Роль занятий по вокалу в творческом развитии и самореализации учащихся вокальной студии «Canto»
Submitted by Ирина Бебнева on Tue, 09/06/2015 - 14:16
Роль занятий по вокалу в творческом развитии
и самореализации учащихся вокальной студии «Canto»
Бебнева И.В., педагог дополнительного образования
МОУ ДОД Детской школы искусств
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В эстетическом воспитании учащихся важная роль отводится искусству музыки, в котором вокал занимает не последнее место. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – это необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.
Поскольку детей мы принимаем с разным уровнем способностей и возможностей, в процессе обучения к ним применяется личностно-ориентированный подход, который проявляется в подборе индивидуального репертуара, различных упражнений с постепенным повышением уровня сложности исполнения. Очень важно, чтобы дети пополняли свой культурный уровень, чтобы с детства в них закладывались основы здорового образа жизни, и предоставлялась возможность реализации своих творческих способностей. Не менее важны воспитание и динамика развития личности, способность к коллективному творчеству, умение подчинить свои интересы интересу группы, становление таких качеств, как адаптивность, последовательность, настойчивость, умение видеть и слышать многообразный мир, эмоционально-психологическое развитие, которые успешно развиваются в вокальном коллективе.
Практика показала, что кроме развивающих и обучающих, пение решает еще немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Оно благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Ансамблевое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С его помощью можно адаптировать учащегося к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи.
На занятиях в вокальной студии «Canto» в условиях комфортного психологического климата проводится работа по формированию умений певческой деятельности и совершенствованию специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразованию, певческому дыханию, артикуляции, ансамблевому пению; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, и полетностью), развиваются слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Песенный репертуар подбирается с учетом тематических праздников и других мероприятий, с учетом способностей и пожеланий учащихся.
Важным фактором является наличие у исполнителя музыкальных способностей. В связи с этим, на занятиях проводится систематическая работа над чистотой интонирования с помощью специальных упражнений – распевов, отработка выразительного исполнения изучаемых песен. Применение личностно-ориентированного подхода позволяет выполнить основную задачу работы студии – формирование интереса к вокальному искусству, развитие вокальных и творческих способностей у всех учащихся.
Занятия вокалом направлены не только на развитие вокальных данных, но и являются отличным средством самореализации учащихся, поскольку именно в подростковом возрасте возникает проблема самовыражения, наблюдается зажатость в поведении.
Основная особенность эстрадного вокала заключается в поиске и формировании уникального, узнаваемого голоса вокалиста, аналогично тому, как эстрадные инструменталисты ищут «свой» оригинальный звук. В наше время, чтобы добиться конкурентоспособности, требуется владение достаточно широким диапазоном технических приемов. И каждая «краска» голоса требует методичной тренировки.
В процессе работы перед исполнителем и его педагогом возникают различные проблемы, среди которых наиболее распространенной является уменьшение волнения, вынуждающего многих даже поистине талантливых музыкантов, отказаться от концертных выступлений и искать себя в других видах деятельности. Большое значение в работе с учащимися имеет тренировка эмоционального состояния, которая включает ряд приемов, основанных на выполнении физических, дыхательных упражнений, фиксацию внимания на положительных эмоциях, а также приемов, основанных на закреплении успешных результатов тренировок, превращении их в привычки, в обычное состояние музыканта, певца – исполнителя на сцене.
Концертная и конкурсная деятельность является одной из форм представления результатов образовательной деятельности. Выступления перед публикой мобилизуют детей, способствуют выработке смелости, выдержки, умения держаться на сцене, артистизма. Подготовка к выступлениям – это упорный и кропотливый труд, награда за который – аплодисменты зрителей и дипломы за призовые места в конкурсах разного уровня.
Станут ребята вокалистами-профессионалами или нет, с уверенностью могу сказать, что обучение в студии поможет им постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.