Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Л.Н. Белова "Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС ДО

Информация

о соответствии развивающей предметно­-пространственной среды

требованиям ФГОС ДО

в МАДОУ детский сад № 41

Белова Л.Н. Старший воспитатель

В МАДОУ детский сад  № 41 с 01.10.2014 года по 15.10.2014 года была проведена проверка соответствия развивающей предметно-пространственной среды (РППС) требованиям ФГОС ДО.

Приоритетом новой образовательной политики является обеспечение качества образования. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с ФГОС ДО. Поэтому необходимо систематически проводить анализ состояния РППС с целью привидения ее в соответствие с ФГОС ДО, а также в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями. Для решения проблемы повышения качества образования, на основании ст.ст. 28, 30 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ в ДОУ функционирует внутренняя система оценки качества дошкольного образования, план которой включает параметры, характеризующие качество РППС, определяет сроки – это начало и конец учебного года, функциональную группу для проведения мониторинга оценки качества среды. Данная работа позволяет проектировать, моделировать, систематически преобразовывать РППС, направленную на обеспечение реализации индивидуальной траектории ребенка. Рабочая группа оценивала наличие необходимого оборудования и соответствие имеющегося оборудования требованиям ФГОС ДО.

          В детском саду имеется кабинет педагога-психолога, музыкальный, спортивный /тренажерный/ залы, а также кабинеты: заведующего, методический кабинет, кабинеты и помещения административного и хозяйственного назначения.  Кабинеты    оснащены необходимым оборудованием и мебелью.      Медицинский блок  включает в себя процедурный кабинет, изолятор,    приёмную и оснащен необходимым медицинским инструментарием.

Для  осуществления прогулок на территории детского сада имеются прогулочные участки, оборудованные малыми формами, которых недостаточно для осуществления двигательной активности. Необходимо привлечь родителей, спонсоров для пополнения оборудованием прогулочных участков (Группы № 4,7,5)

Факты полученные в результате анализа развивающей предметно-пространственной среды групп:

  1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе;
  2. Учет возрастных особенностей детей;
  3. Учет образования детей с ОВЗ, особыми потребностями в обучении, др. категорий детей. (если таковые имеются в группе).
  4. Реализация ООП ДО (отражение образовательных областей) ;

 

1.Оборудование групповых пространств соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В интерьере групп, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона, стены украшены детскими работами. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в группах(№ 9,8,11) создан «уголок уединения», в котором создана домашняя обстановка; имеются: мягкий диван, живые растения, альбом семейных фотографий, расположен макет сухого аквариума, телевизор, музыкальный центр.

Для взаимосвязи с окружающим миром, свободного доступа к объектам природного характера, организован уголок природы, в котором дети могут наблюдать за растениями - за их ростом и развитием, принимать участие в элементарном труде, ухаживая за ними, проводить опыты и эксперименты с природными и другими материалами.

В группах создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Преобладающее количество мальчиков в группах(№7,8) повлияло на создание развивающей среды. Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. Учитывая спортивно-соревновательные потребности мальчиков, в развивающей среде представлены настольные игры: «Хоккей» «Баскетбол», «Футбол», «Команда чемпионов». В уголке для девочек (группы № 10,5,6) размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин», «Ателье». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

Особенностью детей подготовительного возраста (группы № 4,7,5) рациональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья.

Проблемы:

Малая площадь групповых помещений

Принцип трансформируемости предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. Среду  группы  педагоги  условно  делят  либо  по  центрам  детской  активности (уголки),  либо  на  учебную,  активную,  спокойную  части.  Оборудована  в

соответствии с возрастными особенностями учебная зона.

Имеются столы для занятий, доски висят на уровне глаз детей. Для занятий по

развитию  речи  есть  наборное  полотно  с  буквами,  веера,  алфавиты,    в

логопедических группах  -  зеркала. Для занятий по ФЭМП имеются цифры,

тетради  для  индивидуальной  работы,  счётные  палочки,  раздаточный  и

демонстрационный материал.

Для  разделения  пространства  используются  следующие  маркеры:  детская

мебель  (стульчики), мягкий игровой модуль,  спортивный инвентарь, ковровые дорожки. Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

 

ПРОБЛЕМА

- маленькие размеры центров;

- трудность в перемещении центра по группе (стационарность центра)

Принцип полифункциональности:

В  основном  для  реализации  данного  принципа  используется  строительный материал, в  старших группах природный  материал, шарики, палочки. Материал позволяет решать задачи социально  -  коммуникативного развития, физического развития, познавательного развития, развития игровой деятельности.

ПРОБЛЕМЫ:

- место хранения.

Принцип  вариативности:  в  группах  имеется  (без  жесткого  закрепления)

пространство  для  настольно   -  печатных,  сюжетно  –  ролевых,  режиссерских игр,  конструирования,  чтения,  занятием  художественным  творчеством.  В свободном  доступе  имеются  разнообразные  игры,  игрушки,  материалы  для творчества,  альбомы,  книги,  репродукции  картин .  Изменения  вносятся  в зависимости от темы, праздника, события, интереса воспитанников.

В некоторых группах ярко представлена индивидуальная тема педагога.

Для  отображения  историко  –  климатических  особенностей  региона  имеются фотоальбомы, видео презентации, подобраны открытки, иллюстрации, книги.

ПРОБЛЕМЫ:

- моральное устаревание материалов;

-  медленная  пополняемость  материалов,  связанных  с  региональным компонентом;

- загромождение группы;

- отсутствие индивидуальной темы.

Принцип  доступности  (в  том  числе  и  для  детей  -  инвалидов):  вся  детская мебель  подобрана  по  росту  воспитанников,  имеется  маркеражный  паспорт;

игрушки,  пособия,  материалы  для  творчества  находятся  в  доступном  для

воспитанников месте.

Игрушки подобраны по размеру воспитанников.

ПРОБЛЕМА:

- в некоторых группах старая, громоздкая мебель; /группы № 3,2,4/

Принцип  безопасности:  при  построении  РППС  учитывается  как  один  из ведущих  принципов.  Реализуется  через  недопущения  в  использовании

сломанных  игрушек,  изделий  из  материалов  представляющих  потенциальную опасность  для  воспитанников;  обработка  игровых  пособий  происходит своевременно  ;  предметы, представляющие  угрозу  для  воспитанников,  находятся  в  недоступном  месте  и используются  только  в  совместной  деятельности  с  воспитателем  и проведенным инструктажем.

ПРОБЛЕМЫ:

- быстрое устаревание пособий.

2.Реализация ООП ДО (отражение образовательных областей.)

В развивающей среде групп отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

- коммуникативно-личностное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Пространство групповых комнат организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития) :

• уголок для сюжетно ролевых игр;

• уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;

• книжный уголок,

• уголок настольно печатных игр;

• уголок математических игр;

• уголок природы и экспериментирования с водой и песком;

• спортивный уголок;

• уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования) ;

• уголок конструктивной деятельности;

• уголок наш город Балаково.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В уголках имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм лепки, аппликации, конструирования из бумаги, схемы для использования при конструкторских играх и др.)

Уголок для сюжетно ролевых игр;

В связи с тем, что игровые замыслы детей весьма разнообразны, весь игровой материал в данном уголке размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Дети действуют с разнообразными мелкими фигурками-персонажами в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами, мелкие фигурки-персонажи которые выполняют функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.

Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб — это игровые макеты с "насельниками" (тематическими наборами фигурок-персонажей) и предметами оперирования.

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещены в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро "населен", по желанию играющих) .

Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности:

• Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, Кот в сапогах)

• Настольный театр (Три поросенка, Кот в сапогах, Колобок, Теремок, Зимовье, Маша и медведь)

• Театр ложек (Вол и лиса, Колобок, Три медведя и т. д.)

• Настольные игры из серии «Играем в сказку»

• Пальчиковый театр

• Театр с игрушками Бибабо

• Театр картинок

• Перчаточный

• Гримм

• Маски персонажей и костюмы

• Музыкальные инструменты

• Диски с музыкой и сказками

• Декорации и ширма

• Портреты великих композиторов

• Картотека музыкальных и театрализованных игр

Книжный уголок:

• Книги подобранные по возрасту и по текущей теме

• Портреты писателей и поэтов

• Сюжетные картинки

• Схемы для заучивания стихотворений

• Схемы для пересказа произведений

• Настольно-печатные игры по развитию речи

• Мнемотаблицы

Уголок математического развития:

• Настольно-печатные игры «Развиваем внимание» «Сложи картинку», «Учимся сравнивать» и др.

• Логические кубы

• Логика и цифры

• Сложи узор

• Цветное лото

• Головоломка «Шестиугольник»

• Математический планшет

• Найди фигуру

• Выкладываем дорожки

• Логические цепочки и др.

Уголок природы и экспериментирования:

• Календарь природы

• Картотека прогулок, опытов, экспериментирования

• Настольно-печатные игры по экологии (Ботаническое лото, лото растений и животных, Во саду ли в огороде, Времена года)

• Домино (фрукты, овощи, животные и т. д.)

• Пазлы

• Таблицы

• Мини лаборатории

Спортивный уголок:

• Мячи большие, средние, маленькие

• Обручи

• Флажки

• Гантели

• Гимнастический мяч

• Кольцебросы

• Мешочки для метания

• Скакалки

• Кегли

• Городок

• Дорожки здоровья

• Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна

Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования) :

• Акварель

• Гуашь

• Кисти разных размеров и материалов

• Бумага разной фактуры

• Ножницы/ для детей старшего возраста/

• Трафареты

• Палитры

• Пластилин

• Глина

• Тесто для лепки /для детей младшего возраста/

• Формы для лепки

• Карандаши

• Фломастеры

• Дидактический материал из серии «Искусство детям»

• Настольно-печатные игры (Чудо узоры, «Цветные карандашики»)

• Схемы смешивания красок

• Картины известных художников

• Образцы изделий декоративно -прикладного искусства

• Раскраски по темам

Уголок конструктивной деятельности:

• Конструктор разных размеров и форм и материалов

• Схемы построек

• Мозаики разных форм и размеров

• Бумага для оригами

• Природный материал

Уголок наш город БАЛАКОВО:

• Символика нашей страны

• Фото книги по городам России

• Карта России

• Глобус

• Маршрут- карта

• Электронный гид на дисках

• Настольно-печатные игры из серии «Достопримечательности России», «Наш город»

• Пазлы «Герб России»

• Домино «Наш город», «Где я живу», «Мой дом»

• Конструкторы - архитекторы

• Книги по истории города

 

 

В результате анализа выявлено:

  • Развивающая предметно-пространственная среда групп, музыкального и спортивного /тренажерного/ зала довольно насыщенная,  соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Необходимо пополнить перечень спортивных игр и пособий соревновательного характера (велосипеды, самокаты)
  • Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (частично) (в соответствии со спецификой Программы).
  • Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях (дополнить спортивным оборудованием);

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

  • Предметно-пространственная среда соответствует следующим требованиям:

-Трансформируемость пространства - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

-Полифункциональность материалов - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

 - Вариативность среды - наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; Педагоги создают предметную развивающую среду, которая обеспечивает свободный выбор детьми игрового материала и периодическую сменяемость

- Доступность  - доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а также материалов.

- Безопасность предметно-пространственной среды - соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии с примерным перечнем оборудования и материалов для образовательных организаций, реализующих ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО (Министерство образования Саратовской области ГАУ ДПО «СОИРО»),       обеспеченность учебно-наглядными пособиями составляет 75%. (не хватает игровых материалов, игрушек, инвентаря, что составляет трудности при реализации образовательной программы).              Обеспеченность спортивным инвентарем составляет 80% (недостаточно велосипедов, самокатов, оборудования для спортивных игр: бадминтона, тенниса).

 

Выводы:  продолжать пополнять и обновлять предметно-развивающую среду, необходимую для   разностороннего развития детей, отвечающей принципу целостности образовательного процесса.

Рекомендовано:

  • Расширить наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре), бросовых материалов.
  • Расширить количество материалов, дающих возможность самовыражения детей: театра, бросового материала, уголков художественно-творческой деятельности. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  • Создать оборудование для эмоционального развития детей и сохранения психического здоровья (дневники настроения, альбомы «Моя семья», уголки релаксации, оборудование для игр с водой и песком (или другими сыпучими материалами и др.)
  • Пополнить оборудование для уголков опытно-экспериментальной деятельности, спортивных уголков. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  • Расширить свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
  • Обеспечить периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда была не только развивающая, но и развивающаяся.
  • Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
  •    Пополнить оборудование согласно перечня:

 

Перечень

недостающего игрового оборудования для учебно-материального обеспечения.

 

Вторая группа раннего возраста и младшие группы (2–4 года)

-Пирамидка деревянная из 5 элементов, окрашенных в один из основных цветов

-Напольная пирамида высотой не менее 40 см из 10 крупных элементов разных размеров 4 основных цветов

-Напольная пирамида-башня высотой не менее 90 см из 10 разноцветных элементов-стаканчиков разных размеров, складывающихся в ведерко с крышкой-сортировщиком и объемными элементами-вкладышами

-Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи

-Игрушки – предметы оперирования: утюг, доска гладильная, полосатый жезл,руль

-маркеры игрового пространства: ширма, домик.

- Объекты для исследования в действии: Доски-вкладыши (с основными формами, разделенными на 2-3 части), Проблемный» ящик со звуковым, световым, механическим эффектами.

-. Мягкие кирпичики

-Кукла перчаточная

-Подставка для перчаточных кукол

Средняя группа (4–5 лет)

-Игровой модуль-конструктор для действий с песком и водой

-Комплект из трех игр-головоломок разного уровня сложности на составление квадрата из частей

-Крупногабаритный конструктор деревянный, строительный, напольный, цветной.

-Набор строительных элементов для творческого конструирования

-Настольный конструктор деревянный .

-Набор из двух зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта

-Грузовые, легковые автомобили

-Набор перчаточных кукол к сказкам

-Комплект изделий народных промыслов

-Комплект транспортных средств специального назначения

 

Старшая и подготовительная к школе группа ( 5-7 лет).

-Набор составного счетного материала с изменяемыми признаками

-Набор кубиков с окрашиванием граней в один цвет или в два цвета с разделением по диагонали для составления узоров по схемам

-Комплект из трех игр-головоломок разного уровня сложности на составление квадрата из частей

-Коробочка с 2 сообщающимися отделениями и 10 шариками для наглядной демонстрации состава числа

-Набор из рычажных весов с объемными чашами и комплектом гирь и разновесов для измерения и сравнения масс и объемов

- Набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная)

-Космическая техника

-Планшет с передвижными цветными фишками для выполнения заданий с самопроверкой

-Игра на выстраивание логических цепочек из трех частей «до и после»

-Конструктор деревянный цветной с мелкими элементами

-Набор крупногабаритных мягких сборно-разборных блоков для объемного конструирования

-Конструктор с элементами в виде различных частей тела необычных конфигураций для создания фантастических животных

-Конструктор из элементов с логическими вкладышами на темы «Форма», «Счет», «Расположение», «Эмоции», «Движение»

- Объекты для исследования в действии: Часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей), Микроскоп, Набор волчков (мелкие, разной формы и окраски)

-Комплект транспортных средств

-Коляска для куклы крупногабаритная, соразмерная

-Комплект демонстрационного материала по теме «Знаменитые люди России»

-Набор перчаточных кукол к сказкам

-Комплект изделий народных промыслов

-Деревянная основа с желобками для прокатывания шарика с помощью магнита.

-Тренажер в виде наклонной поверхности с отверстиями и  перемещаемой с помощью двух шнурков основы с шариком для развития зрительно-моторной координации

-Спортивный инвентарь: велосипеды, самокаты, оборудование для спортивных игр: бадминтон, теннис.


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Лидия Николаевна Белова

На: Л.Н. Белова "Соответствие развивающей предметно-пространстве


Приглашаю дать оценку статье,рекомендации к оформлению РППС ДОУ

Белова Л.Н.


Росток

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн