Когда речь идет о воспитании гражданина новой России, на первый план выходит такое понятие, как социализация. Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии , особенно сложно это сделать сельскому подростку. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Если посмотреть на сельскую местность, то что мы увидим? Подросток в районе имеет меньше возможностей для развития своего потенциала. Часть ребят занимается в районных центрах, но большинство не имеет возможности такого развития, вследствие чего их социальная адаптация может в разы быть ухудшена по сравнению с городским подростком. Еще одна задача, которая стоит перед сегодняшним взрослым обществом - это чтобы ребята возвращались в район и развивали его. Для подростка огромное значение имеет также уважительное отношение к нему, равноправный диалог со взрослыми, где подросток может выступать в роли Лидера.
Лидер – яркая человеческая индивидуальность, способная проявить инициативу, взять на себя ответственность, показать образцы деятельности. В решение задач социального становления подростка большое значение имеет стимулирование лидерства. Через лидеров реализуется управленческий механизм, таким образом, лидеры занимают ключевые позиции в органах школьного самоуправления.
Изучив данную проблему в нашем Домке детского творчества, мы выбрали следующую цель:
создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в общественно полезную деятельность. На базе Дома детского творчества Костромского района Костромской области создана с 2000 года детская организация «Поколение», в рамках деятельности которой есть особенная возможность реализовать данную цель.
Цель:
Обучающая:
Овладение и совершенствование опыта организации собственного досуга. Повысить компетентность ребенка в вопросе руководства своими сверстниками, помочь освоить умение вести дискуссию, планировать работу, распределять поручения, анализировать свою деятельность, договариваться, согласуя свои личные интересы с интересами других членов группы, навыков действовать конструктивно и не допускать конфликтов.
Развивающая:
Развитие навыков взаимодействия в команде.
Воспитательная:
Укрепление взаимопонимания детей и взрослых, побуждение к решению сложных вопросов взаимодействуя в открытом диалоге.
Задачи:
- создание условий для проявления (выражения) активной гражданской позиции на основе знания своих прав и обязанностей как гражданина своей страны;
- создание условий для творческой самореализации подростков;
- диагностика интересов и потребностей подростков;
- создание информационного пространства о многообразии видов деятельности направленных на актуализацию ценностей гражданина и развивающего досуга;
- включение подростков в различные виды деятельности направленные на актуализацию ценностей гражданина и развивающего досуга;
- создание условий для освоения подростками знаний и умений организации собственного досуга;
- включение подростков в непрерывную аналитическую деятельность по поводу собственного отношения к ценностям гражданина современной России.
Предполагаемый результат:
- Каждый участник программы: Сформирует свое представление о лидере современной России.
- Между взрослыми и детьми сложатся доверительные отношения
- Учащиеся аргументировано высказывают свою точку зрения.
- Знание ребенком способов получения необходимой информации;
- Приобретение ребенком знаний, умений и навыков организации развивающего досуга
- наличие мотива на саморазвитие, самообразование;
- расширение сферы интересов;
- приобретение и совершенствования навыка командного взаимодействия.
- осознание своей уникальности и уникальности другого человека.
Основная часть
Организация ДОО «Поколение»
У истоков создания этой организации стояли специалисты Дома детского творчества Костромского района (ДДТ), специалисты отдела образования района и директора школ района. Это Соколова Марина Леонидовна – директор Дома детского творчества (теперь начальник отдела опеки и попечительства), Смирнова Алла Николаевна – заместитель директора ДДТ (теперь руководитель детской общественной организации города Санкт-Петербург), Вагурина Надежда Евгеньевна – директор школы поселка Сухоногово, Гудас Инесса Узаировна – заместитель директора по воспитательной работе Шуваловской школы (теперь директор ДДТ Костромского района) и многие другие. Идею о создании такой организации поддержали все с воодушевлением. В 2000 году данная организация была зарегистрирована, как детская общественная организация, у нее появился свой устав и руководитель. Было решено создать в каждом населенном пункте свою дружину, которая бы входила в организацию. Таким образом, получилось 15 дружин. У каждой из них было свое название, девиз, органы самоуправления. Первым руководителем «Поколения» стала Смирнова Алла Николаевна (2000-2003 г.). Следующим руководителем была Скворцова Юлия Николаевна с 2003 по 2005 год. Далее с 2005 по 2007 год ДОО «Поколение» руководила Жерихина Наталия Андреевна. С2007-2009- Виноградова Юлия Валерьевна.
Деятельность организации основывается на следующих принципах:
- Добровольности, равноправия, самоуправления и законности
- Приоритет интересов ребенка, забот о его развитии и соблюдении прав
- Открытость для сотрудничества во имя детей
Для развития лидерских качеств, в детской общественной организации используются следующие возможности:
- Программа ДОО «Поколение», создается не взрослыми, а ребятами на осенних сборах. Ребята самостоятельная формируют цель программы нового года, что позволяет детям выполнять в течении года не цель взрослых, а свою собственную. Также это заставляет подрастающее поколение задуматься о проблемах района, области и даже целого государства, найти пути их решения и спрогнозировать будущее. Здесь взрослый выступает только как советчик, он предлагает направления работы, а их заполнения производят дети самостоятельно.
Организация работает по следующим направлениям, в каждом из которых происходит становление гражданина современной России.
- Гражданско-правовое направление
- Помощь юным гражданам в формировании российского государственного самомосознания, воспитания патриотизма
- Укрепление физического, душевного и эмоционального здоровья юношей и девушек, помощь им в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых для того, чтобы стать успешным в жизни, в полной мере реализовать личностный потенциал, отстоять при необходимости свои духовные ценности и свое отечество
- Обеспечить личностно-ориентированное информирование детей о себе, окружающих, психологии отношений, психологии управленческой и организаторской деятельности.
- Туристско-краеведческие:
- Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни края
- Привлечение школьников к сохранению историко-культурного наследия
- Распространение краеведческих знаний среди школьников.
- Милосердие
- Оказание помощи в социальной защите незащищенным категориям людей
- Подготовка детей к социальной самозащите
- Экология
- Оказание помощи администрации района, города, села, поселка, деревни в решении проблем экологии
- Организация экологического просвещения в детской среде,, жителей района с активной жизненной позицией
- Воспитание экологической культуры
- Спорт и культура
- Приобщение детей к миру прекрасного
- Развитие творческих способностей
- Создание условий для развития социальной активности
- Пропаганда здорового образа жизни
- Сплочение детских коллективов.
- Одним из важных направлений является социальное проектирование: Социальное проектирование - форма социального управления; научно обоснованное конструирование системы параметров будущего социального объекта или качественно нового состояния существующего объекта.
Создавая социальные проекты, ребята задумываются не только о положении дел в районе, области или государстве, но и ищут нестандартные пути решения. О роли социального проектирования в формировании лидерских качеств и активной жизненной позиции, можно говорить отдельно. Сейчас же хочется подчеркнуть, что опыт нашей деятельности показывает грандиозные возможности социального проектирования в формировании Лидера.
Заключение
Подростковый возраст является периодом активного формирования личности ребенка, поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей, поэтому данная программа построена таким образом, что каждый ребенок может попробовать себя в качестве лидера.
|