Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Образовательный проект «Введение в учебный процесс неконтролирующих контрольных работ как средства ликвидации пробелов в знаниях учащихся на уроках физики в 8 классе при изучении главы «Электромагнитные явления».

1.Название проекта.

 Введение в учебный процесс неконтролирующих контрольных работ как средства ликвидации пробелов в знаниях учащихся на уроках физики в 8 классе при изучении главы «Электромагнитные явления».

2 Постановка проблемы.

Проблема: низкий уровень знаний учащихся при выполнении краевой контрольной работы.

 Ежегодные краевые контрольные работы по физике в 8 классе стали обязательными. Результаты этого года продемонстрировали низкий уровень знаний учащихся. Значит, учитель обязан дать знания,  соответствующие требованиям стандарта. Поэтому самым ответственным моментом является подготовка учителя к уроку, а в подготовке урока – отбор содержания материала.

Необходимо проводить работу по систематизации имеющихся и обобщению новых и ранее изученных знаний. При этом важно при систематизации материала расставить акценты его значимости для выполнения конкретных заданий по теме. В противном случае не обеспечивается прочное усвоение большинством учащихся класса ни программного, ни дополнительного материала, поскольку изначально недостаточно четко определена цель изучения материала. Следовательно, некачественно организуется деятельность всех учащихся класса по  достижению поставленной цели.

Следствием этого является несформированность у учащихся  умения самостоятельно добывать знания и использовать их в несколько измененной ситуации. Для многих учащихся справочный материал является бесполезным, поскольку они не научены им пользоваться.

Таким образом, от преподавателя требуется умение не только объяснить новый материал и  обеспечить понимание каждым учеником того, что подлежит усвоению.

В данных условиях необходимо организовать такую работу ученика, при которой он будет выполнять в определенной последовательности задания, способствующие пониманию нового материала.   При этом для учащегося  должно быть очевидно, знаниями из каких классов он пользуется. Такую деятельность можно организовать с помощью тематической неконтролирующей контрольной работы в рамках  индивидуально-ориентированной системы обучения (технологии ИОСО).

3. Целевое назначение проекта.

Использование неконтролирующих контрольных работ (НКР) для ликвидации пробелов в  знаниях учащихся на уроках физики.

4. Задачи проекта.

  • Провести структурирование изучаемого материала по физике.
  • Определить место НКР в структуре урока.
  • Обеспечить включенность каждого ученика в понимающую деятельность.

5. Участники проекта.

проект  рассчитан на учащихся 8 класса  МБОУ Игрышенской СОШ № 3 .

6. Общий замысел  проекта.

          Тематическая неконтролирующая контрольная работа (далее НКР) - это такое средство, с помощью которого организуется деятельность ученика, направленная на выявление его индивидуальных дефицитов. Работа по НКР считается выполненой, если ученик может обосновать, опираясь на теоретические выкладки, каждое задание данной работы.

 В НКР обязательны 3 этапа:

  •  выявление дефицитов,
  • ликвидация дефицитов,
  • подтверждение результата.

Если изучение нового материала будет всегда (на каждой теме и на всех предметах) предваряться работой по ликвидации дефицитов знаний, тогда с уверенностью можно сказать, что у учеников будет сформированы умения:

  • устанавливать причинно-следственные связи,
  • выдвигать аргументы при доказательстве,
  • определять и ликвидировать области собственного непонимания в изучаемой теме.

Методика проведения занятия.

1. Проведение тематической НКР перед объяснением нового материала.

Предназначением этого этапа является пропедевтика знаний и умений, необходимых для успешного освоения нового материала.

Ученики на этом этапе работают индивидуально.  Каждый ученик получает карточку с текстом НКР, которая организована следующим образом (текст из НКР № 1 по физике 8 класса, тема «Магнитное поле»):

Тема

Класс-страница

Теория

Практика

1

Строение атома.

8 кл.

Стр. 69

Строение атома: …

 

 

 

 

Нарисуйте планетарную модель атома водорода:

 

 

 

2

Электрическое поле.

8 кл.

Стр. 64

Электрическое поле - это …

 

 

Укажите верное выражение:

А) Всякое заряженное тело окруженно электрическим полем;

Б) Каждое тело, имеющее электрический заряд, равный нулю, окружено электрическим полем;

В) Электрическое поле, окружающее один из зарядов, не действует на другой заряд.

3

Электрический ток.

8 кл.

Стр. 73

Электрический ток - это …

 

 

Нарисуйте схему  цепи, содержащей ключ, источник тока и лампочку.

 

 

 

Текст  НКР № 2 по физике 8 класса, тема «Действие магнитного поля на проводник с током».

Тема

Класс-страница

Теория

Практика

1

Электрический ток

8 кл.

Стр. 73.

Электрический ток - это …

Источник электрического тока нужен для того, …

 

2

Магнитное поле

8 кл.

Стр. 131.

Магнитное поле - это…

Магнитное поле существует вокруг: 1) неподвижной заряженной частицы;

2) движущейся заряженной частицы;

3) любых заряженных частиц.

3

Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

8 кл.

Стр. 132

Магнитные линии – это…

Укажите магнитные линии вокруг проводника с током и их направление.

 

 

Необходимо объяснить ученикам важность «самостоятельности» выполнения этой работы для их успешного освоения нового материала. За выполнение этой работы оценка не ставится, потому что здесь важно выявить все возможные учебные дефициты конкретного ученика, которые могут воспрепятствовать его пониманию нового материала. Отсутствие оценки способствует тому, что ученик без опаски быть оцененным, не скрывает своего незнания или непонимания какого-либо задания из  тематической  неконтролирующей контрольной работы.

 

 

 

 

         Учитель в табло учета отмечает «+» правильно выполненные задания,

 а «-»  - неправильные.

Имя ученика

№1

№2

№3

1

Никита Ю.

 

 

 

2

Никита М.

 

 

 

3

Виктория Л.

 

 

 

4

Владислав К.

 

 

 

5

Софья З.

 

 

 

6

Иван У.

 

 

 

7

София П.

 

 

 

8

Евгений С.

 

 

 

9

Александр М.

 

 

 

10

Анжела Б.

 

 

 

11

Максим П.

 

 

 

12

Марина Ш.

 

 

 

13

Никита Ш.

 

 

 

14

Диана Ч.

 

 

 

 

Проведение такой работы на классе показало, насколько может быть различным перечень тем,  необходимых для работы по пропедевтике  одной и той же темы у одноклассников.  При этом для одного ученика какая-то тема является определяющей в успешном освоении нового материала, для другого повторение этой же темы является досадной и нерациональной тратой учебного времени.

         Это табло является основанием для составления индивидуальных заданий по ликвидации выявленных дефицитов.

2. Ликвидация индивидуальных дефицитов.

Предназначение второго этапа: обеспечение каждому ученику объема знаний и умений, необходимого для успешного освоения нового материала через специально организованную деятельность.

Ученик сам составляет план своей работы, используя табло учета и карточку НКР. Этот план оформляется в виде таблицы:

Дефицитное знание

Название темы, в которой обнаружен дефицит

Теория

Практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Далее можно организовать работу в два такта по алгоритму:

А) Ученик индивидуально готовит задания, проверяющие наличие «дефицитного» задания и умение его применять, и проверяет у учителя правильность выполнения задания.

В) В паре:

  • Ученик №1 объясняет своему напарнику (ученику № 2) теорию темы, в которой изучалось дефицитное задание, отвечает на вопросы напарника, если таковые возникнут;
  •  Ученик №1 сдает своему напарнику (ученику № 2) задание, проверяющее наличие  дефицитного задания;
  • Ученик №1 сдает своему напарнику (ученику № 2) задание, проверяющее умение применять  дефицитное задание;
  • Ученик № 1 меняется с напарником (учеником № 2) ролями.

Выполненная работа обеспечит успешное усвоение нового материала.

 

 

7. График реализации проекта.

№ урока

Дата

Тема урока

Уч.матер.

дом.зад

Средства обучения, демонстрации

Требования к базовому уровню подготовки

Тип урока

Применение НКР

51

2.04

Магнитное поле тока

§ 56,57

Демонстрация опыта Эрстеда, магнитного поля тока

Набор по электричеству: источники тока, катушки, компасы;

Демонстрация взаимодействия постоянных магнитов (набор прямых и дугообразных магнитов, железные опилки)

Демонстрация действия магнитного поля на проводник с током, модель электрического двигателя, лабораторное оборудование

 

Контрольно-измерительные материалы по данной теме

Знать/понимать смысл понятия «магнитное поле»; понимать, что такое магнитные линии и каковы их особенности

Знать/понимать, как характеристики магнитного поля зависят от силы тока в проводнике и формы проводника; уметь объяснять устройство и принцип действия электромагнита

Уметь описывать и объяснять взаимодействие постоянных магнитов, знать о роли магнитного поля в возникновении и развитии жизни на Земле

Уметь описывать и объяснять действие магнитного поля на проводник с током, понимать устройство и принцип действия электродвигателя

Уметь применять полученные знания при решении задач.

Лекционное занятие

НКР №1

52

6.04

Электромагниты и их применение

§ 58

Комбинированное занятие

 

53

9.04

Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

§ 58

Лабораторное занятие

 

54

13.04

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли

§ 59, 60

Лекционное занятие

 

55

16.04

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон

§ 61

Комбинированное занятие

НКР №2

56

20.04

Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

§ 61

Лабораторное занятие

 

57

23.04

Контрольная работа № 6 «Электромагнитные явления»

§ 56-61

Урок контроля

 

 

8. Ресурсное обеспечение проекта.

1. А. А. Ярулов. Технология индивидуально-ориентированной системы обучения: Методическое пособие. Красноярск, РИО КГПУ, 2001.

2. Сборник статей под редакцией Т. М. Захаровой. Индивидуально-ориентированная система обучения: достижения, возможности, перспективы. Красноярск, 2008.

3. Методическое пособие под редакцией М. В. Миновой, Т. М. Захаровой и других. Формирование понимающих способностей школьников на учебных занятиях. Красноярск, 2008.

4. . Методическое пособие М. В. Миновой, О. А. Крутень. Познавательные общеучебные умения: формирование и диагностика. Красноярск, 2009.

9. Риски при  реализации проекта.

  • Несформированность у учащихся умений организовывать деятельность по ликвидации образовательных дефицитов.
  • Несоблюдение временных рамок, отведенных на НКР.
  • Несформированность коммуникативных умений для работы в парах.

 

10. Ожидаемый результат.

Повышение результатов обучения по физике.

11. Перспективы развития проекта.

Использование неконтролирующих контрольных работ системно на уроках физики во всех классах.

Прикрепленный файл Size
НКР проект.docx 43.67 KB

»  Размещено в сообществах:   
Молодой педагог - 2015

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн