Официальный сайт ufa-check 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сотворчество педагога учащегося как инструмент повышения качества и результативности образовательного процесса

Фото пользователя Наталья Павловна Стримбицкая
Submitted by Наталья Павловна Стримбицкая on Wed, 20/05/2015 - 17:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Стримбицкая Наталья Павловна
Место работы, должность: 

МОУ ДОД Детская школа искусств

педагог дополнительного образования

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p>Сотворчество педагога и обучающегося проявляется не только во взаимном плодотворном общении, но и в совместном труде, в процессе которого происходит взаимное обогащение. Сотрудничество можно охарактеризовать как совместное дело в ходе реализации образовательного процесса, направленное на усвоение знаний, формирование умений и навыков учеников, их воспитанности и повышение мотивации к творческой деятельности. В основе этих отношений лежит личностный подход и педагогика сотрудничества, которые предусматривают гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого школьника на своеобразие, неповторимость, уникальность личности.</p>

Сотворчество педагога учащегося как инструмент повышения качества и результативности образовательного процесса

 

Стримбицкая Наталья Павловна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД Детской школы искусств

 

Условия учреждения дополнительного образования детей наилучшим образом способствуют созданию единого образовательно-воспитательного пространства, в котором творчество является важным аспектом взаимодействия участников образовательного процесса. В основе такого взаимодействия лежит сотворчество педагога и учащегося в разнообразной деятельности (труд, познание, общение) и составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе.

Сотворчество педагога и обучающегося проявляется не только во взаимном плодотворном общении, но и в совместном труде, в процессе которого происходит взаимное обогащение. Сотрудничество можно охарактеризовать как совместное дело в ходе реализации образовательного процесса, направленное на усвоение знаний, формирование умений и навыков учеников, их воспитанности и повышение мотивации к творческой деятельности. В основе этих отношений лежит личностный подход и педагогика сотрудничества, которые предусматривают гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого школьника на своеобразие, неповторимость, уникальность личности.

Сотрудничество и сотворчество педагога и обучающихся в условиях Детской школы искусств понимается нами не только как стиль взаимодействия, но и как инструмент повышения качества и результативности образовательного процесса.

Для разных возрастных категорий обучающихся сотрудничество принимает различные проявления. Например, для детей дошкольного возраста и обучающихся младшего школьного возраста сотрудничество выражается в игровом характере обучения, когда игровые задания и упражнения плавно переходят в обучающие. Для старших школьников делается упор на мотивацию обучению, как первого звена карьерного роста и благополучия. Педагогу, как человеку опытному и авторитетному, важно донести до подростка, что знания необходимы для развития гармоничной личности. И что, именно благодаря накопленному багажу знаний, умений и навыков он способен завоевать авторитет среди сверстников.

Психологи и дидакты объясняют успешное усвоение знаний обучающимися умением педагогов не только использовать в обучении психологические и дидактические закономерности процесса формирования понятий, но и установить психологический контакт с детским коллективом, найти ключ к душе каждого ребенка. Успех зависит от атмосферы, которая царит на занятиях, где в основе ее доброжелательность, мудрая простота, взаимопонимание и интерес, ведущие к сотрудничеству и сотворчеству.

В педагогической практике выделяют следующие варианты сотворчества педагога с учащимися:

педагог соотносит свое творчество с деятельностью группы, управляет общим творческим процессом;

педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся;

педагог создает общую концепцию занятия, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальный подход.

Стратегию сотрудничества формируют механизмы стимулирования педагогом познавательных интересов обучающихся.

Это одновременно и совместная деятельность и организационная система активности субъектов взаимодействия, для которой свойственны:

пространственное и временное соприсутствие,

единство целей,

организация и управление деятельностью,

разделение функций, действий, операций,

наличие позитивных межличностных отношений.

Сотрудничество происходит по четырем основным направлениям: линия «педагог – учащийся», как правило, подкрепляется активностью в направлении «учащийся плюс учащийся», что обусловливается самим коллективным характером учебной деятельности. Кроме того, на сотрудничество педагога и учащегося влияют контакты по линиям «педагог и педагогический коллектив», а также общегрупповое взаимодействие учащихся во всем учебном коллективе, например в целой группе.

При организации совместной деятельности необходимо помнить об основных предпосылках продуктивного сотворчества:

взаимодействие с воспитанниками должно предполагать реальное соучастие педагога, когда он не просто рядом, а вместе с ними;

важно согласовывать действия участников на всех этапах организации общего творческого дела;

необходимо признать запрет на навязывание педагогом готового содержания и опыта педагога, пока у учащихся не появится необходимость посоветоваться с педагогом;

важно обеспечивать добровольное включение детей в решение творческих задач;

деятельность должна быть увлекательной, при её организации важно учитывать и опираться на личные интересы учащихся.

Совместная деятельность воспитанника и педагога является ни с чем не сравнимым стимулом личностного развития и самоутверждения растущего человека. Чувство товарищества, эмоциональный комфорт стимулируют проявление инициативы и творчества.

Суммируя данные сведения можно прийти к выводу, что учебное взаимодействие сложный многоуровневый процесс, в ходе которого происходит сотрудничество по нескольким линиям, важнейшим из которых является сотворчество педагога и учащегося. Оно требует психологического контакта и является одним из стилей педагогического взаимодействия.

Особое место занимает сотрудничество и сотворчество педагога и обучающегося на занятиях по изобразительному искусству. Выполнение практических заданий включает в себя коллективное и самостоятельное творчество учащихся при поддержке педагога, которая включает наглядный показ примера выполнения того или иного задания. При подготовке к выставкам и конкурсам осуществляется совместное обсуждение тематики работ, разработка сюжета, цветового решения, подбор материалов и другое. Для достижения цели в условиях сотворчества педагог предлагает учащемуся самостоятельно оценить свою точку зрения и дает собственную оценку, сравнивая и подталкивая воспитанника к нахождению собственных ошибок. Таким образом, достигается нахождение оптимального варианта при решении поставленных задач.

Любой из способов сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося увеличивает его мотивацию к обучению. Интересные динамичные занятия способствуют повышению интереса к учебе, а поощрение и повышенное внимание по отношению к учащимся со стороны педагога стимулирует стремление к успеху у учеников. Индивидуальный подход в процессе педагогического диалога создает условия для мотивации даже учащихся со средним уровнем способностей, так как при разработке задания, педагог учитывает уровень сложности для каждого учащегося в отдельности.

Большую роль в процессе обучения играет применение информационных технологий в работе с учащимися. Компьютер успешно применяется при объяснении нового материала, демонстрации работ и наглядных пособий и является своеобразным инструментом для создания атмосферы творческого сотрудничества и сотворчества.

На примере объединения «Художник» могу сказать, что такое взаимодействие привело к позитивным результатам в образовательной деятельности. Учащиеся стали проявлять творческий подход к выполнению заданий, в работах стала проявляться индивидуальность, повысился уровень исполнения работ. У учащихся появилось большое желание демонстрировать свои работы на школьных и городских выставках, принимать участие в конкурсах разного уровня.

Мотивация учащихся к творческой деятельности оказала положительное влияние на качество и результативность образовательного процесса. Большинство обучающихся объединения имеют средний уровень способностей, в связи с этим, с ними проводится дополнительная работа с учетом личностно-ориентированного подхода. Подбираются задания, соответствующие уровню их способностей, с постепенным усложнением, работы демонстрируются на школьной выставке для ознакомления родителей с результатами совместного труда педагога с ребенком, оценки эффективности проводимой работы.

Как стиль взаимодействия, сотворчество оказывает положительное влияние на развитие мышления, творческого воображения и, вместе с тем, на результативность участия в выставочной и конкурсной деятельности. Учащиеся Еланский Данил, Цириховы Кристина и Ксения, Бирюкова Виктория являются постоянными участниками городских выставок и конкурсов, за что награждены грамотами и дипломами. А Цирихова Кристина заняла 3 место во Всероссийском конкурсе «Рождественские фантазии», поведенном ФЦТТУ г. Москвы.

Подводя итоги, хочется отметить важную роль сотворчества, позволяющего установить тесную обратную связь между педагогом и учащимся, которое, по сути, является своеобразным инструментом повышения качества и результативности образовательного процесса.

 

Литература

 

  1. Прозорова А.А. Личностное развитие обучающихся в отделе художественного и эстетического воспитания. // Дополнительное образование и воспитание № 6, 2013.

Фатерина Н.В. Профессионализм и мастерство педагога определяют пути успешности ребенка. // Дополнительное образование и воспитание № 6, 2010.

Прикрепленный файл Size
Доклад Стримбицкой.doc 48 KB
Презентация Стримбицкой Н.П..ppt 2.08 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн