Официальный сайт pharma-24 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Самовар - батюшка

Размещено: Наталья Владимировна Моисеева - вс, 28/06/2015 - 17:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Моисеева Наталья Владимировна
Место работы, должность: 

МБУОО ООШ №2 г. Советская Гавань

Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Культурология
Цель урока: 

Цель урока

Цель учителя: Инициация деятельности обучающихся для успешного овладения знаниями о русском самоваре и творческого применения этих знаний.

Цель обучающихся: Хочу узнать об истории самовара и научиться его рисовать. Хочу придумать свой самовар.

Задачи урока:

  1. организовать работу обучающихся с различными источниками информации для открытия новых знаний;
  2. создать условия для приобщения обучающихся к истокам национальной культуры и народным  традициям; для осознания гордости за свою национальную духовную культуру и уважения к труду русских мастеров;
  3. воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, уважать мнение каждого;
  4. создать условия для успешного овладения  способами передачи особенностей предмета, на плоскости листа, в объеме;
  5. организовать творческую деятельность обучающихся через возможность выбора материалов для работы и дизайнерский подход к изображению предмета;
  6. организовать самостоятельную оценочно-рефлексивную деятельность обучающихся.

 

Конечный результат:

Обучающиеся откроют новые знания о самоваре, как традиционном предмете русского быта и  получат возможность творчески применить новые знания.

Продукт урока: коллективное панно и индивидуальные работы учащихся.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

ПК, мультимедийный проектор, ЦОР (презентация), карточки с текстами, энциклопедии, толковый словарь, книги; визуальный ряд (репродукции картин, рисунки детей, схемы); бумага (цветная, белая), краски, кисти, баночка под воду, клей, ножницы.

Используемые ЦОР: 

Презентация к уроку

Краткое описание: 
<p>Урок изобразительного искусства. Один из темы &quot;Народное творчество&quot;. Возможно проведение в 3, 4. 5 классах на уроках ИЗО, технологии, на занятиях ВУД</p>

Ход урока

Создание мотивационного поля. Самоопределение к учебной деятельности. Определение темы.

- приветствие,

- проверка готовности учащихся к уроку

Слайд 3

- Попробуйте по ключевым словам определить, о чем пойдет речь на уроке:

Конфорка

Крышка

Кувшин

Отдушник

Поддон

Подшишки

Решетка

Ручка

Стенка

Шейка

Шишки

 

- Итак, ваше мнение? 

Слайд 4

- Уточним. Может быть, помогут загадки?

 

Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.
Никогда не ест, а только пьет,
А как зашумит – всех приманит.
(Самовар).

 

- Медный бес на стол залез,
По бокам вода играет,
В середине огонь толкает”

А кто еще знает о чае загадки, пословицы?

(Самовар).

 

- Определите тему урока (предположения детей)

- Я бы обозначила так: «Самовар – батюшка». Слайд 5.

-Какой возникает вопрос? (Не знаем, почему так на Руси называли самовар) Эту проблему

(работа с орфограммами)

- Вот видите, сколько вы уже знаете! Попробуем доказать, так ли это?

 

Постановка целей и задач урока, планирование работы.

- Что ждете от урока? Что хотите узнать? А зачем?

Попробуем найти ответы и на мои вопросы:   Слайд  6.

- Как нагревали воду в старину?

- Когда и где появился самовар? Для чего его изобрели?

- Какой формы были первые самовары?

- Почему возникло выражение «чайком побаловаться»?

- Почему чай называли «огнем жизни»?

 

- Какой продукт можем сделать на уроке? (рисунок, аппликация, поделка, сказка, стихотворение…)

- Попробуем сделать коллективное панно, посвященный русскому самовару, а кто хочет индивидуальную работу – пожалуйста. Право выбора всегда за вами.

 

Составление плана работы

- Давайте спланируем свою работу. С чего начнем? (поиск информации) Как продолжим? (продукт)

 

Открытие нового знания   Слайд 7.

Самогар,  Самокипец,  Самогрей

- Почему такие странные названия? (предположения детей)

 (части самовара)

- Давайте дадим определение этому предмету. Вспомните, как выглядит, для чего необходим?  (предположения детей)

- Как проверить? (Толковый словарь) Слайд 8.

САМОВАР – металлический сосуд для кипячения воды и внутренней топкой – высокой трубой, наполненной углями.

-Согласны? (Современные – электрические)

- Вернемся к моим вопросам. Кто уже  сейчас может дать ответ хотя бы на один вопрос?

- Молодцы! Проверим ваши предположения.

Слайд 9

- Что вы еще знаете? Хотите себя проверить? У вас на партах лежат конверты. Найдите в них таблицу (на слайде). Ваша задача – прочитать выражения в первой колонке. Если вы с ним согласны, то во 2-ой колонке («до чтения») поставьте знак «+», если нет, то «-».

Работа в парах (по желанию)

Технология развития критического мышления (прием – «Сводная таблица») Слайд  9.

Утверждения

До чтения

После чтения

1

Самовар – исконно русское изобретение

 

 

2

Самовар появился на Руси в X веке.

 

 

3

Сбитенщик – посуда для приготовления сбитня

 

 

4

В самоваре варили еду.

 

 

5

Самовар-кухня – помещение, где кипятили самовары.

 

 

6

Самовар растапливали углем и шишками.

 

 

7

Самовар был в каждом доме, и у купцов, и у крестьян

 

 

8

Самовар передавали по наследству, дарили.

 

 

9

Он красовался на самом видном и почётном месте в комнате

 

 

10

За самоваром собиралась вся большая семья. Пили чай и вели беседы.

 

 

Проверка:

- Какие утверждения считаете верными? С чем не согласны?

- Можем ли оценить свою работу с таблицей? По каким критериям? (только КАК работали, знания – нет)

- А как проверим, верны ли ответы? (Найти информацию в разных источниках)

Но перед чтением – зарядка для глаз

 

Физминутка. Упражнения для глаз Слайд 10

 

Самостоятельная работа с текстами.

Источники информации: карточки с текстами; книга Е. Пермяка «Как самовар запрягали», энциклопедия «Я познаю мир»…)

- Начинаем наши исследования. Достаньте из конверта карточку, прочтите информацию, найдите подтверждение или опровержение данных фактов. Заполните последнюю колонку таблицы. Проверьте ваши предположения.

 

Прием «Инсерт».

Знал – «+»

Узнал новое «!»

Думал по-другому – «-»

Хочу задать вопрос – «?»

 

Проверка самостоятельной работы.

- Все ли ответы нашли? У вас разные тексты. Значит, что будем делать? (внимательно слушаем друг друга)

- Какие предположения подтвердились? Что нового узнали? О чем хотите спросить?

Слайд 12.   Проверьте. Сделайте вывод о том, что узнали?

 

Утверждения

До чтения

После чтения

1

Самовар – исконно русское изобретение

 

--+

2

Самовар появился на Руси в X веке.

 

--

3

Сбитенщик – посуда для приготовления сбитня

 

--

4

В самоваре варили еду.

 

+

5

Самовар-кухня – помещение, где кипятили самовары.

 

--

6

Самовар растапливали углем и шишками.

 

+

7

Самовар был в каждом доме, и у купцов, и у крестьян

 

+

8

Самовар передавали по наследству, дарили.

 

+

9

Он красовался на самом видном и почётном месте в комнате

 

+

10

За самоваром собиралась вся большая семья. Пили чай и вели беседы.

 

+

Слайд  13 (черный)

 

- А что думает о самоваре Е. Пермяк? (итоги индивидуальной работы с книгой)

- Можем ли добавить критерий для оценивания своей работы? (выбор критерия, самооценка)

- Да, действительно, самовар – это не просто устройство, это душа Руси, это тепло души русского человека, символ семейного очага, уюта, дружеского об­щения.

- Недаром,  многие художники, поэты и писатели  воспевали его в своих произведениях

Слайды 14, 15

Просмотр слайдов 16 - 30

Практическая работа.

- С чего начнем? (Выбор материалов для работы: правила безопасности)

- Не забудьте, что мы не только исследователи, но и дизайнеры. Кто это?

Дизайн – особый вид творчества. конструирование окружающих нас предметов  (удобных, экономичных, красивых). Слайд 31

- Какие геометрические фигуры (тела) помогут создать предмет?

- Как можно украсить самовар?

Самостоятельная работа учащихся.

Слайд 32

Напомнить о линии симметрии, об отсутствии «мертвой зоны» на листе, прием вырезания «книжечка»…

 

Самостоятельная работа учащихся (Тем, кому трудно – шаблон). Оформление коллективного панно, индивидуальных работ.

Выставка работ учащихся.

 

Итог урока и дача ДЗ.

-Какую проблему решали? Что нового для себя открыли?

Слайд 34

  • Как нагревали воду в старину?
  • Когда и где появился самовар? Для чего его изобрели?
  • Какой формы были первые самовары?
  • Почему возникло выражение «чайком побаловаться»?
  • Почему чай называли «огнем жизни»?
  • Теперь всё знаем? (Всё знать невозможно!)

 

-Какое задание хотели бы выполнить дома? (Предложения детей)

Слайд 35

Возможные варианты ДЗ:

  • Рисунок на тему «За самоваром».
  • Сочинить сказку о самоваре.
  • Иллюстрацию к сказке «Муха Цокотуха»
  • Найти дополнительный материал.
  • Список предметов старинной русской посуды
  • Пословицы и поговорки
  • перечень произведений, где еть самовар

Почему так говорят? Слайд 36

  • В Тулу со своим самоваром не едут.
  • Самоварничать…

Традиционное русское гостеприимство славится на весь мир. Самовар стал таким же традиционным рус­ским сувениром, как и матрешка, балалайка, хохлома, гжель. Он душа дружеского разговора.

Сегодня самовар отошел в прошлое. Но те, кто понимает истинное назначение этого устройства,  хранит его в своем доме.

 

-Ваши впечатления от урока? Нужен ли был сегодняшний урок? Почему?

- Удовлетворены своей работой?

-За что себя похвалите? А одноклассников?

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

  • rusamovar.ru
  • http://www.tula.rodgor.ru/site/foto_cat/art/?pgnum=3
  • http://patlahvv.narod.ru/eds/eds-0700/eds0637.htm
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text=  
  • http://pokrov.tverzu.ru/samovar

Карточки  для чтения

1. Ни один праздник на Руси не проходил без самовара. Несмотря на свою дороговизну (мог стоить дороже коровы), самовар был в каждом доме, будь то купеческий дом или крестьянская изба. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе - «печ­ка-матушка, да самовар-батюшка».

2. Когда появился самовар? Долгое время считалось, что родина самовара - Тула. В 1778 г. в мастерской оружейника Федора Лисицына был изготовлен самовар. Позднее мастерская превратилась в фабрику. Самовары тогда продавались на вес и стоили дорого. Есть свидетельства, что впервые  на Руси самовары были из­готовлены более 250 лет назад на Урале.

В XVIII(18) веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой чашу, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей кипела вода. Самовар-кухня явился предшественником самовара.

3. Первые самовары появились на Руси где-то в середине восемнадцатого. Точнее никто не знает. Причем самого слова "самовар" еще не было. И чай еще не принято было пить с утра до вечера. Пили сбитеньлюбимый напиток Древней Руси. Этот горячий напиток с медом и лекарственными травами. Пить его следовало горячим, поэтому сбитенщики разносили его в сбитенниках. Они были похожи на чайники с ручкой и жаровой трубой внутри для подогрева. Это и были по сути, первые самовары. Примерно в то же время появились самовары-кухни, или,  варительные. Они были разделены перегородками на две или три части. Там одновременно варить несколько блюд. Кран им был не нужен, а прилагался специальный черпачок. Вот такими были первые самогреи!

4. Самоваров было много. В каждом доме их было по несколько штук. "Обычный" для ежедневного чаепития, "парадный" - ставился, когда приходили гости и на праздничный стол. Кроме этого, был "бельевой", в нем кипятили воду для стирки, мытья посуды и т.д. А еще были "детские" - маленькие самоварчики, которые очень быстро закипали. Их ставили на "детский" стол, но в основном, использовали по утрам, чтобы быстрее попить чаю. Самоваром пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гулянье. Для этой же цели использовались дорожные самовары. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрустальные.

Но, оказывается, приборы, похожие на самовар, были известны в Китае, но они не служили для приготовления чая, а для приготовления еды.

5. Как растапливали  самовары?

Русские самовары растапливали углями или сосновыми шишками. Их засыпали в  трубу, которая находится внутри самова­ра, поджигали  лучиной, раздували огонь сапо­гом. Чем резче работать сапогом, тем вода закипала быстрее и потом долго не остывала. Шишки быстро прогорали и придавали чаю очень приятный аромат и, мягкий, немного отдающий хвоей, вкус.

Самая высокая температура в самоваре в низу жаровой трубы (кувшине) самовара; верхняя часть трубы нагрета меньше. По законам Архимеда более горячая и поэтому более легкая вода поднимается вверх, а ее место занимает холодная и более тяжелая, из верхних слоев резервуара. Так что, не всегда вода, которая булькает на поверхности – кипяченая.40 минут, а вода не остывала двое суток! Его передали рабочим московского района Красная Пресня. За самоваром, бывало, усаживалось по праздникам до 500 человек.

6. Самый большой и самый маленький самовар

В 1922 году тульские мастера сделали самовар, весивший около 100 килограммов и вмещающий 250 литров воды. Он нагревался за 40 минут, а вода не остывала двое суток! Его передали рабочим московского района Красная Пресня. За самоваром, бывало, усаживалось по праздникам до 500 человек.

Самый большой самовар в мире действующий самовар находится  в чайном павильоне железнодорожного вокзала Харькова.. Высота этого гиганта 1,8 м, вес 305 кг, а объём 360 литров (более 30 вёдер воды). За день самовар может обслужить до 10 тысяч человек. Самовар создавали 40 человек в течение трёх месяцев.

А  самый маленький действующий самовар высотой 3,5 миллиметра можно вскипятить... одну каплю воды.

 

 

 

Прикрепленный файл Размер
самовар.ppt 6.76 Мбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн