Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лёгкая атлетика – средство, обеспечивающее устойчивость к умственной и физической работоспобности учащихся.

Submitted by Юлия Викторовна Ханжина on Wed, 10/06/2015 - 18:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ханжина Юлия Викторовна
Место работы, должность: 

МАОУ "Лицей № 36" Учитель физической культуры

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Физическая культура
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p>Работоспособность- потенциальная возможность человека выполнить целесообразную мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течении определенного времени.</p> <p>Общая выносливость</p> <p>Специальная выносливость</p> <p>Методы и средства&nbsp;развития общей и специальной &nbsp;выносливости</p>

Лёгкая атлетика – средство, обеспечивающее устойчивость к умственной и физической работоспобности учащихся.

 

Предполагается и целым рядом научных работ доказывается, что труд создал человека. Существуют два основных вида трудовой деятельности че­ловека — физический и умственный труд и их промежуточные соче­тания.

 В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления, как нормальная реакция организма на выполняемую работу. Утомлению сопутствует субъективное чувство -  усталость. Утомление часто смешивают с усталостью, считая ее легкой степенью первого. Усталость - психическое явление, переживание, вызванное утомлением.

Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специ­ализированной тренированности организма, оптимизировав его физи­ческую, умственную и эмоциональную активность.

Профилактике и отдалению умственного утомления способствует
мобилизация тех сторон психической активности и двигательной дея­тельности, которые не связаны с теми, что привели к утомлению. Не­обходимо активно отдыхать, переключаться на другие виды деятель­ности, использовать арсенал средств восстановления.

Работоспособность – потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени

В настоящее время единственной точной мерой работоспособ­ности, а, следовательно, и времени ее восстановления следует считать количество работы, которое может быть выполнено. Снизилось количество предельной работы, т. е. работы, выполняемой «до отказа». Следовательно, снизилась и работоспособность. При возросшей работоспособности увеличивается, естественно, и количество предельной работы.

Систематические занятия физическими упражнениями способствуют поддержанию работоспособности. В основе физической работоспособности лежит развитие выносливости.  Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной и спортивной деятельности

Важно отметить, что выносливость – это основной критерий здоровья, который коррелируется с другими показателями здоровья - трудоспособностью, устойчивостью к заболеваниям, стрессам и с продолжительностью жизни; интегральный показатель функционального состояния (функционального резерва) всех основных систем организма – сердечно-сосудистой, дыхательной, нейроэндокринной, мышечной. Хороший уровень выносливости обеспечивает необходимую физическую и умственную работоспособность, снижает вероятность развития болезней.

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

    На уроках физической культуры в лицее № 36 применяются самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7—8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др, При выполнении упражнений мы учитываем следующие требования:

- упражнения выполняются в зонах умеренной и большой мощности работ.

  • продолжительность от нескольких минут до 60—90 мин;

  • работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.

    Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего мы в своей практике  используем упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.

    Для развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) мы включаем в занятия специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.

    Для повышения анаэробных возможностей организма мы используем следующие упражнения:

    1.  Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10—15 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями.

    2.  Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15—30 с, интенсивность 90—100% от максимально доступной.

    3.  Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30—60 с, интенсивность 85—90% от максимально доступной.

    4.  Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1—5 мин, интенсивность 85—90% от максимально доступной.

    При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами (В. М. Зациорский, 1966):

    1) интенсивность упражнения;

    2) продолжительность упражнения;

    3) число повторений;

    4) продолжительность интервалов отдыха;

    5) характер отдыха.

    Основные методы развития общей выносливости, которые применяются на уроках физкультуры – это:

    1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;

    2) метод повторного интервального упражнения;

    3) метод круговой тренировки;

    4) игровой метод;

    5) соревновательный метод.

    Для развития специальной выносливости применяем:

    1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);

    2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);

     3) соревновательный и игровой методы.

     

    Для развития общей выносливости мы применяем циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, которые учащиеся  выполняют в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной интервальной нагрузки. При этом придерживаемся следующих правил:

     1.Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся

    2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий.

    3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований

    Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности основано на приспособлении организма к работе в условиях накопления недоокисленных продуктов энергетического обеспечения.

    Анализ литературных источников показывает, что в настоящее время можно назвать свыше 20 типов специальной выносливости и именно легкая атлетика является основным средством воспитания большинства типов специальной выносливости.

    В системе физического воспитания легкая атлетика занимает главенствующее место благодаря разнообразию, доступности и  дозируемости.

    Легкой атлетикой занимаются миллионы. Разнообразие упражнений и их высокая интенсивность, широкие возможности для регулирования физической нагрузки, несложное оборудование – все это позволило легкой атлетике стать массовым видом спорта, доступным каждому школьнику. Легкоатлетические упражнения повышают функциональные возможности организма, его работоспособность. Уроки проводятся, как правило, на открытом воздухе – на стадионе, в парке в лесу. Отсюда высокоэффективное оздоровительное влияние упражнений легкой атлетики. Уроки имеют большое воспитательное значение и способствуют формированию характера, привычки к здоровому образу жизни.

    Легкая атлетика – наиболее массовый вид спорта, способствующий всестороннему физическому развитию школьника, так как объединяет распространенные жизненно важные движения (ходьба, бег, прыжки, метания).

    Различные виды бега, прыжков и метаний входят составной частью в каждый урок физической культуры в школе, воспитывают физические качества: силу, быстроту , выносливость, улучшают подвижность суставов.

     


»  Tags for document: