Официальный сайт nokia 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проводники в электростатическом поле

Фото пользователя Олег Михайлович Абдулин
Размещено: Олег Михайлович Абдулин - ср, 18/03/2015 - 06:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Абдулин Олег Михайлович
Место работы, должность: 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Черняево муниципального района имени Лазо Хабаровского края, учитель

Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

ученик поймет сущность явления электростатической индукции и электростатической защиты и научится объяснять данные явления

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни/ Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н. Н. Сотский.

Используемое оборудование: 

Интерактивная доска, проектор; компьютерная презентация.

Используемые ЦОР: 

Видеофрагмент «Электростатическая индукция. Электростатическая защита» (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов № 194775).

Краткое описание: 
<p>урок изучения новой темы, построенный на самостоятельном добывании знаний учениками через организацию работы с учебником и выполнение экспериментального задания</p>

Учитель приветствует детей, отмечает, что продолжают изучение главы «Электростатика» и сегодня рассмотрят вопрос о проводниках, помещенных в электростатическое поле. Для вхождения в тему урока учитель предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какое поле называется электростатическим?

- Что является источником электрического поля?

- Кем была высказана идея о существовании электрического поля?

- Какими основными свойствами обладает электростатическое поле?

- Что такое проводники? - Что характерно для проводников?

- Знаете ли Вы, что будет происходить с проводником, если его поместить в электростатическое поле?

Чтобы получить ответ на данный вопрос, нам предстоит поработать в данном направлении. Учитель просит записать тему урока: «Проводники в электростатическом поле» (слайд 1) и отмечает, что при помещении проводника в электрическое поле, с ним происходит явление электростатической индукции, на котором основано действие электростатической защиты. Рассмотрение данных вопросов будет для нас основной целью. Учитель предлагает цели минимум и цели максимум (слайд 2) и просит определится учеников с выбором уровня целей для себя. Учитель обращается к 2-3 ученикам с просьбой озвучить цели, которые выбрали для себя ученики.

Учитель продолжает беседу и задает следующий вопрос:

- Какие группы веществ, кроме проводников вы знаете?

- Что характерно для диэлектриков?

- В чем основные отличия проводников от диэлектриков? (слайд 3).

Учитель предлагает для подготовки ответа на данный вопрос, использовать учебник (стр. 232, 235). Через 3 минуты предлагает одному из учеников назвать основное отличие проводников от диэлектриков (слайд 3). Далее учитель предлагает вспомнить строение проводников, используя рисунок на слайде 4 и текс учебника. На подготовку к ответу дается 4 минуты. Учитель приглашает одного из учеников к доске, чтобы с использованием рисунка, рассказать о строении проводников. Далее учитель в ходе беседы, используя слайд 5, раскрывает сущность явления электростатической индукции. В ходе беседы учитель может задать следующие вопросы:

- Как на рисунке видно, что проводник находится в электрическом поле?

- О чем говорит направление линий напряженности электрического поля?

- Что будет происходить с электронами в проводнике под действием электрического поля?

- К чему приведет перемещение электронов на один край проводника?

- Как будет направлено электрическое поле, созданное разделением зарядов внутри проводника?

- К чему это приведет?

После выявления сущности явления электростатической индукции, учитель просит сформулировать определение данного явления, используя текст учебника (в учебнике определений в явном виде нет). После совместного обсуждения, ученики записывают определение в тетрадь.

Учитель отмечает, что на основе явления электростатической индукции основано явление электростатической защиты. Для выявления данного факта, учитель предлагает выполнить экспериментальное задание. Учитель раздает оборудование и порядок выполнения экспериментального задания.

Экспериментальное задание

«Наблюдение электростатической защиты»

Цель: пронаблюдать и объяснить действие электростатической защиты.

Приборы и материалы: металлическая пластина, пластиковая линейка, бумажная стрелка, иголка на подставке, бумага (тетрадный лист).

Порядок выполнения работы:

1. Установите бумажную стрелку на подставку с иголкой.

2. Наэлектризуйте линейку с помощью бумаги (тетрадный листок).

3. Поднесите наэлектризованную линейку к бумажной стрелке и поводите линейкой в разные стороны. Что вы наблюдаете?

4. Установите между бумажной стрелкой и наэлектризованной линейкой металлическую пластину. Поводите линейкой в разные стороны. Что вы наблюдаете?

5. Используя текст учебника, объясните наблюдаемое явление.

6. Сделайте вывод по работе.

Учитель предлагает вниманию учеников видеофрагмент «Электростатическая индукция (слайд 6). Электростатическая защита», с помощью которого они могут провести самооценку правильности выполнения экспериментального задания, а так же выявить новый объем информации. Таким образом, перед учениками ставится две задачи:

- послушать объяснение электростатической защиты и сопоставить со своим объяснением;

- выявить новую информацию.

После просмотра видеофрагмента, учитель задает следующие вопросы и использует слайд 7, на котором представлена логическая цепочка по представлению новой информации:

- Что нового вы узнали при просмотре данного видеофрагмента?

- О чем говорит факт отсутствия электрического поля внутри проводника?

- Тогда где располагаются заряды в проводнике?

Далее учитель демонстрирует опыт по электростатической индукции и просит объяснить его. Далее учитель предлагает решить следующие качественные задачи (слайд 8).

1. Почему проводники для опытов по электростатике делают полыми?

2. Два одновременно заряженных металлических шара одинакового диаметра приводят в соприкосновение. Один из шаров полый. Как распределяться заряды на обоих шарах?

3. Почему незаряженная металлическая гильза всегда притягивается к заряженному телу (положительному или отрицательному)?

Учитель просит одного из учеников сделать вывод по уроку.

Далее учитель обращается к целям урока, которые ученики выбрали для себя и спрашивает учеников о их достижении. Учитель предлагает вниманию учеников слайд 9, просит каждого ученика подумать над представленными вопросами:

1. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

2. Все ли для вас было понятным? 3. В чем вы испытывали трудности?

4. Что на уроке вам понравилось?

5. Что на уроке вам не понравилось?

Затем, учитель предлагает 3-4 ученикам высказаться по этим вопросам. Учитель задает домашнее задание: прочитать параграф 93.

Учитель благодарит всех учеников за работу, просит сдать тетради для проверки экспериментального задания и объявляет об окончании урока.

Прикрепленный файл Размер
ТК урока физики Проводники в электростатическом поле.docx 25.02 Кбайт
Проводники в электростатическом поле (без видео).pptx 1.1 Мбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн