Вы не зарегистрированы

Авторизация



Ботанические экскурсии в зимний лес

Submitted by Денис Александрович Зюзин on пн, 30/03/2015 - 11:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Зюзин Денис Александрович
Место работы, должность: 

МБОУ ДОД"ДЮЦ" г. Кулебаки педагог дополнительного образования, педагог-организатор

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>Ботанические экскурсии в зимний лес</strong></p>

                         Ботанические экскурсии в зимний лес.

Цель:                   

показать учащимся и научить их видеть жизнь природы, ввести их в понимание биологических процессов;

глубже и полнее изучить многообразие явлений и объектов природы, разобраться в этом многообразии, установить связь организмов друг с другом и с условиями среды.

Задачи:

1. Расширение контактов уч-ся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

2. Формирование у учащихся первых представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах.

 3. Показать учащимся особенности развития растений в зимний период.

Значение  ботанических экскурсий.

  Среди экскурсий по естествознанию ботанические экскурсии наиболее распространены. В значительной мере это объясняется тем, что ботанические объекты в том или ином месте отличаются известным постоянством состава. Преподаватель при подготовке к экскурсии, обследовав местность и найдя необходимые ему растения, может рассчитывать, что и во время экскурсии он найдёт их здесь.

   Ботанические экскурсии легче сделать и более интересными для учащихся, так как количество экземпляров растений на том или ином месте обычно достаточно; это позволяет каждому из учащихся рассмотреть и изучить встретившиеся объекты.

    Ботанические экскурсии проводят и в начальной и в средней школе при изучении природоведения , ботаники и общей биологии.

   В сочетании с практическими занятиями в классе экскурсии позволяют значительно глубже и полнее изучить многообразие явлений и объектов природы, разобраться в этом многообразии, установить связь организмов друг с другом и с условиями среды. Только после  экскурсии в лес учащиеся смогут осмыслить биологические особенности растений различных ярусов, сущность самой ярусности, сложную цепь смен пород и целый ряд других вопросов. Лишь в природе учащиеся увидят все объекты,  и явления в их взаимной связи, в едином целом, в развитии. Но этого можно добиться только в том случае, если преподаватель, тщательно подготавливая экскурсию, продумает её содержание, наметит вопросы, доступные для учащихся соответствующего возраста, и отберёт объекты, интересные своими биологическими особенностями. Немаловажное значение имеют и методы ведения экскурсии. Экскурсии должны не только обогащать учащихся новыми знаниями, но и развивать навыки самостоятельной работы.

     Типы ботанических экскурсий очень разнообразны. Знакомство с растительным миром обычно начинается на сезонных экскурсиях ( весенняя растительность,  осенние и зимние явления в  природе и др.) в парк, лес, сад. Такие экскурсии дают основу для фенологических наблюдений, которые в дальнейшем ведутся учащимися самостоятельно.

    Более чёткие представления об отдельных растениях в связи с окружающей их средой, о растительном мире как результате постоянного взаимодействия между растительными организмами и средой обитания учащиеся получают на экскурсиях в растительные сообщества – лес, луг, озеро, болото и т.д. и на экскурсиях по изучению с/х растений.

    Экскурсия в природу - увлекательная форма работы учителя с классом. На экскурсии школьники учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды.

    Каждая экскурсия даёт хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, понимания единства и целостности природных комплексов.   

Организация ботанических экскурсий.

   Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определённое место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их знания. Нельзя забывать, что только правильно организованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.

  За несколько дней до экскурсии учитель выбирает маршрут в том или ином ландшафте и проходит по нему, подбирая нужные объекты для изучения, места остановок для демонстрации этих объектов, для самостоятельных наблюдений учеников, обобщающей беседы. Эта работа учителя завершается составлением плана экскурсии, в котором должны найти отражение следующие основные разделы: задачи экскурсии по этапам, основные вопросы содержания и методы проведения экскурсии, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для вводной и обобщающей бесед. Учитель продумывает структуру экскурсии. В структуре, как внешнем проявлении логики учебного процесса, должны быть следующие обязательные части: задача или тема экскурсии, краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельные работы учащихся, их отчёты, дополнительные сведения учителя, обобщающая беседа.

   Наибольшим признанием пользуются экскурсии в лес, когда можно предоставить учащимся, работать самостоятельно на целом ряде этапов.

     Полезно перед экскурсией дать учащимся план работы. Наличие такого плана облегчает самостоятельную работу учащихся.

  На экскурсиях не следует увлекаться показом и названиями многих растений. Названия плохо запоминаются, если они не закреплены записями, а от множества предметов и явлений, которые демонстрирует руководитель, остаётся смутное представление. Нужно взять немного явлений и предметов, но изучить их обстоятельно.

   Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии . Они должны знать, что нужно увидеть в природе, на что обратить особое внимание, как наблюдать. Предварительно учитель может показать схему маршрута экскурсии с целью ориентировки на местности и познакомить с требованиями к подготовке и поведению учащихся на экскурсии. Прежде чем углубиться в лес, нужно определить, в какой стороне находится солнце и где оно будет через два часа. Чтобы не заблудиться в лесу, надо запомнить свой путь и заметные ориентиры: поляну, ручей, обрыв, камень у дороги, упавшее дерево, пересечение дорог. В группе желательно иметь блокноты, простые карандаши, бинокль, фотоаппарат, компас, лупу, малую лопатку, метр, шпагат, папку для сбора листьев, несколько баночек Школьники должны подготовить для себя удобную обувь и одежду на экскурсию в лес следует одеться неярко, чтобы не отпугивать птиц. Перед экскурсией следует убедить учащихся не шуметь, не бегать, не лазать без нужды по деревьям, не причинять вреда растениям, животным и экологической системе в целом.

    Затем учитель детально знакомится с местностью, где будет проведена экскурсия. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии, с экскурсионными объектами в пунктах остановок даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать методы ведения работы в том или ином пункте. Они могут быть очень разнообразны в зависимости от содержания и места экскурсии.

  В некоторых случаях преподавателю необходимо дать объяснения, иллюстрируя их экскурсионными объектами. В других случаях преподаватель после краткого вступления предлагает учащимся провести самостоятельное наблюдение, собрать тот или иной материал и потом на основании наблюдений и собранного материала проводит общую беседу.

   Иногда экскурсия полностью строится на самостоятельной работе учащихся по заранее разработанному плану с последующим подведением итогов в конце экскурсии или в классе. Чем старше и подготовленной класс, тем больше места отводится самостоятельной работе

  Во время работы на экскурсии и сбора материала необходимо соблюдать следующие правила:

1.  Работать, не отклоняясь от плана.

2.  Соблюдать аккуратность в работе, в оформлении сборов и в записях.

3.  Избегать захватывать с собой большее количество материалов, чем нужно     для последующей работы; охранять природу от уничтожения ценных и редких объектов.

4.Результаты наблюдений записывать на месте, не полагаясь на память, иначе многое забудется.

5.  Соблюдать во время экскурсии полную дисциплину.

6.  Собранные растения привести в порядок, обработать;  живые растения поставить в ящики, горшки, полить; сорванные растения, необходимые для изучения в классе, поставить в воду; растения, подготовленные для сушки, поместить в пресс и т. д.

      Отсутствие тщательной предварительной  подготовки перед экскурсией часто ведёт к неудачам. Плохое знание маршрута затрудняет поиски нужных растений, на это непроизводительно тратиться время , рассеивается внимание участников, не выдерживается стройность  и систематичность темы, часто наблюдается пассивное отношение учащихся к работе, Нехватка экскурсионного снаряжения ведёт к тому, что часть учащихся не занимается самостоятельной работой и увлекается всякими не относящимися к экскурсии делами. Нарушается дисциплина, снижается, снижается интерес к работе. А это  отражается и на сборах, и на последующей обработке ботанического материала в классе.

                                         Используемая литература.

1.Полянский И.И., Ботанические экскурсии., Изд. «Просвещение», 1968г

2.Боровицкий П.И., Методические указания к проведению ботанических экскурсий.

3.Сукачёв В.Н., Дылис И.В., Основы лесной биогеоценологии. М., «Наука»,1964.

4. Стрижева А.Н. Календарь русской природы.- М . Московский рабочий, 1973.

5. Измайлов И.В., Ефимович В.Е. ,Шашков  Э.В., Шубкина Л.С.,

    Биологические экскурсии: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1983.