Размещено: Олег Михайлович Абдулин - ср, 18/03/2015 - 06:51
Учитель приветствует детей, отмечает, что продолжают изучение главы «Электростатика» и сегодня рассмотрят вопрос о проводниках, помещенных в электростатическое поле. Для вхождения в тему урока учитель предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какое поле называется электростатическим?
- Что является источником электрического поля?
- Кем была высказана идея о существовании электрического поля?
- Какими основными свойствами обладает электростатическое поле?
- Что такое проводники? - Что характерно для проводников?
- Знаете ли Вы, что будет происходить с проводником, если его поместить в электростатическое поле?
Чтобы получить ответ на данный вопрос, нам предстоит поработать в данном направлении. Учитель просит записать тему урока: «Проводники в электростатическом поле» (слайд 1) и отмечает, что при помещении проводника в электрическое поле, с ним происходит явление электростатической индукции, на котором основано действие электростатической защиты. Рассмотрение данных вопросов будет для нас основной целью. Учитель предлагает цели минимум и цели максимум (слайд 2) и просит определится учеников с выбором уровня целей для себя. Учитель обращается к 2-3 ученикам с просьбой озвучить цели, которые выбрали для себя ученики.
Учитель продолжает беседу и задает следующий вопрос:
- Какие группы веществ, кроме проводников вы знаете?
- Что характерно для диэлектриков?
- В чем основные отличия проводников от диэлектриков? (слайд 3).
Учитель предлагает для подготовки ответа на данный вопрос, использовать учебник (стр. 232, 235). Через 3 минуты предлагает одному из учеников назвать основное отличие проводников от диэлектриков (слайд 3). Далее учитель предлагает вспомнить строение проводников, используя рисунок на слайде 4 и текс учебника. На подготовку к ответу дается 4 минуты. Учитель приглашает одного из учеников к доске, чтобы с использованием рисунка, рассказать о строении проводников. Далее учитель в ходе беседы, используя слайд 5, раскрывает сущность явления электростатической индукции. В ходе беседы учитель может задать следующие вопросы:
- Как на рисунке видно, что проводник находится в электрическом поле?
- О чем говорит направление линий напряженности электрического поля?
- Что будет происходить с электронами в проводнике под действием электрического поля?
- К чему приведет перемещение электронов на один край проводника?
- Как будет направлено электрическое поле, созданное разделением зарядов внутри проводника?
- К чему это приведет?
После выявления сущности явления электростатической индукции, учитель просит сформулировать определение данного явления, используя текст учебника (в учебнике определений в явном виде нет). После совместного обсуждения, ученики записывают определение в тетрадь.
Учитель отмечает, что на основе явления электростатической индукции основано явление электростатической защиты. Для выявления данного факта, учитель предлагает выполнить экспериментальное задание. Учитель раздает оборудование и порядок выполнения экспериментального задания.
Экспериментальное задание
«Наблюдение электростатической защиты»
Цель: пронаблюдать и объяснить действие электростатической защиты.
Приборы и материалы: металлическая пластина, пластиковая линейка, бумажная стрелка, иголка на подставке, бумага (тетрадный лист).
Порядок выполнения работы:
1. Установите бумажную стрелку на подставку с иголкой.
2. Наэлектризуйте линейку с помощью бумаги (тетрадный листок).
3. Поднесите наэлектризованную линейку к бумажной стрелке и поводите линейкой в разные стороны. Что вы наблюдаете?
4. Установите между бумажной стрелкой и наэлектризованной линейкой металлическую пластину. Поводите линейкой в разные стороны. Что вы наблюдаете?
5. Используя текст учебника, объясните наблюдаемое явление.
6. Сделайте вывод по работе.
Учитель предлагает вниманию учеников видеофрагмент «Электростатическая индукция (слайд 6). Электростатическая защита», с помощью которого они могут провести самооценку правильности выполнения экспериментального задания, а так же выявить новый объем информации. Таким образом, перед учениками ставится две задачи:
- послушать объяснение электростатической защиты и сопоставить со своим объяснением;
- выявить новую информацию.
После просмотра видеофрагмента, учитель задает следующие вопросы и использует слайд 7, на котором представлена логическая цепочка по представлению новой информации:
- Что нового вы узнали при просмотре данного видеофрагмента?
- О чем говорит факт отсутствия электрического поля внутри проводника?
- Тогда где располагаются заряды в проводнике?
Далее учитель демонстрирует опыт по электростатической индукции и просит объяснить его. Далее учитель предлагает решить следующие качественные задачи (слайд 8).
1. Почему проводники для опытов по электростатике делают полыми?
2. Два одновременно заряженных металлических шара одинакового диаметра приводят в соприкосновение. Один из шаров полый. Как распределяться заряды на обоих шарах?
3. Почему незаряженная металлическая гильза всегда притягивается к заряженному телу (положительному или отрицательному)?
Учитель просит одного из учеников сделать вывод по уроку.
Далее учитель обращается к целям урока, которые ученики выбрали для себя и спрашивает учеников о их достижении. Учитель предлагает вниманию учеников слайд 9, просит каждого ученика подумать над представленными вопросами:
1. Как вы оцениваете свою работу на уроке?
2. Все ли для вас было понятным? 3. В чем вы испытывали трудности?
4. Что на уроке вам понравилось?
5. Что на уроке вам не понравилось?
Затем, учитель предлагает 3-4 ученикам высказаться по этим вопросам. Учитель задает домашнее задание: прочитать параграф 93.
Учитель благодарит всех учеников за работу, просит сдать тетради для проверки экспериментального задания и объявляет об окончании урока.