ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ РОДНОГО КРАЯ
Submitted by Светлана Юрьевна Ашанина on Tue, 10/03/2015 - 22:14
«Природа – наше богатство:
сберечь это богатство для
последующих поколений –
наша задача и наш долг».
М. Пришвин.
«РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ЭКОЛОГО -КРАЕВЕДЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ»
Цель: Привлечь внимание детей к растительному миру родного края.
« Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
Ястреба парящего над полем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!»
М. Дудин
Игра –путешествие:
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЛЕКАРСТВЕННЫХ
РАСТЕНИЙ РОДНОГО КРАЯ
Я не степью хожу, я хожу по аптеке.
Разбираюсь в ее травяной картотеке.
Беспредельная степь, бесконечная степь,
Ты неписаный странный рецепт.
(Стихотворение исполняется под музыку)
Библиотекарь: Сегодня мы предлагаем вам совершить путешествие по родному краю в мир природы. В нем нет ни одного бесполезного растения. Особое внимание мы обратим на лекарственные растения.
Весь зеленый мир – это своего рода аптека, дающая нам бесплатные лекарства, с помощью которых предупреждаются и вылечиваются разные заболевания. Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, от чего что помогает. Вспомнил, что звери тоже травами лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают.
Да вы и сами не раз, наверное, видели, как лечатся кошки и собаки. Выберут листочек в основном длинный, узкий, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать.
Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.
Сегодня в нашем путешествии примут участие ученики 3 класса, Приглашаются две команды (ученики 3 класса), которые покажут нам свои знания лекарственных трав.
члены команды Забиров Ибрагим, Захаров Федор, Набоко Полина, Батушева Марина, Осышная Татьяна.
В роли доктора Будникова Ксения, в роли Пети Иванова Судас Денис
Команды занимают свои места.
А нам нужно выбрать жюри ( 4 человека выбираем из зала)
Жюри готово приступить к своим обязанностям, а я объявляю первый конкурс.
Итак 1 конкурс - представление команд. Оценивается по 10 бальной системе Первая команда вам слово:
1-й участник: капитан команды Дукунов Руслан
Наша команда называется "Ландыши".
Полна чудес могучая природа.
Дары свои обильно рассыпая,
Причудливо она играет. Бросит
В болотнике, в забытом уголке
Под кустиком цветок весны
жемчужный,
Задумчиво склоненный ландыш. (демонстрируется фото) 2-й участник: "Ландыш" – слово латинское, означает "лилия долин, цветущая в мае". Ковалева Дарья
3-й участник: Ландыш – лекарственное растение. С древности он широко применяется в медицине. Его называют спасателем человеческих жизней.
Уткина Варвара
4-й участник: Ландыш применяется для лечения сердца и сосудов. Ландыш – прекрасное средство от параличей, от боли в животе. Он действует как успокаивающее средство.
Владимиров Максим 5-й участник: Девушки в деревне соком ландыша натирали щеки, чтобы быть румяными. Ландыш не только целебен, но и ядовит. Употреблять его в пищу в необработанном виде смертельно. Поэтому ландыш надо собирать очень осторожно.
Болотин Сергей 6-й участник: Сейчас ландыш числится в списке растений, которым грозит гибель. Давайте беречь этих крохотных жителей леса, ведь приятно же созерцать, как “кусты веселых ландышей жемчужных под каждым кустиком горят”.
Авдеенко Иван
Библиотекарь Первая команда закончила свое выступление и я приглашаю Вторую команду. Вторая команда: Цепцура Виталий
Наша команда называется "Рябинки". 1-й участник: капитан команды
Я знал тебя, моя рябинка...
Ты на околице села
Над серой крышею овина
Под небом северным росла.
Тебя трепала непогода,
А ты – всем горестям назло
Росла и крепла год от года,
Глядясь в озерное стекло. ( демонстрируется фото)
2-й участник: Название "Рябина" произошло от слова "терпкий" и дано за терпкий вкус плодов. На протяжении ряда веков рябина считалась "сорной" породой, ее вырубали. Сейчас отношение к дереву изменилось. Установлено, что рябина приносит пользу в лесу и человеку.
Осышная Татьяна
3-й участник: В древнем Риме рябину применяли для укрепления желудка. В русской народной медицине варенье из плодов рябины используется как успокаивающее средство, настой из плодов – как желудочное и кровоостанавливающее.
Батушева Марина 4-й участник: В листьях рябины содержится аскорбиновой кислоты больше, чем в плодах. Корни рябины лечат заболевания печени.
Захаров Федор 5-й участник: В современной научной медицине при недостатке витаминов рекомендуются свежие и сухие плоды рябины. Из рябины варят варенье, пасту, делают конфеты.
Забиров Ибрагим 6-й участник:
Мне даже страшно –
Так она тонка, так высока.
При каждом резком звуке
Дрожит,
И от любого ветерка
Все гнется
И заламывает руки.
Придет гроза
И буря налетит,
Всю до земли согнет
и распластает.
Гром отгремит,
Громада туч истает,
Взгляну в окно: А тонкая стоит.
Набоко Полина
Библиотекарь: Вторая команда закончила свое выступление и
Жюри оценивает конкурс, а мы встречаем следующего участника - к нам пожаловал доктор . Кто же к нам пожаловал ?
1)Доктор ученик 3класса Будникова Ксения
Всех я травами лечу,
Исцелить я всех хочу,
Здравствуйте, ребята! А вы знаете, куда я направляюсь? Травы собирать.
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
А вот и первая травка. (Демонстрируется ромашка)
1ученик 3 класса Мальцева Полина
Родина ромашки – Америка. Еще в 40-х годах прошлого столетия её показывали как редкость в Петербургском ботаническом саду. Как сорняк, ромашка попала вместе с зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железной дороге Так ромашка попала в Россию. Народные лекари говорят: "У кого в горле болит, возьми стакан молока, стакан воды и по одной щепотке ромашки, липового меда - смешай все вместе, вскипяти, процеди сквозь тряпицу, остуди как парное молоко и пей вместо чая".
2ученик 3 класса Антонова Кристина
Известно, что волосы, промытые в ромашковом растворе, приобретают золотистый оттенок. А кто часто умывается крепким наваром, у того кожа на лице делается бархатистой и нежной. Если посадить ромашку вокруг яблонь, деревья не будут страдать от яблоневой плодожорки. Капусту она оберегает от гусениц. Ромашку полезно держать в чуланах, кухнях, где хранятся продукты. Где разложено это растение, там не будет мышей. Любят ромашку и пасечники, врачи лечат ей простуду, лихорадку и зубную боль.
Библиотекарь Не забывают её и поэты:
Посреди лугов увядших, Колышкина Катерина
Опаленных жарким зноем,
Белокурые ромашки
Поднимаются прибоем.
Белокурые ромашки
Травы красят белой кистью,
И звенит, звенит протяжно
Жаворонок в синей выси.
Библиотекарь Конкурс № 2 2)Доктор Будникова К дает 1 задание нашим командам.
Напишите, какие цветы носят человеческие имена?
Библиотекарь: Конкурс оценивается следующим образом :Одно правильно написанное имя – 2 балла. (Ребята пишут ответы на заранее подготовленных листочках.)
Пока команды работают нам расскажут о замечательном цветке – розе. (демонстрация фото)
3)2 ученика 6 класса рассказывают о розе:
1 ученик: Решетников Вячеслав
Розы – сестры зори.
Цвет их цвету зари равнозначен...
Раскрываются розы лишь в первых рассветных лучах,
А раскрывшись на диво, они то смеются, то плачут,
Грусть и радость не чая В глубоких атласных цветах. 2 ученик: Трофименко Ксения
Родословная розы уходит в глубокую древность. По преданию самая красивая из женщин на свете родилась из раскрывающегося бутона розы, который состоял из 108 больших и 1008 маленьких лепестков. На Востоке розу считали священным цветком. В Коране говорится, что роза возникла из капель пота пророка Магомета.
Нет на свете цветков красивее и благоуханнее роз... Французы создали театр роз, где ставят пьесы, героями которых являюсь я. В парижском розарии собраны почти все виды роз, существующих в мире: тут и вьющиеся розы, имеющие на одном кусте до двухсот цветков, и цветущие по два раза в лето. В России розы стали разводить только при Петре I. На Гавайских островах растут даже черные и голубые розы.
Из лепестков розы готовят настой, отвары, варенье, делают розовое масло, которое популярно в Болгарии, Турции
Конкурс №2
3)Доктор Будникова К. дает вам 2 второе задание. Вспомните и назовите загадки, пословицы, поговорки, посвященные травам, овощам, цветам.
Библиотекарь: Пока идет работа послушаем рассказ о замечательном растении (звучит рассказ о шиповнике .(демонстрация фото)
4) 1 ученик 3 класса Величкин Валерий
Шиповник - богатейшая копилка различных витаминов. Не надо забывать, что без шиповника не было бы розы. Его цветы состоят из овальных бледно-розовых, белых, желтых или розовых лепестков, которые охраняются верными стражами - шипами.
2 ученик Абромян Константин
Белые и желтые цветы шиповника любил французский поэт Шатобриан. Однажды он решил подарить букет любимой женщине и с огорчением увидел, что цветы по дороге увяли. Он хотел извиниться, но женщина с улыбкой заметила: "Увы, мой дорогой, цветы умирают раньше, чем слова..."
3 ученик Китаева Алина
Природе неизвестно растение, более богатое витамином С, чем плоды шиповника. Из лепестков можно приготовить варенье, вкусный чайный напиток, а из плодов шиповника готовят отвар для настоев, соков, киселей, квасов, компотов. На Алтае и Сибири в ход идут семена растения. Их поджаривают, измельчают и заваривают, как кофе. Медики считают, что те, кто пьет полстакана отвара шиповника, запасаются бодростью на целый день.
4 ученик Гришанина Анна
Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.
Шиповник везде будет жить, лишь бы было солнце. Витамин С в нем был обнаружен совсем недавно, в 1931 году. С одного куста можно получить до 5 кг плодов. Живет куст 25-30 лет.
4)Доктор Будникова К. : Хочу еще вас испытать, каждой команде я приготовил по пять вопросов о лекарственных растениях
Библиотекарь: ( вопросы задаются по очереди каждой команде, ответы команды записывают на заранее подготовленных листках). Жюри оценивает следующим образом один правильный ответ 2 балла.
Конкурс № 3 задание
Вопросы задает доктор
Первый вопрос для «Ландышей» 1. Ты растение не тронь - жжется больно, как огонь. Что это за растение? (Крапива.) Для чего ее принимают? (Отваром моют голову. Останавливает кровь.)
Первый вопрос для «Рябинки»
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его - сережки,
На земле лежат листки
-Маленькие лопушки.
(Подорожник. Лечит ранки, порезы; от желудочных болезней).
Второй вопрос для «Ландышей»
Белые горошки на зеленой ножке.
(Ландыш. Делают капли от сердеч
ной боли, успокаивающее).
Второй вопрос для «Рябинки
Стоят кругом сестрички
Желтые глазки, белые реснички.
(Ромашка. Поласкают гордо при ангине, ополаскивают волосы).
Третий вопрос для «Ландышей» . Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
(Репей. Репейным маслом смазывают голову).
Третий вопрос для «Рябинки»
. Какое лекарственное растение любят кошки? (Валериана).
Четвертый вопрос для «Ландышей»
В каком растении купают маленьких детей.? Это растенгие растет вдоль канав ?(Череда)
Четвертый вопрос для «Рябинки» Назовите травы и растения, которыми можно вылечиться от простуды. (Малина, клюква, липовый цвет, мать-и-мачеха, мята).
Пятый вопрос для «Ландышей» Горел в траве росистый, потом померк, потух, и превратился в пух. (Одуванчик, готовят салат, возбуждает аппетит).
Пятый вопрос для «Рябинки» . Дикой розой называют, Как лекарство применяют. (Шиповник. Сироп из шиповника богат витамином С).
Библиотекарь Вопросы заданы , ответы написаны .Жюри оценивает конкурс ,а мы послушаем рассказ об облепихе. О (демонстрация фото) 1ученик 6 класса рассказывает об облепиха: Апрелов Владимир
- Одно из первых мест в лекарственном саду занимает облепиха . Это растение обладает удивительными свойствами известными давно. Среди 10 тысяч растений древней медицины облепиха занимает почетное место. Облепиха широко применяется как средство, заживляющее наружные раны, внутренние язвы.
2 ученик Анискина Татьяна
Российские ученые доказали, что в плодах этого растения, листьях и коре более десятка необходимых жизненных веществ. Вкусные соки, варенье и джемы из облепихи пользуются большим успехом. Из плодов облепихи получают знаменитое облепиховое масло, растет облепиха сейчас практически у каждого садовода. Библиотекарь Молодцы, ребята! Вижу, что можете свое здоровье поправить и без таблеток, с помощью трав
Сейчас мы узнаем результаты конкурса.
Раздается стук Кто это к нам пришел Слово жюри-
. А вот к нам еще пожаловал один ученик, учиться ему неохота, уроки он пропускает и говорит, что и так все знает.
Петя Иванов (Судас Денис) Знакомьтесь зовут его Петя Иванов. Что ты хочешь нам сказать, ты много трав насобирал? ты опять опоздал?
Нет Я не опоздал меня не взяли в команды из- за плохих знаний, но я хочу поучаствовать в игре, я много читал и приготовил ребятам задания, такие сложные, ни за что они не отгадают.
Библиотекарь Ну когда же ты исправишься, здесь идет серьезная игра, а ты хочешь все испортить. Да?
Петя Иванов9Судас Денис ): Нет
Я так старался , читал биологию, учил экологию, ну разрешите задать и мне вопросы.
Библиотекарь: Ну что ж ребята разрешим ему задать свои вопросы? (Ребята разрешают) Петя задает свои вопросы.
Конкурс № 4
По вопросу каждой команде – жюри учитывает ответы за каждый правильный ответ – 5 баллав
Вопросы задает Петя Судас Денис 1)Вопрос команде «Ландыши» Представьте себе, что простыли. У вас кашель, вы чихаете, хотя на улице весна. Между тем, в растительном мире есть средств от простуды. Ранней весной на оттаявших пригорках южных склонах канав растет нужное вам лекарство. Верхняя часть этого растения ярко-зеленая, глянцевая, на ощупь холодящая, а снизу лист белый, покрытый нежными белыми “войлоками”. Что это за растение? (Мать-и-мачеха).
2) Вопрос команде «Рябинки ) Вы пошли на экскурсию или за грибами - и вдруг несчастье: натерли ногу. Что делать? Ведь по близости нет аптеки. Каким лекарственным растениям вы воспользуетесь? (Подорожник).
А как вы им воспользуетесь? (Нужно сорвать лист, обернуть им больное место. Листок приятно холодит, боль постепенно проходит).
Библиотекарь Конкурс №5, (домашнее задание)
- Сейчас проверим, как выполнили домашнее задание наши команды. 1)Нужно было отыскать и рассказать нам легенду о растении, в честь которого названа их команда оц3енивается по 10 бальной
Команда "Ландыши": Дукунов Р
- Старинное русское предание рассказывает о безнадежной любви водяной царевны Волховы к удалому Садко.
Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, она вышла на берег, чтобы
последний раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго ходила Волхова по лугам и опушкам, но Садко нигде не было. Как вдруг увидела она двоих среди стройных берез. Это были они - Садко и Любава. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слезы покатились из ее синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные серебристые цветы - символ верности, любви и нежности.
Обездоленная горем, навсегда ушла Волхова в свое холодное подводное царство.
Команда "Рябинки": Цевцура В
- Жили как-то муж с женой, было у них двое детей. Старшая дочь нелюбимая, и имя имела неласковое, звали ее Восьмухой. Была она злой, завистливой. Зато меньшого сына родители ласково назвали Романушкой. Был он добрый, приветливый.
Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела как-то ребенка в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце и растет с тех пор по всей русской земле. И назвали его люди ласково рябинкой.
Библиотекарь
А сейчас жюри подводит итоги нашего путешествия . Какая же команда
Набрала больше очков? Мы скоро узнаем
Петя Иванов: Судас Денис
- Вы, ребята, так много знаете.
Я одумался, ребята,
Лучше вместе с вами пойдем,
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем,
Дома их поставим в вазу. Карагушева Альбина
- Лекарственные растения приносят большую пользу людям. Но и мы должны относиться к ним бережно, чтобы они могли еще долго приносить нам пользу. Для этого не вырывайте растения с корнем, а собирайте их бережно, осторожно!
8)Доктор и все вместе
- Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвем цветы
-Опустеют все поляны,
И не будет красоты,
Библиотекарь И так слово жюри:
Мы поздравляем наших участников и вручаем им
Персонажи игры:
1.Ведущий 2.Первая команда «Ландыши» (6 участников ) 3.Вторая команда «Рябинки» (6 участников) 4.Доктор 5. Петя Иванов.
Литература:
Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в летнем лагере. –М.:
Агропромиздат,1988. – 239 стр.
Красная книга Саратовской области.-
Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия/ авт.- сост. И.Г. Норенко.- Влогоград.: Учитель,2007.
Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий.5 -11 классы. – М.: 5 за знания,2005.- 208 стр.
Читаем, учимся, играем .- Журнал – сборник сценариев, 2003 -№ 8.