Вы не зарегистрированы

Авторизация



Особенности образовательного процесса по иностранному языку в начальной школе

Submitted by Надежда КОнстантиновна Бойкова on Wed, 25/03/2015 - 14:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бойкова Н.К.
Место работы, должность: 

ГБОУ Школа №"281

Регион: 
Город Москва
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Английский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>Особенности образовательного процесса по иностранному языку в начальной школе</p>

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для освоения иностранного языка. Учитывая сензитивный период для ребенка к восприятию и воспроизведению речи, в раннем возрасте можно развить и сохранить гибкость речевого аппарата для формирования и совершенствования речевой способности человека в течение всей его жизни. Именно в этот период у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей, необходимых для последующего изучения иностранного языка как средство межкультурного общения. Начальная школа – первая ступень в реализации основной учебной цели учебного предмета «Иностранный язык», здесь закладываются основы коммуникативной компетенции. Изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от стартовых способностей, поскольку оно оказывает:

- бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия;

-  стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка.

    Раннее обучение иностранному языку важно еще и потому, что от того, как идет обучение на начальном этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих стадиях.

    О.В. Амелина пишет: «Главное в раннем обучении иностранному языку не то, чтобы ребенок как можно быстрее заговорил, запел и начал общаться на новом языке, а чтобы он хотел это делать. Главное – не потерять вкус, интерес»(1). Необходимо отметить, что поддержанию интереса младших школьников способствует целенаправленная работа по обеспечению лингвострановедческого аспекта обучения: от сообщения первоначальных сведений о странах, знакомства с именами, кличками, детскими играми, формулами речевого этикета.

    Согласно школьной программе преподавание иностранных языков начинается с первого класса, т.е. в возрасте 7 лет. А хорошо известно, что лучшим временем для начала их изучения является тот возраст, когда еще действует механизм импиринтинга, т.е. как раз возраст 7-9 лет. Именно в это время изучение языка может проходить наиболее естественным путем, через игровую деятельность, а знания, полученные и отработанные в это время, остаются на всю жизнь(4).

     Язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение ни в коем случае не должно превращаться в имитационный процесс; дети должны овладеть иностранным языком как средством общения, и все компоненты обучения   (отбор и подача языкового материала, содержание действий по его реализации) необходимо подчинить коммуникативной цели. Также необходимо достичь развивающего эффекта курса иностранного языка, то есть не просто опора на сложившиеся понятия, навыки и умения, а их развитие и формирование новых психических качеств.

     Реализация этих требований предполагает адекватную психолого-педагогическую организацию деятельности (точнее взаимодействия) педагога и детей в процессе обучения.

     В чем же заключаются особенности организации учебного процесса по изучению иностранного языка в начальной школе? Во-первых, необходимо отметить общие особенности обучению иностранному языку. Педагогу необходимо стремиться, чтобы уроки проходили на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Во-вторых, педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. Очень важно, чтобы «дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Не только и не столько знания и владения языковым и речевым материалом определяют эффективность процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте, сколько готовность и желание участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Это возможно, если основной формой школьной деятельности будет не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом (в том числе и в процессе совместного или группового выполнения поделки согласно написанной на иностранном языке инструкции).

     При изучении английского языка, в связи с его особой фонетикой, важно то, каким голосом преподаватель произносит слова и фразы и какое при этом выражение его лица. Безусловно, голос преподавателя должен быть добрым, располагающим к общению, а выражение лица должно соответствовать тону, который должен быть интегрирующим, заговорческо-доверительным, или серьезным, деловым, выражающим радость встречи, вселяющим успех.

     Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс другие формы: групповые, коллективные, а также проектные.

      Английский язык должен усваиваться учащимися как средство общения. Дети должны изучать язык в процессе заинтересованного общения и взаимодействия с различными персонажами: учителем, куклами. Любое общение  начинается с мотива и цели, то есть с того, почему и зачем сто-то говорится, воспринимается на слух, читается и пишется. Ученик должен четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия. его конечный результат – что именно будет достигнуто, если он произнесет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст. Дети должны видеть результаты практического применения английского языка. Ученик чаще всего не видит реальной возможности воспользоваться своими знаниями. Устранить этот недостаток можно с помощью приемов проектной методики, которая строится на следующих принципах: формулировка конкретной цели, направленная на достижение не «языкового», а практического результата. «Дети должны изучать английский язык не только как средство общения, но и как элемент приобщения их к английской культуре»(4). Обучение младших школьников английскому языку с самых первых шагов строится как диалог культур: русской и английской. И самое главное, в процессе обучения иностранному языку помнить: роль имитационного начала чрезвычайно низка, дети овладевают материалом осознанно, а не на основе имитации, поэтому нужно организовать деятельность детей по овладению иностранным языком, чтобы они всегда видели смысл в том, что они делают.

     Таким образом. процесс интеграции дает возможность учителю приобщать детей средствами учебных предметов начальной школы к культуре другого народа и осознанию своей культуры, расширять сферу применения английского языка за счет включения английской речи в другие виды деятельности (изобразительное искусство, трудовую, музыкальную и др.), делать иноязычные знания, навыки и умения более ориентированными на конкретные области применения, развивать творческие способности детей. При обучении иностранному языку осуществляется индивидуальный подход в условиях коллективных форм обучения. Реализация этого положения в школе предусматривает подбор индивидуальных заданий и зависимости от способностей ученика и уровня сформированности у него речевых навыков и умений, постановку речевых и познавательных задач, связанных с личностью  обучаемого, его опытом, желаниями, интересами, эмоционально-чувственной сферой и т.п.; обучение умению работать в коллективе и взаимодействовать друг с другом. Выполнение вышеназванных требований в совокупности и будут способствовать успешному овладению учащимися речевыми навыками и умениями, повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.

     Целью раннего обучения иностранным языкам согласно различным программам являлось не только формирование коммуникативных умений, но и знакомство ребенка с культурой носителей изучаемого языка. В настоящее время изучение иностранного языка  направлено на достижение следующих целей:

- формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, памяти, мышления и воображения, мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников в новому языковому миру;

- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке;

- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также и общеучебных умений.

     Главное – не то, что дети как можно раньше начали разговаривать на иностранном языке, а чтобы они хотели это сделать. Психологи утверждают, что усвоение теоретических знаний посредством учебной деятельности происходит тогда, когда они сочетаются с другими видами деятельности. Для детей младшего школьного возраста таким видом деятельности. безусловно, является игра. Но активно используя игры на уроках, нужно помнить следующее: не может быть игры ради игры. «Потребность в игре – это потребность в деятельности, мотив, который находится в самой деятельности», - утверждает А.Н.Леонтьев. Игра в обучении иностранному языку не противоречит учебной деятельности, а органически связана с ней. Еще в работах Я.А.Коменского отмечалось, что с помощью игры легче осуществляется включение в учебную деятельность. На своих уроках я использую следующие игры:

  • при изучении алфавита: изобразить букву, нарисовать букву в воздухе головой;
  • Игра «Поле чудес»: отгадать слово по буквам (учитель пишет звук на доске, а ученики должны вспомнить, какая буква передает данный звук);
  • при изучении новых слов играем в «Alphabet race» : каждый ученик получает карточку с изображением буквы, нужно ученикам каждой группы или команды построиться так, чтобы получилось слово;
  • при изучении темы «My pet» изобразить животное движением, мимикой. голосом, жестами;
  • повторение лексики с мячом (дети встают в круг и передают друг другу мяч, у кого мяч, тот называет слово на заданную тему или отвечает на вопрос учителя);
  • игра «I am a robot» : группа задает команды «Show me your fingers, toes, head, shoulders», а ученик показывает части тела;

     Требования к игре как способу достижения задач обучения:

- необходимо точно знать, какой именно навык. умение тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Если ребенок научился изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, самостоятельно строить словосочетание или текст или только фразу, тогда ребенок приобретает новые навыки;

-   игра должна поставить ребенка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного;

- при проведении игры не обязательно пользоваться системой оценок. Можно придумать правила так, чтобы ошибка в речевом действии приводила бы к проигрышу в игре.

     Как правило, в ходе учебной игры учащиеся овладевают опытом деятельности, который они получили бы в деятельности, позволяет самим решать трудные проблемы. Игры дают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную, также они психологически привлекательны для учащихся. Игры смогут помочь учителю в развитии познавательного интереса у детей, повысить их мотивацию к языку.

     Игра оказывает положительное влияние на память, внимание и мышление ребенка, способствует развитию его воображения и активизации всех познавательных процессов в целом. Она учит детей быстро принимать решение, спонтанно реагировать на возникшие ситуации, взаимодействовать друг с другом, а отсутствие в игре принуждений повышает мотивацию учащихся. Творческий, увлекательный процесс, которым является игра, позволяет младшим школьникам запоминать больше и лучше, чем в условиях, когда запоминание материала является целью обучения. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на уроке атмосферу радости, раскованности и непосредственности.

     Новый подход к обучению иностранному языку в основной школе – это компетентно-деятельностныйый подход – ориентация на «результат» обучения, который зафиксирован в современном образовательном стандарте, а именно: на формирование у учащихся основной школы комплекса различных компетенций (информационной, социально-культурной, а также готовности к образованию и саморазвитию). Отсюда формирование коммуникативной компетенции является превалирующим.

     Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В.Сафоновой). По другой трактовке коммуникативная компетенция:

- овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;

- способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

     Изучение иностранного языка в начальной школе является насущной необходимостью, учитывая тот уровень знаний, которым должны овладеть выпускники средней школы, Психологические особенности детей младшего школьного возраста таковы. что у ребенка прекрасно развита долговременная память. Все, что ребенок учит – надолго запоминается. При этом следует использовать преимущества детской памяти, например, прочность запоминания, Ребенок способен запоминать языковой материал целыми блоками, «впечатывать» его в память. Но это происходит лишь в том случае, если у него создана соответствующая обстановка, и ему очень важно запомнить тот  или иной материал. Лучше всего это происходит в игре.

     Каждый урок английского языка в начальных классах строится как урок общения, максимально приближенный к естественному общению, чтобы дети как можно раньше почувствовали результаты своих усилий. Для создания коммуникативной обстановки на уроке важно поддерживать высокую активность каждого ребенка. Даже те, кто казалось бы, молчат, пока могут обдумывать свои доводы, осмысливать чужие ответы. Оценивая коммуникативные умения и знания детей, вы оцениваете, прежде всего, их успехи. а не недоработки.

     При изучении английского языка со 2-го класса мной выбран УМК Верещагиной И.Н., Бондаренко К. А. т.к. он является , на мой взгляд, самым перспективным учебно-методическим комплексом из существующих УМК для начальной школы. Учебник хорош и с точки зрения подачи материала (дозировано, в небольшом объеме), ярко и красочно представлен иллюстрационный материал, и дети с интересом изучают язык.

     Очень часто мной используются задания на развитие воображения и творческих способностей учащихся: представить себя каким-либо животным, рассказать от его имени о себе. В результате дети отрабатывают лексику по теме, которую они изучили; некоторые грамматические структуры: формы глагола to be, прилагательные, модальные глаголы can, must. Они учатся строить предложения. Дети формируют и совершенствуют свои речевые умения по иностранному языку; учатся вести диалоги и отрабатывают монологическую речь – работают над коммуникативными умениями. Исходя из вышеизложенного, следует отметить. что преимущества обучения иностранному языку очевидны.

1. Изучение иностранных языков в этом возрасте полезно всем детям, независимо от их способностей, т.к. это оказывает положительное влияние на развитие памяти, мышления, восприятия и воображения.

2. Раннее обучение иностранным языкам дает большой практический эффект в плане владения первым иностранным языком.

3. Более раннее вхождение ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом языке позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры.

4. Введение иностранного языка расширяет спектр гуманитарных предметов, изучаемых на данной ступени.

Обучать коммуникации на иностранном языке младших школьников – задача нелегкая и ответственная. Любовь к предмету здесь тесно связана с ощущением психологического комфорта, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.

     Но, обучая детей в начальной школе, учитель иностранного языка сталкивается с рядом определенных проблем. Одной из проблем раннего обучения являются психолого-возрастные особенности конкретного ребенка. Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления младших школьников, в учебном процессе выгодно использовать образное мышление детей, элементы игры.  

Следующей проблемой является противоречие, возникшее при изучении грамматического материала. Учащиеся на момент знакомства с грамматикой английского языка не владеют грамматикой русского языка в полном объеме, что создает определенные трудности. Возникает необходимость объяснения русской грамматика, а затем грамматики английского языка, на что требуется определенное время.

     Определенную проблему в обучении иностранному языку в младшем школьном возрасте создает овладение письменной речью. Письмо – это сложное речевое умение. В обучении английскому языку на начальном этапе письмо играет большую роль. Оно способствует более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи. Но, чтобы выполнить эту важную роль именно на начальном этапе и, в частности, на первом году обучения, учащиеся должны усвоить технику письма, научиться писать буквы и овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях. На обучение письменной речи приходится отводить больше времени, чем запланировано программой. Темп письма учащихся очень медленный и на русском языке. Поэтому все письменные задания приходится вначале выполнять устно, а затем письменно.

     Из опыта работы стало очевидным, что большую помощь в овладении детьми иностранным языком могут оказать родители, к которым чаще всего обращаются они  с вопросами во время выполнения домашних заданий или, желая поделиться своими успехами в изучении нового предмета. Родители – первые помощники детей при затруднении по любому предмету. Однако иностранный язык занимает особое место, поскольку некоторые родители долгое время не пользовались им в повседневной жизни, или забыли язык. Немало и таких родителей, которые либо совсем не проявляют желания помогать своим детям, либо сами, неплохо владея иностранным языком, не могут оказать помощь методически грамотно и в результате только осложняют занятия, формируя у школьников неверные представления и знания.

     Следует отметить, что немаловажное значение при обучении младших школьников имеет уровень физического развития и подготовленности. Не секрет, что 90% детей страдают различными хроническими заболеваниями. Слабое здоровье влияет на усвоение учебного материала. От детей требуется дополнительная физическая нагрузка. Некоторые учащиеся быстро утомляются. В связи с этим возникает необходимость планирование уроков с учетом физических возможностей учащихся.

     Для решения всех возникших проблем в организации обучения иностранному языку в начальных классах, мною изучены имеющиеся на сегодняшний день в арсенале педагогики различные методики и технологии. Наиболее приемлемые и используемые стали следующие:

1.               Личностно – ориентированный подход.

     Личностно – ориентированный подход в обучении иностранным языкам предполагает обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение. Эта технология создает условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные : одни быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только больше времени, но и дополнительные разъяснения. В этих случаях следует объединить ребят в небольшие группы и дать им одно общее задание, в результате возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных учащихся все непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы. в первую очередь слабый ученик, досконально разбирался в материале(2).

2.               Применение проектной методики.

     Применение этого метода в учебной ситуации позволяет говорить о школьном проекте как новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении. Проектную методику можно применять при изучении любой темы, предусмотренной школьной программой. Эта методика позволяет создать условия для развития самостоятельности, творческой активности эмоциональной сферы учащихся, для воспитания личной и коллективной ответственности за порученную работу.

3.                   Использование игровых технологий.

     -игры на формирование речевых навыков, ролевые игры; игры для развития лексических, грамматических и фонетических умений и навыков; контролирующие игры;

     -игры для развития мышления; игры для развития сообразительности;

     -игры для снятия напряжения.

4.                 Использование здоровьесберегающих технологий.

      Прежде всего, учитываются физиологические и психологические  особенности детей и предусматриваются такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Учитель должен стремиться к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, а тон учителя был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. Обязательными элементами урока стали зарядки – релаксация. По времени это занимает 3-5 минут. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Используются такие виды релаксации как: различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-либо новым, необычным. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет создать благоприятные условия для успешного овладения необходимыми знаниями на уроке, преодоление трудностей(7).

     Хочется более подробно остановиться на проектной методике как эффективного средства организации творческой и учебной деятельности учащихся младших классов. Преимущества ее давно и широко используются в методике преподавания иностранного языка, Следует отметить положительные стороны этого вида работы: повышение мотивации учащихся. образовательная и воспитательная ценность, повышение значимости иностранного языка как средства общения.

     Проектная методика обучения позволяет интенсифицировать и оптимизировать учебный процесс, осуществлять личностно-ориентированное обучение. В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой; разнообразие, проблемность, учение с удовольствием, что особенно важно при обучении иностранному языку в начальной школе.

     Работа над полномасштабным проектом происходит в три этапа. Подготовительный этап предусматривает определение учителем тем проектов в рамках учебной программы и формулирование проблемы.

     На основном этапе происходит знакомство с программной лексикой и грамматикой, с аутентичным материалом; овладение учебными умениями, предусмотренными программой; выдвижение учащимися своих идей в мини-проектах. За этим следует формирование групп и распределение заданий по проектной работе, самостоятельная работа учащихся над мини-проектами, взаимо- и самоконтроль. Эти виды деятельности завершаются проверкой учителем подготовленных материалов, внесением необходимых исправлений, дополнений.

     На завершающем этапе учащиеся оформляют проекты в виде коллажа, путеводителя, плаката, представляют и защищают свои работы, а также подводят итоги работы и обсуждают полученные результаты.

     Конечно, сложно говорить о соблюдении этих методических рекомендаций при работе над проектом в младших классах. Но ребенок должен четко и ясно помнить, что он делает и изучает, почему и зачем, где и каким образом он сможет использовать полученные знания и языковые навыки. Осознав тему, цель и способы выполнения работы, ученик сможет их соотнести со своими способностями и выразить согласие начать познавательную деятельность.

     Для проектов учащимся младших классов предлагается взятая из реальной жизни проблема. Таким образом, английский язык вводится и отрабатывается естественным образом, что важно для обучения языку.

     Следует отметить, что роль учителя в процессе подготовки проекта очень важна. Вначале учитель объявляет детям название проекта и показывает образец будущей работы, то есть планируемый результат. Затем устанавливает определенные правила поведения в процессе выполнения проекта. Например, учащиеся могут поднимать карточки разного цвета как сигнал учителю о помощи: синяя карточка – помощь учителю в выполнении технической работы, желтая – языковая проблема и т.д. Далее учителю важно правильно разделить учащихся на группы и распределить обязанности внутри группы. Затем учитель рассказывает, где можно найти школьникам наглядную информацию, необходимую для проведения проекта. В заключение учитель сообщает время проведения всего проекта и отдельных его этапов.

     Работу над проектом начинаю во втором классе. Тема «Мое любимое животное» лучше всего подходит для начала проектной деятельности. Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют его и рассказывают о нем. При этом они узнают о правилах оформления проекта: наличие заголовка, автора проекта, класс, аккуратное оформление. Первые проекты учащиеся выполняют на альбомных листах. На предварительном уроке учитель рассказывает ребятам о предстоящей работе, обязательно показывает работы ребят предыдущих классов. Вместе обсуждаются достоинства и недостатки работ, даются рекомендации по оформлению. На уроке прорабатывается грамматический материал, повторяется лексика, которая используется в проекте. На следующем уроке устраивается выставка, и ребята представляют свои работы: читают или рассказывают о своем любимом животном. В конце урока учитель отмечает положительные стороны каждого проекта и дает советы над чем можно поработать. На этом проект «Мое любимое животное» не заканчивается. Можно предложить ученикам сделать проект – закладку. Детям следует обвести черным или синим фломастером контур своей руки, закрасить пальцы руки на рисунке разными цветами. Далее они рисуют своего питомца или животное, которое им нравится. На другой стороне рисунка они пишут по-английски о своем питомце или любимом животном: какое оно, что умеет делать, но не называют его. Затем дети читают свои рассказы о животном одноклассникам, но не показывают рисунок. Тот, кто первым разгадает загадку, получает закладку в подарок.

     Во втором классе содержится несколько тем, где проектная работа может начинаться с одного листка и заканчиваться целой книгой.

     Так, после изучения всех букв английского алфавита детям предлагается написать книгу-азбуку на английском языке – “The ABC”. Учащимся предложено оформить 28 страниц – 26 букв и 2 страницы, которые станут обложками для азбуки. Так как это довольно объемная работа, детям следует разбиться на группы по четыре человека. Каждая группа будет создавать свою книгу; в каждой команде учащиеся должны решить, какие буквы каждый из них будет оформлять (по 6-7 букв), кто нарисует обложку. После того как учащиеся подготовили странички книги (нарисовали букву и рисунок, написали слова) и обложку (написали заголовок и указали авторов), учитель помогает детям скрепить листы бумаги; а затем в классе устраивается выставки книг “The ABC”. Конечно, во втором классе детям сложно дать оценку проектов друг друга, поэтому они на русском языке говорят о том, чья азбука им понравилась больше всего, а учитель может вручить дополнительные отметки.

     Создавая небольшие проекты на темы “My mother” , “My birthday”, “My friend”, “My favourite food”, постепенно накапливается целая библиотека книг, собственного изготовления. Ребята очень гордятся своими работами. Возможно проведение выставок для родителей и одноклассников. Как видно, такие проекты имеют практическую направленность.

     С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов. Учащиеся выполняют мини-проекты, составляют тематические альбомы, коллажи, рисуют постеры и открытки. Например, проект «День рождения» начинается с составления приглашений (а также ответов на подобные приглашения), выбор подарка, изготовления открытки и написания поздравления. В третьем классе ученикам предлагается в качестве проектов составить и записать меню школьных завтраков для одного из учеников лесной школы, написать письмо своему зарубежному другу.

     В четвертом классе дети могут сочинить собственную сказку, написать советы как модельер артисту – телеведущему, написать рассказ о предстоящих каникулах в волшебной стране. А проект «Все обо мне» - долгосрочный. Проект длится весь учебный год и объединяет все рассказы, диалоги, стихи, письма, презентации, выступления, составленные ребенком в течение года. В результате проектной деятельности у каждого ребенка формируется банк творческих работ, который называется «Мой языковой портфолио»

     Защита большинства проектов проходит в групповой форме. Это может быть проведение праздника, подготовка сценки, газеты, брошюры. Можно использовать ролевые игры на уроках защиты проекта. Выполнение групповой проектной работы способствует созданию доброжелательной атмосферы и духа сотрудничества в коллективе участников проекта. Обсуждая проекты, ученикам следует оценивать работы своих одноклассников. Для этого им можно предложить значки, а также ряд фраз и выражений, которые могут быть записаны на доске. Также детям можно предложить обсудить критерии, по которым они могут обсудить представленные работы, например, наиболее полный и интересный рассказ, качество и красочность рисунка или аккуратность в целом всей работы.

     Можно провести межпредметные проекты, объединив уроки рисования и английского языка. Например. проект под названием «Unusual houses». Перед этим проектом детям дано задание подобрать иллюстрации самых разнообразных домов в мире, наклеить их на постер и описать их. На уроке рисования можно предложить детям изготовить оригинальные дома из бумаги. Перед детьми ставятся следующие задачи: продумать размер и цвет дома, количество окон, дверей. балконов пи т.д. Каждому дому нужно придумать свое название. Каждая группа выступает перед классом, рассказывает о своем доме, его предназначении.

     Можно предложить всему классу выбрать самый красивый дом. Продолжением этого проекта может стать работа под названием «Rooms in my house». Каждая группа решала, какую комнату она будет делать. Рассказ о комнате может содержать информацию о ее цвете и размере, о наличии ковров, занавесок, картин, мебели, о том, что делает эту комнату уютной.

     Чтобы описать мебель детям можно предложить проект «Furniture for the rooms». Участникам проекта можно использовать специализированные журналы о мебели, из которых дети вырежут подходящие им по размеру и стилю предметы мебели. Задача каждой из групп не просто описать мебель в комнате, но и рассказать о ее местоположении, используя в речи предлоги места. В процессе работы важно научить детей не только слушать своих друзей, но и хвалить их, поддерживать.

     Проектная деятельность – это идеальный вид работы в начальной школе. Во-первых, в процессе подготовки проекта учащиеся выполняют различные задания, которые связаны между собой, и, выполняя их, достигают определенных результатов. Очень важно в конце проделанной работы увидеть результаты своего труда. Это вызывает у детей чувство радости, гордости и удовлетворения.

     Во-вторых, в процессе осуществления проекта дети развиваются многосторонне: стимулируются их интеллектуальные способности, совершенствуются моторно-физические и учебные умения. Ребенок развивается как социальная личность.

     В-третьих, выполняя определенные задачи, ребенок учиться брать на себя ответственность. Каждый из учеников, в зависимости от их способностей, вносит свой вклад в общее дело. Труд его высоко ценится, и у ребенка появляется мотивация работать еще лучше(6).

     Сегодня важнейшей стратегической задачей развития российской школы, в том числе  и начальной, является разработка и внедрение в педагогическую практику информационных технологий. Современные информационные технологии можно считать тем новым способом подачи знаний. который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Современные информационные технологии – это обобщенное название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Главной целью использования информационно-коммуникативных технологий в начальной школе является интеллектуальное развитие младших школьников. а также формирование их познавательной деятельности, знаний, умений и навыков. Использование данной технологии дает возможность повысить мотив к обучению учащихся. На раннем этапе обучения важно понимать, что для этого возраста построение урока должно осуществляться не как выполнение скучных на запоминание сложных грамматических конструкций и иностранных слов, а как интересное, захватывающее действие, вовлечение детей в мир иностранного языка. Задача учителя создать с помощью информационных технологий атмосферу сказки, волшебства, в которой главными героями являются дети, разговаривающие на иностранном языке. Очень важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке определяют эффективность процесса обучения. Это возможно, если основной формой школьной деятельности будет активное общение с учителем и друг с другом. С помощью новых технологий мы можем сделать процесс обучения более эффективным, особенно. если будем сопровождать урок яркими фото- и видеоматериалами. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Применение информационных компьютерных технологий создает обучающую среду с наглядным представлением информации, с использованием цвета и звука, что способствует более глубокому усвоению программного материала. Самым весомым доводом В пользу применения компьютерных технологий в учебном процессе вполне может стать тот факт, что программное компьютерное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты. Сегодня уже можно говорить, что введение компьютера в систему дидактических средств начального образования является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, приобщение его к миру информационной культуры.

     На уроках можно использовать ряд программ: MS WORD, MS POWER POINT, MEDIA PLAYER CLASSIC. Эти программы можно применять на разных этапах урока. Спектр применения этих программ достаточно велик. Они могут использоваться  для создания различных таблиц, наглядности, тестов. Текстовый редактор WORD  можно использовать для создания различных дидактических материалов, разноуровневых заданий, тестов для самостоятельной работы. Учащиеся и сами могут создать с помощью редактора WORD свои сообщения. Это помогает сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности.

     У младших школьников наиболее развито наглядно-образное мышление. Программа MS POWER POINT обладает большим потенциалом наглядно-образного представления. Использование презентационного материала способствует более качественному усвоению материала. Но необходимо учитывать тот факт, что презентация не должна содержать большое количество текста. Тон презентации должен быть спокойным, шрифт – соразмерным плотности текста. Слайды должны носить, в первую очередь, обучающий характер, а не только демонстрационный. Нельзя применять анимации, которые отвлекают внимание младших школьников.

     Преимущества мультимедийных презентаций заключаются в следующем:

1. в активном внимании всего класса;

2. в сочетании классной и внеклассной самостоятельной работы учащихся;

3. в экономии учебного времени;

4. в возможности использования для презентаций интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический, грамматических и даже фонетический материал, а также осуществлять опорную  поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;

5.   в сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности.

     Но составление презентации требует большой подготовки учителя по подбору материала, продумывания структуры презентации, выбора оформления.

     С помощью программы MEDIA PLAYER CLASSIC  можно создать различные видеоролики к урокам в звуковом сопровождении, а также можно просматривать уже созданные ролики.

     Незаменимым помощником на уроке является интерактивная доска. Основное ее преимущество – наглядность. Она оказывает одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия – слух и зрение, что позволяет достичь гораздо большего эффекта. А использование богатых иллюстративных, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный эмоциональный фон на уроках, способствуя развитию учащихся. Дети не только получают нужную и важную информацию, но  и испытывают очень сильные положительные эмоции, такие как удивление, восторг, радость, азарт. Ученики с увлечением работают, если применяется интерактивная доска. Благодаря наглядности и интерактивности изучаемого материала, все дети вовлекаются в интерактивную работу. Таким образом, использование возможностей интерактивной доски оказывает положительное эмоциональное воздействие на учащихся, способствует развитию речевой активности, внимания, воображения, творчества и росту положительной мотивации  к изучению предмета.

     В заключении хотелось бы сказать, что каждый современный учитель обязан уметь работать с современными средствами обучения. Ведь активное использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетенции учителя и позволяет осуществить гибкое управление учебным процессом, разнообразить процесс обучения. Также применение информационных технологий в начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, вызывает у детей интерес, активизирует познавательную деятельность, дает возможность самореализации личности младших школьников.