Официальный сайт toppromotion 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Текст и его признаки

Submitted by Жанна Владимировна Герасимова on Fri, 05/06/2015 - 07:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Герасимова Жанна Владимировна
Место работы, должность: 

МАОУ лицей № 35 г. Челябинска, учитель

Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
  • образовательные: повторение основных признаков текста; смысловых отношений; обучение умению видеть признаки цепной и параллельной связей в тексте;
  • развивающие: развитие логического мышления обучающихся, аналитических способностей; умения информационной переработки текста; умения сопоставлять языковые явления; делать выводы;
  • воспитательные: вызвать интерес к изучению структуры текста с целью лучшего овладения навыками составления текста, написания сочинения
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2011

Используемое оборудование: 

Оборудование.

Карточки с раздаточным материалом, АРМ учителя, маленькие отрезы ткани, листы цветной бумаги, маркеры.

 

Приложение № 1

 

Вариант 1

 

Деформированный текст

Исправленный текст

А. Как известно, языковая норма – регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости, стабильности.

Б. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.


В. Нет, незыблемых норм не бывает.


Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?

Б. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.


А. Как известно, языковая норма – регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости, стабильности.


Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?

В. Нет, незыблемых норм не бывает.
 

 

 

 

 

 

1. Можно ли создать из этих предложений текст?

2. Восстановите текст.

3. Каковы его  тема и основная мысль?

4. Какой признак текста можно вывести?

 

Вариант 2

Представьте себе, что вы редакторы. Возьмите в руки карандаш. Поставьте знаки препинания в следующем тексте:

Рабочий материал

 

Отредактированный вариант

Не то что мните вы  природа

Не слепок  не бездушный лик

В ней есть душа в ней есть свобода

В ней есть любовь  в ней есть язык...

 

    (Ф. И. Тютчев).

 

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...    

 

(Ф. И. Тютчев).

 

 

Докажите, что это текст.

Найдите в нём: вступление, основную часть, заключение.

Сделайте вывод. Какой признак текста можно вывести?

Вариант 3

1. Тест “Верные и неверные высказывания”

Утверждения

 

Пометки

  1. Текст состоит из нескольких предложений
  2. К тексту нельзя придумать заглавие
  3. Все предложения в тексте имеют границы
  4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
  5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
  6. Текст можно разделить на части
  7. Каждая часть текста записывается с красной строки
  8. Все предложения в тексте связаны между собой

 

?

-

+

-

 

+

+

+

+

 

 

Верные высказывания пометьте знаком «+», неверные – «-  , там, где сомневаетесь, поставьте вопрос. Какие признаки текста  вы могли бы добавить к тем, что уже назвали.

 

2. Есть ли связь между предложениями? Можно ли назвать данный отрывок текстом?

 

Сегодня я взглянул на небо. Всё оно было в тучах. Тучи образуются из пара. Горячий пар полезно вдыхать при насморке. Насморк – верный признак гриппа. Грипп возбуждают вирусы. Вирусы исследуют в лабораториях.

Приложение № 2

Таблица «Виды связи между предложениями в тексте».

Цепная связь

Параллельная связь

1. Повтор ключевого слова.

1. Одинаковый порядок слов.

2. Замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением или однокоренным словом.

2. Одинаковые грамматические формы слов.

3. Повтор того или иного члена предложения.

3. Анафоры (повтор первых слов предложений).

4. Семантические и ассоциативные связи.

4. Риторические вопросы.

 

5. Вводные слова и наречия места, времени.

 

Приложение 3

 

Вариант 1

В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, - вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается  она независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик     крестьянин. 
(Г. Островский)

Задание: Определите тип связи между предложениями в тексте, в прямоугольники запишите средства связи. Для этого пользуйтесь таблицей.

Ответы:

Средства связи предложений:

1 – 2 - повтор ключевого слова “художник”.

2 – 3 – повтор ключевого слова “людям – люди”, притяжательное местоимение “его”.

3 – 4 – замена ключевого слова синонимом “люди – человек”.

4 – 5 – замена ключевого слова личным местоимением “тема – она”.

Связь – цепная.

Вариант 2

Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей “музыки в человеке), чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем костюме и прическе, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают. 
( Д. Лихачев)

Задание: Определите тип связи между предложениями в тексте, в прямоугольники запишите средства связи. Для этого пользуйтесь таблицей.

 

Краткое описание: 
<p><strong>Самоанализ урока русского языка в 11 классе на тему: &laquo;Текст и его признаки&raquo;</strong></p> <p><strong>1. Цели урока</strong></p> <ul> <li><strong>образовательные</strong>: повторение основных признаков текста; смысловых отношений, обучение умению видеть признаки цепной и параллельной связей в тексте;</li> <li><strong>развивающие</strong>: развитие логического мышления обучающихся, аналитических способностей; умения информационной переработки текста; умения сопоставлять языковые явления; делать выводы;</li> </ul> <ul> <li><strong>воспитательные</strong>: вызвать интерес к изучению структуры текста с целью лучшего овладения навыками составления текста, написания сочинения</li> </ul> <p>&nbsp;</p> <p><strong><em><u>2. Задачи урока:</u></em></strong></p> <ol> <li>Углубить и обобщить теоретические знания учащихся о тексте.</li> <li>Закрепить навыки определения темы и основной мысли текста.</li> <li>Выявить и сформулировать основные признаки текста.</li> <li>Познакомить с видами связей предложений в тексте.</li> <li>Закрепить на практике умение определять способы связи предложений в тексте: последовательную и параллельную, анализируя предложение с точки зрения смысловых и грамматических способов связи.</li> </ol> <p>&nbsp;</p> <p>3.. &nbsp;&nbsp;Я считаю, что цель урока была достигнута, об этом свидетельствуют конечные результаты обучения.</p> <p>4.&nbsp; &nbsp;Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и фронтальная.</p> <p>5&nbsp; Применяемые методы: &nbsp;частично-поисковый, аналитический.</p> <p>6. Результаты (личностные, предметные, метапредметные) достигнуты.</p> <p>&nbsp;</p> <p>7.&nbsp; &nbsp;Отбор содержания, форм и методов обучения, ЦОР, осуществлялся в соответствии с целями урока.</p> <p>8.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Метод: элементы&nbsp; технологии критического мышления через чтение и письмо кластер,&nbsp; insert, приём &laquo;знал, знаю, научился&raquo;, элементы личностно-ориентированного обучения.</p> <ol> <li><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Тип урока: </strong>урок по изучению&nbsp; новой темы. Этапы урока логично перетекали друг в друга и соответствовали технологии критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.</li> </ol> <p>10. Это первый урок в разделе &laquo;Текст и его строение&raquo; по программе А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченкоой. Учебник Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл. &ndash; М.: Дрофа, 2011.</p> <p>11. Способы контроля конечного результата урока (КРУ): задания&nbsp; разного уровня сложности, самоконтроль, контроль учителя.</p> <p>12. Психологическая атмосфера на уроке была удовлетворительной и создавала возможность проявления своих способностей&nbsp; для каждого ребёнка. Просматривается опора на уже имеющиеся знания учащихся, на их субъектный опыт, рефлексия позволила выявить степень удовлетворённости детей учебным занятием.</p> <p>13. Я считаю, что урок прошёл на хорошем уровне. Основные требования к использованию всех вышеперечисленных технологий обучения были соблюдены.</p> <p>Технология развития критического мышления, используемая на уроке,&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; позволила&nbsp; достичь конечной цели &ndash; создание такой атмосферы &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;учения, при&nbsp; которой учащиеся совместно с учителем активно работают,&nbsp; сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, приобретают&nbsp; новые идеи, чувства или мнения.</p> <p>&nbsp;</p>

Технологическая карта занятия

 

Время

Этап занятия

Учебный материал с указанием  заданий, дидактическое обеспечение

Управление обучением, деятельность учащихся

1 мин.

I. Организационный момент

Приветствие.

 

5 мин.

II. Целеполагание. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учащимся раздаются листы с текстом и кусочки материала. Необходимо определить, что между ними общего.

Вопросы: Как называются предприятия, где ткут ткани?

Что будет, если из ткани удалить основную нить?

А что является главным в тексте? Давайте вспомним определение «текста» (слайд № 1).

Вывод: Текст – это словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

В доказательство этого приводятся строки поэта-просветителя XVIII века Кантемира (слайд № 2)

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся читают словарную статью и делают вывод.

 

 

Вопросы: о чём пойдёт речь на уроке?

Как бы вы сформулировали тему урока?

Учащиеся формулируют и записывают тему урока и определение «текста» (слайд № 3)

17 мин.

III. Усвоение новых знаний

Каждому варианту раздаются карточки с заданиями: карточка с деформированным текстом, карточка с текстом без знаков препинания и заглавных букв, таблица «Верные и неверные высказывания». (Приложение 1). Составление кластера. Листы учеников прикрепляются на доску вокруг слова «текст».

 

Ученики работают по карточкам и зачитывают свои работы, выявляя признаки текста.

Записывают признак на овальный лист.

Делают вывод о признаках текста. Записывают их в тетрадь.

 

 

Обращается внимание учеников на признак «связанность».

Между предложениями в тексте могут быть следующие основные виды связи: цепная и параллельная. Учащимся раздаются карточки с таблицей. (Приложение 2). (Слайд № 4).

Задание: пользуясь таблицей, определить вид связи между предложениями текста. Двум вариантам выдаются задания. (Приложение3). Аргументировать ответ.

 

Учащиеся выполняют задания, ответы вписывают в карточки. (Приложение 4). Ответы аргументируют

5 мин.

IV. Закрепление нового материала. Рефлексия.

Вопросы классу:

Что вам было известно по данной теме до урока?

Что нового вы узнали на уроке?

Чему научились?

Как будете использовать полученные знания? (Слайд № 5).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

1 мин.

V. Информация о домашнем задании.

Повторить материал урока. Упр. 289. Спасибо за работу.

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Мой урок.3.doc 96.5 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн