Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая разработка дистанционного урока по теме «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»

Submitted by Дина Акрамовна Фаизова on пн, 02/03/2015 - 15:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Фаизова Дина Акрамовна
Место работы, должность: 

МБОУ "Мухамедьяровская СОШ", учитель русского языка и литературы

Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

сформировать навык правильного написания Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени,  добиться осознанного написания слов с Н-НН

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
1
Используемые учебники и учебные пособия: 

Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Гольцова Н.Г. и др., Русское слово, 2013 г.

Используемая методическая литература: 

4. Русский язык: в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ. Миронова Н.И., Эксмо-Пресс, 2014 г.
5. ЕГЭ-2015 Русский язык. Интеллект-Центр, 2014 г.
6. Русский язык. Упражнения и комментарии. Розенталь Д.Э., Эксмо, 2014 г.
7. ЕГЭ 2015. Русский язык. Сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену. Пучкова Л.И, Экзамен, 2014 г.
8. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015. Сенина Н.А., Легион, 2014 г.
9. ЕГЭ 2015. Русский язык. Тематические тренировочные задания. Егораева Г.Т.,Экзамен, 2014 г.
10. ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий по пунктуации. Потапова Г.Н.,Экзамен, 2014 г.
11. ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий по орфографии. Груздева Е.Н., Экзамен, 2014 г.
12. ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий по культуре речи. Козлова Т.И., Экзамен, 2014 г.
13. ЕГЭ-2012. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Гостева Ю.Н., Национальное образование, 2014 г.

Используемое оборудование: 

Рабочий лист урока, компьютер с выходом в Интернет, личный аккаунт, интерактивные тесты, маршрутный лист, учебный материал, материал ЦОР 

 

Используемые ЦОР: 

1.     http:// interneturok.ru/project/skachat_videourok/

2.     http://www.kirov.spb.ru/

3.     http://nsportal.ru/kartashova" > Учитель русского языка и литературы</a

4.     http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=pravopisanie_nn_i_n_v_prichastiax

Краткое описание: 
<p>Данный урок-практикум построен с использованием проблемных заданий, направлен на отработку навыков правописания одной и двух букв Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.</p>

Методическая разработка дистанционного урока по теме «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»

 

Цель: сформировать навык правильного написания Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени,  добиться осознанного написания слов с Н-НН

Задачи урока:

·         Познавательный аспект: повторить и обобщить изученное, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;

·         Развивающий аспект: развивать внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, умения работать во времени;

·         Воспитательный аспект: умение учиться способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач,  воспитание бережного отношения к слову.

 

Участники: учащиеся 10- 11 класса

 

Форма организации: дистанционный урок с использованием дистанционных образовательных технологий.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

 

Необходимое оборудование и материалы для дистанционного урока: Рабочий лист урока, компьютер с выходом в Интернет, личный аккаунт, интерактивные тесты, маршрутный лист, учебный материал, материал ЦОР.  

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося: навыки работы в сети Интернет, знание программ пакета MicrosoftOffice, Skype.

Время урока: 45 минут.

 

 

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие учителя по Skype:

- Добрый день, ребята!

Сегодня к нам в гости пришло Причастие, но не обычное, а Страдательное. Послушаем-ка его историю…

 

Страдательное Причастие

     Всеми обижен__ое, всеми унижен…ое, никем не привече…ое, почти не замече…оебедное, бедное Страдательное Причастие. Теперь оноПричастие прошедшего времени, и всё у него в прошлом. А ведь было время...

     Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое рассказывает оно Существительному, которое находится при нём в качестве его дополнения.

     — Ах, не говорите, не говорите!говорит Страдательное Причастие Существительному, которое вообще ничего не говорит.Одни страдания!

     Существительное пробует кивнуть, но Причастие не позволяет ему даже этого.

