Официальный сайт detisavve 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Реализация предпрофильной подготовки на основе ресурсного обеспечения учреждения дополнительного образования детей при сетевом взаимодействии с общеобразовательными учреждениями

Выберите действие:

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Банк педагогической информации на сайте Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования. – Режим доступа: http://ipk.admin.tstu.ru/resurs/bpi.asp

 

Рязанова Валентина Николаевна,

к.п.н., заведующая кабинетом технологии и предпринимательства ТОИПКРО;

Попугаева Ирина Яковлевна, директор Центра развития творчества детей и юношества, г. Тамбов;

Долихина Татьяна Александровна, Центр развития творчества детей и юношества, г. Тамбов

 

Реализация предпрофильной подготовки на основе ресурсного обеспечения учреждения дополнительного образования детей при сетевом взаимодействии с общеобразовательными учреждениями

 

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена следующими важнейшими социально-педагогическими факторами:

·        модернизация системы образования, направленная на профилизацию старшей ступени школьного образования, обеспечивающая личностно-ориентированный маршрут обучения учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования;

·        необходимость организации предпрофильной подготовки для выбора девятиклассниками будущего профиля обучения;

·        рост негативных воздействий внешней среды на становление школьника, расширение возможности социализации учащихся, более эффективная подготовка выпускников к самоопределению;

·        обеспечение преемственности общего и профессионального образования;

·        формирование модели взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, выступающих как равноправные и взаимодополняющие друг друга партнеры;

·        недостаточность учета национально-региональных возможностей рынка образовательных услуг и труда для профильной ориентации в системе общего и дополнительного образования детей;

·        использование ресурсов дополнительного образования детей для организации предпрофильной и профильной подготовки.

Возможность реализации предпрофильной подготовки на базе учреждения дополнительного образования детей определялась Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей  ( МОУ УДОД) Центр развития творчества детей и юношества (г. Тамбов) и Тамбовским областным институтом повышения квалификации работников образования.

На подготовительном этапе изучалось состояние проблемы; определялся комплекс целей, задач, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса; формировались основные методические подходы к построению структуры и содержания образовательных программ; разрабатывался пакет методических и дидактических материалов; шла подготовка педагогов к работе в режиме эксперимента по предпрофильной подготовке девятиклассников.

Основные теоретические положения, которые послужили основой для реализации предпрофильной подготовки на базе МОУ УДОД:

·        концепция профильного обучения;

·        основные положения предпрофильной подготовки;

·        личностно-ориентированные технологии обучения (метод проектов, информационные технологии, игровые технологии и пр.);

·        личностно-деятельностный подход в организации обучения;

·        оптимизация процесса обучения;

·        активизация познавательной деятельности учащихся;

·        взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования, выступающих как равноправные и взаимодополняющие друг друга партнеры, обеспечивающие объединение образовательных ресурсов вышеназванных учреждений;

·        целостное образовательное пространство, обеспечивающее возможности для полноценного развития ребенка во всем разнообразии его запросов и интересов, в комплексе учреждений основного и дополнительного образования;

·        преемственность общего, дополнительного и профессионального образования.

Инициатором организации предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей перед учреждениями общего образования выступило Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества (г.Тамбов), в котором была проведена большая подготовительная работа.

В центре в течение ряда лет ведется экспериментальная работа по реализации программы «Радуга творчества», в спектр направлений которой входит обучение целому ряду технологий художественной обработки материалов:

·        изготовление изделий из соломки (плетение из соломки, аппликация из соломки и т.д.);

·        изготовление изделий из глины;

·        бумажная пластика;

·        лоскутная пластика;

·        флористика;

·        изготовление изделий из кожи, бересты;

·        изготовление изделий из бисера и т.д.

Коллектив педагогов имеет высокий профессиональный и творческий потенциал, участвует и является дипломантом  всероссийских, областных и городских конкурсов педагогического и профессионального мастерства.

Изучение конъюнктуры рынка труда  и специальностей профессионального образования показало актуальность профессий дизайнерской направленности. В частности, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования можно получить целый ряд дизайнерских специальностей. SHAPE  \* MERGEFORMAT

Дизайнер

Дизайн

одежды

Ландшафтный  дизайн

Дизайн

упаковки

Дизайн

рекламы

Дизайн

интерьера

Дизайн – новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности. Его цель - организация целостной эстетической среды жизни человека. Профессия «дизайнер» стала широко востребована на современном рынке труда, так как, придавая определенные функциональные и эстетические свойства, особенности вещам и предметной среде специалист формирует, или можно сказать, «проектирует» человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Отсюда следует важная воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни человека. 

На основании имеющихся программ художественной обработки материалов, требований к дизайнерской профессии  был разработан и утвержден городским управлением образования ряд программ элективных курсов предпрофильной подготовки в рамках целого спектра дизайнерских профессий, под названием «Мир дизайна» («Художник-модельер», «Живая глина», «Соломенная фантазия», «Природа и дизайн», «Дизайн в технике «бумажная пластика», «Берестяной промысел», «Web-дизайн» и др.).

Подход к формированию содержания курса и последовательность его изучения едины для всех программ и предполагают изучение:  сущности понятий «дизайнер», «дизайн»; принципов художественной композиции; основ цветоведения; правил выполнения эскиза; этапов проектирования и создания изделия с учетом дизайн-подхода; освоение одной из технологий формообразования и создания (разработки и изготовления) дизайн-проекта с использованием освоенной технологии.

Примером учебно-тематического плана элективных курсов может служить учебно-тематический план курса «Дизайн в технике «бумажная пластика»

п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

Форма проведения занятия

Всего

Теор.

Практ.

1

Презентация курса «Дизайн в технике «бумажная пластика»

1

1

 

презентация, выставка, дискуссия

2

Направления дизайна. Профессия «дизайнер». Основные закономерности дизайна. Композиция в бумажной пластике и ее особенности

3

2

1

Лекция, семинар, практическая работа

3

Технология изготовления изделий из бумаги с применением холодного формования

3

1

2

Инструктаж,

Беседа, практическая работа, сам. работа

4

Технология изготовления изделий из бумаги с применением термического формования

3

1

2

Беседа, инструктаж, практическая работа, сам. работа

5

Алгоритм создания изделия в технике «бумажная пластика»

2

1

1

Лекция, практическая работа

6

Дизайн-проект в технике «бумажная пластика». Презентация и защита проекта

4

 

4

Разработка,  изготовление и защита проекта

7

Психолого-педагогическая диагностика

1

 

1

Тестирование

 

Итого

17

6

11

 

Большая работа была проведена для материально-технического обеспечения предпрофильной подготовки: по каждому элективному курсу имеется кабинет соответствующий параметрам,  предусмотренным  санитарными нормами. Кабинеты оборудованы информационно-дидактическими материалами, необходимой мебелью и электрооборудованием; швейные мастерские оснащены новым оборудованием  фирмы Бразер; кабинет, предназначенный для  изучения элективного курса «Живая глина», оснащен муфельной печью для обжига керамики; кабинет информатики оснащен персональными компьютерами, однако для освоения современных программ графического дизайна его необходимо доукомплектовать более современными компьютерами, принтером, сканером, цифровым фотоаппаратом, обеспечить  доступ в Internet.

 

Следующим шагом, который определил дальнейшую деятельность МОУ УДОД по реализации предпрофильной подготовки, явилась ярмарка элективных курсов, проведенная в четвертой четверти учебного года на базе одного из близко расположенных учреждений общего образования. В ходе ярмарки школьники выбрали элективные курсы, которые, по их мнению, должны помочь  им в выборе дальнейшего профиля обучения. По результатам выбора были сформированы группы по 8-10 человек для изучения соответствующих по тематике элективных  курсов.

Учреждение дополнительного образования детей совместно с учреждением общего образования составило договор о взаимодействии, направленный на создание условий предпрофильной подготовки, в рамках комплекса программ элективных курсов «Мир дизайна».

В рамках договора были определены предмет договора и обязательства сторон, в соответствии с которыми, МОУ УДОД обязуется предоставить кадровое, материально-техническое, информационно-методическое обеспечение предпрофильной подготовки, контроль качества образовательных услуг и документ удостоверяющий прохождение элективного курса. МОУ СОШ со своей стороны обеспечивает комплектование групп, корректировку и экспертизу программ курсов  по выбору, расписание и организованный выход учащихся из школы в центр, финансирование часов на предпрофильную подготовку.

По результатам первого полугодия обучения на предпрофильной подготовке был проведен расширенный педагогический совет, в котором приняли участие педагоги учреждений общего и дополнительного образования, родители, представители муниципального управления образования. Содержанию, качеству  обучения, а также интересу учащихся к освоению деятельности дизайнерской направленности была дана положительная оценка присутствующих.

В конце первого полугодия была вновь проведена ярмарка элективных курсов с мультимедийной презентацией и выставками  дизайн-проектов изделий, выполненных с применением разных технологий художественной обработки материалов, в ходе которой учащиеся выбрали элективные курсы по другим программам комплекса «Мир дизайна».

За 2005-2006 учебный год  предпрофильную подготовку в рамках комплекса программ элективных курсов «Мир дизайна» прошли 137 учащихся девятых классов.

По результатам обучения при окончании курсов проводилась выставка дизайн-проектов учащихся, которая показала, что склонность к дизайнерской профессии имеют около 30% учащихся.

В ходе обучения элективным курсам оценка освоения программы фиксировалась как «зачет» или «не зачет» в журнале для факультативных занятий, а также был разработан документ, удостоверяющий прохождение курса, выдаваемый учащимся для комплектования их портфолио (см. Приложение 1).

В аттестате об основном общем образовании отметка об оценке за пройденный курс по выбору делается в том случае, если по итогам его освоения поставлена оценка «зачет», в противном случае запись в аттестате об изученных курсах по выбору не делается.

Учет деятельности учащихся по освоению элективных курсов осуществлялся в сводной ведомости (см. приложение 2).

 Кроме основной задачи предпрофильной подготовки – определения дальнейшего профиля обучения шло формирование интереса учащихся к системе дополнительного образования и выбор ими дополнительных образовательных услуг во внеурочное время, а также произошло выявление и отбор одаренных детей для продолжения обучения  творческим направлениям.

На основании диагностики склонностей и способностей учащихся в конце учебного года был скомплектован класс для продолжения обучения по художественно-технологическому профилю, предполагающий освоение классической основы дизайна и технологий создания дизайн-проектов различного назначения (дизайн интерьера, аксессуаров, отделки интерьера) в рамках комплекса различных технологий обработки материалов.

Специфика дизайнерской деятельности заключается в постоянном проектировании  различных объектов, соответственно основная технология обучения элективным курсам применяемая в предпрофильной подготовке на базе МОУ УДОД – «Метод проектов».

Для реализации предпрофильной подготовки педагоги центра  прошли курс повышения квалификации по программе «Основы дизайна и его прикладные направления» на базе Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования. В процессе обучения  педагоги освоили теоретическую основу дизайна, познакомились с его разновидностями и  возможностями компьютерного дизайна, освоили проектную деятельность, выполняя индивидуальные и групповые проекты. Результатом освоения информации по курсу явилась разработка учебно-методического комплекса обучения учащихся элективному курсу дизайнерской направленности с его компьютерной презентацией, которую выполняли педагоги, организованные в творческие группы.

Выводы:

Реализация предпрофильной подготовки школьников на основе ресурсного обеспечения учреждения дополнительного образования детей:

·        повышает уровень практической направленности обучения;

·        расширяет опыт общения в социуме;

·        обеспечивает личностно-ориентированный подход к процессу обучения и преемственность общего, дополнительного и профессионального образования.

·        органично вписывается в муниципальную систему предпрофильной подготовки девятиклассников, обеспечивая профессионально-направленную деятельность в рамках элективных курсов, не регламентированных содержанием школьного образования.

 

 

 

Приложение 1

СВИДЕТЕЛЬСТВО

о прохождении предпрофильной подготовки

 

 

Свидетельство выдано

 

 


в том, что он(а) прошел(а) обучение в

муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центре развития творчества детей и юношества г. Тамбова

 


по предпрофильной подготовке учащихся девятых классов

в рамках комплексной программы

«Мир дизайна»

 


в объеме                 часов

 

выполнил(а) зачетные работы по темам:

«Дизайн интерьера», «Дизайн аксессуаров»

 
 
 

 

 

 

 


Директор

МОУ ДОД ЦРТДЮ                             И.Я. Попугаева

 

 

Регистрационный номер _______

 

 

 

 

 

г. Тамбов

2006 г.


Приложение 2

Сводная итоговая ведомость  (портфолио)

слушателей элективных курсов по предпрофильной подготовке учащихся

в рамках комплексной программы «Мир дизайна»

за 2005-2006 учебный год

№ п/п

№ р.св.

ФИО

учащегося

название курса

к-во

 часов

вид программы

достижения

уч-ся  (выставки, конкурсы)

проектная

работа

(защита проекта оценка)

результаты диагностики склонностей к данному виду деятельности

школа, класс

1.

Бондарчук Ирина Сергеевна

«Дизайн в технике «бумажная пластика», «Дизайн аксессуаров»

34

профес.

пробная

гор.конкурс  ДПТ «Тамбовский сувенир» (1 место)

гор.конкурс ДПТ «Люблю тебя мой край родной» (1 место)

ярмарка-аукцион ЦРТДЮ

выполнена

зачет

склонность к типу профессий

Ч-Х;  Ч-Ч;

МОУСОШ №33

кл. 9 – «д»

2.

Брикез  Юлия Олеговна

Дизайн в технике «бумажная пластика», «Дизайн аксессуаров»

34

профес.пробная

конкурс «Юный умелец» ЦРТДЮ ярмарка-аукцион ЦРТДЮ

выполнена

зачет

склонность к типу профессий

Ч-ХО; Ч-Ч

МОУСОШ №33

кл. 9 – «д»

3.

Бурлакова Наталия  Александровна

Дизайн в технике «бумажная пластика»,  «Дизайн аксессуаров»

34

профес.

пробная

конкурс «Юный умелец» ЦРТДЮ ярмарка-аукцион ЦРТДЮ

выполнена

зачет

склонность к типу профессий

Ч-Х;  Ч-Ч;

МОУСОШ №33

кл. 9 – «д»

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения (методическое пособие). - М.: «Академия» АПК и ПРО, 2003.

2.     Попугаева И.Я., Буданова Н.В., Долихина Т.А, Рязанова В.Н. «.Реализация предпрофильной подготовки» (статья).- Ж.Дополнительное образование, № 10, 2005.

3.     Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников (учебно-методическое пособие). – М.: «Академия» АПК и ПРО, 2003.

4.     Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы (рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием). – М.,2003.

5.     Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2002.

6.     Рязанова В.Н., Солопова Н.К. Элективный курс «Дизайн в технике «бумажная пластика» (методическое пособие). – Тамбов: ТОИПКРО, 2005

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Информатизация образования

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн