Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Готовимся к сочинению. А.И.Солженицын. "Крохотки"

Фото пользователя Наталья Николаевна Нурлыгаянова
Submitted by Наталья Николаевна Нурлыгаянова on Tue, 26/05/2015 - 06:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Нурлыгаянова Наталья Николаевна
Место работы, должность: 

учитель русского языка и литературы  МБОУ «Кадетская школа «Патриот» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p>Презентация к уроку литературы в 9 классе &laquo;&rdquo;Крохотки&rdquo; А.И.Солженицына: особенности мастерства&raquo;.</p>

Подготовка учащихся 5-11 классов к участию во Всероссийском конкурсе сочинений

1. Автор проекта: Нурлыгаянова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы  МБОУ «Кадетская школа «Патриот» Энгельсского муниципального района Саратовской области

2. Предмет:  литература.
3. Класс: 9.
4. Тема урока:  «”Крохотки” А.И.Солженицына: особенности мастерства».
5. Цель урока: знакомство с биографией и общей характеристикой творчества писателя, знакомство с   художественным своеобразием «Крохоток» А.И. Солженицына.

   Цель урока в области развития связной речи: создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения.
6. Задачи урока:        

  1. совершенствовать умения учащихся анализировать художественный текст,
  2. объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра;
  3.  создавать тексты, используя художественные приёмы;
  4.  совершенствовать навыки выразительного чтения, устной речи учащихся, обогащать их словарный запас; формировать самостоятельность мышления, учить понимать своеобразие, выразительность и богатство художественной речи.

7. Планируемые образовательные результаты: учащиеся

научатся объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра, усовершенствуют умения анализировать художественный текст,

смогут создать тексты, используя художественные приёмы,

8. Содержание урока:

Этап урока

Содержание и виды деятельности учащихся

1. Вводный (организационно-мотивационный) этап

Фаза  вызова

Цели:  а) вызов активного интереса к теме;

б) активизация каждого ученика;

в) актуализация знаний;

г) создание условий, при которых учащиеся сами определяют свои личные цели изучения определенной темы. 

Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности. 

 Значение стадии вызова. Происходит осуществление нескольких познавательных видов деятельности:

 1) Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным.

2) Активизация обучаемого. Учение становится активной деятельностью. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами.

3) Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем. 

 I. Оргмомент.

II. 1. Рассказ о писателе по ключевым словам.

 - По «ключевым словам» биографии и творчества писателя догадайтесь, о каком писателе нам предстоит говорить на  двух уроках?

 На доске слова: писатель, прозаик, беллетрист, солдат, политзаключённый, учитель физики, Нобелевская премия, «Архипелаг ГУЛАГ», «Матрёнин двор», «Жить не по лжи!», гражданин,  символ веры, совести, нравственности.

( Учащиеся называют имя  А.И.Солженицына, известные им сведения из биографии  и творчества писателя).

2. Учащиеся формулируют  цели  урока.

2. Основной (информационно-аналитический) этап

Фаза осмысления

 

Цели:  а) организация активного восприятия текста;

 б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста;  

в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте. 

Значение смысловой стадии.

 1) Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова;

2) Поддерживаются усилия учащихся по отслеживанию собственного понимания. В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным;

3) На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализы.

 

 II. Новый материал.

  1. Чтение статьи учебника литературы

 стр. 233 –241 («Литература», 9 класс, часть 2, автор Коровина В. Я. и   др.) методом «Инсерт»

 Прочитайте статью в учебнике с карандашом в руке. Отметьте значками в тексте нужную информацию:

V  –    Я это уже знал.

+   -    Это новое.

 -   -    С этим я не согласен, думал иначе.
 ?  –   А здесь я не понял и у меня есть вопросы.

 После работы с текстом занесите краткие записи в маркировочную таблицу:

        V

      +

      -

      ?

 

 

 

 

Работа с вопросами (?).

Коллективное  обсуждение информации.

2.Составление кластера

3. Жанровое своеобразие  «Крохоток».

- О чём говорит название цикла?   Какое впечатление производят «Крохотки» при первом чтении?

 - Только ли небольшой объём текста заставляет писателя так необычно обозначить жанр своих рассказов?

(Лаконизм, сжатость, завершённость и красота формы, свежесть мыслей, открытая эмоциональность.

  В. И. Даль в  «Толковом словаре живого великорусского языка»[1] пишет:

«Крохотка — ж., умал. кроха, крошка — малость, утельная частица, немножко, чуть-чуть.

Утельный — маленький, крошечный, крохотный.

Утелька — малютка».                                  

Думается, название цикла вбирает в себя такие понятия, как «капля воды», «искра пламени», «частица бытия». Название «Крохотки» подчёркивает, что в малом отражается нечто большое.)

 

4. Проверка понимания текста крохотки («Лиственница», «Молния», «Лихое зелье»). Работа в группах.

Приём «Корзина идей»

- Запишите как можно больше проблем, которые, как вы считаете, поднял автор рассказа.  Какая, на ваш взгляд, главная?

-экологическая;

-проблемы взаимоотношения человека и природы;

-нравственные (размышления о нравственном выборе, о расплате за содеянное зло);

- философские (в чём сущность человека?).

- Опрос методом «Верные и неверные вопросы»

- Повествование ведётся от 1-ого лица?  (да).

- Автор выражает своё отношение к изображаемому? (да).

- «Крохотки» вмещают маленькое число персонажей? (нет, художественный мир А.И. Солженицына густо населён).

- Среди художественных персонажей оказываются только живые существа (люди, животные)? (нет, не только живые существа, но и предметы, явления, неодушевлённые).

- Произведения А.И.Солженицына метафоричны, многозначны? (да)

- Насыщенность нравственными и философскими проблемами — одна из существеннейших черт творчества А.И.Солженицына? (да)

 

5. Приём «Двучастный дневник»

      Записываются  цитаты из  текста, которые  произвели наибольшее впечатление (вызвали воспоминания,  ассоциации; а может, озадачили). Даём комментарии: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?

ЛИСТВЕННИЦА

«Что за диковинное дерево!»

 

  

«Тогда — по соболезности?»…  «— осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр».

 

 

 

   «…сердцевиной мягка?

её древесная ткань — наинадёжная в мире,

не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню».

   «Ведь —           и    люди такие есть».

 

Почему А.И.Солженицын называет лиственницу диковинным деревом?

 

Какое её удивительное свойство он показывает нам? ( В горестную пору осени находится ближе к тем, кому нужно помочь– хоть и хвойное дерево, и могло бы не сбрасывать иголки – но осыпается, «мельканием солнечных искр» сопровождая это  важное и нелёгкое решение).

Что удивило автора в этом дереве? (Сердце у неё мягкое, а «древесная ткань – наинадёжная в мире»,  «покинутая в воде», она не только не гниёт, но ещё больше крепнет).

 К какому сопоставлению приходит автор?      (Так и человек: с виду хрупкий, но добрый, стойкий, твёрдый, неподкупный).

Вывод: автор отождествляет лиственницу с человеком. Речь идёт о людях добрых,  сильных духом, о тех, кто «крепится всё ближе к вечному камню», способных на самопожертвование.

6. Работа в группах.

- Обратите внимание на то, что художественные приёмы создания образов персонажей достаточно традиционны: это эпитеты, сравнения, элементы речевых характеристик. Назовите средства художественной выразительности.

7. Вопрос учащимся:

- -Как в рассказах писателя звучит тема назначения человека?

- -Какую роль играют конечные предложения в анализируемых текстах?

--Как изменятся рассказы «Лиственница», «Молния», «Петушье пение», если убрать из текста последнее предложение? (В «Молнии»- 2 предложения).

Вывод: Получится нечто похожее на заметку натуралиста. Появившееся же в конце предложение превращает рассказ в развёрнутую метафору, произведение приобретает публицистическое звучание —«В чём суть человека?», «Каково назначение человека?». «Крохотки» 90-х – это яркий, образный, ёмкий, метафорический ответ на вопрос о том, что помогает русским людям быть стойкими в суровых испытаниях, готовыми поддержать более слабых, способными продолжать жить, надеяться и любить, радоваться каждому  дню.    Размышляя о человеческой сущности, автор просто и ненавязчиво даёт урок общечеловеческих отношений.

3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

Фаза рефлексии

Цели:  а) обеспечить закрепление полученных знаний;  

б) вернуть учащихся к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения;

 в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала;

 г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации;

 д) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания;

 е) организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся с использованием новой информации.

Значение стадии размышления (рефлексии):

1) Выведение знания на уровень понимания и применения.

 2) Рефлексия своего процесса учения.

3) Живой обмен идеями.

4) Выражение новой информации своими словами

 III. Подведение итогов урока.

Составление синквейна.

Солженицын

Жизнестойкий, правдивый

Боролся, не сдавался, работал

Поместил в малой форме многое

Писатель

 

«Крохотки»

Аллегоричные, глубокие

Интерпретируют, развивают, побуждают

Философские этюды

Размышление

 

 

- Какие проблемы поднимает А.Солженицын в «Крохотках» 90-ых годов?

- Что для вас сегодня на уроке было особенно полезным, интересным?

 

 

IV. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «О чём меня заставил задуматься А.Солженицын?»

 

 

 

 

Приложение № 1. Презентация. Ход урока.

Приложение №2. Домашнее задание

 

-Как небольшой по объёму текст становится значительным по выраженным в нём мыслям и чувствам?

Работа класса организуется по группам, которые получают заранее подготовленные карточки с выдержками из «Крохоток» и заданиями к ним. Схема таблицы выглядит так:

 

Крохотка

«Молния»

«Лихое зелье»

1. Ассоциации

 

 

2. О чём рассказ?

 

 

3. Подробный план

 

 

4. Персонажи

 

 

 

     Карточка № 1

 

МОЛНИЯ

 

   (1)Только в книгах я читал, сам никогда не видел: как молния раскалывает деревья.

   (2)А вот и повидал. (3)Из проходившей грозы, среди дня — да ослепил молненный блеск наши окна светлым золотом, и сразу же, не отстав и на полную секунду, — ударище грома: шагов двести-триста от дома, не дальше?

   (4)Минула гроза. (5)Так и есть: вблизи, на лесном участке. (6)Среди высочайших сосен избрала молния и не самую же высокую липу — а за что? (7)И от верха, чуть ниже маковки, — прошла молния повдоль и повдоль ствола, через её живое и в себе уверенное нутро. (8)А иссилясь, не дошла до низа — соскользнула? иссякла?.. (9)Только земля изрыта близ подпалённого корневища, да на полсотни метров разбросало крупную щепу.

   (10)И одна плаха ствола, до середины роста, отвалилась в сторону, налегла на сучья безвинных соседок. (11)А другая — ещё подержалась денёк, стояла — какою силой? — она уж была и насквозь прорвана, зияла сквозной большой дырою. (12)Потом — и она завалилась в свою сторону, в дружливый развилок ещё одной высокой сестры.

   (13)Так и нас, иного: когда уже постигает удар кары-совести, то — черезо всё нутро напрострел, и черезо всю жизнь вдоль. (14)И кто ещё остоится после того, а кто и нет.

 

1. Прочитайте текст.

2. Сделайте запись в таблице.

 Какие ассоциации возникают при чтении заглавия?

 Сформулируйте тему произведения. О чём оно?

3. Составьте и внесите в таблицу подробный план повествования.

4. Выпишите имена персонажей, задействованных в рассказе.

5. Подготовьтесь к выразительному чтению.

 

Карточка №2

Лихое зелье

   (1)Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, дохолить до плодов растения добрые. (2)Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки – не только без ухода-досмотра, а против всякого ухода, в насмешку. (3)То-то и пословица: лихое зелье – нескоро в землю уйдёт.

   (4)Отчего ж у добрых растений всегда сил меньше?

   (5)Видя невылазность человеческой истории, что в дальнем-дальнем давне, что и в наисегодняшнем сегодня, - понуро склоняешь голову: да, знать - таков закон всемирный. (6)И нам из него не выбиться – никогда, никакими благими издумками, никакими земными прожектами.

   (7)До конца человечества.                                                           

   (8)И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа.

 

1. Прочитайте текст.

2. Сделайте запись в таблице.

 Какие ассоциации возникают при чтении заглавия?

 Сформулируйте тему произведения. О чём оно?

3. Составьте и внесите в таблицу подробный план повествования.

4. Выпишите имена персонажей, задействованных в рассказе.

5. Подготовьтесь к выразительному чтению.

 

 

 

[1] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000.

https://cloud.mail.ru/public/NAkz/vk2yLvjyY

Прикрепленный файл Size
Ход урока.ppt 3.34 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн