В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования, т. к. предъявлены предельно высокие требования к темпу жизни и уровню развития молодого поколения. Но какие именно качества потребуются ребенку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо творчестве? Какие образовательные методики и технологии следует использовать педагогам в работе? Мы разделяем точку зрения тех дошкольных работников, которые склоняются к необходимости самопознания и самоактуализации личности ребенка через мотивацию на достижение успеха.
Значимость данной технологии состоит в следующем.
Во - первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта.
Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка).
Благодаря технологии портфолио сегодня, возможно, продемонстрировать успехи воспитанников д/с. Создание портфолио - представления позволит раскрыть индивидуальные достижения, а главное- объединить в творческом процессе усилия родителей, воспитанников и педагогов д/с.
Но, все ли работы включены в портфолио (их может быть сотни и даже тысячи, например, фото? Конечно, же нет, в портфолио включаются только лучшие работы автора, его основные достижения, то, в чем он успешен больше всего в своей деятельности, те аспекты, которые характеризуют его с лучшей стороны.
Таким образом, портфолио дошкольника - это, прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребенка.
Виды портфолио:
Портфолио можно разделить на несколько видов.
Электронный портфолио - это ещё новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.
Портфолио – раскраска - ребенок может сам раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять еще и информацией.
Портфолио традиционное, в виде папки - печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.
Цель портфолио: Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей.
Задачи портфолио:
- создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
- повысить самооценку и уверенность в собственных возможностях;
- максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;
- развить познавательные интересы дошкольников и формировать готовность к самостоятельному познанию;
- формировать установку на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развивать мотивацию творческого роста;
- формировать положительные нравственные качества личности;
- приобретать навыки рефлексии, формировать умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный») ;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.
Функции портфолио:
- диагностическая - фиксирует изменения и рост, за определенный период времени;
- целеполагательная - поддерживает образовательные цели;
- мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;
- содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;
- развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
- рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.
Алгоритм работы над портфолио:
- Постановка цели: нам должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
- Определить вид портфолио.
- Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
- Определить структуру портфолио: количество, название разделов.
- Презентация портфолио.
Портфолио имеет свою структуру, каждый раздел имеет название:
«Познакомьтесь со мной»;
«Я расту»;
«Как стать красивой? », «мои любимые занятия»;
«Кем буду»;
«Награда для героя»;
«Волшебные пальчики»;
«Чем могу, помогу»;
«Прыг-скок» и т. д.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально мы оформили информационный стенд в рамках просветительской работы, чтобы привлечь активных, неравнодушных родителей.
Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Рассмотрим подробнее структуру, а именно разделы:
Титульный лист: информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения; дата начала ведения, дата окончания.
Раздел 1. «Давайте познакомимся». Фото. Фамилия, имя ребенка.
Раздел 2. Девочки: «Мои любимые занятия», «Как стать красивой? ». Образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы).
Мальчики: «Я будущий солдат».
Раздел 3. «Я расту! ». Антропометрические данные: «Вот я какой! », «Как я расту! ». Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах.
Раздел 4. «Награда для героя». Грамоты, дипломы.
Хотя это и не является общей практикой, но некоторые дети получают свои первые дипломы и медали уже в дошкольном возрасте. Кто-то побеждает в конкурсе рисунков на асфальте, кто-то становится победителем творческого конкурса. Данный раздел - копилка всевозможных наград, полученных ребенком.
Раздел 5. «Чем могу, помогу».
Дошкольники с первых лет жизни активно "принимают участие" в работе по дому: поливать и опрыскивать цветы, протирать пыль, помогать по кухне.
Сначала это игра, подражание. Затем ребенок вполне серьезно относится к домашним обязанностям. Несложно сделать несколько снимков, на которых маленькие помощники с усердием выполняют работу по дому, в группе.
Раздел 6. «Волшебные пальчики». (наиболее яркие творческие работы)
Раздел 7. «Что ни слово-золото».
В дошкольном возрасте значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности. Воспитанники нередко называют предметы или действия своим собственными забавными словечками, придумываю новые, совершенно оригинальные слова. А как интересно они порой высказываются! В этом разделе портфолио мы собираем собственную удивительную коллекцию слов и высказываний, сочинений, творческих рассказов наших воспитанников.
Раздел 8. «Прыг-скок».
В данном разделе мы фиксируем освоение ребенком тех или иных физических упражнений. Это могут быть хождение на лыжах, кувырки, хождение по бревну без поддержки, отжимание от пола, лазание по канату, упражнения с мячами, обручами и т. д.
Раздел 9. На будущее «Почитай-ка».
Чтение – залог успеха в будущем. Мировое сообщество давно уяснило для себя важность наследия культуры и образования, в котором чтение в его традиционном или новом виде играет все возрастающую роль. Чтение – залог успеха и в нас. Хочется верить, что современные родители уделяют большое внимание развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио должны стать отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, информация о писателях и поэтах-земляках. Ребенок вполне может не только нарисовать свою иллюстрацию к книге, но и высказать свое мнение о ней: выделить понравившихся героев, отметить наиболее интересные эпизоды.
Например, создание в детском саду Клуба «Юного читателя» сформирует интерес у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.
Раздел 10. На будущее «Мне интересно».
Многие дети достигают значительных успехов, занимаясь в спортивных секциях, музыкальных и танцевальных школах, различных студиях и в кружках. Это может быть также и исследовательская деятельность.
Все эти разделы заполняются постепенно в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Даже за один год ведения такой папки почти у всех детей накапливается достаточно большой материал, касающийся их жизни в детском учреждении. Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути ребенка.
Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, можно отметить, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Совместная работа педагогического коллектива и семьи по данному вопросу помогает взрослым и детям стать ближе, научит прислушиваться друг к другу и понимать друг друга. А когда достигается единство действий семьи и дошкольного учреждения, у ребёнка формируются нравственные понятия и представления о жизни. Именно тогда воспитательный процесс будет проходить с наименьшими трудностями, а ребёнок будет легче воспринимать окружающий его мир через портфолио.
Таким образом, главным воспитателем в жизни ребенка был и остается родитель, воспитатель может повлиять на ребенка лишь в определенной ситуации, а родитель – во всех ситуациях. Вам трудно выделить в ребенке его достижения и успехи, и ребенку – тоже именно потому, что об этом вы ему не говорите. Лишь тогда, когда вы сами станете обращать внимание свое и ребенка на его достижения, успехи, положительные моменты его жизни, тогда и сам ребенок начнет их замечать, искать их, стремиться к ним.
Используемая литература:
1. Адаменко Л.И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008. №1. С. 18-22.
2. Крулехт М.В. Педагогическая технология реализации программы «Детство» в образовательном процессе детского сада: Методические советы к программе «Детство». СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2002. С. 3-15.
3. Руденко И., Туманова О., Курынова С. Портфолио дошкольника // Обруч. 2005. №6. С. 30, 31.
4. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с.
|