Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок русского языка в 3 классе, автор Баранова Н.А. учитель начальных классов МКОУ Серебрянской СОШ Чулымского района

Submitted by Людмила Мозолева on пн, 02/03/2015 - 14:58

Дата проведения: 19.11.2014 года

ТЕМА УРОКА: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных  1, 2 и 3 склонений»

Цели урока:

  1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по правописанию безударных падежных окончаний имен существительных  трех склонений.
  2. Способствовать самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях урока.
  3. Обеспечить комфортные условия для выражения своей точки зрения, мыслей, для развития интеллектуальной культуры учащихся.
  4. Содействовать воспитанию  чуткого и бережного отношения к людям.
  5. Помочь в освоении рефлексивной культуры, умении слушать и слышать учителя и своих товарищей.

 

Ход урока.

I.  Организационный момент.

Начинаю я урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы грамотно писать.

II.  Эмоциональный настрой.

- Ребята, что вы ждёте от урока русского языка?

- А я жду от вас грамотных ответов, активности на уроке.

III. Постановка задач урока.

-Посмотрите на экран и прочитайте тему сегодняшнего урока. (слайд2)

Тема: « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений».

-Это первый урок по данной теме? (нет)

- Каковы будут задачи урока? (выслушиваю детей)

- Давайте сравним их с задачами, которые поставила я. (слайд3)

Задачи: 1. Показать, умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

                2. Проверить навыки правописания падежных окончаний имён существительных.

Итак, задачи поставлены.

IV. Минутка чистописания. Физминутка для пальчиков.

- Наш урок мы начнём с чистописания. (слайд4)

  • Правильно выполнив задание, вы сами  назовёте букву, написание которой мы сегодня будем повторять.

Кто лечит больных? - ………(врач)

Кто играет на скрипке? - ………….(скрипач)

            Кто выступает в цирке? - …………..(циркач)

  • - Что общего у этих слов? Какая орфограмма объединяет все эти слова? (у существительных мужского рода с шипящей на конце ь не пишется.)

   - На какую букву оканчиваются все слова, подобранные нами?

  • Верно, тема нашего чистописания - буква ч.
  • Запишите в тетрадях строчку: заглавная и строчная буква Чч в соединении.
  • Какие правила правописания мы знаем, связанные с этой буквой? (ча пиши с буквой а, чу пиши с буквой у, сочетания чк-чн пишутся без мягкого знака.) Запишите на следующей строчке эти сочетания.

V. Словарно-орфографическая работа. (слайды 5-6)

- Слова «врач», «циркач», «скрипач» - это всё профессии человека. Сегодня мы познакомимся с новым словом, написание которого надо запомнить. Это слово – человек.

Кто такой человек? Какое определение вы бы дали этому слову?

  • Послушайте определение слова «человек», которое дано в толковом словаре:

«Человек -  высшее из земных созданий, одарённое разумом, свободной волей и словесной речью». Человек – это часть живой природы, но и животные тоже живые существа. А чем человек отличается от животного? (человек умеет говорить, мыслить, трудиться).

  • Как вы думаете, какие буквы в этом слове надо запомнить? Почему? В слове человек две непроверяемые безударные гласные е и о. Запишите это слово в свой словарик, выделите гласные, которые надо запомнить, поставьте ударение.
  • Подберите к этому слову однокоренные слова, запишите их в тетради и выделите корень.
  • А теперь из слов, которые даны у вас на карточках, составьте предложение с этим словом.
  • Какое предложение у вас получилось? (Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.)
  • Что это за предложение? (пословица) Как вы понимаете смысл этой пословицы? Выполните разбор этого предложения.

  сущ.     пр. сущ.  гл.    с. пр. сущ.  гл.

-    Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.(Повеств., невоскл., простое, распр.)

-  Что вы заметили в этом предложении? (однородные члены предложения) Почему здесь стоит запятая?

-Итак, какое новое словарное слово мы узнали? Какие буквы запоминаем в этом слове?

- Назовите ещё имена существительные, которые встретились в этом предложении.

( от лени, от труда). Когда может возникнуть трудность в написании окончаний существительных? (когда окончание безударное) В данном предложении, у какого существительного безударное окончание? (от лени) И чтобы правильно его написать, что нужно вспомнить?

IV.  Разминка.

-А сейчас давайте вспомним опорные знания по данной теме. Я предлагаю для этого провести разминку. На доске «Ромашка» с вопросами. Тот, кого я вызываю, срывает один лепесток, читает на обратной стороне вопрос и отвечает на него.

(дети выходят по одному к доске)

Вопросы:

Что называется именем существительным?

Как изменяется имя существительное?

Что значит просклонять имя существительное?

Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

Как проверить безударное окончание имён существительных?

 

Вывод:  Я довольна  вашими ответами.

V.  Повторение алгоритма.

-  А теперь  повторим алгоритм определения безударных падежных окончаний  имён существительных. (слайд7)

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

По опорным словам.

1 склонение – весна, земля

2 склонение – сон,  колесо

3 склонение – рожь

(слайд8)  Имя существительное

Ставлю существительное    в начальную форму: ед.ч., И.п.

Определяю тип склонения   1, 2, 3 скл.

Определяю падеж

- Все ли грамматические признаки имени существительного необходимо вспомнить, чтобы верно написать его окончание? (нет, достаточно вспомнить склонение и падеж)

- Достаточно ли этой схемы, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного?

- Что еще необходимо? (знать таблицу: в каком падеже какого склонения пишется то или иное безударное падежное окончание; уметь подбирать слово-помощник с ударным окончанием)

(слайд9)   По таблице окончаний.

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

-ы, -и

-а, -я

Д.п.

-у, -ю

П.п.

Итак, вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к работе.

IV. Физминутка.

 

«Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки  в стороны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили»

 

VI. Упражнение на определение типа склонения по начальной форме1, 2 и 3 склонения.

- Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного падежного окончания имени существительного? (поставить имя существительное в начальную форму: И.п., ед.ч, для того, чтобы определить тип склонения. От типа склонения зависит какая буква будет в окончании)

 

На партах детей карточка со словами:

Дождиком, словечку, к крылечку, за домом, над кроватью, при дочери, в лесу, над облаками, с новостью, на линейке, дружку, до дороги, у входа.

 

Дети по очереди называют имена существительные, ставя их в начальную форму, определяют тип склонения. Слова, вызывающие затруднение, дети отмечают. На всю работу отводится 5 минут.

Проверка:

Дается эталон выполненного задания на (слайде 10).

- Удалось ли выполнить задание полностью? Что помешало?

- Выполни ли задание без ошибок?

- Какие слова оказались сложновыполнимыми? (коллективное обсуждение)

- Чем можно дополнить нашу схему? (сводная таблица окончаний имен существительных в разных падежах разного типа склонения)

Игра

Я буду называть существительные.

Если оно относится

                          к 1–ому  склонению, вы хлопаете в ладоши,

                          ко 2-ому – приседаете,

                          к 3 склонению – прыгаете на месте.

Лошадь, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

VII. Упражнения в определении безударных окончаний  имен существительных трех  склонения.

Задание 1. Работа по карточкам (по уровням)

1 уровень – Запишите слова, укажите падеж и склонение. Выдели окончание.

В деревне, по ветке, на западе, к площадке, о березе, по пустыне.

-Сравни окончания. Что вы заметили?

-Почему в этих словах мы написали окончание – Е?

-Какое слово лишнее?

-Сделайте вывод. (слайд 11)

2 уровень – Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания.

В холод…, о жизн…, из деревн.., к сирен…, по букв…, из шерст…, в фонтан….

-Зачитайте слова с окончанием – И.

-Почему в этих словах вы написали окончание – И?

-Какое слово лишнее?

-Сделайте вывод по этой работе. (слайд12)

2 задание:   (слайд 13)

На верхушк… сосн… дятел долбит клюв… шишк… .

 

Списать предложение, вставить окончания, доказать их.

(на работу дать 7 минут)

- Проверка (слайд 14)

- Как вы считаете, справились вы с заданием?

3 задание: Исправь ошибки. (слайд15-16)

   1) Летом бродит без дороге  между сосен и берёз, а зимой он спит в берлоги, от мороза       прячет нос.

   2) Стоял на тонкой ножки, теперь лежит в лукошки.

   3)Бегу я как по лесенки, по камушкам звеня. Издалека  по песенки узнаете меня.

 

 -   Кто справился с этим заданием без ошибок?  Кто ошибся?  Какие ошибки допустили?

- Как вы думаете, что нужно было вам сделать, чтобы избежать ошибок?

- Над какой темой мы с вами работаем?

- Что вы должны сегодня уяснить для себя?

- Каким алгоритмом вы воспользуетесь, чтобы не ошибиться в правописании безударных падежных окончаний?

 

VIII. Тестовая проверка. (слайд17)

Внимательно прочитай предложения. Если соглашаешься с выска­зыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.

 

1.

У имён существительных третьего склонения окончание - и пишется в родительном, дательном и предложном падежах.

 

2.

У имён существительных второго склонения, никогда не пишется окончание -и.

 

3.

У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -и.

 

4.

У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -е.

 

5.

 

У имён существительных первого склонения в форме родительного падежа  окончание -е.

 

6.

У имён существительных первого склонения в форме родительного падежа  окончание -и.

 

7.

Словом-подсказкой для имён существительных первого склонения с безударными окончаниями может быть слово  стена.

 

8.

У имён существительных третьего склонения окончание - и пишется в родительном, а в дательном и предложном падежах – окончание –е.

 

 

IX. Итог урока.  Рефлексия.

Сегодня мы славно потрудились на уроке.

- Теперь мы можем с вами утверждать, что : (слайд 18)

Я ЗНАЮ:  как справиться с правильным написанием безударных падежных окончаний имен существительных;

Я МОГУ:  рассуждать, слушать и слышать, вести диалог, ясно выражать свою мысль;

Я СУМЕЮ: сотрудничать с товарищами на уроке, с учителем, справиться с любым заданием на уроке;

Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ:  осознанно высказывать свои мысли и  грамотно писать.

- Ребята, сегодня на уроке мы убедились в правильности высказывания великого русского ученого Д.И.Менделеева о том, что: «Хорошо поставить вопрос – значит наполовину решить его».

- На все поставленные вопросы вы ответили и заслужили  похвалы.

- Спасибо за урок.

Прикрепленный файл Size
Урок русского языка в 3 классе Баранова Н.А..docx 35.04 KB
Правописание безударных окончаний.pptx 724.39 KB
Приложение.docx 17.54 KB

»  Tags for document:

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн