Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

Фото пользователя Ирина Николаевна Назарова
Submitted by Ирина Николаевна Назарова on Wed, 11/03/2015 - 23:13

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

Огромная роль в воспитании эмоций принадлежит искусству, в частности хореографическому. В современном хореографическом ис­кусстве уделяется внимание, как выразительности сочинения, так и его исполнению. Формирование выразительной, эмоциональной личности, ее культуры является одной из важных задач педагога-хореографа.

Хореографическое искусство, равно как и другие виды творчест­ва, имеет эмоциональную определенность. Рациональное и чувственное начала даны во взаимопроникновении: мысль выражается через эмо­цию, чувство несет мысль.

Развитие эмоциональной культуры личности тесно связано с по­ниманием задач и роли хореографического искусства как одного из средств воспитания чувства прекрасного. Чувство как эмоциональная реакция на происходящее на сцене приводит к глубоким изменениям в психике человека. И исполнитель, и зритель невольно вовлекается в процесс воспитания художественного вкуса, развития общей культуры личности, эмоционально-психологического состояния, а также понима­ния особенностей жизни, ее правды. Подчиняясь законам восприятия, составляя основу накопления эмоционально-эстетических ценностей, оно участвует в развитии эмо­циональной культуры личности, способной наслаждаться высокими человеческими идеями и стремлениями. Расширяя мировоззрение, раз­вивая интеллект, сохраняя любовь к жизни и веру в нее, искусство хо­реографии помогает преодолению трудностей современного бытия. Оно может не только услаждать зрителя, давая возможность созерцать кра­сивые зрелища, слышать прекрасные звуки, но и многому научить. В соединении душевной и телесной красоты отражается характер художе­ственно-образного мышления: наглядность и целесообразность, пони­мание окружающей действительности при познании мира, соразмерная чистота человека и природы, прекрасное и безобразное.

Участвуя в развитии эмоциональной культуры личности, хорео­графическое искусство отражает жизнь людей: физическую и интеллек­туальную, познавательную и эмоциональную; создает красоту своеоб­разными средствами: пластическими и музыкальными, динамическими и ритмичными, зримыми и слышимыми. Эти средства способствуют развитию эмоциональной культуры человека в его жизни, помогая в труде и на праздниках, в горе и радости.

Музыкально-пластические образы всегда эмоциональны, зрительны, увлекательны. Это определяет особую поэтику хореографиче­ского искусства, его связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом любого национального искусства. У хореографии свой обобщенно-условный, ассоциативный язык, эмоционально воздей­ствующий на личность через зрительное и слуховое восприятие обра­зов, вызывающих массу жизненных, глубоких чувств и ассоциаций у зрителей. Сопереживание, эмоциональная активность у зрителя тем значительнее, чем ярче художественное воздействие на него. Поэтому через сложный индивидуально-эмоциональный мир человека оно в ко­нечном счете влияет на его поступки, корректируя поведение в той или иной ситуации.

Дети на занятиях по хореографии, воспринимая происходящее, выражают своеобразное эмоциональное переживание. Оно может быть самым различным, так- как ребенок, какого бы возраста не был, имеет существенные различия в выражении эмоций. Педагог, при вниматель­ном отношении, естественно замечает, что каждый ученик это новое открытие, новое познание, приобретение нового опыта в работе, так как все они неповторимые. И понять их эмоциональное состояние педагогу поможет знание вопросов психологии и педагогики. Дети выражают восторг* и радость при исполнении того или иного движения, которое вызывает похвалу педагога. Противоположенной формой их пережива­ния являются огорчения, бурные слезы. Эти проявления эмоций, какие бы они не были, необходимы для развития творческой личности ребен­ка. Эмоции не возникают сами собой, всегда есть причина, источник их вызывающие. Удовольствие, радость, восторг - положительные эмо­ции, которые могут быть вызваны встречей с любимым педагогом, кра­сивой музыкой, интересным современным хореографическим материа­лом, красочными костюмами. В параллели с положительными эмоция­ми всегда существуют отрицательные - печаль, ненависть, страх. Они препятствуют достижению высоких результатов в обучении, сковывают внимание детей. Но какие бы эмоции не были, они побуждают к дея­тельности, определяют поведение ребенка на занятиях.

Немаловажное значение имеют и эмоции преподавателя. Работа педагога в хореографическом зале дело трудное и хлопотное. Порой бурное эмоциональное состояние педагога отличается от состояния де­тей. Даже у них, любящих свой класс, положительные эмоции могут смениться отрицательными. Умерить пыл отрицательных эмоций мо­жет только взаимное уважение потребностей и настроения на занятиях преподавателя и детей. Когда положительные эмоции обоюдно совпа­дают - это время эмоционального подъема. Педагогу удастся избежать напряженности, если он будет помнить, что дети могут иметь свое от­ношение либо к показу хореографического материала, либо к его требо­ваниям. Дети постоянно нуждаются в одобрении и поддержке педагога. Они охотно будут заниматься, если в нем поселиться уверенность, что он не будет обделен вниманием, получит помощь и одобрение. А это значит, что их чаще будут сопровождать положительные эмоции, чем отрицательные. Правильное поведение преподавателя поможет детям справиться и с отрицательными эмоциями. Ребенок в хореографиче­ском классе может упасть, получить сильный ушиб, подвернуть ногу, растянуть связки - все это вызывает у него отрицательные эмоции, ко­торые сопровождают испуг и боль. В подобных случаях ребенку необ­ходимо утешение педагога, а не критика его поведения, которое привело к травме. Педагогу нужно контролировать свои эмоции, так как он лучше всего знает, что возникновение травм может быть от неправиль­ного исполнения, от невнимательности ребенка, и он должен предупре­дить его об этом вовремя. Отрицательные эмоции парализуют активность творческой личности ученика, ведут к значительному ухудшению его возможностей.

Эмоционально насыщенный хореографический материал, выра­зительный практический показ, яркое эмоциональное объяснение дают ребенку обостренное восприятие занятий. И наоборот - скучный урок вызывает апатичное состояние не только в психологическом настрое детей, но и в физическом. Детям трудно преодолеть вялость мышц, по­бедить сонливость. Они запоминают занятия хореографией надолго и прочнее, если находятся в состоянии воодушевления, творческого подъема. Положительные эмоции повышают работоспособность, жиз­ненный тонус, заставляют детей действовать энергично и продуктивно. Запоминается прочно и надолго то, что вызывает у них яркую эмоцио­нальную реакцию.

Эмоции детей в хореографическом классе могут выражаться и во внешних проявлениях. От удовольствия, так же как и от досады, может покраснеть кожный покров лица, может вдруг заплакать, от усердия жевать щеки, кусать губы. Нервное состояние может выдать перебирание пальцев рук при исполнении движения и т.д. Но самые замечатель­ные эмоции в хореографии проявляются в выразительных движениях танца. В нем есть множество различных интонаций, которые подчерки­вают переживания исполнителей. Это важно в процессе обучения детей, при исполнении хореографического номера на сцене, когда необходи­мы яркие и сильные эмоции как танцующих детей, так и зрителей. Бур­ные аплодисменты, улыбающиеся лица зрителей являются одобрением для детей. Сильные и глубокие эмоции бывают не только на концерт­ных выступлениях, но и на экзаменах, контрольных уроках. Они могут быть одновременно положительными и отрицательными. Концертное волнение часто идет рядом со страхом за исполнение своего номера. Радость и грусть дети испытывают после удачного выступления. Ра­дость - что все получилось, грусть - что все закончилось. Встречаясь с трудностями в подготовке выступления, преодоление которых связано с тяжелыми и неприятными эмоциями, одновременно можно испытать бодрое и радостное состояние от сознания, что целью будет служить зрительское одобрение, что все усилия ведут к удаче.

На развитие эмоций ребенка влияет общение с педагогом и деть­ми в хореографическом классе. С учениками подготовительных и младших групп морально легко работать. Они быстро эмоционально возбуждаются Их эмоции искренны и неподдельны, но малоустойчивы.

Занятие, где изучение нового хореографического материала чередуется с подвижными играми, подтверждает это свойство маленького челове­ка. Дети еще не умеют сдерживать проявление эмоций. Умение владеть ими у них развивается постепенно. Опытный педагог может заметить эмоциональное переживание детей даже по его глазам. Но не только через веселое или хмурое лицо ученика педагог может определить эмо­циональный настрой готовности к занятиям, но и через пластику всего тела. Например, руки ребенка то напряжены, то вялы, то отстают от музыки, даже пальцы выдают его нервное состояние.

В хореографическом зале дети приучаются подчинять свои эмо­ции общим требованиям педагога и коллектива. Например: научить их сдерживать бурное неудовольствие и беспричинное веселье. То и дру­гое являются достаточной помехой на занятиях. Обогащение положи­тельными эмоциональными переживаниями имеют жизненное важное значение для них. На занятиях развиваются эстетические и интеллекту­альные чувства в связи с развитием познавательных интересов и эле­ментарных форм учебной деятельности. Если они положительные -необходимо их поддержать в ребенке, если отрицательные - помочь ему справиться с ними. Эмоциональное состояние изменяется по мере развития ребенка, так как меняется его отношение ко всему окружаю­щему его. Он постепенно начинает сознавать и контролировать свои эмоции благодаря ориентации педагога и родителей. Дети могут в танце выразить правильное эмоциональное состояние интуитивно, но они не могут объяснить причину. Внимательный педагог разъяснит маленько­му исполнителю им же выбранные эмоции. Тем самым педагог посте­пенно формирует жизненный опыт ребенка, который будет в дальней­шем подсказывать ему «что такое хорошо и что такое плохо», создавать условия для его расширения и обогащения. Конкретная обстановка на занятиях вызывают у детей и соответствующие эмоции, которыми они начинают владеть. Внимательный педагог заметит эти существенные изменения в эмоциональной жизни своих учеников. Он постоянно сле­дит за эмоциональным развитием детей, за переменами этого состоя­ния. Важно, чтобы преподаватель создал приятную психологическую обстановку на занятиях для выражения положительных эмоций своих учеников, чтобы у обеих сторон возникло желание быть на уроке вновь и вновь.

   


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн