работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.
Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего мы в своей практике используем упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.
Для развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) мы включаем в занятия специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.
Для повышения анаэробных возможностей организма мы используем следующие упражнения:
1. Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10—15 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями.
2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15—30 с, интенсивность 90—100% от максимально доступной.
3. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30—60 с, интенсивность 85—90% от максимально доступной.
4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1—5 мин, интенсивность 85—90% от максимально доступной.
При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами (В. М. Зациорский, 1966):
1) интенсивность упражнения;
2) продолжительность упражнения;
3) число повторений;
4) продолжительность интервалов отдыха;
5) характер отдыха.
Основные методы развития общей выносливости, которые применяются на уроках физкультуры – это:
1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;
2) метод повторного интервального упражнения;
3) метод круговой тренировки;
4) игровой метод;
5) соревновательный метод.
Для развития специальной выносливости применяем:
1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);
2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);
3) соревновательный и игровой методы.
Для развития общей выносливости мы применяем циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, которые учащиеся выполняют в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной интервальной нагрузки. При этом придерживаемся следующих правил:
1.Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся
2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий.
3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований
Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности основано на приспособлении организма к работе в условиях накопления недоокисленных продуктов энергетического обеспечения.
Анализ литературных источников показывает, что в настоящее время можно назвать свыше 20 типов специальной выносливости и именно легкая атлетика является основным средством воспитания большинства типов специальной выносливости.
В системе физического воспитания легкая атлетика занимает главенствующее место благодаря разнообразию, доступности и дозируемости.
Легкой атлетикой занимаются миллионы. Разнообразие упражнений и их высокая интенсивность, широкие возможности для регулирования физической нагрузки, несложное оборудование – все это позволило легкой атлетике стать массовым видом спорта, доступным каждому школьнику. Легкоатлетические упражнения повышают функциональные возможности организма, его работоспособность. Уроки проводятся, как правило, на открытом воздухе – на стадионе, в парке в лесу. Отсюда высокоэффективное оздоровительное влияние упражнений легкой атлетики. Уроки имеют большое воспитательное значение и способствуют формированию характера, привычки к здоровому образу жизни.
Легкая атлетика – наиболее массовый вид спорта, способствующий всестороннему физическому развитию школьника, так как объединяет распространенные жизненно важные движения (ходьба, бег, прыжки, метания).
Различные виды бега, прыжков и метаний входят составной частью в каждый урок физической культуры в школе, воспитывают физические качества: силу, быстроту , выносливость, улучшают подвижность суставов.