Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Герой и время». По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». 9 класс.

Submitted by инна юрьевна селюта on Fri, 28/08/2015 - 01:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Селюта Инна Юрьевна
Место работы, должность: 

Учитель русского языка и литературы

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

1. Образовательная: познакомить с исторической обстановкой 30-ых годов 19 века, показать трагедию поколения «эпохи безвременья».

2. Развивающая: развивать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.

3. Воспитательная: воспитывать у учащихся уважение к литературному наследию своей страны, уважение к личности.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
  2.  Презентация.
  3. Отрывок из художественного фильма «Звезда пленительного счастья».
  4.  Наглядный  материал (распечатанные листы, жетоны для оценки деятельности).
Используемая методическая литература: 
  1. Асмус В.Ф. «Круг идей Лермонтова». М.1968.
  2. З.Виноградов «Философский роман Лермонтова». Новый мир, 1964,№10.
  3. Лермонтовская энциклопедия/ М.1999.
Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, магнитофон.

Используемые ЦОР: 

Ресурсы сети Интернет.

Краткое описание: 
<p>Планируемые результаты: 1)познавательные УУД:поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; 2)личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; 3)регулятивные УУД:целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; 4)коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.&nbsp;</p>

                                         Ход урока.

 

 

Этапы урока

 

 

    Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Организация начала занятия

 

 

 

 

 

 

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

 

Психологический настрой детей на урок.

Учитель:

- Я сегодня вам предлагаю работать со мной. Надеюсь, что у нас всё получится.

 

Самоопределение

 

 

Мотивация к учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

личностные:

самоопределение, установление связи  между целю учения и  ее его мотивом.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

 

- Ребята, вы любите смотреть спектакли, фильмы?

- От чего зависит успех постановки?

- Как вы думаете, что нужно знать актёру, чтобы точно передать задуманный образ?

- Я хочу, чтобы вы сегодня ощутили себя актёрами, которым доверена честь сыграть одного из самых загадочных и противоречивых героев русской литературы Григория Александровича Печорина.

-Какое мнение у вас сложилось о главном герое романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

- Действительно, Печорин вызывает противоречивые чувства, но тем интереснее будет раскрывать сложный образ героя.

 

 

 

 

 

Выявление желания анализировать

образ героя.

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемного вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация деятельности смыслового чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие обучающимися нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная

работа.

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

 

 

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

познавательные:  самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели

 

 

 

 

 

 

личностные:

нравственно – эстетическое оценивание

регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

личностные: самоопределение,  побуждение к деятельности;

регулятивные:

постановка перед собой цели;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

познавательные: структурирование знаний;

формулировка выводов;

 

 

 

 

познавательные: осмысленное чтение;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация

 

познавательные: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений,  выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;

логические: построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

 

 

 

личностные:

- оценивать результат учебной деятельности.

регулятивные:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.

 

 

 

 

регулятивные:

оценка деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прочитайте 1-ый отрывок

из стихотворения А,С.Пушкина «К Чаадаеву»:

 

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!»

А.С.Пушкин

 («К Чаадаеву»1818г)

 

- Какое настроение этих строк? В каком состоянии находится лирический герой? Охарактеризуйте  одним словом. Запишите в таблицу в графу «Время А.С.Пушкина» (оптимизм)

 

- Теперь прочитайте 2-ый отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Дума»:

 

«Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда».

М.Ю.Лермонтов

(«Дума» 1838г)

- Охарактеризуйте настроение этих строк. Запишите в таблицу в графу «Время М.Ю.Лермонтова» (Пессимизм).

 

- Обратите внимание на время написания произведений. Каков временной промежуток между ними? (20 лет)

- Что же случилось со временем?

-Какое историческое событие повлияло на миропонимание современников?

 (Восстание декабристов)

 

-Я предлагаю посмотреть отрывок из художественного фильма «Звезда пленительного счастья», чтобы погрузиться в то время, о котором мы сейчас рассуждаем.

(Просмотр фильма)

 

- Страшную смерть приняли декабристы. Ради чего они погибли?

(Ради установления справедливости в обществе)

 

- Как называют таких людей? (Героями)

 

 

 

 

 

- После восстания декабристов царь устанавливает жёсткий политический режим. Свободы слова, мысли больше нет. Смысл жизни пушкинского поколения был разрушен. Эти тяжелые времена будут названы «эпохой безвременья». В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности. Именно в это  время и растёт как писатель и поэт М.Ю.Лермонтов.  

- Прочитайте названия граф (Время, герои).

Опираясь на эти слова, попробуйте сформулировать вопрос, на который нам нужно  ответить на уроке, чтобы понять личность героя.

-Прочитайте вопросы.

 

(Влияет ли время на личность человека, героя?)

 

- Запишите вопрос на верхней строке листа.

-Наша цель - ответить на этот вопрос, т.е. раскрыть сущность героя.

 

- Сравним героев пушкинского времени и времени героя романа М.Ю.Лермонтова.

- Обратите внимание на то, что 2-ая и 4-ая графы называются одинаково - «Герои». Они равнозначны по смыслу? (Нет)

- А в чём разница? (Герой Пушкина – человек, готовый на подвиг во имя справедливости. Герой Лермонтова – это, в первую очередь, представитель поколения, времени)

- Так ли всё однозначно на самом деле? Чтобы это понять, нужно открыть  роман.

- Прочитайте отрывок №1. Найдите ключевые слова. Назовите их. («портрет из пороков всего поколения», «болезнь»)

- Обратимся к слову «болезнь». Виноват ли человек в том, что он болен? (Нет)

- Но виноват ли он, когда не стремится победить свой недуг? (да)

- Нам предстоит узнать, какая болезнь охватила всё общество, описанное  Лермонтовым, а вместе с ним и Печорина?

-  Чтобы понять характер Печорина, необходимо обратить внимание на композицию романа.

 

В чём её особенность? (главы расположены не последовательно по времени, а беспорядочно)

-На какую черту характера указывает такая композиция?

 (Непостоянство)

Запишите в 4-ую графу слово «непостоянство».

 

- В какой повести мы впервые встречаемся с Печориным? (Бэла)

- Каким же он предстаёт перед читателем? Прочитайте отрывок из произведения №2 и подумайте, какую черту отмечает в характере героя старый офицер? (Противоречивость)

- Запишите это слово в таблицу.

- По каким законам живёт Г.А.Печорин? (По своим собственным).

- Прочитайте диалоги Печорина и Максима Максимыча.

- Какое слово вы бы подобрали к характеристике героя? (эгоизм).

-Запишите  в таблицу.

- Очень важно и то, что говорит о себе сам Печорин. Прочитайте отрывок №3 и скажите, какое состояние овладело героем?  (Скука)

- Запишите слово в 4-ую графу.

 

-Послушайте стихотворение и попробуйте проникнуться. Представьте, что вы погружаетесь в состояние безразличия.

(Прослушивание стихотворения М.Ю.Лермонтова «И скучно, и грустно»)

 

- Что вы испытывали, слушая стихотворение? (Скуку)  Печорин живёт в этом состоянии практически всегда. Как вы думаете, легко ли ему? (Нет)

 

- Осознаёт ли Печорин свою

испорченность?

-Какое фраза в нашем диалоге была ключевой?

(осознание пороков)

 

- В какой повести мы ещё раз наблюдаем за тем, как Печорин играет  чувствами женщин, которые его любят.

(Княжна Мери).

-Кто страдает по его вине? (Княжна Мери, Вера)

-Так ли однозначно непорядочен и эгоистичен герой? Давайте проанализируем поведение Печорина.

 

 Прочитайте отрывок из главы и скажите, какая черта характера героя открывается читателю?

(Благородство)

-Запишите в таблицу.

- Нам необходимо обратиться и к такому важному понятию, как дружба. Умеет ли Печорин дружить? Докажите.

(Нет, у него нет рядом людей, к которым бы он был бы привязан.)

- Почему, как вы думаете, не получилось дружбы?

- Герой равнодушен.

-Запишите в таблицу новое слово: равнодушие.

 

- А теперь мы немного отвлечёмся и погрузимся в необыкновенно свободный и романтический мир  Кавказа. Представьте горы, макушки которых возносятся ввысь, быстрые холодные горные реки. Храбрые воины проносятся на стремительных скакунах. Слышен свист пуль.

- Что привлекает Печорина здесь? (чувство опасности)

- Печорин смелый человек? Докажите.

-Запишите слово «смелость» в таблицу.

 

-Вы дали характеристику герою и оценку его поступков.

Поставьте «-»  над пороками и «+» над чертами личности, достойными уважения.

 

- Прочитайте. Есть ли в герое достойные черты характера? Достоин ли он уважения?

- Пытается ли Печорин как-то изменить свою жизнь?

 

- Помогает ли ему в этом общество, ощущает ли он понимание себя обществом?

 

- Назовите представителей общества, которое окружает Печорина.

(Максим Максимыч, Грушницкий, доктор Вернер, представители «водяного общества)

 

-Выберите слова, характеризующие представителей общества, запишите в таблицу.

(Безнравственность, раболепство, благородство, одиночество, зависть, идейность, жестокость)

- Больше положительных или отрицательных черт?

(Отрицательных)

- Можно ли назвать это общество прогрессивным?

(Нет)

- Можно ли одного Печорина винить в его пороках?

(Нет)

 

 

-Вернёмся к главному вопросу урока: влияет ли время на личность героя?

(Да, время влияет на личность героя)

 

 

 

 

 

 

В ходе урока вы, как актёры, поняли душу героя, осознали мотивы его поступков. Этот образ стал ближе и понятнее каждому из нас.

- И теперь я предлагаю вам продолжить фразу: «Я, актёр, вижу Печорина таким героем, который…».

- Прочитайте ваши ответы.

-На уроке каждый из вас осознал, как важно, анализируя образ героя,  понимать, в какое время этот герой жил.

 

 

-Сегодня я для вас провела урок. Мне бы хотелось знать, насколько вам было интересно?

-Перед вами лежат жёлтые и красные жетоны. Если вам было интересно, поднимите красный жетон. Если обычно – зелёный.

- А теперь на обратной стороне жетона поставьте себе оценку за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся сравнивают отрывки стихотворений,

делают выводы.

Записывают ключевые слова в таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят отрывок из фильма «Звезда пленительного счастья».

Анализируют поступки героев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют проблемный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют лексическое значение слова «герой».

 

 

 

 

Сравнивают героев разных времён. Делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст, находят ключевые слова, характеризую -щие героя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают с текстом, делают выводы, строят высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают стихотворение (аудиозапись).

Анализируют состояние героя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают

слайд с изображением природы Кавказа.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделяют черты характера героя на достойные и отрицательные.

Делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют представителей общества, окружающего Печорина.

 

 

 

 

Дают характеристику общества, выбирая нужные слова из предложенных учителем.

 

 

Делают выводы.

 

 

 

Отвечают на главный вопрос урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют самостоятельную работу.

Продолжают начатую фразу несколькими предложениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики оценивают качество урока, дают оценку своей деятельности на уроке.

 

Прикрепленный файл Size
Презентация урок.ppt 1.8 MB

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн