Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа дополнительного образования "Изобразительное искусство"

Submitted by Майя Валерьевна Тувыкина on пн, 08/06/2015 - 12:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тувыкина М.В.
Место работы, должность: 

Детская художественная школа г. Коврова. ДЮЦ "Гелиос" г. Ковров
 

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Уровни образования: 
дополнительное профессиональное образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Иная категория
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Современная образовательная программа по рисованию. Расчитанная на 4 года обучения. Программа опробована на практике. Дает отличные результаты.<br /> &nbsp;</p>

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

Детско-юношеский центр «Гелиос»


 

                                                                

УТВЕРЖДАЮ

                                                        Директор ДЮЦ  «Гелиос»


 

                                                        __________ Слуцкая О.Н.

                                                        «___» ____________ 20__ г.


 


 


 


 


 


 


 


 

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

(ОРИГАМИ)


 

педагог Тувыкина М.В.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

г. Ковров

2010 г.


 

Пояснительная записка.

            Изобразительное искусство имеет большое  значение в развитии и воспитании личности человека. Чувство прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность, радость от осознания красоты - всё это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его внутренний мир.

Современному обществу характерны  ускоренный ритм жизни,   огромный поток информации в том числе и негативной и, вследствие чего у людей и особенно у детей, отмечается чрезмерное внутренне напряжение, конфликтность, которые развивают у ребенка чувство нервозности, неуверенности и незащищенности. Все это снижает самооценку, подавляет  самостоятельность мышления и фантазию, стремление к самореализации. К тому же    современное общее образование односторонне рационализировано и направлено практически на развитие интеллекта, на знание языков, усвоение информационных технологий, что в конечном результате заглушает лучшие проявления человеческой души. А приобщение к искусству -  одно из условий ее сохранения.

Поэтому так актуально  как можно раньше начинать знакомить детей с миром искусства.

Рисование помогает ребёнку познать окружающий мир, приучает наблюдать и анализировать, развивает зрительную память, пространственное мышление. Этому способствуют разные виды работ, используемых на занятиях в объединении: работа с натуры, по памяти и наблюдению, композиционная и декоративная работа.

Знакомство с произведениями художников, их творческим наследием, посещение выставок и музеев,   помогает расширить представления детей об этом виде искусства, способствует формированию эстетического вкуса. На занятиях в объединении дети обучаются не только техническим приёмам, но и сознательному использованию изобразительных и выразительных средств в самостоятельной художественной деятельности, приобщаются к творчеству. Такая работа наиболее значима  с детьми младшего возраста, которые находятся в сенситивном периоде и особенно восприимчивыми  для художественного  развития.

Процесс обучения в старшей группе строится на основе органичного сочетания духовно-творческого и художественного развития. Погружаясь в атмосферу искусства, подросток испытывает на себе его облагораживающее действие. Продвигаясь в процессе собственного творчества от этапа к этапу, реализуя свой художественный замысел, подросток заново открывает для себя широкий спектр возможностей художника. Предлагаемая программа призвана приобщать детей и подростков к удивительному и многогранному миру изобразительного искусства, развивать не только  творческие способности, дарованные природой, но и  формировать эмоционально – нравственную сферу ребенка, способность отзываться душой на различные явления жизни. Данная программа призвана  помочь каждому ребёнку разбудить в себе творческие способности, открыть сердце добру и красоте, помочь осознать своё место и назначение в этом мире.

Тип программы  модифицированная.

За основу принята типовая программа Рисунок и живопись для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, утвержденная Министерством образования СССР, (Москва, Просвещение, 1978 г)

Цель программы:  создание условий для приобщения детей к изобразительной деятельности,    развитию самостоятельной и мировой художественной культуре, содействие художественной деятельности ребенка.

Задачи:

  1. Обучающие

Обучение детей  последовательной деятельности в процессе создания художественного образа.  Расширение кругозора детей через знакомство с различными видами изобразительного искусства и их жанрами, творческим наследием русских и зарубежных художников.

  1. Развиваюшие

Развитие изобразительных и творческих способностей, сенсорики,  наблюдательности, памяти и воображения,   эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира и выражения своего отношения к увиденному или пережитому через рисунок.

Формирование общей культуры, коммуникативных навыков, организационно-волевых качеств: терпению, воли, самоконтролю.

  1. Воспитательные

Воспитание внимание, аккуратность, целеустремленность, прививать навыки работы в группе, доброжелательное отношение друг другу

Отличительные особенности  программы 

При построении занятий используется один из основных принципов методики художника-педагога Бориса Михайловича Неменского - принцип целостности и неспешности эмоционального освоения.

            Отдельные темы, последовательность их преподавания взяты из программы «Изобразительное искусство и художественный труд » для  1-5 классов , разработанной под руководством и редакцией народного художника РФ, академика РАО Б.М. Неменского коллективом сотрудников Московского центра непрерывного художественного образования .                                                        Основные разделы программы.

1 год обучения

  1. Цветоведение.
  2. Рисование и живопись отдельных предметов.
  3. Композиция на темы.
  4. Декоративные и прикладные работы.
  5. Лепка.
  6. Экскурсии.
  7. Оформление выставок.
  8. Подведение итогов года.

2 год обучения.

  1. Работа с натуры.
  2. Работа по наблюдению (по памяти), работа над тематической композицией.
  3. Декоративная работа.
  4. Лепка.
  5. Знакомство с искусством.
  6. Оформление выставок, подведение итогов учебной работы.

3 год обучения.

  1. Рисунок.
  2. Живопись.
  3. Композиция.
  4. Декоративная работа.
  5. Экскурсии, беседы.
  6. Подведение итогов учебной работы.

4 год обучение.

  1. Рисунок.
  2. Живопись.
  3. Композиция.                                                                                    
  4. Декоративно-прикладное искусство.
  5. Дизайн.
  6. Архитектура.
  7. Скульптура.
  8. Экскурсии.
  9. История искусства.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Возраст детей, занятых в объединении от 6 до 13 лет. Численность детей в группе- 12 человек.

Режим занятий

Программа для 1 года обучения рассчитана на 108 часов (3 часа в неделю) – для детей от 6 до 7 лет                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Программа для 2 года обучения рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю) для детей 8-9 лет.

 Программа 3 года обучения рассчитана на 216 часов (6 часов в неделю) для детей 9-11 лет.

 Программа 4 года обучения рассчитана на 216 часов (6 часов в неделю) для детей 11-13 лет.

Ожидаемые результаты и способы проверки

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу первого года обучения дети должны знать:

1. Об основных терминах изобразительного искусства.

2. Характерные особенности жанров (портрет, пейзаж, натюрморт).

3. Особенности народного промысла

Должны уметь:

1. Использовать в работе приемы смешения красок.

2. Пользоваться основными приемами работы акварелью и гуашью.

3. Работать пастелью и восковыми мелками.

4. Строить орнамент.

К концу второго года обучения дети должны знать:

1. Основные отличия пропорций фигуры взрослого человека и ребенка.

2. Особенности народного промысла

3. Известных русских художников (Шишкин, Серов, Левитан).

Должны уметь:

1. Различать графические и живописные работы.

2. Пользоваться приемами работы акварелью, гуашью и пастелью.

3.Применять простейшие приемы передачи объема (свет, тень).

4. Применять знание перспективы (воздушной, линейной).

                К концу третьего года обучения дети должны знать:

1. Основные жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, исторические и бытовые

картины.

2. Особенности видов народного творчества:

3. Законы перспективы.

Должны уметь:

1. Использовать приемы построение предметов.

2. Применять знание перспективы (воздушная и линейная).

3. Рисовать с натуры по памяти.

4. Пользоваться различными техниками исполнения.

5. Пользоваться нетрадиционными методами (набрызг, трафарет и т.д.)

К концу  четвертого  года обучения дети должны знать:

1. Основные жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, исторические и бытовые картины.

2. Особенности видов народного творчества:

3. Законы перспективы.

Должны уметь:

1. Использовать приемы построение предметов.

2. Применять знание перспективы (воздушная и линейная).

3. Рисовать с натуры по памяти, выделение композиционного центра,

статика и динамика в композиции

4. Пользоваться различными техниками исполнения.

5. владеть  нетрадиционными методами (набрызг, трафарет и т.д.)

Механизм оценки получаемых знаний.

Индивидуальная карта развития каждого ребёнка на учебный год:
Фамилия, имя ребёнка.                   

Тема (раздел программы)          

Цветопись

Система отметок - цветопись.

-   красный;

ребёнок работает самостоятельно, в быстром темпе, (режиме);

       - Желтый

      -    /Ребёнок выполняет задания самостоятельно, не допускает ошибок;/

  • Зелёный;
  • Выполняет задания самостоятельно, не допускает ошибок;
  • Синий;
  • Постоянно обращается к помощи руководителя;
  • Фиолетовый;
  • Слабо справляется с заданиями. При проверке целесообразно содержание каждой
    работы разбивать на ряд этапов.

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
  2. через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Учебно-тематический план 1 год обучения  (108 часов)

Задачи на первый год обучения.

  1. Пробуждение интереса к изобразительному искусству и к деятельности
    объединения.
  2. Развитие внимания, наблюдательности, памяти, творческого воображения.
  3. Формирование графических умений и навыков.
  4. Знакомство с основами цветоведения.
  5. Освоение основных приемов живописи.
  6. Знакомство с характерными особенностями и техническими приемами
    декоративной росписи.
  7. Воспитание коллективизма, трудолюбия, аккуратности.
  8. Обучение построению композиции рисунка.
  9. Формирования умения передавать разнообразные движения и настроения
    изображаемого образа.
  10. Развитие мелкой моторики рук.
  11. Освоение понятий форма и объем в лепке.


 

Тема, (раздел) занятия.

Теория

Практика

Всего

1.

Введение.

1

2

3

2.

Цветоведение.

1

3

4

3.

Рисование и живопись отдельных предметов.

4

20

24


 

-   Изображение геометрических фигур, различных по форме и размеру.

1

2

3


 

Изображение фруктов, овощей.


 

3

3


 

-   Изображение растений (цветов, листьев, деревьев и т.п. по наблюдению и с натуры).


 

3

3


 

-   Рисование отдельных предметов быта, игрушек по памяти и с

натуры.


 

3

3


 

-   Изображение различных видов транспорта по представлению и по памяти, по воображению.

1

2

3


 

-   Изображение простейших архитектурных сооружений (различные виды и образы дома).


 

3

3


 

Изображение рыб, птиц, животных.

1

2

3


 

Изображение лица и фигуры человека.

1

2

3

4

Композиция на темы:

5

25

30


 

-   Изображение различных составлений природы на тему: «Времена года».

1

5

6


 

- Выполнение однофигурной композиции   на тему

«Портрет»

1

5

6


 

-   Анималистическая композиция «Животные».

1

5

6


 

-  Иллюстрации к былинам, сказкам.

1

2

3


 

Тема космоса. »Полёт космического корабля к другим планетам».


 

3

3


 

Натюрморт (с натуры и по представлению).

1

5

6

5.

Декоративные и прикладные работы.

3

18

21


 

Узор. Орнамент.

1

5

6


 

Декоративная роспись.

1

11

12


 

-   Декоративные работы с использованием прикладного материала.

1

2

3

6.

Раздел: «Лепка».

2

7

9


 

Предметы простой формы.


 

3

3


 

Лепка животных.

1

2

3


 

Лепка фигуры человека в движении.

1

2

3

7.

Экскурсии.


 

8

8

8.

Оформление выставок.

1

5

6


 

Подведение итогов года.


 

3

3


 

Итого:

17

91

108

II Содержание программы 1-ого года обучения.

  1. Введение.

Знакомство с детьми младшей возрастной группы. С задачами на учебный год, с планом

работы с обычаями и традициями объединения .

Материаловедение. Изучение правил техники безопасности. Инструктаж.

Практическая работа

Рисунок на свободную тему: «Что я умею рисовать?» (бумага, карандаш, фломастер, акварель).

 II Цветоведение.

Изучение основ цветоведения:

Теория

Цветовая гамма. Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета.

Практика: Получение цветовой гаммы. Составление дополнительных цветов на базе основного цвета. Рисунок на основе холодного и теплого цветов.

Практическая работа «Какого цвета облака и тучи» «Разноцветные шары»

 III  Рисование и живопись отдельных предметов

Теория

Знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства.

Изображение предметов плоской и объемной формы; последовательность изображения предмета.

Выявление основных внешних признаков и свойств предметов: форма, величина, соотношение размеров, конструкция, движение, цвет, освещенность, светотень, фактура, фон.

Выполнение работы с натуры.

Композиционное расположение на формате листа, сравнение изображения с натурой. Тематика рисунков:

  • Круг, овал, куб, конус, цилиндр.
  • Фрукты, овощи (проработка формы).
  • Яблоко на цветном фоне (акварель, гуашь), (натура).
  • Изображение осенних листьев, цветов, грибов (с натуры).
  • Рисунок по представлению: "Сказочный домик".

4. Композиция  

Рисование на темы, выражение в работах своего понимания и оценки предметов, явлений окружающей действительности, содержание прочитанных литературных произведений - сказок, рассказов, стихотворений.

Развитие творческого воображения учащихся: выражение по памяти, по представлению простого сюжета, создание несложной композиции, добиваясь цветовой и линейной композиции.

Изучение построения сюжета, композиции.

Знакомство с жанрами изобразительного искусства - пейзаж, портрет, натюрморт.

Закрепление полученных учащимися при рисовании с натуры умений передавать форму, пропорции, цвет предметов. Практическая работа: «Времена года»

 5. Декоративные и прикладные работы.

Развитие творческих способностей, выработка у детей простейших умений и навыков, обучение «плоскотному» изображению; способствовать развитию эстетического вкуса.

Знакомство с изобразительными видами декора (сюжетное, символическое, орнамент).

Знакомство с видами орнамента (бесконечный, замкнутый, ленточный, сетчатый). Знакомство с полхов - майдановской росписью, выполнение отдельных элементов, несложной композиции.

Знакомство с цветочным узором в изделиях мастеров Городца; понятие об узоре, ритм, силуэт; формирование навыков и умений в рисовании кистью декоративных элементов.

Выполнение несложной росписи (композиции) на заданную тему (гуашь, кисть, деревянная поверхность). Практическая работа: «Орнамент»

«Полхов-Майдановская роспись» (Выполнение несложной композиции). «Городецкая роспись» - деревянная тарелочка. Работа выполняется по предварительно выполненному эскизу.

6. Лепка.

Ознакомление с различными приёмами лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, оглаживание).

Использование в лепке различных способов (конструктивный, пластический, комбинированный, ленточный). Практическая работа: «Фрукты, овощи»

Животные» (собака, кошка, лошадка); Плоскотно-рельефная лепка.

 7. Экскурсии.

Экскурсии в местные краеведческие музеи, посещение выставок.

8.  Оформление выставок.

Тематические выставки «Времена года», «Памятные даты».

9. Подведение итогов года.


 


 


 

 Учебно-тематический план  2-й год обучения.

Задачи: Основные задачи (2-ой год обучения).

1.  Научить учащихся внимательно рассматривать предметы и явления, анализируя
цветовую картину, соотношения и сочетания предметов по формам и цвету, их
пропорции, характер, конструкцию.

  1. Овладевая элементами перспективы путём наблюдения, главной задачей является
    усвоение представления о картине как воображаемой плоскости, расположенной
    между глазом рисующего и объектом изображения.
  2. В рисунке добиваться конструктивного, объёмного построения, используя
    выразительности линии.
  3. В живописных заданиях научить детей овладевать разнообразием цвета, различать
    и передавать различные цветовые оттенки, изменения цвета поверхности
    предметов в связи с их формой, освещением, состоянием среды.
  4. Перед каждым длительным заданием делать эскиз (решить композицию, провести
    анализ тонального и цветового решения).
  5. Развивать композиционные способности: воображение, умение правильно и
    выразительно скомпоновать изображение, выбрать точку зрения, формата картины,
    а также получение представления о цельности изображения.
  6. Решение задач цветовой и ритмической выразительности.

п/п

Тема (раздел) занятия.

Теор.

Прак.

Всего

 

1.

Работа с натуры.


 


 


 

 


 

Изображение растительных форм (живые и

засушенные листья, цветы, ветки).

1

4

5

 


 

Изображение чучела животного или птицы.

1

3

4

 


 

Выполнение несложного натюрморта из двух-трёх

предметов (кувшин и яблоко; чашка, крынка и булка и

т.п.) в цвете.

1

3

4

 


 

Знакомство с творчеством художника-анималиста.

Наброски животных карандашом и акварелью

(котёнок; хомячок в клетке; птица и т.п.).

1

4

5

 


 

Итого:

4

14

18

 

2.

Работа по наблюдению (и по памяти) и тематическая

композиция.


 


 


 

 


 

Работа по памяти на основе летних впечатлений на

тему «Воспоминание о лете» (выполняется сочинение

на эту тему).

1

3

4

 


 


 


 

-    Работа по памяти (по наблюдению) на темы времён

года («Осень в парке», «Первый снег», «Весна в

городе» и т.п.).

1

10

11

 
 


 


 

-    Сочинение на заданную тему с использованием

наблюдений:

3

12

15

 


 

а) темы из детской жизни: «В библиотеке», «На детской площадке»;

1

4

5

 


 

      б) из жизни города или села: «У автобусной

остановки», «У газетного киоска», «Прибытие поезда» и т.п.,

1

4

5

 


 

в) бытовые темы.

1

4

5

 


 


 


 


 


 


 


 

-    Композиция на историческую тему, на тему сказок,

былин, басен, песен. В работу входит разбор темы

(чтение литературного произведения, знакомство с

иллюстративным материалом (фотографии,

репродукции, подлинные исторические предметы в

музее или на выставке), разработка эскиза.

выполнение композиции.

3

15

18

 


 


 

Итого:

8

40

48

 

3.

Декоративная работа:


 


 


 

 


 

Сочинение декоративной композиции на тему

«Букет» (1/2 ватман, листа).

2

10

12

 


 


 

-    Декоративная композиция на тему «Живой уголок»,

«Кружок авиамоделистов» и т.п.

2

5

7

 


 


 

Росписи шкатулок, посуды. Предварительное

выполнение эскизов с элементами данной росписи.

3

23

26

 


 

Итого:

7

38

45

 

4.

Лепка (из глины).


 


 


 

 


 

-    Лепка человека: отдельные фигуры и простейшие

группы (две-три фигуры).

1

5

6

 


 


 

Лепка композиций с изображением людей и

животных (мальчик с собакой, человек и лошадь и т.п.)

1

7

8

 


 

     Рельеф.

1

5

6

 


 

Итого:

3

17

20

 

5.

Знакомство с искусством.


 


 


 


 


 

 


 


 

-    Экскурсии на выставки и в музеи (использовать

местные и краеведческие музеи, а также памятники

истории культуры, архитектуры).


 

5

5

 


 


 

Знакомство с творчеством художников (беседы о

художниках и произведениях живописи и графики

связаны с учебной работой над заданиями):

1) натюрморт в живописи;

2) пейзаж в живописи;

   3)тематич. композиция в живописи;

4)  изображение человека в живописи (портреты);

5) рисунок.


 


 


 


 


 


 

5


 

5


 

 


 

Итого:


 

10

10

 

6.

Оформление выставок, подведение итогов учебной работы                                                                                                            

1

2

3

 


 

Итого по году обучения:

23

121

144

 
             


 

       


 

  Содержание программы (2-й год обучения).

  1. Работа с натуры.

Работа с натуры должна научить обуч-ся этого возраста внимательно рассматривать предметы и явления, анализируя цветовую картину, соотношения и сочетания предметов по форме и цвету, их пропорции, характер, конструкцию.

Чередовать различные техники (живописные и графические), использовать акварель с белилами. Практическая работа:

Наброски, эскизы акварелью по карандашному наброску;

-           Несложный натюрморт (акварель с белилами по карандашному рисунку);
Наброски животных (анималистический жанр) - сразу кистью (акварель).
 2. Работа по наблюдению (и по памяти и тематическая композиция).

Путём наблюдения дети овладевают элементами перспективы. Следует приучать детей оценивать организованность рисунка с точки зрения ясности, выразительности и ритмичности его элементов. В рисунке необходимо преодолевать срисовывание предметов по контуру, противопоставляя ему объёмное построение, добиваясь использования выразительности линии. Полезно рисовать разными материалами - кистью без карандаша в один-два цвета, пастелью (или цветными мелками) по тонированной или цветной бумаге, сангиной, углём.

Развивать композиционные способности и воображение. Здесь важную роль играет работа с натуры, в которой дети учатся понимать выразительность компоновки изображения, значения выбора точки зрения, формата картины.

3. Декоративная работа.

Декоративная работа заостряет внимание на задачах цветовой и ритмической выразительности, а также на декоративных свойствах материала. Некоторые работы могут выполняться коллективно и служить для оформления кружка, а так же это могут быть и выставочные работы.

4. Лепка.

Эта работа облегчает понимание объёмной формы предметов. Работа в данной технике раскрывает новые эстетические и технические приёмы и возможности скульптуры, знакомство с различными материалами (глина, замазка и даже лепка из солёного теста).

Тематика работ:

  • изображение фигуры человека (лепка из глины, 2-3 фигуры);
    создание рельефа по предварительному эскизу;

           лепка из солёного теста фигурок животных (анималистический жанр).
5. Знакомство с искусством.

Беседы об искусстве входят органической частью в учебный процесс. Репродукции, беседы о мастерах сопровождают работу в каждом задании соответственно по содержанию. Тематика работ:

      - экскурсии (на выставки и в музеи);

-    беседы об искусстве.

 6. Оформление выставок, подведение итогов учебной работы.

 В течение учебного года предполагается участие в городских и областных конкурсах рисунка и живописи, оформление своих художественных выставок в клубе, на встречах в клубе «Очаг» и т.п.

Учебно-тематический план   3-ий год обучения (216 часов).

Задачи:

Пробуждать у учащихся стремление к художественному восприятию природы, к
изучению изобразительного искусства, способствовать развитию художественной
мысли.

Пробуждать стремление к глубокому изучению натуры, освещения, воздушной
среды, к выражению колористического состояния природы.

Учиться работать долго и уметь заканчивать работу, сознательно использовать
художественные материалы (карандаш, уголь, сангина, тушь).

Учиться быстрому восприятию и воспроизведению натуры в живых подвижных
формах.


 

Тема

теор.

прак.

всего

1.

Рисунок.


 


 


 

А)

Натюрморт.

7

23

30


 


 


 


 


 


 

- Натюрморт из 2-3 предметов быта, приближенных по

своей форме к геометрическим телам(шару, кубу.

цилиндру), различных по масштабу и имеющих

смысловую связь.

5

15

20

- Натюрморт из нескольких предметов на тему:

«Искусство» (гипсовая розетка, тёмный глиняный

кувшин с кистями, тюбик красок и т.п.). Поиски композиций в эскизах.

2

8

10

В)

Аналитическое рисование отдельных предметов.

3

15

18

- Кратковременные постановки геометрических тел:

цилиндр, куб, конус. Изображение выше и ниже

горизонта (изучение массы, формы, сокращение

окружностей, перспективного изменения формы в

пространстве).

Г)

Фигура человека.

3

15

18


 

- Этюд стоящей фигуры человека (взрослого). Беседа о

пропорциях человеческого тела; движение и характер

модели.


 


 


 


 

-Наброски человека в различных движениях (с натуры и

по представлению).


 


 


 

Д)

Рисунок головы человека.

3

17

20


 

-  Построение головы человека. Роль тона. Моделировка

деталей в общей массе(если есть возможность- посадить живую модель).


 


 


 

Е)

Рисунки объектов животного и растительного мира.

2

8

10


 

-Наброски животных, птиц, зверей. Беседа о задачах

наброска, о выдающихся художниках-

анималистах (Серов, Степанов и др.).


 


 


 


 

Итого:

18

78

96

2.

Живопись.


 


 


 

А)

Натюрморт.

3

9

12


 

- Вводный натюрморт из овощей и фруктов, с

включением предметов хозяйственного обихода.

1

3

4


 

- Натюрморт, основанный на контрастных сочетаниях(по

тону и цвету) на тему «Народное искусство». Беседе о

дополнительных цветах. Эскизы(выполняются в тоне и цвете).

2

6

8

Б)

Пейзаж.


 


 


 


 

- Выполнение пейзажа по памяти по самостоятельному

выбору мотива в натуре. В работу входит разработка

эскиза.

2

10

12


 

Итого:

5

19

24

3.

Композиции.


 


 


 


 

- Композиция на тему «Литературный герой». Выполнение предварительного эскиза

2

13

15


 

- Иллюстрация к литературному произведению, графика.

2

5

7


 

- Тематическая композиция на тему из

жизни.(наблюдения в натуре, эскизы зарисовки в

натуре).

2

5

7


 

Итого:

6

23

29

4.

Декоративная работа.


 


 


 


 

- Разработка эскизов праздничного панно и коллективное

выполнение панно в натуре.

1

15

16


 

- Роспись деревянной посуды, разделочных досок и т.п.

3

20

23


 

Итого:

4

35

39

5.

Экскурсии, беседы.


 


 


 


 

- Беседы о мастерах изобразительного ис-ва, о

произведениях изобразительного ис-ва. Новое в

искусстве. Знакомство с художественной литературой

по изобразительному искусству.

4


 

4


 

- Экскурсии в местные художественные и краеведческие

музеи. Специальные экскурсии в связи работой над

пейзажем.


 

4

4


 

Итого:

4

4

8

6.

Подведение итогов учебной работы.

2


 

2


 

Всего:

39

175

216

             

Содержание программы (3-й год обучения).

 1. Рисунок.

Рисунок приобретает самостоятельное значение в старшей группе. Обучение рисунку осуществлять на натурном материале, на изучении пространственного построения предмета; овладение учащимися перспективой; сознательное, уверенное рисование, а не срисовывание с натуры (механически); творческое овладение перспективой как необходимость в работе над композицией.

Тематика работ: Работ над натюрмортом (различной сложности и тематической направленности);

  • Изображение геометрических фигур с учётом перспективы;
    Изображение фигуры человека (с учётом пропорций и хар-ра движения);
  • Рисунок головы человека (портрет);
  • Анималистический жанр (наброски животных).

В рисунке полезно практиковать рисование различными материалами - кистью (без карандаша в 1-2 цвета, пастелью, углём).

2. Живопись.

На занятиях живописью развивать у учащихся осознанное восприятие формы и

цвета в их гармоническом единстве;

Подводить ученика к пониманию роли цвета, цветовой гармонии;

  • Творческое усвоение живописных техник, воспитание профессиональной
    ответственности в отношении к художественным материалам;
  • Чтение литературы по изобразительному искусству, коллекционирование
    репродукций.

Тематика работ:

Натюрморт (определяется как учебно-творческий - должен нести определённую идею, связь с действительностью) (гуашь); Пейзаж (с разработкой эскиза) (масло). 3. Композиция.

Воспитывать у учащихся самостоятельных навыков идейно-творческого мышления и воображения и вооружение их умением свободно выражать свои творческие замыслы. Особенно важно в данной работе соблюдать правильную последовательность перехода от лёгкого к трудному.

Сбор конкретного материала к задуманной теме и творческий процесс работы.

Тематика работ:

Композиция на темы литературных произведений (гуашь). Предварительное выполнение эскиза (акварель, белила). Графическая работа (материал - на выбор. Иллюстрация к литературному произведению.

4. Декоративная работа.

Разработка эскизов праздничного панно и коллективное выполнение панно в натуре.

Роспись деревянной посуды, разделочных досок и т.п.

5 Экскурсии, беседы.

Для развития композиционного мышления, зрительной памяти и наблюдательности рекомендуется систематически проводить экскурсии под руководством преподавателя в природу с творческим закреплением увиденного по памяти в мастерской или дома.

Необходимо активизировать мышление, будить воображение, творческую фантазию. Беседы о мастерах изобразительного искусства, об отдельных художественных произведениях расширяют кругозор обучающихся, углубляют знания определённых видах и жанрах изобразительного искусства, знакомят с новыми методами и приёмами в изобразительном искусстве.

6 Подведение итогов учебной работы.

Учебно-тематический план  4-ый год обучения (216 часов)

Основные задачи 4-ого года обучения.

1. Закрепить знания о видах и жанрах изобразительного искусства.

2. Совершенствовать технические навыки рисования. Закрепить знания о законах перспективы, умение применять его на практике.

3. Продолжать знакомство обучающихся с особенностями искусства архитектуры и ее видами.

4.Продолжать изучать виды скульптуры и особенности ее построения.
5. Продолжать знакомство с особенностями декоративно – прикладного искусство

Тема (раздел) занятия.

теор

прак

всего

1.

Введение.

1

2

3

2.

Рисунок.

10

45

55


 

Виды и жанры изобразительного искусства;

-    Язык изобразительного искусства;

      -    Рисунок - основа языка всех видов изобразительного искусства.

-    Пропорции и их значение при построении предмета;

      -     Перспектива;

      -     Практические задания и упражнения.

10


 


 

10


 


 

Творческие работы.


 


 


 


 


 

-    Аналитическое рисование отдельных предметов сложной

формы.


 

15

15


 


 

-    Натюрморт (в различных графических техниках исполнения).

-    Портрет в графике (Портрет-характер).


 

15

15

15

15

3.

Живопись.

10

45

55


 


 

Колорит в живописи.

-    Гармония и контраст в художественном произведении;

Цвет - основа языка живописи (цвето-тоновое пятно).

Изучение разного характера живописного мазка.

Творческие работы:

10


 


 


 


 

10


 


 


 


 

-    Натюрморт как средство общения художника со зрителем,

натюрморт и образ.


 

15

15


 

-    Портрет в живописи (человек как образ своего времени).


 

15

15


 


 

-    Пейзаж.


 


 


 


 

15

15

4.

Композиция. Теория:

8

22

30


 


 


 

Композиционные средства выражения.

Повторение, проверочная работа.

Практические, творческие работы.

6


 


 

6


 


 


 

Создание композиций на тему окружающей жизни. Иллюстрирование сюжетов литературных произведений.

1

1

11

11

12

12

5.

Декоративно- прикладное искусство

3

13

16


 

Обобщение темы:  «народные промыслы»

3


 

3


 

Декоративное панно: коллективная работа


 

13

13

6.

Дизайн.

3

16

19


 

Творческие задания по дизайн –графике:

-«Стилизация»

- «Шрифтовая композиция»

-«Графическая фантазия»

-значок, эмблема

 -использование нетрадиционных методов


 


 


 

7.

Архитектура


 


 


 


 


 

-Архитектурный художественный образ: объем, форма

-три вида архитектурных композиций

Практическая работа

3


 

3


 

-фронтальная композиция


 

8

8


 

-глубинно- пространственная композиция


 

8

8


 

Итого:

3

9

12

8.

Скульптура( лепка)


 

3

9

12


 

-объем- основа языка скульптуры

- виды скульптуры( повторение)

3


 

3


 

Творческие работы

- рельефный портрет ( по заданной тематике)


 

9

9

9.

Экскурсии

- темы для докладов выбираются по тематике выполняемых работ

10


 

10


 

-организация выставок, участие в конкурсах


 

4

4


 

                                                                         Итого:

51

159

2166

Содержательная часть

4-ый год обучения

1 Введение.

Знакомство с планом работы на год. Техника безопасности. Рисование на свободную тему.

Цветоведение

Контрастный цвет в живописи как средство выразительности в живописи. Тихий, громкий цвет в пейзвже, цветовой нюанс в натюрморте, контраст цвета в портрете.

2 Рисунок.

Аналитическое рисование отдельных предметов сложной формы.

Изображение с натуры, а также по памяти и по представлению отдельных предметов действительности с передачей перспективного сокращения объемных форм. Изображение предметов кок во фронтальной, так и в угловой перспективе; изображение с одной и двумя точками схода.

Теория. Беседы.

-    Виды и жанры изобразительного искусства.
Язык изобразительного искусства.

Рисунок - основа языка всех видов изобразительного искусства.

Практические задания:

рисование с натуры с передачей перспективного сокращения формы и объема отдельных предметов быта;

выполнение набросков по памяти и по представлению разнообразных объектов действительности.

Тема: Натюрморт. Теория.

-     Пропорции и их значение при построении предмета.

        Знакомство с творчеством художников разных стран и эпох в жанре натюрморт. Практические задания:

Выполнение 2-3 творческих работ с натуры ( или по представлению ) в различных

графических техниках исполнения ( тонированная бумага, тушь, перо; уголь,

                сангина, смешанная техника - на выбор).

        Тема: Портрет.

Беседа: « Передача в живописном портрете образа человека различных временных эпох». Интерес художников к портретам - обобщениям, где человек - образ своего времени. Практическая работа:

Выполнение 2 или более работ по теме « Портрет».

Человек как образ своего времени».

Тема: Пейзаж.

Беседа: «Роль колорита в пейзаже». Практическая работа:

Выполнение 2-3 небольших пейзажных эскизов с разным колористическим

решением, в различное время года (суток).

3  Живопись.

Тема: Натюрморт.

Изображение с натуры группы предметов с использованием правил перспективы, светотени, цветоведения, живописной грамоты, композиции. Теория:

Цвет - основа языка живописи.

-     Колорит - «цвет в тоне». Соответствие колорита эмоциональному замыслу работы
Практическая работа:

Выполнение с натуры (или по представлению 2 творческих работ в различных живописных техниках (акварель, гуашь), с использованием цвета как средства выразительности; применение цветового контраста, теплого и холодного колорита.

Тема: Портрет. Теория. Изучение строение головы человека, и отдельные части.

Практика

Конструкция, строение головы, отдельных частей лица;

Характер живописного мазка;

Живописное использование цвета (колорит).

4 Композиция.

Тема: «Иллюстрирование сюжетов литературных произведений». Беседа: «Книжная иллюстрация- один из видов изобразительного искусства».

Самостоятельный выбор для рисования наиболее выразительных сюжетов из предложенных тем и литературных произведений.

Использование цвета как важнейшего средства художественной выразительности в тематической композиции и иллюстрации, образное изображение персонажей.

Выделение композиционного центра (прием изоляции, перенесение главного на второй план)

Практическая работа:

Иллюстрирование сюжетов различных по тематике отрывков литературных

произведений (рассказов, повестей, стихотворений, поэм).

Создание композиции на тему окружающей жизни.

Теория. Дальнейшее изучение законов композиции. Выделение композиционного центра, изучение особенностей симметричной и ассиметричной композиции, передача с помощью композиционных средств состояния покоя или движения в рисунке (статика и динамика в композиции), соразмерность частей и элементов композиции, уравнивание частей, объёмов (массы, тона и цвета). Практическая работа:

Выполнение на формате А4 всех выше перечисленных композиций (Выбор материала в соответствии с замыслом).

5 Декоративно-прикладное искусство.

Систематизация знаний о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, дальнейшее развитие декоративного творчества учащихся, углубление представлений о народном искусстве как особом типе народного творчества в системе культуры.

Беседа: «Два типа творчества - профессиональные русские художники в области живописи и народные мастера» (сопоставление с целью выявления общих национальных черт).

Практическая работа:

-     Выполнение коллективной творческой работы на заданную тему: «Жостовский
поднос», «Дымковское чудо», «Филимоновская забава», «Хохломская травка» (на
выбор учащихся).

Выполнение работ - индивидуальное;

-     По окончании - монтирование в общую композицию.

Материал: Деревянная основа (ДВП, ДСП, фанера), гуашь (масло), кисти (растворитель).

6   Дизайн.

Творческие задания по дизайн –графике:

-«Стилизация»

- «Шрифтовая композиция»

-«Графическая фантазия»

-значок, эмблема

            -использование нетрадиционных методов

7.Архитектура.
Теория. Беседы.

«Архитектура и среда. Архитектура и её функции в жизни людей». «Архитектурный художественный образ: объём, форма. «Три вида архитектурных композиций - фронтальная, объёмная, глубинно-пространственная. Практическое задание:

1.Аппликация или силуэтное рисование фронтальной
композиции зданий.

2.Моделирование и зарисовки объёмных композиций.

3.Составление глубинно-пространственной
композиции. Зарисовки по выбору: улица города,
площадь.

Материалы: тонированная бумага, графические материалы - сангина, уголь, пастель, восковые мелки и т.п.

8. Скульптура.
Теория. Основные виды скульптуры (рельефная и круглая);

Сходство и различия скульптуры с другими видами изобразительного искусства. Практическая работа:

Выполнение рельефного портрета.

Материал: глина (пластилин), твёрдая основа (ДВП, ДСП, фанера, стеки, тряпочка, вода).

9 Экскурсии

 Организация выставок, участие в конкурсах.

В течение учебного года предполагается участие в городских и областных конкурсах рисунка и живописи, оформление выставок в клубе и т.п..

Беседы об искусстве неотъемлемой частью входят в учебный процесс. Репродукции, беседы о мастерах сопровождают работу в каждом задании соответственно по содержанию.

Экскурсии (на выставки и в музеи); Беседы об искусстве.

Методическое обеспечение программы.

В основе занятий объединения «Рисунок и живопись» лежит самостоятельная работа на основе наблюдений и впечатлений от окружающей действительности, а также работа по воображению и фантазии, с натуры. Это самая продолжительная по времени и педагогически наиболее сложная часть занятия. Обучение приобретает здесь особую форму сотрудничества ребёнка и взрослого в процессе реализации замысла каждого воспитанника. Занятия строятся по принципу чередования собственно изобразительной деятельности и декоративно-прикладного творчества.

Перед практической работой необходима эмоциональная настроенность детей. Для этой цели, а также для того, чтобы проверить имеющиеся знания, проводится вступительная беседа, которая длится 10-15 минут. Чтобы изложение темы было более эмоциональным, ярким и увлекательным, применяются разнообразные формы подачи материала: беседа, рассказ педагога с привлечением наглядного материала (репродукций, детских рисунков, образцов народного декоративного творчества, книжные иллюстрации).

Для обогащения зрительных впечатлений детей, проводятся экскурсии на выставки художников, а также организованные наблюдения окружающей действительности. С этой же целью демонстрируется иллюстрированный материал с изображением человека, животных, птиц, рыб, насекомых.

Чтобы добиться от детей определённого эмоционального отношения, вызвать в их воображении тот или иной образ, на занятии вводится прослушивание музыкальных произведений, чтение литературных произведений или отрывков.

В самостоятельной работе детей поощряется обращение к темам, сюжетам и видам работы, к которым ребёнок проявляет интерес и которые соответствуют его жизненным наблюдениям и переживанием.

Заслуживает поощрения проявление творческой инициативы в выборе сюжета, в художественном решении темы.

Введение новых техник или новых материалов на занятии происходит через решение учебных задач и заданий. Особенности новых способов раскрываются обучающимися через рассказ педагога, через совместный анализ художественной формы произведений мастеров искусства.

После каждого завершённого задания организуется коллективный просмотр и обсуждение детских работ, которое развивает способность к эстетическим суждениям.

В результате обсуждения дети совместно с педагогом отбирают рисунки для сменной выставки. Иногда в целях активизации детей проводятся конкурсы на лучшую работу.

Программа включает в себя особую форму «обратной связи» между работой педагога и развитием обучающихся через анализ детских работ, благодаря чему педагог может и для себя оценить эффективность влияния на развитие детей.

Детские работы анализируются по двум основным показателям:

Степень творческой активности детей на занятии;

Уровень освоенности обучающимися тех или иных способов художественного

изображения или уровень освоенности действий, приёмов, операций, с которыми

они познакомились на занятии.

Условия реализации программы:

-Кабинет, столы, стулья, мольберты, доска. -Материалы: краски, кисти, карандаши,  бумага, пластилин, перо и тушь, пастель и др.

-Научно-методическая литература.

-Учебно-наглядные пособия: образцы росписи (городец, хохлома, гжель,

полховский Майдан...).

-Образцы росписи глиняной игрушки.

-Образцы аппликаций: из бумаги (мозаика, оригами), из лоскутков ткани, кожи, с

использованием природного материала;


 


 

Список литературы.

  1. Н.Н.Ростовцев «История методов обучения рисованию».
  2. «Школа изобразительного искусства в 10 томах. Издательство Академии
    художеств СССР, Москва, 1962 г.
  3. Н.П.Костерин «Учебное рисование», Москва, «Просвещение», 1980 г.
  4. В.С.Кузин «Наброски и зарисовки»; Москва, «Просвещение», 1981 г.
  5. А.С.Пучков, А.В. Триселев, «Методы работы над натюрмортом», Москва,
    «Просвещение», 1982 г.

Список для детей и родителей.


 

  1. С.Е. Гаврина, Кутявина Н.Л., Популярное пособие для родителей «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Ярославль, 2001г.
  2. О.В. Павлова, В помощь родителям «Изобразительное искусство», Волгоград, 2008г.
  3. Л.А Неменская, «Каждый народ-художник», 2000г.
  4. Е.И. Коротеева,  «Искусство и ты», 2002г.
  5. Н.А Горяева, О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», 2000г.


 


 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн