Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Педагогические возможности загадки

Submitted by Вера Алексеевна Новокрещенова on Tue, 05/05/2015 - 20:17

Новокрещенова Вера Алексеевна

воспитатель,

МБДОУ детский сад №12 «Рябинка».

Саратовская область,

Г. Петровск


 

Педагогические возможности загадки.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребёнка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадка приобщает к народному складу мышления и поэтому служит эффективным средством патриотического воспитания.

Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать  виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Детям нравится отгадывать загадки. Они испытывают радость от  процесса и результата этого своеобразного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это даёт возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.  «Почему дети так любят загадки?» Загадки в полной мере отражают детский опыт познаний действительности. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребёнка в мире – тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих».

Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность её на детали жизни  делают загадку отличным приёмом воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребёнком вопросы: что? Откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребёнком то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

Так, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерные признаки во внешнем виде предмета: Два кольца, два конца, посредине гвоздь. И тот насквозь.  (Ножницы); на то из чего сделан предмет: Поля стеклянные, межи деревянные (оконная рама); на назначение предмета: Ног нет, а хожу, рта нет,  а скажу. Когда спать, когда вставать, когда работу начинать (часы), Некоторые загадки показывают предмет в действии: кланяется, кланяется, придёт домой растянется, (топор).

Загадки о явлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них: Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт, (дождь).

Некоторые загадки обращают внимание на повадки животных: Зимой спит. Летом ульи ворошит - медведь.

В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида - форму, цвет: Круглое,  румяное, с дерева достану я. (яблоко). Эй, звоночки, белый цвет, с язычком, а звону нет.

Любая картина природы в загадках выразительна и ощутима: Егор-Егорка упал в озерко, сам не потонул, и воды не всколыхнул,  (месяц). Пусты  поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (осенью) Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребёнку по – иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка даёт «картинное описание предмета». Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички - такими  изображены в загадке полевые ромашки. Вызывает восхищение и чудо-радуга в загадке. Поднялись ворота - всему миру красота. Посреди поля - серебряные зёрна лежат, (капельки росинки). Такие загадки развивают у детей поэтическое восприятие родного края. Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными  сравнениями.

Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками, загадки для ребёнка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребёнка  разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.

Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть её мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.

В своей практике я убедилась, как с помощью загадок можно активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьному обучению.


 


 

Используемая литература :

1.«Учите детей отгадывать загадки»  Ю. Г. Илларионова, Москва, Просвещение 1995 год.

2. Загадки, считалки и скороговорки. О.Д. Ушакова. — Санкт-Петербург: «Дом «Литера», 2013.

3. Загадки для малышей. Юрий Кушак. — «Издательство «Фламинго», 2013.

4. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.


 


»  Размещено в сообществах:   
Интерактивный Методический Кабинет ДОУ

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн