Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Статья:СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Submitted by Елена Ивановна Привальцева on вс, 12/04/2015 - 01:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Привальцева Елена Ивановна
Место работы, должность: 

МБОУ "Лицей№24" г.Гуково, Ростовская область, учитель математики

Регион: 
Ростовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Алгебра
Предмет(ы): 
Геометрия
Предмет(ы): 
Математика
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p>Статья.Опыт работы.<strong>СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ &nbsp;МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ</strong></p>

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ  МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ  МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

 

 

   Проблема развития одаренных детей в условиях массового обучения всегда была актуальной для учителя.

 Становление информационного общества, формирование в России новых социально-экономических и политических отношений предъявляют все возрастающие требования к качеству подготовки специалистов, повышается уровень требований к выпускнику школы как саморазвивающейся творческой личности, готовой к дальнейшей жизнедеятельности, активно осваивающей ситуацию социальных перемен и участвующей в преобразовании общества. Самым редким даром является оригинальность личности и мышления. Одно это качество может компенсировать недостаток всех остальных. Ведущим же качеством можно считать энтузиазм, поскольку без мотивации к исследовательской работе остальные качества лишаются смысла. Многие утверждают, что все эти качества и способности даются человеку от рождения. Но это не так: способности развиваются в деятельности. «Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости», - писал В.А. Сухомлинский.

Этими обстоятельствами и обусловлена актуальность темы над которой я работаю «Создание условий для развития математической одаренности на уроке и во внеурочное время».

Возможно ли по поведению ребенка определить, что он талантлив? Не существует модели одаренного ребенка и не существует специальных критериев, определяющих способности детей.

Проблема одаренности - это проблема личности. Если ребенок отличается от сверстников богатством своих эмоциональных состояний, неуправляемостью, повышенной любознательностью, неусидчивостью и бунтарством, независимостью поведения, честолюбием и усиленной потребностью в самовыражении, на него необходимо обратить внимание.

Что хочет одаренный ребенок - загадка для многих взрослых. Такой ребенок всегда индивидуальность, а индивидуальность всегда имеет свои пути в решении задач, уклоняясь от общих требований.

Не существует стандартной технологии, которая бы развивала ребенка. В обучении есть общая цель, но у каждого ученика есть и частная цель обучения. Чаще всего появляется сталкивание этих целей, возникают противоречия. К сожалению, часто нестандартные дети «не вписываются» в систему государственной школы. Данные, приводимые социологами, просто кричащие: 30% сверходаренных детей отчисляются из школы за неуспеваемость, 2/3 одаренных детей скрываются под личиной интеллектуальных саботажников, а процент самоубийств среди них выше в 2 раза. Это крик ребенка, который не смог адаптироваться к общепринятым стандартам.

Вера учителя в ученика раскрывает в последнем множество возможностей. Равнодушие и невнимание - самое большое зло для всех детей. Помочь ребенку найти себя, а потом всячески поддерживать его - великая миссия настоящего учителя. Необходимо создать условия, в которых все дети могли бы реализоваться.

И вот эта-то задача, пожалуй, самая трудная для взрослых. Я бы назвала ее даже не задачей, а мечтой - той самой мечтой, без воплощения которой жизнь не может стать счастливой. Отсюда, цель моей работы:

1.  Развитие и поддержка устойчивого интереса к предмету математика; выявление и развитие творческих способностей учащихся, развитие их интеллектуально-творческого потенциала.

2.  Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного урочного и внеурочного образования

Задачи:

  • реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  • создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;
  • изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого ученика;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся.

Разрабатывая свою систему действий, я исходила  из следующего содержания понятия «одаренные дети»:

Одаренных детей, как правило, отмечают высокая любознательность и исследовательская активность.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях, таких детей может быть он один на миллион. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

Помочь ребенку найти себя, а потом всячески поддерживать его - великая миссия настоящего учителя.  Поэтому в своей работе я стараюсь создать такие условия, при  которых все дети могли бы реализоваться.

Как обучать одаренных детей? Этот вопрос волнует каждого увлеченного своей работой учителя.  И первое, с чего начать?

Как можно выявить одаренных детей и организовать работу с ними в обычном общеобразовательном классе?

Считаю, это не сложно. Нужно быть внимательнее к своим ученикам. Ведь ребенок раскрывается, показывая свои ценные качества во время работы в группах с распределением обязанностей, а также во время дидактических игр.

Стараюсь создать на уроке среду творческого соревнования и вижу, как преображаются мои ребята.

Следующее: четко определить цель работы с одаренными детьми.  Для меня - это не только высокие показатели на олимпиаде,  а подход с точки зрения интересов ребенка: привития увлеченности математикой, исследовательской деятельностью, чтобы впоследствии, он мог искать и принимать правильные решения не только в математических задачах, но и в жизненных ситуациях.

Так как одаренный в области математики ученик может быть один на миллион, и возможно не в нашей школе, для меня важнее развить математические способности, интерес к предмету, умение работать с информацией у большого количества учащихся, ведь любой ребенок одарен по-своему.

Знакомясь с пятиклассниками, стараюсь заинтересовать их своими уроками, ведь некоторые, перейдя в пятый класс, уже считают математику скучным, сложным и неинтересным предметом. Поэтому на каждом уроке предлагаю интересную логическую задачу, задачу-шутку, математический фокус, интересный математический факт из истории развития науки, ставлю  проблему, для решения которой нужна дополнительная информация. И уже замечаю, что ребята ждут урока с нетерпением.

В настоящее время ребята не всегда имеют возможность сделать верный выбор в своих увлечениях или пристрастиях, разобраться в своих способностях и наклонностях, если их вовремя не окунуть в необходимую или просто иную среду. Поэтому стараюсь, начиная с пятого класса,  давать учащимся недельное задание сначала состоящее из одной –двух олимпиадных задач, позже трех-четырех, дающих возможность думать. Большая часть таких задач не требует долгих вычислений, а наоборот предлагает проявить смекалку, логику, мышление (приложение 1).  Решение задач проверяем в конце недели в субботу. Выступающих со своим решением учащихся обязательно поощряю: можно выставить оценку или записать похвалу в дневник, наградить дипломом за активность, любознательность, сообразительность. Независимо от способностей развитое  мышление способствует развитию личности. А развивая логическое, в том числе и математическое  мышление,  мы создаем базу для более свободного выбора ребенком своих будущих увлечений.

В  своей работе я, как и многие учителя-предметники пытаюсь, вести работу с одаренными детьми  на уроках, поэтому большое значение в построении уроков играют психолого-педагогические основы урока:

  • психологически комфортная атмосфера;
  • побуждение к осознанию личностных ресурсов;
  • организация совместного поиска, направленного на постижение нового;
  • дифференцированный подход, индивидуализация обучения;
  • выбор ребенком форм деятельности  и объёма учебной нагрузки на уроке;
  • создание ситуации успешности;
  • использование игровых методик, методик релаксации.

В этом учебном году была продолжена работа по развитию интеллектуальных способностей учащихся через творческую форму организации учебного процесса.   Главная цель этой работы -  активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Так на уроках геометрии в 7 классе при изучении темы: «Треугольники» предлагаю детям такие задачи:

1. Известно, что две стороны треугольника равны двум сторонам другого треугольника. Равны ли сами треугольники? Если нет, то измените, условие так, чтобы из него следовало равенство этих треугольников.

2. В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС проведена медиана ВМ. На ней взята точка К.  Подберите требования  к набору данных и решите задачи (Требования могут быть: Доказать, что 1)Треугольники АВК и СВК равны; 2) Треугольники АКМ и СКМ равны; 3) АК=КС и т.д).

 

3. Определите  вид треугольника и узнайте о них все, что возможно.

           
 
   
     
 
 

 

 

 

В

 

300

                                                     

           
   

С

 

А

 

С

 
 

 

 

 

 

 

Эти задания нетрудные. Но всё дело в том, что этих заданий учащимся никто не предлагает. Они сами должны поставить перед собой маленькие цели, продвигаясь в том порядке, какой им наиболее удобный. Таким образом, оттачивается умение находить верные пути решения. При решении таких задач каждый ученик сам выбирает план решения, задача становится личностно значимой, и присутствует состязание: Кто отыщет больше сведений о данных треугольниках?

Я  стараюсь проводить больше нестандартных уроков: конференций, интегрированных уроков, семинаров, уроков творчества, соревнований, конкурсов,  уроков взаимного обучения, путешествия,  игровых уроков. Стараюсь вовлекать учеников в процесс подготовки урока, особенно по теме: «Обобщение»: организую творческую группу, которая подбирает интересные задачи по изученным темам. Возможно указать тематику любимого мультипликационного фильма или книги, тогда для подобранных задач составляется условие согласно теме, включаются «Задачи-ловушки» в которых допущена ошибка по определению понятия. Например, обобщение и закрепление тем: «Масштаб. Пропорции. Отношения» мы проводили, путешествуя на таинственный остров сокровищ, для этого творческая группа придумала, красочно оформила в презентации задачи:

  1. Джону Сильверу и его пиратам нужно пройти расстояние от берега до места, где спрятаны сокровища, 3140 м. Какой длины получится линия, изображающая этот путь на карте, сделанной в масштабе 1:1000?
  2. Яма, где были зарыты сокровища, имеет площадь 36 дм2, длина равна 12 дм. Какую часть составляет длина от всей площади ямы? Во сколько раз вся площадь ямы больше, чем её ширина? (Задача-ловушка)
  3. Джим Хокинс был хорошим мальчиком и любил читать. Если он будет читать 36 страниц в день, то он прочитает книгу за 7 дней. Сколько дней уйдет на прочтение этой книги, если Джим будет читать 42 страницы в день?

Image0090                 Image0091

Такие уроки проходят всегда оживленно, даже слабые ученики могут себя проявить и у них не теряется интерес к предмету. Очень часто учащимся предлагаю творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их знания по предмету.    Использую  и разнообразные формы работы:

- ролевые тренинги,

- «мозговые штурмы»:

- найти проблему, желательно имеющую множество решений;

- фиксировать мысли и идеи, которые приходят в голову;

- обсуждение ответов, их реализация.

- «мягкое соревнование», индивидуальное или групповое (последнее – чаще!), что позволяет мне  «видеть» каждого ученика с его личными ресурсами учебного успеха;

- сотрудничество и кооперация,  дающие возможность научаться в группе;

- интеллектуальные марафоны.

Партнерское взаимодействие развивает способности к лидерству. В старших классах при закреплении материала провожу «Математические бои», уроки-конференции.

В своей работе стараюсь организовывать как можно больше взаимной деятельности, помогающей учить задавать вопросы, анализировать теоремы и задачи, создавать новые задачи, находить ошибки в сборниках, избыточность условий, связь между элементами хорошо известного материала с элементами новых направлений в математике. Пытаюсь учить учащихся зрительному анализу информации, развивая визуальное мышление, переходящее на каком-то этапе у некоторых, более способных, в продуктивное. Каждая новая проблема не всегда вызывает интерес у учащихся. Порой у ребят проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. В таких случаях я прибегаю к задачам, которые на первый взгляд кажутся простыми, а на деле требуют нестандартного подхода. Среди таких задач есть задачи на смекалку, задачи - шутки, которые пробуждают вкус к умственной работе, или логические задачи. Например,  такая: «В двух классах 70 учеников. В одном классе     учеников не явились на занятия, а в другом  получили пятёрки по математике. Сколько учеников в каждом классе?».

 Нельзя рассматривать   работу с одаренными  детьми только во время урока, организация систематической внеклассной работы по математике так же  способствует развитию творческих способностей.

Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы.

Большая работа по развитию творческих способностей   учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, игры «Что? Где?  Когда?», «Слабое звено», предметные викторины, конкурсы. В связи с индивидуализацией обучения в настоящее время уделяется большое внимание работе с одаренными учащимися, способными усваивать материал сверх программы. В этом учебном году налажена работа элективного курса для 5 класса: «Математический калейдоскоп», для 7 класса: «Проценты в повседневной жизни», для 8 класса: «Избранные вопросы планиметрии», для 9 класса: «Знакомые и незнакомые функции», для 11 класса: «Способы решения уравнений и неравенств с параметрами»

В тематических и поурочных планах  так же предусмотрена работа с одаренными детьми. Таким учащимся предлагается более высокий уровень заданий по каждой теме. Задания даю олимпиадного уровня, часто из сборников для поступающих в вузы,  всероссийского тестирования, из демонстрационных материалов ЕГЭ.

Каждый учитель, работающий в школе, увлеченный своим делом должен придерживаться некоторых принципов:

1) постоянно изучать и хорошо знать индивиду­альные особенности своих воспитанников (одаренных учеников);

2) уметь диагностиро­вать и знать реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, тру­ду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;

3) постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие лично­сти;                             

4) своевременно выявлять и устранять причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не уда­лось вовремя выявить и устранить - оперативно изменять так­тику воспитания в зависимости от новых сложившихся усло­вий и обстоятельств;

5) максимально опираться на собственную активность личности;

6) сочетать воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборе целей, методов, форм самовос­питания;

7) развивать самостоятельность, инициативу, самодея­тельность воспитанников, не столько руководить, сколько уме­ло организовывать и направлять ведущую к успеху деятельность

Результатом моей деятельности можно считать стопроцентную успеваемость и высокое качество по предмету. А также заслуги моих любимых учеников в разных олимпиадах и конкурсах. Высокие баллы на ЕГЭ и поступление в Вузы не только Ростовской области, но и Волгограда, Москвы на бюджетные места.

 

 

 

 

                                               

 

Используемая литература:

 

Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.-М.: Знание,1991.- 80 с.

Волков И.П. Много ли в школе талантов?- М.:Знание 1989. – 80с.

Чудновский В.Э., Юркевич В.С.Одаренность: дар или испытание.- М.: Знание, 1990.- 80с.

Бекетова З.Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы // Завуч. – 2004. -№ 7. – с. 83.

Богоявленская М. Школьные проблемы одаренных детей // Шк. психолог.– 2005. -№ 3.

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Опыт работы с одаренными детьми.docx 827.26 KB
Приложение 1.docx 16.51 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн