РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ
Огромная роль в воспитании эмоций принадлежит искусству, в частности хореографическому. В современном хореографическом искусстве уделяется внимание, как выразительности сочинения, так и его исполнению. Формирование выразительной, эмоциональной личности, ее культуры является одной из важных задач педагога-хореографа.
Хореографическое искусство, равно как и другие виды творчества, имеет эмоциональную определенность. Рациональное и чувственное начала даны во взаимопроникновении: мысль выражается через эмоцию, чувство несет мысль.
Развитие эмоциональной культуры личности тесно связано с пониманием задач и роли хореографического искусства как одного из средств воспитания чувства прекрасного. Чувство как эмоциональная реакция на происходящее на сцене приводит к глубоким изменениям в психике человека. И исполнитель, и зритель невольно вовлекается в процесс воспитания художественного вкуса, развития общей культуры личности, эмоционально-психологического состояния, а также понимания особенностей жизни, ее правды. Подчиняясь законам восприятия, составляя основу накопления эмоционально-эстетических ценностей, оно участвует в развитии эмоциональной культуры личности, способной наслаждаться высокими человеческими идеями и стремлениями. Расширяя мировоззрение, развивая интеллект, сохраняя любовь к жизни и веру в нее, искусство хореографии помогает преодолению трудностей современного бытия. Оно может не только услаждать зрителя, давая возможность созерцать красивые зрелища, слышать прекрасные звуки, но и многому научить. В соединении душевной и телесной красоты отражается характер художественно-образного мышления: наглядность и целесообразность, понимание окружающей действительности при познании мира, соразмерная чистота человека и природы, прекрасное и безобразное.
Участвуя в развитии эмоциональной культуры личности, хореографическое искусство отражает жизнь людей: физическую и интеллектуальную, познавательную и эмоциональную; создает красоту своеобразными средствами: пластическими и музыкальными, динамическими и ритмичными, зримыми и слышимыми. Эти средства способствуют развитию эмоциональной культуры человека в его жизни, помогая в труде и на праздниках, в горе и радости.
Музыкально-пластические образы всегда эмоциональны, зрительны, увлекательны. Это определяет особую поэтику хореографического искусства, его связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом любого национального искусства. У хореографии свой обобщенно-условный, ассоциативный язык, эмоционально воздействующий на личность через зрительное и слуховое восприятие образов, вызывающих массу жизненных, глубоких чувств и ассоциаций у зрителей. Сопереживание, эмоциональная активность у зрителя тем значительнее, чем ярче художественное воздействие на него. Поэтому через сложный индивидуально-эмоциональный мир человека оно в конечном счете влияет на его поступки, корректируя поведение в той или иной ситуации.
Дети на занятиях по хореографии, воспринимая происходящее, выражают своеобразное эмоциональное переживание. Оно может быть самым различным, так- как ребенок, какого бы возраста не был, имеет существенные различия в выражении эмоций. Педагог, при внимательном отношении, естественно замечает, что каждый ученик это новое открытие, новое познание, приобретение нового опыта в работе, так как все они неповторимые. И понять их эмоциональное состояние педагогу поможет знание вопросов психологии и педагогики. Дети выражают восторг* и радость при исполнении того или иного движения, которое вызывает похвалу педагога. Противоположенной формой их переживания являются огорчения, бурные слезы. Эти проявления эмоций, какие бы они не были, необходимы для развития творческой личности ребенка. Эмоции не возникают сами собой, всегда есть причина, источник их вызывающие. Удовольствие, радость, восторг - положительные эмоции, которые могут быть вызваны встречей с любимым педагогом, красивой музыкой, интересным современным хореографическим материалом, красочными костюмами. В параллели с положительными эмоциями всегда существуют отрицательные - печаль, ненависть, страх. Они препятствуют достижению высоких результатов в обучении, сковывают внимание детей. Но какие бы эмоции не были, они побуждают к деятельности, определяют поведение ребенка на занятиях.
Немаловажное значение имеют и эмоции преподавателя. Работа педагога в хореографическом зале дело трудное и хлопотное. Порой бурное эмоциональное состояние педагога отличается от состояния детей. Даже у них, любящих свой класс, положительные эмоции могут смениться отрицательными. Умерить пыл отрицательных эмоций может только взаимное уважение потребностей и настроения на занятиях преподавателя и детей. Когда положительные эмоции обоюдно совпадают - это время эмоционального подъема. Педагогу удастся избежать напряженности, если он будет помнить, что дети могут иметь свое отношение либо к показу хореографического материала, либо к его требованиям. Дети постоянно нуждаются в одобрении и поддержке педагога. Они охотно будут заниматься, если в нем поселиться уверенность, что он не будет обделен вниманием, получит помощь и одобрение. А это значит, что их чаще будут сопровождать положительные эмоции, чем отрицательные. Правильное поведение преподавателя поможет детям справиться и с отрицательными эмоциями. Ребенок в хореографическом классе может упасть, получить сильный ушиб, подвернуть ногу, растянуть связки - все это вызывает у него отрицательные эмоции, которые сопровождают испуг и боль. В подобных случаях ребенку необходимо утешение педагога, а не критика его поведения, которое привело к травме. Педагогу нужно контролировать свои эмоции, так как он лучше всего знает, что возникновение травм может быть от неправильного исполнения, от невнимательности ребенка, и он должен предупредить его об этом вовремя. Отрицательные эмоции парализуют активность творческой личности ученика, ведут к значительному ухудшению его возможностей.
Эмоционально насыщенный хореографический материал, выразительный практический показ, яркое эмоциональное объяснение дают ребенку обостренное восприятие занятий. И наоборот - скучный урок вызывает апатичное состояние не только в психологическом настрое детей, но и в физическом. Детям трудно преодолеть вялость мышц, победить сонливость. Они запоминают занятия хореографией надолго и прочнее, если находятся в состоянии воодушевления, творческого подъема. Положительные эмоции повышают работоспособность, жизненный тонус, заставляют детей действовать энергично и продуктивно. Запоминается прочно и надолго то, что вызывает у них яркую эмоциональную реакцию.
Эмоции детей в хореографическом классе могут выражаться и во внешних проявлениях. От удовольствия, так же как и от досады, может покраснеть кожный покров лица, может вдруг заплакать, от усердия жевать щеки, кусать губы. Нервное состояние может выдать перебирание пальцев рук при исполнении движения и т.д. Но самые замечательные эмоции в хореографии проявляются в выразительных движениях танца. В нем есть множество различных интонаций, которые подчеркивают переживания исполнителей. Это важно в процессе обучения детей, при исполнении хореографического номера на сцене, когда необходимы яркие и сильные эмоции как танцующих детей, так и зрителей. Бурные аплодисменты, улыбающиеся лица зрителей являются одобрением для детей. Сильные и глубокие эмоции бывают не только на концертных выступлениях, но и на экзаменах, контрольных уроках. Они могут быть одновременно положительными и отрицательными. Концертное волнение часто идет рядом со страхом за исполнение своего номера. Радость и грусть дети испытывают после удачного выступления. Радость - что все получилось, грусть - что все закончилось. Встречаясь с трудностями в подготовке выступления, преодоление которых связано с тяжелыми и неприятными эмоциями, одновременно можно испытать бодрое и радостное состояние от сознания, что целью будет служить зрительское одобрение, что все усилия ведут к удаче.
На развитие эмоций ребенка влияет общение с педагогом и детьми в хореографическом классе. С учениками подготовительных и младших групп морально легко работать. Они быстро эмоционально возбуждаются Их эмоции искренны и неподдельны, но малоустойчивы.
Занятие, где изучение нового хореографического материала чередуется с подвижными играми, подтверждает это свойство маленького человека. Дети еще не умеют сдерживать проявление эмоций. Умение владеть ими у них развивается постепенно. Опытный педагог может заметить эмоциональное переживание детей даже по его глазам. Но не только через веселое или хмурое лицо ученика педагог может определить эмоциональный настрой готовности к занятиям, но и через пластику всего тела. Например, руки ребенка то напряжены, то вялы, то отстают от музыки, даже пальцы выдают его нервное состояние.
В хореографическом зале дети приучаются подчинять свои эмоции общим требованиям педагога и коллектива. Например: научить их сдерживать бурное неудовольствие и беспричинное веселье. То и другое являются достаточной помехой на занятиях. Обогащение положительными эмоциональными переживаниями имеют жизненное важное значение для них. На занятиях развиваются эстетические и интеллектуальные чувства в связи с развитием познавательных интересов и элементарных форм учебной деятельности. Если они положительные -необходимо их поддержать в ребенке, если отрицательные - помочь ему справиться с ними. Эмоциональное состояние изменяется по мере развития ребенка, так как меняется его отношение ко всему окружающему его. Он постепенно начинает сознавать и контролировать свои эмоции благодаря ориентации педагога и родителей. Дети могут в танце выразить правильное эмоциональное состояние интуитивно, но они не могут объяснить причину. Внимательный педагог разъяснит маленькому исполнителю им же выбранные эмоции. Тем самым педагог постепенно формирует жизненный опыт ребенка, который будет в дальнейшем подсказывать ему «что такое хорошо и что такое плохо», создавать условия для его расширения и обогащения. Конкретная обстановка на занятиях вызывают у детей и соответствующие эмоции, которыми они начинают владеть. Внимательный педагог заметит эти существенные изменения в эмоциональной жизни своих учеников. Он постоянно следит за эмоциональным развитием детей, за переменами этого состояния. Важно, чтобы преподаватель создал приятную психологическую обстановку на занятиях для выражения положительных эмоций своих учеников, чтобы у обеих сторон возникло желание быть на уроке вновь и вновь.
|