     — Не говорите, не говорите!развивает оно свою мысль.Самое дорогое, что у меня есть,это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тексте без приставки или хотя бы без пояснительного слова, как я сразу же теряю одно Н .  Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это жизнь, скажите? Нет, не говорите, не говорите...

     А Причастие продолжает:

     — И главное, никакого просвета, никаких надежд... Даже будущего времени у нашего брата, причастия, не бывает. А как прикажете житьбез будущего?

Ф. Кривин

 

2.     Формулирование темы, цели и постановка задач урока

- Ребята, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Попробуем перевести сказку на язык науки. Если это у вас не получилось, не отчаивайтесь, в конце нашего урока у вас это обязательно получится!

- Правильно, мы будем сегодня говорить о правописании Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

- Дорогие друзья! Предупреждаю, что сегодняшняя тема – одна из самых сложных в русской орфографии. И сегодня вы в этом убедитесь. Но дорогу осилит идущий, поэтому скорее, в путь!

 

Возьмите на заметку!
Работа с материалами нашего урока  требует от вас, друзья, высокого уровня самоорганизации.

 

- Все причастия такие капризные в написании, и разобраться, когда в них нужно употребить Н, а когда НН, - задача вовсе не из лёгких! Но не пугайтесь, друзья! Ведь вы не из пугливых, вы изучаете русский язык самостоятельно! Не сомневаюсь, что и на этот раз вы окажетесь победителями.

Прежде, чем оправиться в путешествие, ознакомьтесь с маршрутными листами.

Приступим к реализации основной задачи. Предлагаем следующий план урока.

Приложение 1

Ф.И.О.

Изучение учебного материала

Просмотр материалов

ЦОР

Закрепление

Физминутка

Практическая работа. Контроль.

Инструктаж

к выполнению домашнего задания

Подведение итогов

урока

Рекомендуемое время

7 мин.

3 мин.

10 мин.

2 мин.

20 мин

2 мин.

1мин.

 

Запишите, пожалуйста, на листочках, какие задачи вы поставите на сегодняшний урок.

Помните, что усвоенным считается тот материал, который может быть передан своими словами. 

- Изучить ….

- Повторить …

 - Научиться… .

 

3.     Изучение учебного материала 

 

- Прослушивание лекционного материала с сайта  interneturok.ru/project/skachat_videourok/ 

- Друзья, вы можете еще раз просмотреть и прослушать видеофрагмент, на сайтах  interneturok.ru/project/skachat_videourok/ или  моем сайте.

 

- Вы убедились, что причастие коварно и его порой не так-то просто отличить от прилагательного, в суффиксе которого тоже встречается орфограмма Н и НН. Будь бдительными! Поможет вам инструкция, которую я отправила вам по электронной почте на ваш адрес.

Читайте инструкцию и выполняйте предложенные задания. (см. приложение)

 

Инструкция№ 1

1. Встретив слово с неясным написанием, определи, от какой части речи оно образовано.

2. Если слово образовано от существительного, то это прилагательное.

• Прилагательные, образованные с помощью суффиксов -АН-, -ЯН-, -ИН- (исключения: оловянный, деревянный и стеклянный), пишутся с Н.

• Прилагательные, образованные с помощью суффиксов -ЕНН-, -ОНН-, а также Н при основе, заканчивающейся на Н, пишутся с НН (исключение: ветреный).

3. Если слово образовано от глагола, то это либо причастие, либо прилагательное.

Это причастие:

• если оно имеет приставку; пишется с НН;

• если оно имеет зависимое слово; пишется с НН;

• если оно образовано от глагола совершенного вида; пишется с НН;

• если глагол, от которого оно образовано, имел суффиксы -ОВА-, -ЕВА-, (-ИРОВА); пишется с НН;

если это слова-исключения: смышлёный, названый (брат); пишутся с Н. Это прилагательное

• если это слова-исключения: желанный, священный, нежданный, негаданный; пишутся с НН;

смотри также в Приложении Словарь №3;

• если слово не имеет ничего из перечисленного (ни приставки, ни зависимого слова, ни совершенного вида, ни названных суффиксов); пишется с Н.

4. Если это краткое прилагательное, в нём пишется столько Н, сколько и в полном.

5. Если это краткое причастие, в нём пишется Н.

Примечание. В слове ране…ый пишется НН, если при нем есть зависимое слово (раненный в сражении), и только Н, если зависимого слова нет (раненая птица).

 

4.     Закрепление.

- Ребята, теоретический материал также вы можете найти на следующих страницах, перейдя по ссылкам: Просмотр материалов ЦОР

 

Слайд № 1 http://school-assistant.ru/?class=7_russian

 

Изучите еще раз внимательно и приступайте к тестовым заданиям.

Он-лайн тестирование.

 

Слайд № 2 .http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=pravopisanie_nn_i_n_v_prichastiax

 

Слайд № 3 http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=pravopisanie_nn_i_n_v_prichastiax

 

5.     Физкульминутка

А) Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.

Б) Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.

В) Исходное положение: сидя на стуле, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.

6. Практическая работа.

Решение заданий.

- А теперь вопрос: «Как отличить отглагольное прилагательное от причастия, ведь они так похожи?!»

ЗАДАНИЕ №1. Используя инструкцию, распредели в 3 графы таблицы:

оконный проём; обеденный стол; выглаженный сарафан; печёное яблоко, сонное царство; копчёный угорь; письменные принадлежности, подписанная открытка; запылённая одежда; телефонная книга; калёные орехи; вчера приготовлены; газированная вода; маринованные грибы; посаженные в саду; жаренные на масле.

 

Прилагательные

Отглагольные

прилагательные

Причастия

 

 

 

Различать их нетрудно. Запомни только несколько простых правил.

Во-первых, причастие обычно имеет приставку (кроме НЕ), а прилагательное не имеет.

Во-вторых, если причастие не имеет приставки, у него есть зависимое слово, а у прилагательного нет.

В-третьих, причастие, не имея приставки, образуется от глаголов совершенного вида.

В-четвёртых, отглагольное прилагательное образуется от бесприставочных глаголов с суффиксом -ОВА- (-ЕВА-).

А дальше совсем легко.

Причастия, перешедшие в прилагательные, пишутся с одним Н.

Понятно? Иначе говоря, если у слова (неважно: причастие оно или прилагательное) нет приставки, зависимого слова и оно образовано от глагола несовершенного вида, не имеющего суффиксов -ОВА-, -ЕВА-(-ИРОВА-), то перед тобой прилагательное, и пишется оно с Н. Если же перед тобой причастие (то есть оно имеет хоть один из названных признаков), то смело пиши его с НН.

Помни слова-исключения: желанный, священный, нежданный, негаданный, смышлёный, названый (брат), невиданный, неслыханный.

 

Инструкция №2

Как в сомнительном случае отличить причастие от прилагательного?

1. Причастие всегда легко заменяется глаголом, от которого оно образовано.

Моя подруга хорошо воспитана родителями. Мою подругу хорошо воспитали родители.

2. Прилагательные не заменишь глаголом, от них можно образовать сравнительную степень.

Малыши теперь смышлёны и воспитанны. Малыши стали смышлённее и воспитаннее, чем раньше.

3. Причастие без труда можно заменить другим причастием.

Мы были воспитаны (взращены) в прекрасной семье.

4. Прилагательное можно заменить другим прилагательным.

Наши знакомые воспитанны. Наши знакомые культурны.

5. Прилагательное нередко может иметь при себе однородный член, выраженный прилагательным.

 

ЗАДАНИЕ№1.Распредели в следующую табличку слова, выделяя и объясняя орфограмму «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных». В третьей графе сформулируй правило (условие выбора Н и НН).

 

ПРИМЕРЫ

ПРАВИЛА

 

Н

 

 

 

НН

 

 

 

 

 

 

Слова для справок: зва…ый ужин; нош…ный пиджак; долго нош…ный;

ненош…ные вещи; понош…ный костюм; некопа…ые грядки; связа…ый шарф; вяза…ый бабушкой свитер; некош…ный луг; пута…ый ответ; распута…ые нитки; стриже…ый в кружок; плетѐ…ое кресло; некип…ч…ная вода; жж….ный сахар; проще…ое воскресенье; писа…ая красавица; нечая…ая радость; дела…ый смех; св…ще…ый долг; подл…ный шедевр; слое…ое тесто; купле…ый подарок; масле…ый блин; масл…ные краски; квалифицирова…ая работа; кем-то заштопа..; тренирова…ый спортсмен; ране…ый в бою; легко ране…ый, уже обезвреже..а; зва…ый на обед; призва…ый помочь; назва…ый брат; назва…ый братом; никому не обеща…о.

Проверь себя по ключу в Приложении!

 

- Если вы считаете себя достаточно «подкованными» в новой теме, можете приступить к заданиям посложнее.

 

ЗАДАНИЕ № 3. Учитесь преодолевать трудности! Перед вами наиболее сложные случаи написания Н и НН в причастиях и похожих на них прилагательных. С помощью Инструкции №2 вставьте  пропущенные орфограммы, объясняя правописание рядом в скобках.

1) Туристы озабочен …ы (……………………) отсутствием проводника.

2) Организован… а (…………………)группа быстрого реагирования.

3) Внимание учеников сосредоточен... о (…) на решении примера.

 4) Она всегда слишком озабочен... а (…………………).

5) Бурные потоки воды сдержан....ы (……………………………) плотиной.

6) Наша сборная команда организован...а (……………………) и дружна.

7) Братья умны и воспитан... ы (……………………………).

8) Шахматисты во время очередной партии

были сосредоточен... ы ( ……………………………).

9) Девушка была равнодушна, сдержан ...а(………) и как будто рассеян...а (……). 10) Хозяйка была взволнован... а(……) его неожидан... ым (………) возвращением. 11) Девушка самоуверен....а (………………………) и горда.

12) Все мы уверен ...ы (……………………) в своей правоте.

13) Речь еѐ путан...а(…………………) и непонятна.

 14) Нитки запутан...ы (………………………).

 15)Восстание подавлен… о (……………………).

16) Она устала и подавлен ...а (……………………………).

 Проверьте  себя по ключу в Приложении!

7. Контроль

Работа в сети Интернет, сайт-интерактив, http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test112.xml  тесты по теме «Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» (вариант 1-4 на выбор)

8. Подведение итогов урока. Рефлесия

Если вы получили «5» или «4», то молодцы! Если не набрали баллов, то не расстраивайтесь, у вас есть возможность пересмотреть видеоматериал по теме урока, инструкции и попробовать решить еще раз.

- Подведем итоги урока. Скажите одним предложением, выбрав начало из списка:

сегодня я узнал… 
было интересно… 
было трудно… 
я выполнял задания… 
я понял, что… 
теперь я могу… 
я почувствовал, что… 
я приобрел… 
я научился… 
у меня получилось … 
я смог… 
я попробую… 
меня удивило… 
урок дал мне для жизни… 
мне захотелось… 

- Посмотрите, что вы написали в начале урока на листочках. Сравните.

 

9. Инструктаж к выполнению домашнего задания

ЗАДАНИЕ

1) «Оратор». Подготовьте устное выступление на 1 минуту, с помощью которого убедите своего одноклассника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

2) Письменные задания по выбору:

Уровень 1. на сайте http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test112.xml  тест по теме «Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» (вариант на выбор)

Уровень 2. Выполнить упражнение по теме.

1) Вставь пропущенные орфограммы, графически объясни правописание «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных» в тексте «на засыпку».

    Именинник бешено вопил, иступленно размахивая над головой рва…ым башмаком, стаще…ым второпях с ноги насмерть перепуга…ого соседа. Изумле…ые гости и родственники в первую минуту ошеломленно застыли, но потом под градом масле…ых вареников, пуще…ых в их сторону взбеше…ым именинником, вынужденно отступили к отворе…ым дверям. «Изменники! Подсунуть мне бесприданницу, за которую никто гроша лома…ого не давал! » — отчаянно визжал он, возмущенно скача на кова…ом сундуке, застеле…ом продра…ой клеенкой. «Она невоспита…а и необразова…а, неслыханно глупа и невиданно уродлива, к тому же и вовсе без приданого!» — кричал он, швыряя дра…ый башмак в недавно купле…ый абажур лимонного цвета. Броше…ая вслед за ним палка копче…ой колбасы угодила в стеклянную вазу, наполне…ую дистиллирова…ой водой, и вместе с ней рухнула на коротко стриже…ую, краше…ую под каштан голову обвине…ой во всех грехах бесприданницы, с уязвле…ым видом жавшейся у двери. Ране…ая в голову колбасой, картинно взмахнув обнаже…ыми по локоть руками и рождественскую елку, увеша…ую слюдяными игрушками, посеребре…ыми сосульками и с золоче…ой звездой на самой макушке.       Восхище…ый произведе…ым эффектом, именинник упоенно пританцовывал на выкраше…ом масляной краской комоде, инкрустирова…ом тисне…ой кожей, куда он перебрался с сундука непосредственно после падения дамы для лучшего обзора кутерьмы, вызва…ой его экзальтирова…ым поступком.

Из журнала «Русская словесность»

2) Выпиши из текста словосочетания с отглагольными прилагательными и перестрой их так, чтобы прилагательные стали причастиями, пишущимися с НН.

ОБРАЗЕЦ: клееная фанера — приклеенная , клеенная рабочими.

 

Уровень 3. Сочини детективную историю про обезвреже…ую самоотверже…ыми сыщиками банду карма…иков, употребив в своей работе не менее 10-15 причастий и отглагольных прилагательных с Н и НН.

 

 

 

Список использованных сайтов

1.     http:// interneturok.ru/project/skachat_videourok/

2.     http://www.kirov.spb.ru/

3.     http://nsportal.ru/kartashova" > Учитель русского языка и литературы</a

4.     http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=pravopisanie_nn_i_n_v_prichastiax

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Словарь №1

Беленый

валяный

веяный

вощеный*

вязаный

глаженый

жженый

золоченый

клееный

кованый

копаный

кормленый

кошеный

крашеный

 

СЛОВАРЬ № 2

Прилагательные, образованные от причастий (со значением, имеющим отношение к пище)

Вареное яйцо

пареная репа

вяленая рыба

 печеное яблоко

жареная утка

плавленый сыр

жженый сахар

сеяная мука

каленый орех

 слоеное тесто

квашеная капуста

 соленые огурцы

кипяченая вода

сушеные абрикосы

копченая колбаса

топленое масло

лущеный горох

тушеное мясо

масленый блин

 чищеная морковь

мороженые ягоды

моченая клюква

СЛОВАРЬ № 3 (Запомнить!)

Слова-исключения, в которых пишется -нн-

деланный смех

желанный момент

жеманный* человек

медленный поезд

обещанный подарок

Различай слова:

масленый — намазанный, пропитанный или запачканный маслом (масленая неделя — масленица);

масляный — масляные (на масле) краски или картина, написанная ими

подлинный шедевр

священный долг

чванный** характер

чеканный шаг

невиданный успех

нежданный-негаданный гость

неслыханный случай

нечаянный*** промах

но -н-

конченый (человек)

названый (брат)

писаный (красавец)

посаженый (отец)

прощеное (воскресенье)

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн