•        умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно вы­бирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

•        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельно­сти в процессе достижения результата, определять спо­собы действий в рамках предложенных условий и тре­бований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•        владение основами самоконтроля, самооценки, при­нятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•        способность выбирать целевые и смысловые установ­ки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

•        умение создавать, применять и преобразовывать зна­ки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•        умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравни­вать разные точки зрения, аргументировать и отстаи­вать свою точку зрения;

•        умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками, ра­ботать индивидуально и в группе: находить общее реше­ние и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументи­ровать и отстаивать своё мнение;

•        формирование и развитие компетентности в области использования, ин формационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

 

Предметные результаты:

 

•            усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования со­временных представлений о естественнонаучной картине мира;

•             формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, яв­лениях, закономерностях, об основных биологических тео­риях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и из­менчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

•             приобретение опыта использования методов биоло­гической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и чело­века, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

•             формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности чело­века в природе, влияние факторов риска на здоровье чело­века; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой при­роде, здоровью своему и окружающих; осознание необхо­димости действий по сохранению биоразнообразия и при­родных местообитаний, видов растений и животных;

•             объяснение роли биологии в практической деятельно­сти людей, места и роли человека в природе, родства общ­ности происхождения и эволюции растений и животных;

•             овладение методами биологической науки; наблюде­ние и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объясне­ние их результатов;

•             формирование представлений о значении биологиче­ских наук в решении локальных и глобальных экологиче­ских проблем, необходимости рационального природо­пользования, защиты здоровья людей в условиях быстро­го изменения экологического качества окружающей среды;

•             освоение приёмов оказания первой помощи, рацио­нальной организации труда и отдыха, выращивания и раз­множения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Результаты обучения

Требования к результатам освоения курса биологии в ос­новной школе определяются ключевыми задачами общего об­разования, отражающими индивидуальные, общественные и го­сударственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе даёт возмож­ность достичь следующих результатов:

 

Планируемые результаты изучения курса биологии

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учеб­ных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяются:

•       ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие об­щие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное фор­мирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

•       планируемые результаты освоения учебных и меж­дисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», приводятся к каждому разделу учебной программы.

 

Раздел 1

Живые организмы

Выпускник научится:

•       характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

•       применять методы биологической науки для изуче­ния клеток и организмов: проводить наблюдения за жи­выми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

•       использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организ­мов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

•       ориентироваться в системе познавательных ценно­стей: оценивать информацию о живых организмах, по­лучаемую из разных источников; последствия деятель­ности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

•       соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологически ми прибора ми и инструмента ми;

•       использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

•       выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

•       осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

•       ориентироваться в системе моральных норм и ценно­стей по отношению к объектам живой природы (при­знание высокой ценности жизни во всех её проявлени­ях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

•       находить информацию о растениях и животных в на­учно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и перево­дить из одной формы в другую;

•       выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

•                  Раздел 2

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

•       характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практиче­скую значимость;

•       применять методы биологической науки при изуче­нии организма человека: проводить наблюдения за со­стоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

•       использовать составляющие исследовательской и про­ектной деятельности по изучению организма челове­ка: приводить доказательства родства человека с мле­копитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функ­ция ми;

•       ориентироваться в системе познавательных ценно­стей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влия­ния факторов риска на здоровье человека.

Выпускник получит возможность научиться:

•       использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморо­жениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

•       выделять эстетические достоинства человеческого тела;

•    реализовывать установки здорового образа жизни;

•       ориентироваться в системе моральных норм и ценно­стей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

•       находить в учебной и научно-популярной литерату­ре информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презен­таций;

•       анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Раздел 3

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

•       характеризовать общие биологические закономерно­сти, их практическую значимость;

•       применять методы биологической науки для изуче­ния общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, эко- системы своей местности;

•       использовать составляющие проектной и исследова­тельской деятельности по изучению общих биологиче­ских закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окру­жающей среды; выделять отличительные признаки жи­вых организмов; существенные признаки биологиче­ских систем и биологических процессов;

•       ориентироваться в системе познавательных ценно­стей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

•       анализировать и оценивать последствия деятельно­сти человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

•       выдвигать гипотезы о возможных последствиях дея­тельности человека в экосистемах и биосфере;

•       аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем

 

Основное содержание

 

                   Раздел 1Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической дея­тельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измере­ние, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в при­роде и жизни человека. Бактерии — возбудители заболева­ний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жиз­ни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приё­мов первой помощи при отравлении гриба ми.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни че­ловека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельно­сти. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папо­ротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значе­ние растений в природе и жизни человека. Важнейшие сель­скохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана ред­ких и исчезающих видов растений. Основные растительные общества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедея­тельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и раз­витие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Мно­гообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в при­роде и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и ис­чезающих видов животных.

Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов и правила рабо­ты с ними.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Изучение органов цветкового растения.

Изучение строения позвоночного животного.

Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

Изучение строения водорослей

Изучение строения мхов (на местных видах).

Изучение строения папоротника (хвоща).

Изучение строения голосеменных растений.

Изучение строения покрытосеменных растений.

Изучение строения плесневых грибов.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Изучение одноклеточных животных.

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблю­дение за его передвижением и реакциями на раздражения.

Изучения строения моллюсков по влажным препаратам.

Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.

Изучение строения рыб.

Изучения строения птиц.

Изучение строение куриного яйца.

Изучение строения млекопитающих.

Экскурсии

Разнообразие и роль членистоногих в природе.

Разнообразие птиц и млекопитающих.

 

                   Раздел 2Человек и его здоровье

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место челове­ка в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Про­филактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая по мощь при трав мах опор но-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значе­ние её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммуни­тет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помо­щи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов ды­хания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приме­ры оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, мине­ральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рацио­нальное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделенной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их пре­дупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся по­ловым путём, их профилактика. ВИЧ — инфекция и её про­филактика. Наследственные заболевания. Медико-генети­ческое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие.

Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вес­тибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоня­ние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятель­ности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чув­ства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарён­ность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспита­ния в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигие­нических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная актив­ность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомле­ние, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

 

Лабораторные и практические работы

Строение клеток и тканей.

Строение и функции спинного и головного мозга.

Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Подсчет пульса в разных условиях и измерение артери­ального давления.

Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости легких.

Строение и работа органа зрения.

Экскурсия

Происхождение человека.

 

                   Раздел 3Общие биологические закономерности

Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в орга­низме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов.

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основ­ная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — ос­новоположник учения об эволюции. Движущие виды эволю­ции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие ви­дов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологи­ческих факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пище­вые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосфе­ры. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Послед­ствия деятельности человека в экосистемах.

Лабораторные и практические работы

Изучение клеток и тканей растений и животных на го­товых микропрепаратах и их описание.

Выявление изменчивости у организмов.

Выявление приспособлений у организмов к среде оби­тания (на конкретных примерах).

Экскурсия

Изучение и описание экосистемы своей местности.

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.
  4. Никишов А.И.Введение в биологию 5-6 класс.: Учебник. – Москва:  Владос, 2013
  5. В.П. Викторов, А.И. Никишов. Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники 7 класс.: Учебник. – Москва:  Владос, 2013
  6. Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные8 класс.: Учебник. – Москва:  Москва :Владос, 2013
  7. Любимова З.В., Маринова К.В.Биология. Человек и его здоровье.9 класс.: Учебник. – Москва:  Москва :Владос, 2013

Натуральные объекты

Гербарии

Основные группы растений Сельскохозяйственные растения Растительные сообщества

Коллекции

Голосеменные растения Семена и плоды

Развитие насекомых с полным превращением. Шелко­пряд тутовый

Развитие животных с неполным превращением. Саранча

Морское дно

Раковины моллюсков

Скелеты позвоночных животных

Костистая рыба, лягушка, голубь

Комплекты микропрепаратов

Ботаника I Ботаника II Зоология Анатомия

Объёмные модели

Гидра

Строение клеточной оболочки

Строение корня

 Строение листа

Стебель растения

Цветок капусты

Цветок картофеля

Цветок пшеницы

Цветок яблони

Цветок подсолнечника

Цветок тюльпана

Цветок гороха

Скелет конечностей лошади и овцы

Ланцетник

Строение мозга позвоночных (сравнительная)

Гигиена зубов

Череп человека

Череп человека с раскрашенными костями Глаз

Гортань в разрезе

Желудок в разрезе

Локтевой сустав (подвижная)

Мозг в разрезе

Нос в разрезе

Почка в разрезе

Сердце (лабораторная)

Сердце в разрезе (демонстрационная)

Структура ДНК (разборная)

Ухо

Скелет человека на подставке (170 см)

Торс человека разборный (42 см)

Магнитные модели-аппликации

Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня

Деление клетки. Митоз и мейоз

Приборы

Демонстрационные

Для демонстрации водных свойств почвы

Для демонстрации всасывания воды корнями растений

Для обнаружения дыхательного газообмена у растений и животных

Раздаточные

Лупа ручная

Лупа препаровальная

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов

Лабораторные

Набор препаровальных инструментов

Набор химической посуды и принадлежностей для лабо­раторных работ по биологии (НПБЛ)

Спиртовка лабораторная литая

Печатные пособия

Демонстрационные

Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, во­доросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.

Комплект таблиц «Зоология 1. Беспозвоночные» Комплект таблиц «Зоология 2. Позвоночные»

Комплект таблиц «Человек и его здоровье 1. Уровни ор­ганизации человеческого организма»

Портреты биологов

Дидактические материалы

Раздел «Растения» 6 класс

Раздел «Животные» 7-8 класс

Раздел «Человек» 9 класс

Раздел «Общие биологические закономерности» 9 класс

Мультимедийные средства обучения

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бакте­рии. Грибы»

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Человек и его здоровье»

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Животные»

 

 

5 класс

 

Дата по плану/

фактически

 

Наименование

разделов и тем (как в журнале)

Впервые вводимые дидактические

единицы

(знания, умения, новые виды

деятельности)

Формируемые УУД

 

Количество часов

Формы контроля

 

 

Введение.

2

 

1

01.09

Науки о неживых телах и организмах.

Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.

Раскрывают значение биологических знаний всовременной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

Работа с иллюстрациями учебника.

Личностные:

-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

-формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

-формирование умения логически выстраивать рассказ по предложенному плану

Регулятивные УУД:

— составлять план текста;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;-

-самостоятельно обнаруживать учебную проблему ;

-применять методы информационного  поиска , в том числе с помощью компьютерных средств.

-работать по плану , сверять свои действия с целью;

 

Познавательные УУД:

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

 — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Коммуникативные УУД:

- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах;

-добывать недостающую информацию с помощью вопросов;

-формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы;

-устанавливать рабочие отношения в группе , проявлять интерес к исследовательской деятельности;

 

 

2

08.09

Методы изучения неживой природы.

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. Ведут дневник фенологических наблюдений.

 

 

3

15.09

Экскурсия: «Тела природы».

Различие живых организмов,неживых тел природы. Наблюдение различных состоянийтел природы.Готовят отчёт об экскурсии.

 

 

 

 

Глава1.Тела и вещества.

14

 

4

22.09

Космические тела неживой природы.

Определяют понятия: «звезда», «планеты», «спутники», «астероиды», «кометы», «метеориты».

Личностные:

-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

-формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

-формирование умения логически выстраивать рассказ по предложенному плану

Регулятивные УУД:

— составлять план текста;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;-

-самостоятельно обнаруживать учебную проблему ;

-применять методы информационного  поиска , в том числе с помощью компьютерных средств.

-работать по плану , сверять свои действия с целью;

 

Познавательные УУД:

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

 — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения живой и неживой природы;

— определять существенные признаки объекта, вещества.

Коммуникативные УУД:

- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах;

-добывать недостающую информацию с помощью вопросов;

-формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы;

-устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности;

 

 

5

29.09

Земля и Луна.

Характеризуют  планеты земной группы. Определяют понятие:«о строении Земли», «о земной оси». Анализируют и сравнивают Землю и Луну.Отрабатывают навыки работы с текстом,рисунками учебника.

 

 

6

06.10

Состояния неживых тел.

Определяют понятия:«твёрдые тела», «жидкости», «газы», «явления тел природы».Сравнивают явления живых тел и неживых тел природы.Наблюдают и записывают опыт, знакомящий с физическими свойствами твёрдых, жидких и газообразных тел. Делают выводы.Заполняют в тетради таблицу.

 

 

7

20.10

Состав тел. Вещества.

Определяют понятия: «тела и вещества». Сравнивают и придумывают примеры различных тел и веществ. Анализируют изменения веществ. Выполняют записьопыта  рисунка №17 на стр.35.

 

 

8

27.10

Температура и её влияние на состояние тел.

Определяют понятия: «термометр». Учатся измерять температуру. Анализируют, когда тела расширяются, когда сжимаются.Отрабатывают навыки работы с текстом,рисунками, учебника.Ведут дневник фенологических наблюдений.

 

 

9

03.11

Теплопроводность тел. Конвекция и излучение.

Определяют понятия: «теплопроводность», «конвекция», «излучение».Анализируют, как живые организмы сохраняют тепло.

 

 

10

10.11

Сила тяжести и масса тел.

Лабораторная работа № 1

«Определение объёма и массы твёрдых и жидких тел».

Определяют и анализируют понятия: «сила тяжести», «вес», «масса». Запоминают правила о силе тяжести.Выполняют лабораторную работу. Записывают выводы.

 

 

11

17.11

Объём и плотность тел.

Запоминают правила о плотности тела. Отрабатывают навыки работы с текстом,рисунками, учебника. Анализируют, какие живые существа могут изменять свою плотность. Выполняют рисунок (№33) плавательного пузыря рыбы.

 

 

12

01.12

Способность тел совершать работу.

Определяют и сравнивают понятия: «энергия», «механическая энергия», «тепловая энергия», «световая энергия», «электрическая энергия». Запоминают правилооб источнике энергии.

 

 

13

08.12

Простые и сложные вещества.

Отрабатывают навыки работы с текстом,рисунками, учебника. Учатся доказывать, Что сложные вещества составляют простые, приводят пример из жизни.Заполняют таблицу в тетради.

 

 

14

15.12

Чистые вещества и смеси веществ.

Определяют и сравнивают понятия: «чистые вещества»и «смеси».Выполняют рисунок опыта: «Фильтрование воды».

 

 

15

22.12

Минеральные и органические вещества.

Определяют и сравнивают понятия: «минеральные вещества»и «органические вещества».Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки.Выполняют рисунок опыта: «Действие йода на клубень картофеля». Записывают выводы.

 

 

16

29.12

Природные явления.

Учатся различать физические, химические, биологические явления. Отрабатывают навыки работы с текстом,рисунками, учебника. Ведут дневник фенологических наблюдений.

 

 

17

12.01

Что мы узнали о телах и веществах.

Отвечают на вопросы учебника и поставленные задачи учителя.Объясняют значениятерминов.Пишут самостоятельную работу.

 

 

 

 

Глава2.Вода.

13

 

18

19.01

Вода в природе.

Оценивают роль воды в природе и для жизни человека.Вспоминают три состояния воды и превращение воды.Знакомятся с определениями: «гидросфера», «гидроэлектростанция».

Личностные:

-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

-формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

-формирование умения логически выстраивать рассказ по предложенному плану

Регулятивные УУД:

— составлять план текста;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;-

-самостоятельно обнаруживать учебную проблему ;

-применять методы информационного  поиска , в том числе с помощью компьютерных средств.

-работать по плану , сверять свои действия с целью;

 

Познавательные УУД:

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

 — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Коммуникативные УУД:

- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах;

-добывать недостающую информацию с помощью вопросов;

-формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы;

-устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности;

 

 

19

26.01

Естественные и искусственные водоёмы.

Определяют и сравнивают понятия: «естественные и искусственные водоёмы», «остров», «залив», «водотоки», «водоёмы суши», «истоки», «русло», «проточные бессточные озёра». Знакомятся с географическими названиями водоёмов.Отрабатывают навыки работы с текстом учебника,географической картой.

 

 

20

02.02

Подземные воды.

Знакомятся с определениями: «грунтовые воды», «артезианская вода», «гейзер», «термальная вода».Отрабатывают навыки рассказа по картинке учебника.

 

 

21

09.02

Чистая вода и растворы.

Знакомятся и анализируют с химические термины: «растворитель», «растворы», «растворимость», «жёсткость воды».

 

 

22

16.02

Выталкивающая сила воды.

Знакомятся и анализируют физические термины: «выталкивающая сила» или «архимедова сила».Отрабатывают навыки работы с текстом учебника, рассказа по картинке учебника. Делают записи и выводы в тетради.

 

 

23

02.03

Особенности теплового расширения воды.

Знакомятся и анализируют физические термины: «расширение веществ», «охлаждение веществ».Объясняют, почему не образуется лёд зимой в местах, где бьют подземные воды.

 

 

24

09.03

Питьевая вода и её очистка.

Характеризуют питьевую воду. Анализируют причины загрязнения воды. Выдвигают гипотезы очистки воды.Отрабатывают навыки работы с текстом учебника, рассказа по картинке учебника.

 

 

25

16.03

Испарение воды и конденсация водяного пара.

Знакомятся и анализируют физические термины: «испарение», «кипение», «конденсация», «дистилляция».Приводят собственные примеры конденсации водяного пара в природе. Объясняют  с примерами, почему происходит испарение воды у растений. Выдвигают гипотезу о том, как растения и животные приспосабливаются к сохранению воды и избавляются отеёизлишек.Делают записи и выводы в тетради.

 

 

26

23.03

Теплоёмкость воды.

Анализируют, чем вода по теплоёмкости отличается от других тел и веществ. Объясняют, почему в приморских местностях зима мягче, чем в местностях, удалённых от крупных водоёмов.

 

 

27

06.04

Круговорот воды в природе.

Анализируют опыт, демонстрирующий круговорот в природе. Делают выводы и записывают в тетрадь. Приводят при-меры, когда можно наблюдать и под действием каких сил происходит круговорот воды  в природе.

 

 

28

13.04

Значение воды в жизни организмов.

Анализируют и сравнивают организмы, которые живут в воде с другими организмами. Приводят примеры животных и растений, обитающих в водной среде. Выполняют рисунки животных с уплощенной формой тела.

 

 

29

20.04

Условия, вызывающие

загрязнение водоёмов.

Охрана воды.

Объясняют  с примерами, почему человеку и всем живым организмам нужна чистая вода. Делают выводы, как можно предотвратить загрязнение воды.Знакомятся с животными и растениями, которые очищают воду, выполняют рисунки.

 

 

30

27.04

Что мы узнали о воде.

Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. Отвечают на вопросы учителя. Пишут самостоятельную работу.

 

 

 

 

Глава3. Воздух

3

 

31

04.05

Воздух в природе.

Знакомятся с терминами: «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «озоновый экран». Анализируют опыт: «Обнаружение воздуха, занимающего пустоты». Делают выводы и записывают физические свойства воздуха. Приводят примеры живых организмов, которые используют воздух при передвижении.Отрабатывают навыки работы с текстом и картинками учебника.

Личностные:

-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

-формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

-формирование умения логически выстраивать рассказ по предложенному плану

Регулятивные УУД:

— составлять план текста;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;-

-самостоятельно обнаруживать учебную проблему ;

-применять методы информационного  поиска , в том числе с помощью компьютерных средств.

-работать по плану , сверять свои действия с целью;

 

Познавательные УУД:

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

 — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Коммуникативные УУД:

- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах;

-добывать недостающую информацию с помощью вопросов;

-формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы;

-устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности;

 

 

32

11.05

Состав воздуха.

Знакомятся с терминами и происхождением названий: «кислорода», «углекислого газа», «азота».Заполняют в тетради таблицу: «Свойства кислорода и углекислого газа». Делают выводы.

 

 

33

18.05

Значение  кислорода и углекислого газа в природе и жизни человека.

Записывают выводы о значении кислорода и углекислого газа в природе и жизни человека. Выполняют рисунки опытов. Отвечают на вопросы учителя.

 

 

34

25.05

Обобщение по курсу: «Введение в Биологию».Итоговая контрольная работа.

Подведение итогов.

 

 

 

 

 

6 класс

 

Дата по плану/

фактически

 

Наименование

разделов и тем (как в журнале)

Впервые вводимые дидактические

единицы

(знания, умения, новые виды

деятельности)

Формируемые УУД

 

Количество часов

Формы контроля

 

 

Глава1.Тела и вещества.

14

 

1

01.09

Космические тела неживой природы.

Определяют понятия: «звезда», «планеты», «спутники», «астероиды», «кометы», «метеориты».

Личностные:

-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

-формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

-формирование умения логически выстраивать рассказ по предложенному плану

Регулятивные УУД:

— составлять план текста;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;-

-самостоятельно обнаруживать учебную проблему ;

-применять методы информационного  поиска , в том числе с помощью компьютерных средств.

-работать по плану , сверять свои действия с целью;

 

Познавательные УУД:

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

 — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения живой и неживой природы;

— определять существенные признаки объекта, вещества.

Коммуникативные УУД:

- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах;

-добывать недостающую информацию с помощью вопросов;

-формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы;

-устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности;

 

 

2

03.09

Земля и Луна.

Характеризуют  планеты земной группы. Определяют понятие:«о строении Земли», «о земной оси». Анализируют и сравнивают Землю и Луну.Отрабатывают навыки работы с текстом,рисунками учебника.

 

 

3

08.09

Состояния неживых тел.

Определяют понятия:«твёрдые тела», «жидкости», «газы», «явления тел природы».Сравнивают явления живых тел и неживых тел природы.Наблюдают и записывают опыт, знакомящий с физическими свойствами твёрдых, жидких и газообразных тел. Делают выводы.Заполняют в тетради таблицу.

 

 

4

10.09

Состав тел. Вещества.

Определяют понятия: «тела и вещества». Сравнивают и придумывают примеры различных тел и веществ. Анализируют изменения веществ. Выполняют записьопыта  рисунка №17 на стр.35.

 

 

5

15.09

Температура и её влияние на состояние тел.

Определяют понятия: «термометр». Учатся измерять температуру. Анализируют, когда тела расширяются, когда сжимаются.Отрабатывают навыки работы с текстом,рисунками, учебника.Ведут дневник фенологических наблюдений.

 

 

6

17.09

Теплопроводность тел. Конвекция и излучение.

Определяют понятия: «теплопроводность», «конвекция», «излучение».Анализируют, как живые организмы сохраняют тепло.

 

 

7

22.09

Сила тяжести и масса тел.

Лабораторная работа № 1

«Определение объёма и массы твёрдых и жидких тел».

Определяют и анализируют понятия: «сила тяжести», «вес», «масса». Запоминают правила о силе тяжести.Выполняют лабораторную работу. Записывают выводы.

 

 

8

24.09

Объём и плотность тел.

Запоминают правила о плотности тела. Отрабатывают навыки работы с текстом,рисунками, учебника. Анализируют, какие живые существа могут изменять свою плотность. Выполняют рисунок (№33) плавательного пузыря рыбы.

 

 

9

29.09

Способность тел совершать работу.

Определяют и сравнивают понятия: «энергия», «механическая энергия», «тепловая энергия», «световая энергия», «электрическая энергия». Запоминают правилооб источнике энергии.

 

 

10

01.10

Простые и сложные вещества.

Отрабатывают навыки работы с текстом,рисунками, учебника. Учатся доказывать, Что сложные вещества составляют простые, приводят пример из жизни.Заполняют таблицу в тетради.

 

 

11

06.10

Чистые вещества и смеси веществ.

Определяют и сравнивают понятия: «чистые вещества»и «смеси».Выполняют рисунок опыта: «Фильтрование воды».

 

 

12

08.10

Минеральные и органические вещества.

Определяют и сравнивают понятия: «минеральные вещества»и «органические вещества».Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки.Выполняют рисунок опыта: «Действие йода на клубень картофеля». Записывают выводы.

 

 

13

15.10

Природные явления.

Учатся различать физические, химические, биологические явления. Отрабатывают навыки работы с текстом,рисунками, учебника. Ведут дневник фенологических наблюдений.

 

 

14

20.10

Что мы узнали о телах и веществах.

Отвечают на вопросы учебника и поставленные задачи учителя.Объясняют значениятерминов.Пишут самостоятельную работу.

 

 

 

 

Глава2.Вода.

14

 

15

22.10

Вода в природе.

Оценивают роль воды в природе и для жизни человека.Вспоминают три состояния воды и превращение воды.Знакомятся с определениями: «гидросфера», «гидроэлектростанция».

Личностные:

-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

-формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

-формирование умения логически выстраивать рассказ по предложенному плану

Регулятивные УУД:

— составлять план текста;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;-

-самостоятельно обнаруживать учебную проблему ;

-применять методы информационного  поиска , в том числе с помощью компьютерных средств.

-работать по плану , сверять свои действия с целью;

 

Познавательные УУД:

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

 — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Коммуникативные УУД:

- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах;

-добывать недостающую информацию с помощью вопросов;

-формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы;

-устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности;

 

 

16

27.10

Естественные и искусственные водоёмы.

Определяют и сравнивают понятия: «естественные и искусственные водоёмы», «остров», «залив», «водотоки», «водоёмы суши», «истоки», «русло», «проточные бессточные озёра». Знакомятся с географическими названиями водоёмов.Отрабатывают навыки работы с текстом учебника,географической картой.

 

 

17

29.10

Подземные воды.

Знакомятся с определениями: «грунтовые воды», «артезианская вода», «гейзер», «термальная вода».Отрабатывают навыки рассказа по картинке учебника.

 

 

18

03.11

Чистая вода и растворы.

Знакомятся и анализируют с химические термины: «растворитель», «растворы», «растворимость», «жёсткость воды».

 

 

19

05.11

Выталкивающая сила воды.

Знакомятся и анализируют физические термины: «выталкивающая сила» или «архимедова сила».Отрабатывают навыки работы с текстом учебника, рассказа по картинке учебника. Делают записи и выводы в тетради.

 

 

20

10.11

Особенности теплового расширения воды.

Знакомятся и анализируют физические термины: «расширение веществ», «охлаждение веществ».Объясняют, почему не образуется лёд зимой в местах, где бьют подземные воды.

 

 

21

12.11

Питьевая вода и её очистка.

Характеризуют питьевую воду. Анализируют причины загрязнения воды. Выдвигают гипотезы очистки воды.Отрабатывают навыки работы с текстом учебника, рассказа по картинке учебника.

 

 

22

17.11

Испарение воды и конденсация водяного пара.

Знакомятся и анализируют физические термины: «испарение», «кипение», «конденсация», «дистилляция».Приводят собственные примеры конденсации водяного пара в природе. Объясняют  с примерами, почему происходит испарение воды у растений. Выдвигают гипотезу о том, как растения и животные приспосабливаются к сохранению воды и избавляются отеёизлишек.Делают записи и выводы в тетради.

 

 

23

19.11

Теплоёмкость воды.

Анализируют, чем вода по теплоёмкости отличается от других тел и веществ. Объясняют, почему в приморских местностях зима мягче, чем в местностях, удалённых от крупных водоёмов.

 

 

24

26.11

Круговорот воды в природе.

Анализируют опыт, демонстрирующий круговорот в природе. Делают выводы и записывают в тетрадь. Приводят при-меры, когда можно наблюдать и под действием каких сил происходит круговорот воды  в природе.

 

 

25

01.12

Значение воды в жизни организмов.

Анализируют и сравнивают организмы, которые живут в воде с другими организмами. Приводят примеры животных и растений, обитающих в водной среде. Выполняют рисунки животных с уплощенной формой тела.

 

 

26

03.12

Условия, вызывающие

загрязнение водоёмов.

Охрана воды.

Объясняют  с примерами, почему человеку и всем живым организмам нужна чистая вода. Делают выводы, как можно предотвратить загрязнение воды.Знакомятся с животными и растениями, которые очищают воду, выполняют рисунки.

 

 

27

08.12

Состояние воды в Кемеровской области.

 

 

28

10.12

Что мы узнали о воде.

Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. Отвечают на вопросы учителя. Пишут самостоятельную работу.

 

 

 

 

Глава3. Воздух

12

 

29

15.12

Воздух в природе.

Знакомятся с терминами: «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «озоновый экран». Анализируют опыт: «Обнаружение воздуха, занимающего пустоты». Делают выводы и записывают физические свойства воздуха. Приводят примеры живых организмов, которые используют воздух при передвижении.Отрабатывают навыки работы с текстом и картинками учебника.

Личностные:

-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

-формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

-формирование умения логически выстраивать рассказ по предложенному плану

Регулятивные УУД:

— составлять план текста;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;-

-самостоятельно обнаруживать учебную проблему ;

-применять методы информационного  поиска , в том числе с помощью компьютерных средств.

-работать по плану , сверять свои действия с целью;

 

Познавательные УУД:

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

 — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Коммуникативные УУД:

- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах;

-добывать недостающую информацию с помощью вопросов;

-формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы;

-устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности;

 

 

30

17.12

Состав воздуха.

Знакомятся с терминами и происхождением названий: «кислорода», «углекислого газа», «азота».Заполняют в тетради таблицу: «Свойства кислорода и углекислого газа». Делают выводы.

 

 

31

22.12

Значение  кислорода и углекислого газа в природе и жизни человека.

Записывают выводы о значении кислорода и углекислого газа в природе и жизни человека. Выполняют рисунки опытов. Отвечают на вопросы учителя.

 

 

32

24.12

Масса и плотность воздуха

Демонстрация опытов, показывающих, что воздух обладает массой и весом, плотность, что он сжимаем и упруг; рассказ о неравномерном распределении воздуха в атмосфере и причиной такого явления, значение воздуха как опоры при перемещении организмов, использование сжатого воздуха человеком с использованием соответствующих изображений.

 

 

33

29.12

Температура воздуха.

Беседа об изменениях температуры воздуха в течение дня и года, ее колеба­ниях в различных местах суши, располо­жении у поверхности земли и в отдале­нии от нее, объяснение причин температурных различий воздушной оболочки Земли; рассказ о приспосо­бленности организмов к жизни в услови­ях температурных изменений в окру­жающей среде с использованием запланированных наглядных пособий

 

 

34

12.01

Давление воздуха

Рассказ о притяжении воздуха к Земле и его давлении на имеющиеся на ней тела с демонстрацией изображений опы­тов, доказывающих сообщаемые сведе­ния, нормальном давлении воздуха, его повышении или понижении в зависимо­сти от погодных условий или высоты над уровнем моря; демонстрация барометра-анероида, рассказ о его устройстве, необходимости знаний о давлении воздуха

 

 

35

14.01

Движение воздуха

Беседа, выясняющая имеющиеся уча­щихся представления о конвекции воздуха, их подтверждение путем проведения опыта с зажженными свечами, удерживаемыми на разной высоте приоткрытой двери; рассказ о конвекции воздуха в природе, возник­новении ветра разной скорости и силы, выражаемой в баллах, примерах разру­шений, вызываемых ветром, и практиче­ским использовании его силы

 

 

36

19.01

Влажность воздуха. Осадки.

Беседа, подводящая учащихся к раскры­тию понятия «влажность воздуха»; рассказ о суточных и сезонных измене­ниях влажности воздуха и их причинах, конденсации паров воды и образовании в тропосфере облаков (их видах и свя­занных с ними осадками); конденсации водяного пара у поверхности земли с об­разованием тумана, росы или инея; демонстрация по ходу рассказа изобра­жений облаков, тумана, росы и инея

 

 

37

21.01

Воздух как часть наземно-воздушной среды обитания организмов.

Рассказ о приспобленности многих животных к использованию воздуха как опоры в передвижении, растений к распространению ветром пыльцы, плодов и семян; необходимости кисло­рода для дыхания организмов и углекис­лого газа для образования зелеными растениями органических веществ; приспособлениях организмов к сезон­ным изменениям температуры; демон­страция в ходе рассказа запланирован­ных наглядных пособий

 

 

38

26.01

Состояние воздуха в Кемеровской области.

Рассказ о состоянии воздуха в Кемеровской области. Беседа о мерах сохранения частоты воздуха.

 

 

39

28.01

Охрана воздуха от загрязнения.

Рассказ с элементами беседы о загряз­ненности воздуха в промышленных городах, причинах его загрязнения и связанными с этим погодными явле­ниями; мерах, направленных на сохране­ние чистоты воздуха, с демонстрацией изображений его загрязнителей, влия­ния загрязненного воздуха на состояние многолетних растений

 

 

40

02.02

Обобщение материала о воздухе.

Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. Отвечают на вопросы учителя. Пишут самостоятельную работу.

 

 

 

 

Глава 4. Почва

11

 

41

04.02

Почва в природе.

Рассказ с элементами беседы о почве как особом образовании в природе, ее отличиях от горных пород, плодородии с демонстрацией изображений верхних слоев земли, организмов, жизнь которых связана с почвой, результатов опыта выращивания растений в горшках с почвой, песком и глиной, урожаев, собираемых с плодородных полей

Личностные:

-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

-формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

-формирование умения логически выстраивать рассказ по предложенному плану

Регулятивные УУД:

— составлять план текста;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;-

-самостоятельно обнаруживать учебную проблему ;

-применять методы информационного  поиска , в том числе с помощью компьютерных средств.

-работать по плану , сверять свои действия с целью;

 

Познавательные УУД:

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

 — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Коммуникативные УУД:

- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах;

-добывать недостающую информацию с помощью вопросов;

-формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы;

-устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности;

 

 

42

09.02

Состав почвы. Образование почвы.

Рассказ с организацией проведения наблюдений по выяснению состава почвы, демонстрацией опытов по обнаружению в ней воздуха, воды, органических остатков, размешанной в воде прокаленной почвы и ее расслое­ния на песок, глину и воду, обнаружения минеральных солей при выпаривании отстоявшейся воды; наличии в почве перегноя и его свойствами.

Рассказ о роли бактерий и лишайников в образовании почвы из разрушающихся горных пород с демонстрацией посе­ляющихся на них организмов-почвообразователей

 

 

43

11.02

Структурные и бесструктурные почвы.

Рассказ с элементами беседы о разделе­нии почв на структурные и бесструктур­ные, их различиях по составу и плодоро­дию, превращению структурной почвы в бесструктурную и, наоборот, с демон­страцией гумуса, структурной и бес­структурной почвы, изображений растений, способствующих восстановле­нию структуры почвы, или гербарных экземпляров

 

 

44

16.02

Испарение воды из почвы.

Беседа о поступлении в почву дождевой и снеговой талой воды, ее просачивании в более глубокие слои, и ее испарении, рассказ об испарении воды в зависимо­сти от рыхлости или уплотненности почвы с демонстрацией результатов опыта, способах сохранения влаги в почве

 

 

45

18.02

Удобрение почвы.

Рассказ о значении и нормах внесения в почву органических и минеральных удобрений, их видах с демонстрацией широко используемых азотных, калий­ных и фосфорных солей и изображений растений, испытывающих недостаток тех или иных солей

 

 

46

25.02

Обработка почвы.

Рассказ о предпосевной и основной (осенней)обработке почвы и ее значе­нии, об используемой сельскохозяй­ственной техникой с демонстрацией ее изображений

 

 

47

02.03

Почва как среда обитания организмов.

Рассказ с элементами беседы об орга­низмах, населяющих почву, особенно­стях почвы как среды обитания организ­мов и связанными с ними приспособлениями в строении и образе жизни

 

 

48

04.03

Ветровая и водная эрозия почвы. Загрязнение почвы. Охрана почв.

Рассказ и беседа о разрушении почвы водой и ветром, загрязнении ядохимика­тами, используемыми для уничтожения вредителей выращиваемых растений, избытком вносимых минеральных удобрений, высокой численностью червей- вредителей растений и мерах ее сохранения

 

 

49

09.03

Экскурсия «Почва как среда обитания»

Исследование почвы как среды обитания

 

 

50

11.03

Состояние почвы в Кемеровской области.

Беседа по состоянию почвы в Кемеровской области.

 

 

51

16.03

Обобщение материала о почве.

Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. Отвечают на вопросы учителя. Пишут самостоятельную работу.

 

 

52

18.03

Экологические группы растений Кемеровской области, по отношению к разным свойствам почв.

Рассказ об экологических группах растений по отношению к разным свойствам почвы.

 

 

 

 

5. Живые тела, или организмы

17

 

53

23.03

Биосфера – живая оболочка Земли.

Рассказ с элементами беседы о заселе­нии организмами наружных оболочек Земли, границах и неравномерности их распространения, создании В.И. Вернад­ским учения о биосфере; значении живого вещества в ее формировании

Личностные:

-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

-формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

-формирование умения логически выстраивать рассказ по предложенному плану

Регулятивные УУД:

— составлять план текста;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;-

-самостоятельно обнаруживать учебную проблему ;

-применять методы информационного  поиска , в том числе с помощью компьютерных средств.

-работать по плану , сверять свои действия с целью;

 

Познавательные УУД:

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

 — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Коммуникативные УУД:

- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах;

-добывать недостающую информацию с помощью вопросов;

-формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы;

-устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности;

 

 

54

25.03

Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства и промышленности.

Рассказ о жизни человека в условиях дальнейшего увеличения народонаселе­ния, необходимости расширения пахотных земель, изготовления орудий обработки почвы, добычи и использова­ния полезных ископаемых с использова­нием картин, изображающих изменения в природе, связанные с развитием промышленности, увеличением город­ских поселений

 

 

55

01.04

Изменения в природе Кемеровской области в связи с развитие угольной промышленности.

Рассказ о современной численности населения на Земле, огромных промыш­ленных городах, нуждающихся в постав­ках чистой пресной воды, топлива, сырья для промышленности, сельскохо­зяйственной продукции и освобождении их от различных бытовых и промышлен­ных отходов; возникновении парниково­го эффекта, образовании и выпадении кислотных дождей, разрушении озоно­вого экрана и влиянии их на органиче­ский мир и здоровье самого человека с использованием предусмотренных наглядных пособий

 

 

56

06.04

Влияние современного человека на окружающую среду.

 

 

57

08.04

История строительства Беловской ГРЭС: последствия изменения природного ландшафта.

 

 

58

13.04

Темнохвойные леса Кузбасса. Представители голосеменных: сосна сибирская, ель, лиственница.

Рассказ с элементами беседы о темнохвойных лесах Кузбасса. Представителях голосеменных растений.

 

 

59

15.04

Дикорастущие цветковые растения  Кемеровской области (лютик едкий, герань луговая и др).

Демонстрация дикорастущих растений цветковых обитающих в Кемеровской области.

 

 

60

20.04

Использование дикорастущих растений Кемеровской области: технические, дубильные, ягодные.

Беседа об использовании дикорастущих растений.

 

 

61

22.04

Цветковые растения Кузбасса.

Демонстрация цветковых растений Кузбасса с использованием гербария.

 

 

62

27.04

Экскурсия «Искусственные сообщества живых организмов в данной местности».

Исследование территории школы.

 

 

63

29.04

Охрана природных сообществ в Кемеровской области

Беседа о природных сообщенствах в Кемеровской области.

 

 

64

04.05

Красная книга Кузбасса

Рассказ о Краснной книге Кузбасса и Беловского района.

 

 

65

06.05

Сохранение человека в условиях увеличения народонаселения.

Рассказ с элементами беседы о сохране­нии человека на Земле при прогнози­руемом ее перенаселении и невозмож­ности обеспечения всех людей необходимыми условиями для полно­ценной жизни; мерах усиления работы современного человека по охране окружающей среды с использованием иллюстративного материала по изучае­мым вопросам урока

 

 

66

11.05

Что мы узнали о живых телах, или организмах.

Обобщение знаний о живых телах или организмах.

 

 

67

13.05

Обобщение пройденного материала в 6 классе.

Подготовка к итоговому тестированию за 6 класс.

 

 

68

18.05

Итоговое тестирование.

Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. Отвечают на вопросы учителя. Пишут самостоятельную работу.

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн