Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дидактический материал по письму и развитию речи для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью).

Фото пользователя Светлана  Вячеславовна  Осипова
Submitted by Светлана Вячеславовна Осипова on Tue, 30/06/2015 - 22:10
Данные об авторе
Место работы, должность: 

 

 

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p><strong><span style="color:black; font-size:14.0pt">Дидактический материал&nbsp; по письму и развитию речи</span></strong></p> <p><strong><span style="color:black; font-size:14.0pt">&nbsp;для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью).</span></strong></p>

Дидактический материал  по письму и развитию речи

 для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью).

                                                           Учитель русского языка и литературы

                                                            МБОУ «СОШ п. Пригородный»

                                                            Осипова С.В..

                                             

 

 

 

Тема «Склонение имён существительных».

 

Отгадай загадки, определи склонение имён существительных – отгадок.

 

  1. Ручка есть, а не грабли,

         землю роет, а не плуг.

        

  1. В синей чаше алый мяч,

   Он и светел и горяч.

        

  1. Эта маленькая крошка

     Рада даже хлебной крошке,

     Потому что до темна

    В норке прячется она.

        

  1. Круглое румяное,

          Я расту на ветке.

          Любят меня взрослые

          И маленькие детки.

        

  1. Не заботясь о погоде,

          В сарафане белом ходит,

         А в один из тёплых дней

         Май серёжки дарит ей.

        

  1. Подходить к дому стала

          В небе солнце украло.

        

Слова для справок: лопата, мышь, солнце, яблоко, берёза, ночь.

 

 

 

 

 

Тема «Склонение имён существительных».

 

Назовите  и запишите одним словом. Определите склонение имён существительных.

 

Предмет, на котором ездил Емеля -… (печь)

Без него не откроешь замок -…(ключ)

Маленький ребёнок - … (малыш)

Она сверкает на ночном небе - …(звезда)

В поле колосится золотая … (рожь)

Что есть у ребёнка, стула, гриба.. (ножка)

Чёрная птица, вестник наступающей весны - .. (грач)

 

Слова для справок:

 Грач, ключ, малыш, звезда, рожь, ножка, печь.

 

 Работа с деформированными  предложениями.

 

Из данных слов составьте предложения и запишите их.

 

1) На, росла, лес, большая, опушка, ель.

2) Вокруг, сочная, росла, трава, зелёная.

3) Здесь, в, дни, пел, летние, соловей.

 

Тема «Грамматические признаки имени существительного».

Узнайте предмет по признакам и запишите его название.

Быстрый, прозрачный, звонкий ....

Голубое, безоблачное ....

Круглый, упругий, резиновый ....

Рыжая, хитрая ... .

Большой, косолапый, неуклюжий ... .

Трусливый, серенький ....

Злой, серый, голодный ....

Яркое, лучистое, весеннее ....

Старый, дремучий ... .

Темная, грозовая ....

Тема «Грамматические признаки имени существительного».
 

Выпишите в два столбика существительные, обозна­чающие положительные и отрицательные качества человека.

  Честность,  смелость,  болтливость,  дисциплинированность, трусость, аккуратность, неряшливость, лживость, выносли­вость, настойчивость, любознательность, правдивость, плак­сивость, жизнерадостность, сонливость.

Тема «Имя существительное».

Спишите. Вставьте подходящие по смыслу существительные.

1. Завтра молодые воины будут принимать ... . Солдаты дали ... сражаться до победы. (Клятву, присягу). 2. Землетрясе­ние - стихийное ... . Семью постигло большое ... . (Несчастье, бедствие). 3. В каждом ... сноровка нужна. Терпенье и ... все перетрут. (Дело, труд).

Тема «Многозначные  слова»
Объясните значение слова «перемена», употребленное автором в начале и в конце стихотворения.

«^ Перемена, перемена!» — заливается звонок.

Первым Вова непременно вылетает за порог.

Вылетает за порог — семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова, продремавший весь урок?

^ Неужели это Вова пять минут назад ни слова

У  доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно, с ним бо-о-о-льшая перемена!»

(Б. Заходер)


Тема «Прямое и переносное значение слова».

 Выпишите словосочетания, в которых вы­деленные слова употреблены в переносном значении.

1. Копна волос. Копна сена. 2. Толстая стена. Стена тума­на. 3. Море пшеницы. Синее море. 4. Горныйпоток. Поток слов. 5. Снежный вихрь. Вихрь событий. 6. Морская волна. Волна возмущений. 7. Утолить жажду. Жажда знаний. 8. Лес­ной пожар. Пожар войны. 9. Поле деятельности. Пшеничноеполе. 10. Блеск солнца. Блеск славы. 11. Пятно позора. Жирное пятно. 12. Морская бездна. Бездна дел. 13. Съедобные плоды. Плоды знаний. 14. Горы Урала. Горы арбузов. 15. Яркая звезда. Звезда кино. 16. Оглушительный гром. Гром аплодисментов.

Тема «Имя существительное».
 

 Спишите. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу существительные.

А) Горячий, как огонь. Легкий, как ... . Черный, как ... . Острыйкак .... Красный, как .... Тяжелый, как ....

Слова для справокрак, камень, пух, игла, уголь.

Б) Дрова, как ..., сухие. Глаза, как ... , голубые. Лицо, как ... , белое. Лекарство, как ... , горькое. Земляника, как ... , сладкая.

^ Слова для справок: полынь, порох, небо, полотно, сахар.



 

 

Тема «Имя прилагательное».

Спишите. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.

1. Мальчик оказался (понятным, понятливым) собеседником. 

2. Ученик с (виновным, виноватым) видом стоял перед одно­классниками. 

3. Мальчику пришлось выслушать (обидные, обидчивые) упреки. 

4. Ткань имела (золотой, золотистый) оттенок. 

5. В магазине продавалась (цветная, цветочная) капуста.
Тема «Имя прилагательное».

Спишите. Поставьте подходящие по смыс­лу прилагательные в нужном падеже.

1. Товарищ нашел ... монету. Мы вошли в ... избушку. (ста­рый, старинный) 

2. Вдали виднелось ... дерево. На площади строится ... здание. (высокое, высотное)

3. В ... этаже от­крылся гастроном. Удобно отдыхать в ... кресле, (нижний, низкий)

4. Андрей был моим ... другом. Врач жил в ... деревне, (близкий, ближний)

5. Неприятно находиться в ... комнате. Я с удовольствием вдыхал запах ... ландышей, (душистый, душный).


Тема «Имя прилагательное».


Допишите в предложения прилагательные - антонимы.

1. Шершавая доска в умелых руках столяра стала ... . 

2. Мы ехали на юг в мягком вагоне, а возвращались домой в .... 

3. Наш двор был раньше грязным, а теперь стал ... . 

4. Утром шел сла­бый снег, а к вечеру разыгрался ... буран. 

5. Я смотрел в кино новую грустную картину, а брат по телевизору ... комедию.


Тема «Имя прилагательное».

 Из двух прилагательных, данных в скобках, выберите одно, наиболее подходящее по смыслу. Прилагательные поставьте в том же падеже, что и существительные.

1. В (сырой, мокрый) климате многие чувствуют себя плохо. В помещении сделали (сырая,  влажная) уборку. 2. Пассажиры поехали в Москву на (скорый, стремительный) поезде. Бойцы бросились в (скорая, стремительная) атаку. 3. Учитель поло­жил на стол (жирная, толстая) папку. В духовке жарился (жирный, толстый) гусь.


Тема «Имя прилагательное».

 Подберите к словам «комар», «отдых», «боец» прилагательные-синонимы.

  Короткий, смелый,  назойливый,  кратковременный, бесстрашный, навязчивый, мимолетный, безбоязненный, неотвяз­чивый, минутный, неустрашимый, непродолжительный, надо­едливый, отважный, лихой, удалой.

Тема «Имя прилагательное».

Выпишите те предложения, в которых выде­ленные прилагательные употреблены в переносном значении.

1. Около родника зеленела короткая бархатная травка. Ба­бушка надела старинное бархатное платье. 2. Объяснения Сер­гея были очень туманными. В туманной дали мелькнут кораб­ли. 3. Около одиноко стоящего домика выросло каменное зда­ние. Выражение лица Павла оставалось каменным. 4. В окна первого этажа были вставлены железные решетки. В отряде была железная дисциплина. 5. На Земле космонавтов ждала теплая встреча. Осень стоит необыкновенно теплая.


Тема «Имя прилагательное».

Замените в словосочетаниях  прилагательные синонимами.

1. Свежий хлеб. Свежая газета. Свежий ветерок. Свежий воротничок. (Мягкий, чистый, прохладный, утренняя). 2. Черный хлеб. Черный день. (Ржаной, тяжелый). 3. Тихая езда. Тихая ночь. (Спокойная, медленная). 4. Крепкая веревка. Крепкий организм. (Здоровый, прочная). 5. Верный друг. Верный ответ. ( Правильный, надежный). 6. Глухой старик. Глухой голос. Глухой переулок. Глухой городок. (Тугоухий, приглушенный, безлюдный, неизвестный).

 

Тема «Имя прилагательное».

Замените выделенные слова однокоренными прилагательными.

Образец: Река блестит на солнце, словно серебряная.

/. Река блестит на солнце, словно серебро. 2. Зубы у мальчика белые, словно жемчуг. 3. Льдинки на лужах хрупкие и прозрачные, словно из стекла. 4. Молодая трава, словно изумруд.

Тема «Имя прилагательное».

Вставьте вместо точек подходящие по смыслу прилагательные.

А) Арбуз, как сахар, ... . Лекарство, как полынь, ... . Сок, как клюква, ... . Вода в море, как слеза, ... .

Слова для справок: соленая, кислый, сладкий, горькое.

б) Глаза, как небо, .... Ночное небо, как сажа, .... Лицо,как мел, … .

Слова для справок: белое, черное, голубые. 

в) Солнце, как мяч, ... . Руки, как лед, ... . Нож, как бритва, ... . Шоссе, как стрела ..... ^ Снег, словно пух, .... Слова для справок: легкий, круглое, прямое, острый, холодные.
 

Развитие речи.

 Рассказ с элементами описания. 

 Узнай зверька.
В наших лесах живет робкий зверек. Летом на нём серенькая легкая шубка. К зиме он меняет её на пушистую беленькую. Она спасает зверька от мороза. Жилья у бедняги нет. Что у зверька на обед? Горь­кая кора осинки или березки. Хорошо служат ему длинные ноги. Большими прыжками убегает трусишка от врагов.

Задание.
1. Прочитайте описание зверька.
2. Выпишите словосочетания, с помощью которых вы узнали
зверька.
3. Подчеркните слова, которыми называют зайчишку.

Развитие речи.

 Рассказ с элементами описания. 

Петух и наседка.

  Во дворе наседка водит цыплят. Курица очень изменилась, когда стала мамашей.
  Была щупленькая и гладкая, а теперь растопорщилась, распуши­лась. Была робкая и тихая, а теперь стала отчаянной. На кошку броса­ется. Собаку от цыплят отгоняет.
    Приблизился было к цыплятам петух, главный куриный начальник. У него хвост фонтаном, у него борода, у него красные серьги. Изогнутые шпоры на лапах. Он и людей не боялся. Орел! А тут и моргнуть не успел. Налетела наседка да клювом его. Петух сразу убежал.

Задание.
1. Найдите сравнение в описании петуха.
2. Выпишите описание курицы, а затем — петуха.
3. Выпишите описание курицы в два столбика: молодая ку­рочка и курица-наседка.

Развитие речи.

 Составление связного текста из неполных предложений.

Дополните предложения подходящими по смыслу словами, чтобы получился связный рассказ. Подберите к тексту название.

Тихо в _________ лесу. Снегопад замел ________ следы. Вот из сосняка раздался _______ перестук. Это __________дятел трудится над ___________ шишкой. ______________умелец загнал шишку в ____________ расщелину сосны. Дятел ______________ разбивал шишку клювом и доставал ______ семена.

Слова для справокзимнем, лесные, знакомый, пестрый, со­сновой, красногрудый, сухой, старательно, вкусные.
 

Развитие речи.

 Составление связного текста из неполных предложений.

Ночью грянул __________ мороз. На снегу образовалась ________ корка. Ребята бегут на лыжах по ______ дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями _________ шишки, скорлупки.Это работа ________ белочки. А вот и _____ зверёк в ________ шубке сидит у _____куста. Это заяц! _

Слова для справок:   сильный, крепкая, ледяная, лесной, пус-шыс, пушистой, робкий, белой, заснеженного.




 

 

 

Тема « Грамматические признаки глагола».

Замените данные словосочетания глагола­ми в неопределенной форме.

 Образец: Говорить шепотом — шептать.

Говорить шепотом. Испытывать робость. Издавать писк. Делать ремонт. Давать разрешение. Приносить в дар. Вести беседу. Давать совет. Давать ответ. Давать оценку. Проводить осмотр.
 

Тема « Грамматические признаки глагола».

Замените данные словосочетания глагола­ми в неопределенной форме.
 

Образец: Испытывать гордость — гордиться.

 Испытывать гордость. Попросить извинения. Проявлять интерес. Выражать радость. Чувствовать обиду. Испытывать тре­ногу. Отдавать распоряжение. Превращаться в пар. Дать согла­сие. Участвовать в соревновании. Стать друзьями. Снять с себя одежду.

Тема «Глагол».

 Спишите, вставьте подходящие по смыслу глаголы.

1. Мясо ... очень долго, но зато ... хорошо, (варилось, сварилось) 2. Отец ... дрова, сын тоже ... много дров, (наколол, колол) 3. Мальчик ... целый день. Задень он ... много рисунком (рисовал, нарисовал) 4. Самолет ... над селом. Из клетки по­пугай, (летел, улетел).

Тема «Глагол».

Спишите. Вставьте подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени.

                                                    Приключения Топтыгина.

   Виктор Михайлов ... лесной дорогой на тракторе. Неожиданно на дорогу ... медвежонок. Он ... на задние лапы и удивленно ... на стран­ную машину.
  Виктор ... из машины, а медвежонок ... наутек. Но через две-три минуты ... из-за куста.  Тут-то он и ... в крепкие руки тракториста.  В кабине медвежонок быстро .... Он с удовольствием ... булку, сладкий чай.
   В деревне ... народ. Толпа ... медвежонка, и он ....   Из глаз са­мые настоящие слезы. Медвежонок их ... лапами.
   Виктор ... медвежонка и ... его за деревню. Вскоре малыш в густом ельнике.

Слова для справокехать, выбежать, сесть, посмотреть, выйти, броситься, показаться, попасть, освоиться, съесть выпить, собраться, испугать, заплакать, политься, выти­рать, пожалеть, отнести, скрыться.


Тема «Глагол».

 Выпишите в левый столбик глаголы, обо­значающие приближение, а в правый — обозначающие уда­ление.

Убежать,  прибежать, угнать, пригнать, отползти, при­ползти, отъехать, приехать, приносить, уносить, уплыть при­плыть, прилететь, улететь,

Тема  «Глагол».

Образуйте при помощи приставок от-,  раз-,  у-, вы-  глаголы, антонимичные данным.

Завинтить — развинтить. Завязать. Закрутить. Забинтовать. Вносить. Приходить. Входить. Прилетать. Прибегать. Закопать.


Тема «Глагол».

Выберите из скобок подходящие по смыслу глаголы в данных предложениях.

1. На деревьях сверкал пушистый иней. (Искрился, блистал, сиял ) 2. Мать опасалась за здоровье ребенка. (Страшилась, пугалась, боялась) 3. Быстро бежало время. (Торопилось, мчалось, спешило) 4. Над головой гремел оглушительный гром. (Шумел, грохотал).

 

 

Тема «Глагол».

 Составьте словосочетания с данными гла­голами.

1. Удивляться (чему?), поражаться (чем?). 2. Хотеть (че­го?), стремиться (к чему?). 3. Беспокоиться (о ком?), трево­житься (за кого?), 4. Захватить (что?), завладеть (чем?). 5. Продавать (что?), торговать (чем?).

 

Тема «Глагол».

Выпишите предложения, в которых выде­ленные глаголы употреблены в переносном значении.

1. Затем и фиалка проснулась ото сна. Девочка проснулась и заплакала. 2. Бегун тяжело дышал. Уж небо осенью дышало.3. Мороз узоры пишет на стекле. Ученик пишет сочинение. 4.Мама часто улыбается. И стоит себе лес, улыбается.

Тема «Глагол».

Составьте предложения с данными слово­сочетаниями.

1. Потерять здоровье. Потерять вечер. 2. Расшатать дис­циплину. Расшатать зуб. 3. Войти в комнату. Войти в доверие.4. Поднять карандаш. Поднять тревогу. 5. Завоевать страну.Завоевать авторитет. 6. Потерять деньги. Потерять время.7. Потерять слух. Потерять надежду.

Тема «Глагол».

 Прочитайте предложения. Найдите глаго­лы-омонимы.

1. Маляр красит забор зеленой краской. Не место красит че­ловека, а человек место. 2. Посетитель мнется, не знает, с чего начать. Платье из ситца очень мнется. 3. Собака в ярости рвется с цепи. Новая обувь, а уже рвется. 4. Мальчик помог донести матери тяжелую сумку. Надо срочно донести в штаб сообщение о приближении врага.

 

 

Тема «Глагол».

Замените выделенные глаголы. Где нужно, измените предложения.

Образец: Гостей на новоселье пригласили видимо-невидимо. Родители дали дочери имя Наташа.

1. Гостей на новоселье назвали видимо-невидимо. Родители назвали свою дочь Наташа. 2. Девочка залилась смехом. Вода залилась под ковер. 3. Пассажир сдал чемодан в камеру хранения. За последние годы отец сильно сдал. 4. В дороге все мои вещи растерялись. От неожиданного окрика все немного рас­терялись. 5. Лагерь находился недалеко от города. Ребенок находился за день и быстро уснул. 6. Раньше рожь жали серпом. Сапоги сильно жали.

 

Тема «Глагол».

Спишите. В выделенных словах поставьте ударение. Объясните значение этих слов.

1. Ребенок стал засыпать. Отец пошел засыпать овса лошадям. 2. Высоко в небе парит орел. Что-то парит, будет гроза. 3. Путники вошли в село, когда солнце уже село. 4. Мать окончила все дела, но никак не могла вспомнить, куда она дела очки. 5. Лодка причалила к берегу. Я очень берегу подаренную мне книгу.


 Тема «Глагол».

Спишите. Вставьте глаголы в неопределённой форме.

1 . ..., как черепаха. 2 как на пожар. 3. ..., как сорока. 4. … , как соловей. 5. ..., как голодные волки. 6 ..., как рыба. 7… , как змея. 8. ..., как пчела.

Слова для справок:   жужжать, ползти, трещать, бежать, петь, шипеть, выть, молчать.

 

 

Тема «Глагол».

Вставьте подходящие по смыслу глаголы в настоящем или прошедшем времени.

1. Листья ... на землю, как осенний дождь. 2. Заяц от страха … , как осиновый лист. 3. ..., как убитый. 4. Ученик ..., словно воды в рот набрал. 5. Школьник ... урок, как свои пять пальцев. 6. Девочка ... книгу, как зеницу ока. 7. Осенние листья ... в воздухе, словно бабочки. 8. Мальчик ... неспокойно, словно на иголках. 9. Исчез бесследно, как сквозь землю ... . 10. Внезапно, как из-под земли ....


Слова для справок:    падать, спать, выучить, дрожать, бе­речь, молчать, знать, кружиться, сидеть, провалиться, поя виться.


»  Tags for document: