Официальный сайт synclub 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сталинградская битва.

Фото пользователя ирина геннадьевна маравина
Submitted by ирина геннадьевна маравина on Fri, 27/02/2015 - 23:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Маравина Ирина Геннадьевна
Место работы, должность: 

МБОУ г. Астрахани СОШ № 59, библиотекарь.

Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Цель урока: 
  1. Изучать историю своего народа, расширить представления о Сталинградской битве, о мемориальном комплексе «Мамаев курган».
  2. Формировать патриотические чувства, чувство гордости за свою страну.
  3. Воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны, уважительное отношение к старшему поколению, к памятникам войны.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Уткин А. «Вторая мировая война» М., 2003.
  2. Чуянов С. Сталинградский дневник (1941-1943 г.г.). – Н-Волжское издание, 1979.
  3. Классные часы. 3 класс / авт.- сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. ОвчинниковаЛ.П. – Передовая начиналась в цехе. – Волгоград: Ниж. –Волж. кн. изд-во, 1983.
Используемое оборудование: 

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft PowerPoint, выставка книг о Сталинградской битве, детские рисунки о войне, записи военных песен, карта Волгоградской области, звезды-магниты.

Используемые ЦОР: 

Электронная презантация "Сталинградская битва".

Краткое описание: 
<p>Одним из факторов формирования исторического и патриотического сознания детей являются уроки мужества. Необходимость развития интересов учащихся в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся об истории России и подвигах его народа, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Воспитание патриотизма &ndash; это важнейшая педагогическая задача нашего времени. Воспитывать это качество помогает урок мужества. Урок проходит в необычной обстановке. Ребята активно готовились к данному уроку. Они посетили библиотеку, учили песни военных лет, стихи о Сталинградской битве, &nbsp;организованна выставка рисунков &laquo;Военный Сталинград&raquo;. Учащиеся познакомились с основными этапами Сталинградской битвы, с легендарной высотой Сталинграда &ndash; Волгограда &laquo;Мамаев курган&raquo;. При этом активно используются возможности компьютерной техники.</p>

Ход мероприятия

Класс, в котором проходит мероприятие празднично украшен.

Звучит фонограмма “С чего начинается Родина”.

1 ученик:

Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои,
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.

2 ученик:

Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Всё стареет,
Родина не старится,
Не пускает старость на порог.

Библиотекарь: Все дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны, с каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года, тех, кто познал кровавый снег Сталинграда. Каждый год, 2 февраля, мы отмечаем годовщину Сталинградской битвы, вспоминаем всех, кто отдал жизни, защищая нашу землю от немецко-фашистских захватчиков. 200 дней и ночей продолжалась Сталинградская битва. Сталинград – город, ставший символом страданий и боли, символом величайшего мужества, навсегда останется в веках, в памяти человечества. Сегодня на уроке мы вспомним события тех страшных дней.(слайд1)

Звучит фонограмму “Вставай страна огромная”.

3 ученик:

Так случилось – мужчины ушли, (слайд 2-3)
Побросали посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон,
Растворились в дорожной пыли,
Так случилось – мужчины ушли.

Под тихую музыку выходят дети в форме солдатов.

1 солдат: (слайд 4-5) 17 июля 1942 в излучине Дона начались кровопролитные бои. Ценой огромных потерь враг продвигается к Волге. И 23 августа прорвав оборону советских войск, гитлеровские танки подошли к Сталинграду – это был самый страшный для города день. Фашисты совершили более 2 тысяч самолетовылетов. Город был превращен в руины

2 солдат: (слайд 6-7) 13 сентября 1942 года гитлеровцы начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. 2 армии обороняли Сталинград: 62-я под командованием Чуйкова и 64-я под командованием Шумилова. Бои не прекращались даже в ночное время сражались за каждую улицу, за каждый дом.

3 солдат: (слайд 8-9) День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда. Всё утро город беспрерывно бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди. Но наши солдаты продолжали верить в победу.

4 солдат:

От рожденья земля не видала
Ни осады ни битвы такой,
Содрогалась земля и краснели поля
Все пылало над Волгой рекой. (слайд 10)

Следы врага – развалины и пепел,
Здесь все живое выжжено дотла.
Сквозь дым нет солнца в черном небе
На месте улиц – камни и зола. (слайд 11)

5 солдат: (слайд 12-13) И вот пришёл этот долгожданный день 19 октября 1942 года. 7часов 30 минут. Свет. Взвились ракеты, прогремел сигнал, началось наступление советской армии по всей линии фронта. Но до окончания победы под Сталинградом были ещё долгие и тяжелые дни боёв.

6 солдат: (слайд 14-16) Утром 31 января 1943 года войска 64-ой армии взяли в плен фельдмаршала немецкой армии Паулюса вместе со штабом. Мощные удары советских войск подавили последние очаги сопротивления. 2 февраля 1943 года в 16 часов закончилась Сталинградская битва.

Солдат 7:

Февраль – февраль, солдатский месяц –
Пурга в лицо, снега по грудь.
Сто лет пройдёт. И сто метелиц.
А мы пред ними все в долгу.
Февраль – февраль. Солдатский месяц –
Горят гвоздики на снегу. (слайд 17)

Солдат 8:

В свой срок – не поздно и не рано -
Придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
Придёшь второго февраля.
И там, у той заиндевелой,
У той священной высоты,
Ты на крыло метели белой
Положишь красные цветы. (слайд 17)

Библиотекарь: В дни Сталинградской битвы Мамаев курган (высота 102 м.) стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему здесь 135 дней и ночей бушевала жесточайшая битва. В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Весной 1943 года на Мамаевом кургане не поднялась даже трава.

Весь мир сегодня знает
Геройской славы высоту
Мать-Родина, в бетон одета,
Стоит там вечно на посту.
А в годы грозных испытаний
Она на подвиги звала.
Сквозь кровь и тысячи страданий
Страну к победе привела! (слайд 18)

Защитникам Сталинграда, живым и мертвым, полководцам и рядовым, воздвигнут мемориальный комплекс на Мамаевом кургане. Идея сооружения в городе-герое величественного монумента, в память о великом сражении, возникла почти сразу после окончания битвы. Грандиозный масштаб и сложность композиции задуманного ансамбля потребовали больших сроков для его осуществления. Начато сооружение монумента в мае 1959 года, а окончено 15 октября 1967 года, когда памятник-ансамбль Героям Сталинградской битвы был торжественно открыт. Этот грандиозный скульптурно-архитектурный комплекс выполнен под руководством Е. В. Вучетича. 12 июня 2008 года, после подведения итогов конкурса “7 чудес России”, Мамаев курган попал в число семи победителей. Монумент ежегодно посещает большое количество, как российских туристов, так и туристов из-за рубежа. От посещения Мамаева кургана остаются глубокие, запоминающиеся воспоминания. С вершины кургана открывается прекрасный вид на город, реку Волгу и прилегающие леса. Сейчас мы проведём Виртуальную экскурсию по этому мемориальному комплексу.

Вводная композиция. (слайд 19) Наша экскурсия начинается у подножия Мамаева кургана. Перед нами композиция – память поколений. Люди разных возрастов с венками и знаменами идут, чтобы отдать долг павшим героям-воинам. От подножия кургана и до его вершины ведут 200 гранитных ступеней, так как именно двести огненных дней и ночей продолжалась Сталинградская битва.

Аллея пирамидальных тополей. (слайд 20) Далее нас встречает аллея пирамидальных тополей. Стройные тополя, словно солдаты в строю провожают нас к вершине кургана.

Площадь “Стоять насмерть”. (слайд 21) Подъем по ступеням широкой лестницы выводит нас на площадь “Стоять насмерть”. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту города.

Стены-руины. (слайд 22-23) За композицией “Стоять насмерть” расположены стены-руины. Сделаны они так, что если смотреть на них внимательно, то из этих “развалин” выступают изображения человеческих лиц в определённом смысловом порядке. Левая сторона посвящена клятве сталинградцев, правая – самой Сталинградской битве. Где–то внутри самих стен тихо звучит музыка, слышится задушевная солдатская песня.

Площадь героев. (слайд 24-27) Мы продолжаем подниматься по ступеням лестницы. Перед нами неожиданно открывается панорама площади Героев. В центре – огромный водяной партер. Здесь же мы видим скульптурные композиции, в которых отображены совершенно конкретные подвиги воинов Сталинградской битвы. Таких композиций шесть. Первая композиция – «Выстояв, мы победили смерть». Перед нами два солдата, один тяжело ранен, рядом его товарищ, вдвоем они готовы вступить в последнюю схватку с врагом. Вторая композиция рассказывает о подвигах женщин. Фигура девушки-санитарки согнулась под тяжестью раненого солдата. «Они все шли вперед…» – третья композиция, которая рассказывает о подвигах славных моряков. Следующая композиция – передает напряжение раненого командира, который до последней минуты, продолжает руководить боем. Пятая композиция – «Город не сдай врагу». Погиб знаменосец, но знамя не должно упасть. Его подхватил другой воин. Шестая композиция: два воина уничтожают фашистскую гадину.

Зал воинской славы. (слайд 28) Сурово и строго оформлен вход в Зал воинской славы. Нависшие потолки, серые бетонные плиты напоминают блиндаж. Но вот крутой поворот – и перед глазами великолепный сверкающий золотом зал. Зал воинской славы встречает нас тревожной музыкой Шумана «Грезы». Он имеет форму цилиндра. На 34 мозаичных знамёнах начертаны имена воинов, павших в Сталинградской битве. Центр зала занимает большая мраморная рука, держащая факел с пламенем Вечного огня.

Площадь Скорби. (слайд 29) При выходе из зала Воинской славы перед нами открывается площадь Скорби. Мы видим, склонившуюся фигуру женщины-матери. Перед тем, как похоронить своего погибшего сына, она обняла его и погрузилась в безграничную скорбь.

Главный монумент. (слайд 30) От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». На холме, вдоль серпантина, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это 52-х метровая фигура женщины, стремительно шагнувшей вперед. В правой руке она держит меч длиной 33 м и весом 14 тонн. Общая высота скульптуры 85 метров, а вес ее составляет восемь тысяч тонн. С вершины кургана виден цветущий город-герой Волгоград. Здесь заканчивается наша экскурсия.

Библиотекарь: Много прошагали наши солдаты по своим и чужим землям, чтобы освободить народы от фашистских захватчиков. И большую роль в победе сыграли песни, которые солдаты пели и на привале, и в бою. Они подымали дух и веру в победу.

Ученик:

Мерцал закат, как блеск клинка.
Свою добычу смерть считала.
Бой будет завтра, а пока –
Взвод зарывался в облака
И уходил по перевалу.

Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины завывали.
И песня нашей спутницей была.
В бою. В походе. На ночном привале.

Библиотекарь: (слайд 31) Мы сделаем привал и вспомним песни военных лет.

(Дети поют отрывки из песен военных лет.)

Библиотекарь: В минуты затишья солдаты, вспоминая мирное время, любили танцевать.

Библиотекарь: Готовясь к этому уроку, вы получили вопросы викторины. За каждый правильный ответ на вопрос викторины на карте должна появиться звезда.

  1. Назовите дату начала Сталинградской битвы? (17 июля 1942 г.)
  2. Когда закончилась Сталинградская битва? (2 февраля 1943 г.)
  3. Назовите самый страшный для города день? (23 августа1942 г.: фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч самолетовылетов)
  4. Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200 дней)
  5. За какой срок Гитлер хотел овладеть городом? (за 2 недели)
  6. Где находится то место, которое защитники Сталинграда называли главной высотой России? (Мамаев курган)
  7. Назовите высоту Мамаева кургана? (102 м)
  8. Какой подвиг совершил Михаил Паникаха? (Пылающий в огне, он бросился на фашистский танк, и огромное пламя поглотило героя вместе с танком)
  9. Когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом? (19 ноября 1942)
  10. Значение Сталинградской битвы? (Коренной перелом в войне)
  11. сколько дней не затихал бой на Мамаевом Кургане? (135 дней)
  12. Чем награждён город за эту битву? (Орденом Ленина и Золотой звездой героя)

Посмотрите сколько звездочек на карте. Вот из таких маленьких звездочек складывалась наша победа. Пройдут века, а немеркнущая слава защитников Сталинграда будет вечно жить в памяти народа. (слайд 32)

Ученик:

Под Сталинградом был смертельный бой
Все защищали город наш родной,
Горит огонь, как память грозных лет,
Мы будем помнить, всех кого сегодня нет.

Ученик:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память вечную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

Прикрепленный файл Size
pril.ppt 2.17 MB

»  Размещено в сообществах:   
Дневник обучения группы школьных библиотекарей "ШБ"

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн