Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проверочные тесты по произведениям русской литературы для учащихся 10 класса

Submitted by Елена Николаевна Бережная on пн, 16/03/2015 - 17:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бережная Е.Н.
Место работы, должность: 

учитель русского языка и литературы

Регион: 
Оренбургская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
тест
Краткое описание ресурса: 
<p>тесты по творчеству Тургенева, Достоевского, Чехова и др.</p>

МБОУ «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверочные тесты

по произведениям  русской литературы

для учащихся  10  класса

          

 

 

 

 

 

 

Составил: учитель русского языка

и литературы Бережная Е.Н.

1 квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                2010-2011 учебный год

 

Тургенев «Отцы и дети»

  1. Какие произведения принадлежат перу И.С.Тургенева?

«Отцы и дети», «Былое и думы», «Обрыв», «Новь», «Фрегат «Паллада», «Дым», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Записки из мёртвого дома», «Накануне».

  1. Время действия романа «Отцы и дети» происходит в

а) 1825г.

б) 1840г.

в) 1859г.

г) 1861г.

3. В чём состоит своеобразие композиции романа «Отцы и дети»?

а) в основу положен жанр «путешествия»

б) структура романа построена на повторяемости, цикличности

в) кольцевая композиция

г) зеркальная композиция.

4. Какое из положений может опровергнуть ошибочный тезис «Базаров склонен отрицать всё»? Базаров

а) отрицает лишь искусство и поэзию

б) верит в науку и медицину

в) верит в русский народ

г) нигилист

д) верит в то, что признаёт полезным

5. Роман – это

а) один из видов лиро-эпического жанра, основными чертами которого являются наличие развёрнутого сюжета и вместе с тем широкое развитие образа лирического героя, активно включающегося в характеристики персонажей

б) небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательно-аллегорической форме

в) жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких. Иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени

6. С какой целью И.С.Тургенев вводит пейзаж в роман «Отцы и дети»?

а) показать положение крестьянства

б) для описания красоты природы

в) показать внутреннее состояние героев романа

г) заострить конфликтность ситуации

д) отношение к природе косвенно характеризует героев романа

7. С какой целью И.С.Тургенев дважды проводит своего героя по одному и тому же пути (Марьино, город, Никольское, деревня родителей)?

а) для углубления конфликта романа

б) показать несостоятельность людей Базарова

в) показать изменения, которые происходят в душе героя

8. Исключите неверное. В споре Петра Петровича и Базарова затрагиваются вопросы

а) о русском народе

б) о путях переустройства России

в) об аристократах и аристократизме

г) о природе

д) о нигилистах

е) о принципах

ж) об искусстве

з) о плодах цивилизации

и) о любви

к) о реформе по освобождению крестьян

9. О чём говорит тот факт, что Николай Петрович продал лес, который в «нынешнем году сводить будут…»? Николай Петрович

а) зная, что лес отойдёт к крестьянам, соблюдает свои интересы, обирая мужиков

б) заботится о народе

в) бесхозяйственный помещик

10. Какая деталь в портрете Базарова выявляет род его деятельности?

а) высокий рост

б) улыбка, выражающая самоуверенность и ум

в) крупные выпуклости просторного черепа

г) бакенбарды «песочного цвету»

д) обнажённая красная рука

11. Какова роль сна Базарова?

а) углубить представления о герое

б) подчеркнуть бессмысленность поединка

в) дань литературной традиции

12. Как описана И.С.Тургеневым дуэль между Базаровым и Петром Петровичем?

а) как элемент традиции

б) как романтическое приключение

в) как фарс

13. Исключите ненужное. Какие художественные средства создают комический эффект в сцене дуэли?

а) гротеск

б) ирония

в) сарказм

г) предметная деталь

д) речь персонажей

е) портретная деталь

ж) смешение  «сниженной» и высокой лексики

14. Каков смысл такой предметной детали, как трость с набалдашником из слоновой кости, которую взял с собой Пётр Петрович («он обыкновенно хаживал без трости…»), явившись делать Базарову вызов на дуэль?

а) свидетельство аристократизма Петра Петровича

б) свидетельство его взволнованности перед дуэлью

в) необходимость унизить Базарова в случае его отказа от дуэли.

15. Почему способ изображения И.С.Тургеневым внутреннего состояния его героев назван «тайным психологизмом»?

а) использует пространные «внутренние монологи»

б) обладает даром одной деталью передать внутреннее состояние героя

в) помогает читателю самому, без авторского комментария понять психологическое состояние героя

г) детально анализирует мысли и состояние героев и даёт пространные авторские объяснения, комментарии

16. Каково отношение Базарова к русскому народу?

а) любование

б) восхищение

в) презрение

г) уважение и понимание

17. В чём состоит смысл введения в роман образов Ситникова и Кукшиной?

а) показать, что у Базарова есть соратники

б) сатирически изобразить тип людей, пристроившихся к движению нигилистов

в) оттенить глубину образа Базарова

18. Прав ли Писарев, назвав Базарова «лицом трагическим»? Его мнение основывалось на:

а) одиночестве и отсутствии истинных последователей у героя

б) неразделённой любви Базарова

в) борьбе чувства и долга у главного героя

г) неизбежности внутренних конфликтов в духовной жизни Базарова

д) несоответствии между человеческой глубиной и глубиной мышления Базарова

е) гибели главного героя

ж) понимании неизбежности поражения перед лицом более сильного противника

19. Какое высказывание, объясняющее смысл финала романа, кажется вам наиболее верным?

а) приговор детям, с которыми таким образом расправился И.С.Тургенев, оклеветав революционных деятелей в России

б) смерть героя психологически мотивирована подавленным внутренним состоянием

в) Базарова убила сама природа, так как он вторгся «своим грубым ланцетом преобразователя в заведённый порядок жизни и смерти – и пал его жертвой»

г) «Передовые борцы, бросающиеся на твердыню, почти всегда гибнут: она сдаётся только упорным последователям…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

1. Какие произведения принадлежат перу Ф.М.Достоевского?

а) «Идиот»

б) «Братья Карамазовы»

в) «Игрок»

г) «Обрыв»

д) «Преступление и наказание»

е) «Дворянское гнездо»

2. В чём состоит своеобразие жанра романа «Преступление и наказание»?

а) социально-бытовой

б) эпистолярный

в) философский

г) авантюрный

д) детективный

е) любовный

ж) психологический

3. Какой основной принцип лёг в основу теории Раскольникова?

а) гуманность – антигуманность

б) способность при необходимости совершить преступление

в) талантливость – бездарность

г) принцип разделения человечества на «тварей дрожащих» и «право имеющих»

4. Какова мотивация Раскольниковым своего преступления?

а) приобретение денег

б) проверка своей теории

в) освобождение должников старухи от кредиторши

г) возможность продолжения учёбы в университете

5. Каковы основные принципы построения системы образов в романе?

а) «идейный» - персонажи – носители противоположных идей – бунт и смирение

б) двойничества

в) Раскольников – центральный образ, соединяющий его собственное семейство и семью Мармеладовых

6. Кто из героев романа продолжает галерею образов «маленького человека»?

а) Лужин

б) Разумихин

в) Соня

г) Мармеладов

7. В течение какого времени происходит действие романа?

а) год

б) три месяца

в) две недели

г) полгода

8. Какие предметы, описываемые в романе, являются символическими деталями?

а) шляпа Раскольникова

б) нательный крест Лизаветы

в) топор

г) вещи, украденные у старухи

д) храм

е) платок Сони

9. Почему Раскольников убивает старуху обухом топора?

а) в волнении не рассчитал удар

б) Ф.М.Достоевский стремился как можно более натурально описать убийство

в) действие символично – Раскольников наносит удар и себе

г) из-за неординарности характера Раскольникова

10. Соотнесите сны Раскольникова и их символическое значение

 

а) сон – убийство лошади

б) сон, воспроизводящий убийство старухи

в) сон о моровой язве

 

1) бессмысленность убийства

2) обобщение теории Раскольникова

3) истинное предназначение Раскольникова

 

11. В чём заключается функция снов в романе?

а) плавное развитие сюжета

б) изображение работы подсознания

в) предсказание дальнейших событий

г) выявление авторской позиции

д) обнаружение того, что герой в себе не понимает

12. Теория Лужина о «целом кафтане» не остаётся только теорией. Она воплощается в действие. В каких моментах?

а) знакомство с Раскольниковым

б) поминки по Мармеладову

в) в сцене, когда Лужин делает предложение Дуне

г) покаяние Раскольникова

13. С какой целью Ф. М.Достоевский вводит в роман двойников Раскольникова – Лужина и Свидригайлова?

а) подчеркнуть человеческое начало в Раскольникове – он не может принять принципы людей, живущих по его теории

б) оттенить антигуманную суть теории Раскольникова

в) показать, что теория Раскольникова – не исключительное явление

г) заострить конфликт в романе

д) показать, что Раскольников и Свидригайлов, по сути, одинаково преступны

14. В чём состоит смысл сна Свидригайлова в ночь перед самоубийством?

а) показать искренний порыв героя к добру

б) подчеркнуть, что его совесть спокойна

в) показать, что его искупительная жертва принимается

г) показать низменность его представлений о загробной жизни

д) подчеркнуть развращённость и циничность его натуры

15. Каким предстаёт Петербург в романе?

а) величавая столица с прекрасной архитектурой

б) один из героев романа, наделённый собственной мрачной и мистической силой

в) город бедных кварталов, преступности, нищеты, грязных переулков и трактиров

16. Определите по характерным признакам, чью улыбку описывает Ф.М.Достоевский.

 

а) плутовская улыбка

б) улыбка змеилась по его губам

в) слабо улыбнулась

 

1)Соня

2)2) Свидригайлов

3)3) Раскольников

 

 

17. В чём состоит своеобразие мастерства Ф.М.Достоевского – психолога?

а) изображение героев в экстремальных жизненных ситуациях

б) своеобразие системы образов

в) авторские комментарии к состоянию героев

г) детективный сюжет

д) использование цветописи и звукописи, описание запахов

ж) соотношение сна и бреда с явью

з) своеобразная психологическая атмосфера

18. Ф.М.Достоевский для создания образов героев романа использует библейские притчи

а) о блудном сыне

б) о мытаре и фарисее

в) о воскресшем Лазаре

г) о первородном грехе

д) об Иове

19. Чьё поведение так описывает Ф.М.Достоевский?

«…произнёс он сентенциозно»

«… с каждым словом становился он всё привязчивее и раздражительнее, точно во вкус входил»

«… произнёс он покоробившись»

«… тотчас же закуражился… сделал горький вид и осанисто примолк»

а) Разумихин

б) Свидригайлов

в) Лужин

г) Зосимов

20. Чей это портрет?

«Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, со светло-белокурою бородою и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен…»

а) Лужин

б) Свидригайлов

в) Порфирий Петрович

г) Зосимов

21. Когда Ф.М.Достоевский впервые вводит в роман пейзаж?

а) перед сценой покаяния Раскольникова

б) во сне Раскольникова

в) перед объяснением с Соней

г) в эпилоге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.П.Чехов

1. Соотнесите порок, который высмеивал А.П.Чехов, и рассказ, в котором этот порок высмеивается.

 

а) раболепие, чинопочитание

б) грубое насилие, тупое невежество

в) боязнь доносительства, застой

г) приспособленчество

 

1)«Человек в футляре»

2)«Унтер Пришибеев»

3)«Хамелеон»

4)«Смерть чиновника»

 

 

2.Что объединяет цикл рассказов «Маленькая трилогия»?

      а) «футлярность» жизни в разных её проявлениях

б) критика невежества, ограниченности

в) духовная деградация человека

г) осмеяние приспособленчества, холуйства

3. С помощью каких художественных средств А.П.Чехов показывает духовную деградацию своих героев?

а) портрет

б) художественная деталь

в) композиция

г) речь героев

4. Кто виноват в деградации доктора Старцева?

а) среда

б) Катерина Ивановна

в) семейство Туркиных

г) сам Старцев

д) время

5. Соотнесите героев с их профессиями.

а) учитель

б) врач

 

1)Беликов

2)Старцев

3)Рагин

4) Никитин

6. Какие средства комического не использует в своих рассказах А.П.Чехов?

а) юмор

б) ирония

в) сатира

г) сарказм

д) гротеск

7. Какие художественные детали использует А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»?

а) забор

б) щенок

в) шинель

г) лукошко, наполненное крыжовником

д) кафтан

8. Какой театр активнее всего сотрудничал с А.П.Чеховым?

а) Малый

б) Большой

в) МХАТ

Г) Театр им. Станиславского

9. В чём состоит новаторство драматургии А.П.Чехова?

а) изменение характера конфликта драматического произведения

б) опора действия на образ-символ, образ-лейтмотив, а не на главных героев

в) деление героев на положительных и отрицательных

г) говорящие фамилии

10. В чём заключено своеобразие конфликта в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»?

а) конфликт между прошлым, настоящим и будущим

б) конфликт между отцами и детьми

г) у каждого героя свой конфликт, связанный с неудавшейся жизнью

11. В чём смысл понятия подтекст в пьесах А.П.Чехова?

а) показывает двуличие персонажей

б) реплики персонажей построены на недоговоренности, нов них есть второй, главный смысл

в) в разноплановости внешнего действия и внутреннего конфликта героев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.А.Некрасов

1.По своим социально-политическим взглядам Н.А.Некрасов был

а) либералом

б) революционным демократом

в) социалистом

г) монархистом

2. Какие мотивы лирики явились традиционными?

а) любовная лирика

б) тема поэта и поэзии

в) тема Родины

г) гражданственная лирика

д) тема народа.

3. В каком лирическом стихотворении Н.А.Некрасов определяет свой взгляд на поэта и поэзию?

а) «Огородник»

б) «Тройка»

в) «Поэт и гражданин»

г) «Элегия»

4. Какие стихотворения Н.А.Некрасова рассказывают о положении народа?

«В дороге», «Забытая деревня», «Нравственный человек», «Современная ода».

5. Какова общая тональность поэзии Н.А.Некрасова?

а) сатирическая

б) лирическая

в) гражданственная

г) просветительская.

6. Прочитайте отрывок из  стихотворения «Элегия».  Отзвуки какого стихотворения А.С.Пушкина явственно слышны в этих строках?

… Увы! Пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам.

Оплакивать их рок, служить им будет Муза.

а) «Пророк»

б) «Погасло дневное светило»

в) «Деревня»

г) «Узник».

7. Стихотворение «Поэт и гражданин» построено в форме диалога. С кем ведёт спор лирический герой стихотворения?

а) сам с собой

б) с представителем власти

в) с представителем чистого искусства.

8. Из какого произведения Н.А.Некрасова взяты эти строки?

В игре её конный не словит.

В беде не сробеет – спасёт,

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт…

а) «Русские женщины»

б) «Кому на Руси жить хорошо»

в) «Мороз, Красный нос»

г) «Саша».

9. Какие стихотворения Н.А.Некрасова стали песнями, которые принимаются за народные?

а) «Забытая деревня»

б) «Коробейники»

в) «Тройка»

г) «В дороге»

д) «Свадьба».

10. Какие особенности устного народного творчества нашли отражение в «Прологе» к поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

а) фольклорные образы

б) сказочные сюжеты

в) сказочные волшебные предметы

г) былинный стих.

11. Кто из героев поэмы мог сказать о себе «клейменый, да не раб»?

а) Яким Нагой

б) Яков Верный

в) Ермил Гирин

г) Савелий.

12. Кого из крестьян, героев поэмы, можно назвать борцами и правдоискателями, а кого – холопами? Выделите из списка тех. Кого можно назвать холопами.

Савелий-богатырь, Агап, Яков, Матрёна Тимофеевна, Егорка Шутов, Ермила Гирин, Ипат, староста Глеб.

13. Что общего в судьбах Матрёны Тимофеевны и Дарьи – героини поэмы «Мороз, Красный нос»?

а) гибель ребёнка

б) попытка любой ценой спасти мужа

в) тяжёлая болезнь

г) неудачное замужество.

14. С какой целью Н.А.Некрасов вводит в поэму легенду о двух великих грешниках?

а) показать силу народного гнева против жестокого крепостничества

б) попытка автора примирить религиозное сознание народа с революционным насилием

в) показать бунтарский дух народа

г) социальное возмездие становится средством искупления и нравственного исцеления.

15. Какой смысл имеет в поэме образ Гриши Добросклонова?

а) воплощение лучших черт соратников Н.А.Некрасова

б) ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы

в) образ человека, умеющего помнить и ценить добро.

16. Как в поэме показаны образы помещиков?

а) реалистически

б) сатирически

в) беспристрастно

г) саркастически.

17. Кто это говорит?

 

а) «У каждого крестьянина

 Душа – что туча чёрная -

Гневна, грозна…»

Б) «Я потуплённую голову,

Сердце гневное ношу…»

В) «Но наши топоры лежат допорь…»

 

1)Дед Савелий

2)2) Яким Нагой

3)3) Матрёна Тимофеевна

 

 

 18. Какой художественный приём использует Некрасов в этих строках?

 Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи…

а) метафора

б) гипербола

в) анафора

г) ассонанс

д) аллитерация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л.Н.Толстой «Война и мир»

1. Роман принято называть романом – эпопеей. Выделите признаки, подтверждающие справедливость этого выказывания.

а) введены элементы семейной хроники

б) большой объём

в) проблемно-тематическая энциклопедичность

г) показано значимое для всей нации историческое событие

д) показаны идейно-нравственные искания личности

е) в романе участвует огромное количество действующих лиц.

2. В чём состоит смысл заглавия романа?

а) название – изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни героев

б) отражает многозначную художественную идею произведения

в) «война» и «мир» - антонимы, отображающие основной принцип построения системы образов в романе

г) рассказ о военных действиях, сменяющихся победой и миром

д) война и мир – два противоположных понимания жизни.

3. Кому из героев принадлежит метафорическая толстовская характеристика

 

а) «беспокойный дурак»

б) «носит синие очки»

в) «пустоцвет»

г) « у них всё было совершенно так же, как у всех»

 

1)Соня

2)Анатоль Курагин

3)Берги

4)Борис Друбецкой

 

4.Кому из героев  соответствует портретная деталь?

 

а) «мраморные плечи»

б) «лучистые глаза»

в) «белая рука»

г) «жирная волосатая грудь»

д) «вздёрнутая губка с усиками»

 

1)княжна Марья

2)Сперанский

3)Наполеон

4)Элен

5)Княжна Лиза

 

5. С какой целью вводится в роман образ купца Ферапонтова?

а) осудить скупость и бездеятельность купца

б) подчеркнуть глубину чувства патриотизма народа

в) показать типичность купеческого сословия

6. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году?

а) приобрести опыт в военных действиях

б) оставить наскучивший высший свет

в) найти свой Тулон и прославиться

г) продвинуться по службе.

7. Какое значение на пути исканий князя Андрея имело его ранение на поле Аустерлица?

а) пришёл к пониманию Бога

б) понял, что стремление к славе суетно, ничтожно

в) пересмотрел свои представления о смысле жизни

г) пережил разочарование в своём кумире.

8. Почему князь Андрей не вызвал А.Курагина на дуэль письменно, а искал личной встречи с ним?

а) он презирал этого человека

б) не хотел компрометировать Наташу

в)стремился сохранить уважение к себе

г) хотел расспросить Курагина о замысле похищения.

9. Почему князь Андрей решил отложить свадьбу с Наташей на год?

а) не хотел осложнять отношения с отцом

б) хотел проверить Наташу

в) не был способен принять окончательное решение

г) не сумел до конца понять Наташу.

10. С какой целью Толстой описывает купание солдат в пруду?

а) показать отношение солдат к князю Андрею

б) показать отношение князя к своим солдатам

в) изобразить сцену солдатского быта

г) эта сцена была необходима для дальнейшего развития действия.

11. Что открывается князю Андрею перед смертью?

а) идея всепрощения

б) идея непротивления злу насилием

в) смысл жизни

г) понятие об истинной любви.

12.Какие черты характера Наташи проявились в трагические минуты отъезда из горящей Москвы?

а) наивность и беспечность

б) неспособность противостоять сиюминутным порывам

в) истинный патриотизм

г) желание жить одним днём.

13. Почему Пьер вызвал Долохова на дуэль?

а) стремился защитить поруганную честь жены

б) боялся показаться смешным в глазах света

в) отстаивал своё человеческое достоинство

г) в гневе принял опрометчивое решение.

14. Что постиг Пьер с помощью Платона Каратаева?

а) человек может быть внутренне независимо от внешних обстоятельств

б) радость любви ко всему, что его окружает

в) понял, что мир нужно воспринимать просто и естественно

г) нужно жить одним днём

д) тщетность усилий мысли и воли перед лицом общих законов бытия.

15. Как складывается судьба Пьера в эпилоге?

а) занимает важный государственный пост

б) становится членом тайного политического общества

в) живёт интересами хозяйства и семьи

г) уезжает за границу.

16. Что решило исход Бородинского сражения?

а) продуманный план военных действий

б) талант военачальников

в) дух армии

г) численное превосходство войск.

17. Какова роль пейзажа в описании сражения?

а) более точно передать обстановку боя

б) показать красоту мироздания в противоречии с войной

в) подчеркнуть, что мысли Пьера созвучны голосу природы

г) показать абсурдность войны.

18. В чём заключается основной принцип психологизма Толстого?

а) «принцип айсберга» - тайный психологизм

б) изображение изменения внутреннего мира героев в экстремальных ситуациях

в) «диалектика души» - т.е. изображение внутреннего мира человека в развитии

г) изображение детали как отражение внутреннего мира человека.

 

А.Н.Островский «Гроза»

1. Определите жанр произведения

a)семейно – бытовая драма

б)   трагедия

в)    комедия

г)    сплав комизма, драматизма, лирики и трагедии

д)    психологическая драма.

2. Определите вид конфликта в драме «Гроза»

а)    философский

б)    социальный

в)    идеологический

г)    внутренний

д)    семейный.

3. Правильно расположите элементы композиции драмы «Гроза»

 

а)   экспозиция

б) завязка

в) кульминация

г) развязка

 

1) разговор Бориса и Кудряша

2)гибель Катерины

3) монолог Катерины перед смертью

4) разговор Кулигина и Кудряша

 

 4. Какими художественными средствами передаётся в пьесе мотив замкнутости города Калинова?

а) символическими деталями – калитка, забор

б) конкретными авторскими указаниями, ремарками

в) отсутствием связи с другими городами

г) образом Феклуши.

 5. С какой целью А.Н.Островский вводит в пьесу экспозицию?

а) чтобы подчеркнуть положительные черты в характере Кулигина

б) наметить конфликт между молодёжью и старшим поколением в пьесе

в) обозначить место действия и обстановку в городе

г) описать волжский берег.

6. Система образов в пьесе «Гроза» строится по принципу «парности». Определите эти пары среди указанных персонажей.

Катерина, Дикой, Кудряш, Кабаниха, Борис, Варвара.

 

7. Перечислите имена героев пьесы, которых с точки зрения классической драмы можно назвать «лишними персонажами».

а) Варвара

б) Кудряш

в) Кулигин

г) Феклуша

д) полусумасшедшая барыня

е) Шапкин

ж) Глаша.

8. В противостоянии каких героев наиболее ярко выразился основной конфликт пьесы?

а) Кабаниха – Дикой

б) Катерина – Варвара

в) Катерина – Кабаниха

г) Катерина – Тихон.

9. Как на уровне персонажей представлено «тёмное царство» и его «жертвы»? Выделите тех и других из списка.

Дикой, Катерина, Тихон, Феклуша, Борис, Кабаниха, Варвара, полусумасшедшая барыня, Кудряш.

10. А.Н.Островский широко использует в пьесе образы – символы. Выделите их из перечисленных.

Тропинка, белый платок, луг за рекой, вечный двигатель, могила, стихи Державина, гроза, ключ.

11. Кто из героев пьесы так отзывается о Кабанихе?

«- Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом заела совсем…»

а) Борис

б) Кулигин

в) Катерина

г) Дикой

12. Кому из русских критиков принадлежит эта оценка образа Катерины: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера…? »

А) Н.А.Добролюбову

б) Д.И.Писареву

в) В.Г.Белинскому

г) И.А.Гончарову.

13.В какой момент происходит основная кульминация?

а) публичное признание Катерины в своей греховности

б) свидание с Борисом

в) в монологе Катерины в финале пьесы

г) в пьесе отсутствует кульминация.

14. Почему А.Н.Островский был назван «отцом русского национального театра»?

а) возродил традиции Грибоедова, Пушкина, Гоголя

б) его перу принадлежит сорок семь пьес

в) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие прогрессивной русской драматургии

г) построил здание Малого театра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.Е.Салтыков – Щедрин            Сказки

1.Чем объясняется выбор М.Е.Салтыкова – Щедрина жанра сказки?

             а) стремлением уйти от жизненного правдоподобия

            б) желанием преодолеть цензурные препоны

            в) пристрастием к иносказательной манере письма

            г) популярностью сказки как излюбленного жанра пропагандистской          литературы.

2. Что общего у сказок М.Е.Салтыкова – Щедрина с народными сказками?

а) сказочный сюжет

б) основаны на жизненных реалиях

в) народные представления о добре и зле

г) традиционные сказочные приёмы

д) социально – заострённая проблематика

е) типичные для народных сказок образы животных.

3. Чем отличается «щедринская» сказка от народной?

а) зло в финале бывает наказано не всегда

б) использование сарказма и сатиры

в) трактовка характеров

г) введение нетипичных для народной сказки образов.

4. Распределите названия сказок по тематике.

«Премудрый пескарь»; «Медведь на воеводстве»; «Орёл – меценат»; « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»; «Коняга»; «Карась – идеалист»; «Богатырь»; «Ворон – челобитчик»; «Вяленая вобла»; «Дикий помещик».

а) тема народа

б) тема власти

в) осуждение мещанства.

5. Распределите средства комического по возрастающей.

Сарказм, юмор, гипербола, ирония, гротеск, сатира.

6. Соотнесите пример из текста и название художественного приёма. Который в ней использован.

а) «Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой…»

б) «Через губерский город летел отстроившийся рой мужиков…»

в) «Был он пескарь просвещённый, умеренно – либеральный, и очень твёрдо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать…»

1) гротеск

2) ирония

3) гипербола.

7. Какие герои сказок нетипичны даже для народных сказок?

а) Медведь

б) Осёл

в) Вобла

г) Заяц

д) Пескарь

е) Лев

ж) Карась

з) Чижик.

8. Кто подвергается осмеянию в сказке «Премудрый пескарь»?

а) правительство

б) революционные демократы

в) обыватели

г) либералы


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн