Размещено: Ольга Викторовна Ипполитова - вс, 24/05/2015 - 23:01
Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, кубики, парные картинки). Их цель – сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять знания о предметах, учить их правильно называть.
Купив игру, не стоит сразу давать ее ребенку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. Вначале родители должны сами познакомиться с игрой, а потом объяснить ее правила ребенку и поиграть вместе с ним.
В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и побеседовать по их содержанию: «Что нарисовано? Из каких частей состоит? Какого цвета, формы, величины? Для чего используется? И т.п.
Родители могут начать складывать картинку, а далее ребенок продолжит самостоятельно.
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
«Что в мешочке?»
Сложить в мешочек разные предметы. Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает. После того, как ребенок вытащит предмет из мешочка, он должен описать его и сказать, что можно с ним делать.
«Что я не так сказал(а)?»
Взрослый просит ребенка внимательно слушать при необходимости исправить его. Заранее обговаривается, предметы какой группы будут называться взрослым (домашние или дикие животные, птицы, игрушки, обувь и т.п.). Взрослый произносит как правильный, так и неправильные варианты (например, домашние животные: корова, лошадь, белка, собака, курица, заяц, кот…).
«Что из чего сделано?»
Взрослый говорит ребенку, что в комнате много предметов и все они сделаны из разного материала. Затем взрослый называет предмет, а ребенок должен сказать, из чего он сделан (например, стол – из дерева, деревянный).
«Скажи наоборот»
Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета. (Я вижу высокий дом. – Я вижу низкий дом.)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Во время прогулок, одевания, раздевания, купания на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения.
Во время приема пищи использовать можно такие пословицы: «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду». Если ребенок ленится, не любит выполнять поручения, можно сказать: «Без труда ничего не сделаешь», «Что посеешь, то и пожнешь». Отдых на природе тоже открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря ребенка пословицами, например: «Много снега – много хлеба», «Зимой солнце светит, да не греет», «Без ветра и трава не шелестит» и т.п.
Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, можно и в стихотворной форме. Со старшими дошкольниками можно организовывать семейные вечера пословиц и загадок. Выигравший может получить небольшой приз.
Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению («шить», «пришить», «вышивать», «зашивать»), которые дети нередко путают, объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное сердце»). Некоторые дети заменяют прилагательные, обозначающие материал, другими словами (не деревянный, а сделан из дерева). Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют все, что им нравится. Взрослому необходимо поправлять детей. Не «хорошая», а «интересная книга».