Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Причины недостаточности функционального развития мозга ребенка и способы ее нейропсихологической коррекции

Фото пользователя Виктория Вадимовна Щекутеева
Submitted by Виктория Вадимовна Щекутеева on Sat, 29/08/2015 - 16:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Щекутеева Виктория Вадимовна
Место работы, должность: 

Школа-интернат № 1 V вида г. Саратова, педагог-психолог

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p>В статье объясняются возможные причины школьной неуспеваемости и даны рекондации по решению данной проблемы.</p>

Причины недостаточности функционального развития мозга ребенка и способы ее нейропсихологической коррекции

Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным, способным?

 Это зависит от вас, от того, когда начнете и как будете развивать его способности...

(БП. Никитин)

Многие родители и педагоги нередко задаются вопросом: с чем связаны трудности усвоения учебного материала ребенком, почему, несмотря на знание правил русского языка, ребенок не умеет их применять и допускает массу ошибок?

Причиной данных и других возможных проблем школьного обучения (невнимательности, неусидчивости, несобранности) может являться недостаточность функционального развития мозга ребенка.

Дело в том, что информация, поступающая из внешнего мира, сначала обрабатывается на нижнем, первом уровне ствола мозга, который также назван энергетическим. Он регулирует общие изменения активации мозга (уровень тонуса, бодрствования) и является фундаментом для развития остальных, высших структур, отвечающих за память, внимание, мышление, восприятие, речь и т.д. Недостаточность развития первого уровня ствола мозга ведет к искажению в развитии вышеперечисленных структур.

Недостаточность функционального развития мозга ребенка формируется под действием многих негативных факторов: биологических, социально-психологических факторов, а также индивидуальных (или наследственных) атипий развития.

Социально-психологические факторы включают в себя нарушения воспитания (например, гиперопекающий стиль воспитания, при котором в значительной степени ограничивается самостоятельная деятельность ребенка), вынужденную социальную изоляцию ребенка (например, часто болеющий ребенок), педагогическая запущенность, ситуацию билингвизма (когда ребенок воспитывается в семье эмигрантов и вынужден одновременно учиться разговаривать на двух языках).

К биологическим факторам относят отягощенные условия беременности (в том числе перенесенные заболевания и стрессы во время беременности), длительное лечение бесплодия гормональными препаратами, патологии при родах, а также травмы или тяжелые заболевания ребенка в раннем детстве.

К атипиям относятся задержки моторного и речевого развития, наблюдаемые у близких родственников ребенка в их детстве, а также неравномерное развитие различных психических функций ребенка.

Чем больше негативных факторов воздействует на ребенка, тем сильнее задержка его развития. Чем раньше родитель выявит возможную задержку и обратится к нейропсихологу, тем легче будет скорректировать данную задержку. Наиболее эффективна нейропсихологическая коррекция ребенка до 12-ти лет, так как до этого возраста мозг ребенка более пластичен.

Каким образом внимательный родитель может выявить недостаточность функционального развития своего ребенка, чтобы вовремя обратиться за консультацией к специалисту?

По мнению А. Е. Соболевой и Е. Н. Емельяновой, в дошкольном возрасте сигналом для родителя могут являться следующие особенности поведения ребенка:

  1. обилие двигательных и нецеленаправленных действий и движений;
  2. искажение двигательного или речевого развития в возрасте до трех лет (например, ребенок сначала начал ползать, потом сидеть, или не ползал вообще, или заговорил сразу фразами, минуя слоги и слова);
  3. слишком бурные реакции на слабые стимулы или, наоборот, «уплощение эмоций» (отсутствие страха, радости, веселья, испуга, чувства вины и прочего в ситуациях, когда данные эмоции непременно должны адекватно проявляться);
  4. отсутствие сюжета в играх;
  5. игнорирование игрушек;
  6. трудности адаптации в коллективе;
  7. замкнутость, нежелание отвечать на вопросы, даже если их задают близкие, хорошо знакомые люди.

В школьном возрасте основной для ребенка является учебная деятельность, в связи с чем, по мнению авторов, главными симптомами наличия недостаточности функционального развития мозга являются трудности усвоения школьной программы, а именно:

  • низкая успеваемость по всем предметам или резкие скачки от пятерок до единиц за короткий период времени;
  • трудности удержания внимания даже на интересующих ребенка объектах;
  • плохая память;
  • зеркальное письмо, то есть написание букв («э», «б», «в», «з» и т. д.) и цифр (5, 4, 3 и т. д.) в другую сторону;
  • ошибки на письме «не по правилам» (например, «машена» вместо «машина»), замена букв, их пропуск, недописывание букв и слов, перестановка слогов;
  • не усвоение правил или не удержание во внимании программы действий, что выражается в плохом поведении на уроке, непроизвольном отклонении от задания.

На приеме нейропсихолога родитель сможет узнать насколько сильно развиты зоны головного мозга его ребенка и какие зоны нуждаются в коррекции, а также познакомит родителя с комплексом дыхательных и двигательных упражнений, необходимых для коррекции недостаточности функционального развития мозга ребенка.

В ходе нейропсихологической коррекции происходит переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение. Нейропсихологическая коррекция может проводиться в форме игровых занятий, в форме комплекса двигательных и дыхательных упражнений, а также упражнений на развитие речи и артикуляции.

Для наиболее эффективного и устойчивого результата нейропсихологической коррекции, по мнению А. Е. Соболевой и Е. Н. Емельяновой, необходимо, чтобы родитель создавал и поддерживал определенные условия:

  • благоприятный климат в семье;
  • увеличение времени личного общения родителя с ребенком;
  • здоровое питание;
  • режим дня, включающий прогулки на свежем воздухе и полноценный ночной сон;
  • уменьшение времени, проводимого ребенком за компьютером и телевизором;
  • ежедневное выполнение предписанного комплекса дыхательных и двигательных упражнений, а также проведение обязательных игр с ребенком, рекомендованных нейропсихологом
  • снижение школьной и другой дополнительной нагрузки.

Источник: А. Е. Соболева, Е. Н. Емельянова. Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога. (http://fictionbook.ru/static/trials/00/18/35/00183594.a4.pdf)


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн