Официальный сайт jhealth 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



авторская статья "Оптимизация развития словарного запаса ребенка"

Фото пользователя Лариса Дмитриевна Федотова
Submitted by Лариса Дмитриевна Федотова on Fri, 17/04/2015 - 14:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Федотова Лариса Дмитриевна
Место работы, должность: 

Учитель-логопед , МБДОУ № 10 г. Гатчина

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Родитель
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p>Ва статье&nbsp; представлена система работы по обогащению и активизации словарного запаса ребенка от 0 до 7 лет.</p>

Оптимизация развития словарного запаса ребенка.

В настоящее время, несмотря на обилие игрушек, пособий, средств информации, количества детей с проблемами в речевом развитии существенно возросло. Родители и педагоги не могут оказать своевременную помощь ребенку, т.к. зачастую не владеют информацией о возрастных нормах развития речи.

Взрослые ошибаются, если думают:

- Ребенок еще мал, все еще успеется;

- О ребенке надо только заботиться (кормить, одевать);

- И «Я» в его годы этого делать не умел;

- Наш дедушка тоже заговорил в 7 лет;

- Многие люди этого вообще не умеют делать и ничего;

- Я на работе, я устал, мне некогда.

Однако потом, когла время упущено и у ребенка возникают серьезные проблемы в обучении, родители ищут виноватых: Почему нам раньше никто не говорил?»

Поэтому остро встал вопрос о пропаганде среди родителей и педагогов возрастных норм: «Что должен знать и уметь ребенок?» Все нуждаются в добром совете. Кроме того, это поможет не только правильно развивать ребенка и общаться с ним, но имеет и прикладное диагностическое значение: зная норму развития ребенка и видя настоящее состояние речи ребенка, легко определить степень отставания, а значит, и выстроить стратегию помощи. С этой целью составлена настоящая памятка развития речи ребенка в онтогенезе с рекомендациями игр, игрушек для успешной реализации возрастной «программы» Однако и родителям и педагогам надо хорошо усвоить, что ни в коем случае нельзя форсировать речевое развитие. Все надо делать вовремя.

 

От 0 до 3 мес. необходимо

Общаться с ребенком ровным, ласковым голосом, улыбаясь ему и пытаясь повторить звуки, похожие на те, что Вы услышали у ребенка. Пытайтесь дождаться от него ответного звука. Разговаривая с ребенком, необходимо поглаживать ручки, ножки.

Необходимые игрушки: движущийся модуль у кроватки с колокольчиком, яркими ленточками и шариками. Можно надевать на ручку яркий браслет или носок.

В 5 – 6 мес. появляется лепет, ребенок различает характер звуков. Начинает хватать и обследовать предметы.

Даем ребенку тряпочные кубики, овощи, грибы, зверей для ощупывания, деревянную ложку, колокольчик. Игрушку нужно вкладывать в руку ребенка, проводить игрушкой по животу, пищать игрушкой и резко убирать ее за спину. Играть в игры «Коза – рогатая», «Ку-ку» (закрывать от ребенка свое лицо  платком, убрав платок,  улыбаться и произносить «ку-ку » В кроватку вывешивать игрушки и круг в диаметре 10 см с нарисованным человеческим лицом глаза, губы, щеки, волосы), показывать ребенку воздушные шарики, горящий фонарик на расстоянии 25 см.

Осторожно «подбрасывать» ребенка вверх, держа в руках; покачивать на коленях «Лошадка скачет»

В 7 – 8 мес. ребенок начинает соотносить слова с предметами. Даем в руки погремушки, молоточек, пищащие игрушки.

В 8,5 – 9,5 мес. появляется модулированный лепет (слоги с разнообразной интонацией.

К 10 мес. могут появиться отдельные слова из парных слогов ( па-па, ба-ба)

Ингрушки: металлическое зеркальце, палочки, кубики, шарики, ящички и банки, шнуры или палочки, на которые можно надевать предметы. Мячик, машинка, книга, бубен, мягкие звери, куклы, куклы-петрушки.

Игры: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Ку-ку» (прятки лица)

Действия с игрушками сопровождаются словами: бах, ап, ту-ту,би-би, тук-тук, ав-ав. Покажите, как «говорит»  курочка, уточка, гусь, кошка, собака, коза, корова.  Давая  что то, говорите: «На!», а забирая, говорите: «дай». Зовите: «Иди, иди к папе». Показывайте: «Вот! Вот – мячик», «Вот – киска»

К 12 мес. появляются 4 – 10 слов (киса, мама, му, бе  до 53 слов)

Играть в жесты «Пока-пока», «Дай», «Нет», «Да», «Нельзя»

Может показать : нос, глаза, уши, мячик, молоко, воду, ложку, 3-4 игрушки, яблоко и т.д.

Играть в поддувание ватки, шарика.

К 1,5 годам говорит слова «еще», «все», называет свое имя, 5 членов семьи, имитирует голоса животных, показывает свои части тела (рука, нога, живот), показывает 3-5 картинок в книге, выполняет команды: встань, сядь, дай мне, подойди, покажи, достань свои ботинки и т.д., причешись, погладь кису,покорми мишку. Ни в коем случае не сюсюкаться в речи.

К 2 годам активный словарь достигает 250 – 300 слов. Ребенок начинает связывать слова в предложения.

Должно насторожить, если ребенок употребляет только определенные отдельные слова , не связывая их во фразу и эти слова – существительные.

В норме к 2–3 годам 100 существительных, 50 глаголов¸ 20-30 прилагательных, 70 наречий. Чем меньше прилагательных, тем ниже интелектуальный уровень ребенка.

Используем игры: «Разрезные картинки из двух частей», Лото «Какого цвета», «Форма», «Игрушки», «Строитель» (строим стол, стул, кровать, гараж, домик), «Скажи тихо-громко», «Выполни поручение», «Угадай, что я делаю» («чистить» зубы, «подметать» пол, «мыть руки» и т.п.)

Пропевать простые песенки, проговаривать потешки: «Укусила киску муха и болит у киски ухо» Слушать сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Волк и козлята», «Колобок».

В 3 года ребенок называет имя, фамилию, свой возраст, рассказывает о двух событиях по порядку, выполняет серию из 3-х команд. Складывает картинку из 4-х кубиков, рассказывает, что нарисовано на картинке. Употребляет сложносочиненные предложения. Активный словарь 800-1000 слов. Формируется атрикуляция свистящих. Считает до 3-х.

Игры: Лото «Парные картинки», «Ферма», «Цвет», «Форма».

Обобщения: игрушки, звери, еда.

«Что нарисовано неправильно?», « 4-ый лишний».

Понимает простые шутки: («Бегемот сел на забор»).

Связывает в историю серию из 3-х картинок.

Слушает сказки: «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Смоляной бочок», «Зимовье»

К 4 годам в словаре 2000 слов. Формируется нормальная артикуляция шипящих. Ребенок чуток к интонации. Знает предлоги «в», «на», «с», «под», «над». Спрашивает значение новых слов. Может описать предмет словами: «Скажи, какой?» Может показать: немного, много, несколько, больше всего. Понимает смысл действия (что будет, если яйцо упадет), складывает картинку из 6-ти частей.

Игры: куклы, мебель, машинки, одежда, посуда для сюжетно-ролевых игр.

Игры: «Доктор Айболит», «Магазин», «Строитель», Лото «Чей малыш?», «Кто где живет», «Раложи по форме», «Во саду ли, в огороде»

Разучивает стихотворение 4 – 6 строк. Слушает сказки: «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «По щучьему велению», «Бобовое зернышко», «Снегурочка».

Ездит на велосипеде, лыжах, играет в мяч.

В 5 лет. Активный словарь 2500 – 3000 слов. Знает короткие стихи. Речь фразовая. Умеет различать 6 основных цветов, 6 геометрических форм. Считает предметы от 5 до 10. Понимает обобщение: одежда, игрушки, посуда, мебель. Складывает картинкииз 9 частей, рисование переходит от предметного к сюжетному. Владеет ножницами. Пересказывает короткий рассказ., знает времена года, свой адрес, ФИО родителей. К 5 годам все языковые средства достигают минимального уровня зрелости: звукопроизношение, слоговая структура, лексика, (может рассказать величину, цвет, вкус,  t, вес, оценку), морфология (может изменять существительное в роде, числе и падеже)

Игрушки: «Мозаика», «Конструктор ЛЕГО», «Палочки Кьюзенера», игры с правилами, лото, домино, шашки.

Сказки: «Заяц-хватун», театральные игрушки, «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Три медведя», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мальчик -с- пальчик», «Хаврошечка», «Морозко», Короткие рассказы Л.Н. Толстого «Лев и собачка», «Косточка», «Пожарные собакаи»

К 6-7 годам словарь 3, 5 тыс.слов. Удлинняется, усложняется фраза. Звукопроизношение достигает нормы. Ребенок может делать речь предметом анализа (звук – слог – слово), знает буквы, цифры, выполняет счетные операции в пределах 10. Собирает кубики из 12 частей. Рисует человека и животных. Знает месяцы и дни недели. Знает 8 цветов, плоские и объемные геометрические формы. Узнает целое по половине., предсказывает, что произойдет дальше, знает антонимы (большой-маленький и т.д.). Пересказывает рассказ из 5 эпизодов.

Игры: «Чего не стало» (5-6 предметов), «Перечислите по порядку», «Когда это бывает?», «Загадки», «Небылицы», «Зоопарк», «Ателье» (5 типов), «Профессия», «Транспорт», «Маленький модельер», «Конструкторы», поделки из бумаги, теста, природного материала, апликации. Может скакать на скакалке, играть в футбол, волейбол, баскетбол, хоккей, ездит на самокате, лыжах, коньках, плавает, стоит на одной ноге 10 сек. Играет в подвижные и хороводные игры 20 мин., следуя правилам игры. Знает правила вежливости и этикета.

Сказки: «Красная шапочка», «Приключения Буратино», «Малыш и Карлсон», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», «Снежная королева», «12 месяцев». Может объяснить смысл пословиц и поговорок, отвечает на логические вопросы: почему у автомобиля тормоза?, почему закрывают шлакбаум? И т.д.

К 7 годам ребенок овладевает устной речью в объеме, достаточном для успешного обучения.  Он и в дальнейшем будет накапливать свой словарный запас. У взрослого человека словарный запас 5 тыс. слов, журналисты используют 2 тыс. слов, А.С. Пушкин использовал 25 тыс. слов, Шекспир – 27 тыс. слов. Ребенок должен получить правильную речь, чтобы овладеть всем богатством знаний, которое выработало человечество. А помочь ему в этом могути должны родители и взрослые, которые находятся рядом. Эта помощь станет более эффективной, если следовать изложенным выше советам. Желаем удачи!

 

Логопед МБДОУ № 10

г. Гатчина

Федотова Л.Д.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн