Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока информатики, математики по теме «Построение диаграмм и графиков» в 9 классе.

Фото пользователя Екатерина Александровна Якименко
Submitted by Екатерина Александровна Якименко on Fri, 15/05/2015 - 08:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Якименко Екатерина Александровна
Место работы, должность: 

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №162"

учитель математики и информатики

Регион: 
Хабаровский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Алгебра
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p>Конспект урока &nbsp;информатики, математики по теме &laquo;Построение диаграмм и графиков&raquo; в 9 классе.</p> <p><strong>Цель: </strong>сформировать у учащихся представление о назначении графиков и диаграмм, о возможностях визуализации информации с помощью графиков и диаграмм, сформировать навыки построения графиков и диаграмм по табличным данным в среде электронных таблиц.</p>

Якименко Екатерина Александровна

учитель математики и информатики

ФГКОУ СОШ №162, г.Хабаровск 47

 

Конспект урока  информатики, математики по теме «Построение диаграмм и графиков» в 9 классе.

Методическое обоснование.

№ п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технологии применяются

1

Технология развития критического мышления.

Данная технология способствует формированию и развитию умения активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.

Актуализация опорных знаний, усвоение новых знаний, применение

изученного материала, подведение итогов

2

Технология парной и групповой работы.

Данная технология способствует развитию навыков сотрудничества, коммуникации, навыка разрешения проблем.

 Актуализация опорных знаний, применение

изученного материала

3

ИКТ технологии.

Способствует развитию образного мышления.

Актуализация опорных знаний, изучение нового материала

Цель: сформировать у учащихся представление о назначении графиков и диаграмм, о возможностях визуализации информации с помощью графиков и диаграмм, сформировать навыки построения графиков и диаграмм по табличным данным в среде электронных таблиц;

Задачи:

·        Организовать работу по формированию у учащихся понятий графиков, диаграмм и их назначение;

·        Организовать работу по формированию навыков построения графиков и диаграмм по табличным данным в среде электронных таблиц;

·        Создать условия для развития логического мышления, познавательного интереса к предмету, умений оперировать ранее полученными знаниями,

самостоятельности;

·        Создать условия для развития внимательности, бережного отношения к оборудованию компьютерного класса, способствовать ответственному отношению к выполняемой работе.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы и формы обучения: словесный (дискуссия, рассказ), наглядный (демонстрация), практический; частично-поисковый;  интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией).

 Программно-дидактическое обеспечение: файл  Повторение.xls,  карточки для практической работы.

 

 

 

План урока:

№ п/п

Этап мероприятия

Цель этапа

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный

Сообщение темы, постановка цели урока.

2 мин

Объявляет  тему и цель урока.

Знакомятся с представляемой информацией урока.

Личностные.

Деятельностный компонент: потребность в участии в общественной жизни ближайшего окружения

2

Актуализация опорных знаний

Проверить опорные знания по теме «Основные элементы табличного процессора»

6

мин

Создает условия для проверки у учащихся опорных знаний

Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно определяют  уровень своих знаний

Коммуникативные: уметь аргументировать свою точку зрения, уметь договариваться и приходить к общему решению.

3

Изучение   нового материала

мотивация

Подготовить учащихся к работе

5 мин

Создать условия для активной работы учащихся

Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Усвоение новых

знаний

Знакомство с понятиями график, диаграммы и их видами

11 мин

Создает условия для формирования у учащихся понятий график и диаграмм и их назначение. Организует работу по проверке уровня понимания данных понятий.

 Записывают в тетрадь основные определения. Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: давать определение понятиям, строить классификации, аргументировать выбранный вид диаграммы для решения задачи

4

Применение

изученного материала

 

Проверить уровень усвоения учащимися представленного  нового материала

15 мин

Из класса формируется пары. Предлагает учащимся решить практическую задачу с помощью построения графика в табличном процессоре.

Делятся на группы. Решают предлагаемую задачу. Выполняют практическую работу на компьютере. По окончанию группа озвучивает ответ на свой вопрос, объясняя остальным учащимся, каким образом был получен ответ.

 

Личностные. Деятельностный компонент: умение вести диалог на основе равноправных отношений.

Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; работать в группе.

5

Подведение итогов урока

Проверка результатов. Подведение итогов. Рефлексия

4 мин

Оценивает работу пар

Выделяют задания, вызвавшие затруднения, отмечают вопросы, требующие отработки практических умений

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов.

6

Домашнее задание

 

2мин

Инструктирует по домашнему заданию

 

 

Ход  урока

1 . Организационный (2 мин).

Приветствие. Инструктаж по ТБ. Сообщение темы и целей урока.

2. Актуализация опорных знаний (6 мин).

Повторение изученного ранее материала проводится в форме игры в «Крестики-нолики». Класс объединяется в две команды, первая команда называется «Крестики», вторая — «Нолики». На экран выведено поле для игры (фрагмент рабочей области электронной таблицы OpenOffice Calc., состоящий из трёх столбцов и трёх строк). Жеребьёвкой определяют команду (команды ходят по очереди), делающую первый ход. Она выбирает ячейку с вопросом (называя ячейку, учащиеся, тем самым, повторяют адрес ячейки в табличном процессоре OpenOffice Calc.,). Один из членов команды выходит к доске и показывает ответ на вопрос. Если команда дала неверный ответ, то на этот вопрос отвечает вторая команда. Если ответ на вопрос был верен, то в ячейку таблицы вносят знак «Х» или «О» в зависимости от того, какая команда верно ответила на вопрос. По окончании игры наглядно видно, какая команда выиграла. По результатам игры учитель может оценить работу учеников и выставить оценки.

Вопросы для игры в «Крестики-нолики»

1. Как открыть табличный процессор OpenOffice Calc.?

2. Где расположена строка меню?

3. Где расположена строка формул?

4. Как найти панель инструментов?

5. Как выделить строку?

6. Как выделить столбец?

7. Как выделить диапазон ячеек?

8. Запишите имя выделенной ячейки.

9. Запишите выделенный диапазон ячеек.

Оформление задания на экране:

3. Изучение нового материала (16 мин).

Мотивация учебной деятельности

Учитель на слайде демонстрирует таблицу, в которой занесены данные за прошедшую неделю по погоде: температура, давление, облачность, осадки, направление и скорость ветра. (данные предоставили 2 ученика из класса по результатам своих наблюдений).

 

Число

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Температура

-10

-8

-10

-5

-2

0

5

3

-4

-10

-17

-15

-5

-7

-10

-16

-18

-20

-22

-14

-12

-6

-4

-8

-12

-8

-14

-2

-1

-2

По представленной таблице учитель задаёт вопросы, учащиеся отвечают.

— Можно ли воспринять эту информацию, обработать её и составить представление о погоде в ноябре?

— Какой день был самым холодным в ноябре?

— Какой день был самым тёплым в ноябре?

— В течение скольких дней температура была -3 °С и ниже?

— Можно ли быстро ответить по таблице на такие простые вопросы?

Для ответа на последний вопрос учитель демонстрирует  график изменения температуры воздуха. По графику можно мгновенно ответить на поставленные выше вопросы.

Учитель останавливается подробно на данных по облачности. На основе имеющихся данных «Облачность» построим круговую (или столбчатую) диаграмму. Демонстрирование круговой диаграммы облачности в ноябре. Совместно с учащимися делаются  соответствующие выводы.

Усвоение новых знаний

Учащиеся записывают в тетрадь виды диаграмм, их определение и назначение.

Диаграмма — способ изображения числовых величин и их соотношений с использованием геометрических средств. Существует множество разнообразных типов диаграмм. График — диаграмма, изображающая зависимость изменения величины от времени. Графики используют для слежения за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой. Круговая диаграмма — диаграмма, отображающая величины частей от целого. Круговые диаграммы используют для сравнения нескольких величин в одной точке. Столбчатая диаграмма (гистограмма) — диаграмма, сравнивающая различные величины. Столбчатые диаграммы используют для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Тип диаграммы устанавливается в зависимости от представленных в диаграмме данных и необходимости получения результирующих описаний числовых зависимостей.

 Фронтальный опрос учащихся

Учитель задаёт вопросы, ученики отвечают. После вопросов приведены примерные ответы учащихся.

1. Для чего нужны графики и диаграммы? (С помощью графиков и диаграмм можно визуализировать большой объём однотипной табличной информации.)

2. Что мы использовали для того, чтобы сделать более наглядной информацию, представленную в одной таблице? (Чтобы сделать информацию, представленную в таблице, более наглядной, мы использовали график, круговую диаграмму и столбчатую диаграмму.)

3. Чем приходится жертвовать при построении некоторых видов диаграмм? (При построении некоторых видов диаграмм приходится жертвовать точностью информации. Таким образом, выбор того или иного вида диаграммы зависит от цели, с которой мы эту диаграмму создаём.)

Физкультминутка.

4. Применение изученного материала (15 мин).

Работа учащихся в группах

Класс объединяется в пары, каждая из которых выполняет одно из заданий задачи, посвящённой  построению графика, диаграммы. Выполняя практическую работу,  учащиеся самостоятельно изучают алгоритм построения графиков и диаграмм в табличном процессоре OpenOffice Calc. Карточки с алгоритмом раздаются учащимся. После построения каждая пара отвечает на соответствующие вопросы к заданию.

Обучающая практическая работа «Построение графиков» №1
.

1.      Добавьте лист в свою рабочую книгу и назовите его «График».

2.      Воспользовавшись Мастером функций, составьте таблицу значений функции ( для ввода показателя степени используйте команду формат®  ячейки®  шрифт®  надстрочные знаки) для значений аргумента от 0 до 4 с шагом 0,5. Для заполнения ряда абсцисс примените маркер заполнения. Подберите ширину столбцов. Введите формулу и вычислите значения функции.
 

х

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

у=

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Запустите Мастер диаграмм и выберите тип диаграммы – График, вид графика № 1.

4.      На втором шаге проверьте надпись «ряды – в строках» на закладке «диапазон данных», откройте закладку «ряд», выделите ряд «х», нажмите кнопку «удалить». Обратите внимание на изменения в графике.
На этой же закладке в текстовое поле « подписи по оси Х» введите формулу, используя следующие шаги:
- щёлкните 1 раз ЛКМ по ячейке В1,
- нажмите клавишу Shift на клавиатуре и не отпуская её щелкните по ячейке J1. Обратите внимание на полученную формулу и выделенный в таблице диапазон. Нажмите кнопку «Далее».

5.      На третьем шаге на закладке «Линии сетки» поставьте флажки в окошках «основные линии» по осям «У» и «Х», промежуточные по оси «Х».

6.      На последнем шаге проверьте размещение диаграммы на имеющемся листе.

7.      Щелчком вне области диаграммы перейдите в режим таблицы.
К исходной таблице добавьте новый ряд данных для значений функции .

8.      Щелчком выделите диаграмму и вызовите контекстное меню. Выберите команду «исходные данные».

9.      В появившемся диалоговом окне на закладке «ряд» щелкните по кнопке «добавить». Появится надпись «ряд 2».

10. Заполните параметры ряда: в тестовое поле «имя» установите текстовый курсор и щелкните по ячейке А3, установите текстовый курсор в поле «значения», щелкните по ячейке В3, а затем с нажатой клавишей Shift по ячейке J3. Нажмите ОК.

11.  Аналогично, к исходной таблице и графику, добавьте ещё два ряда значений для функций .

12.  Отформатируйте готовый график: выделите поочерёдно каждую линию, через контекстное меню (команда – формат рядов данных) измените вид каждой линии (толщину, цвет).

13. Сравните полученный результат:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа на тему «Построение диаграмм» № 2

В 1982 году компания Intel выпустила процессор с тактовой частотой 12,5 МГц, состоящий из 134 тысяч транзисторов. Он получил название Intel 286. В 1993 году вышел на свет новый процессор этой компании под названием Pentium, который имел тактовую частоту 60 МГц и состоял из 3,1 миллионов транзисторов. А в 1997 году появился ещё один процессор – Pentium II – имеющий тактовую частоту 266 МГц. Он состоял из 7 миллионов транзисторных элементов. Процессор Pentium III, состоящий из 8,2 миллионов транзисторов, произведён компанией Intel в 1999 году. Он уже имел частоту 500 МГц. И, наконец, в 2000 году впервые появился процессор Pentium 4. При частоте 1300 МГц он содержал 9,4 миллионов транзисторов.

Задание.

Представьте описанную выше информацию в табличном виде и постройте на основе такой таблицы диаграммы, показывающие соотношение разных характеристик указанных процессоров между собой.

5. Подведение итогов урока (4 мин.).

Проверка выполненных практических работ. Оценивание работы пары. Каждый учащийся отмечает  трудности  при выполнение практической работы.

6. Домашнее задание (2 мин).

§ 2.9 (1–3 части) с. 82–89 учебника; № 3 и 4 с. 93–94 учебника; № 45 (а, б) с. 60–62 рабочей тетради.

 

 

Прикрепленный файл Size
крестики-нолики.xls 21.5 KB
Построение диаграмм.doc 913.5 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн