Официальный сайт aktuell 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Календарно-тематическое планирование элективных курсов по русскому языку (9, 11 классы)

Submitted by Елена Ивановна Григорьева on пн, 31/08/2015 - 16:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Григорьева Елена Ивановна
Место работы, должность: 

МБОУ "СОШ №47" г. Чебоксары, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
учебно-тематический план
Краткое описание ресурса: 
<p>Календарно-тематическое планирование&nbsp; элективных курсов по русскому языку для 9, 11 классов</p>

Календарно-тематическое планирование элективных курсов по русскому языку для 9, 11 классов по пособиям Сениной Н.А.

  1. Элективный курс для 9 класса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Пояснительная записка

В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования. Причем, все сознают, что цель школьного курса — изучение языка и развитие речи. Но на деле мы сталкиваемся с тем, что количество часов гуманитарного цикла сильно урезано: 2 час в неделю — русский язык и 3 часа русской литературы. Элективные курсы, которые предлагаются ученикам — единственная возможность преподнести свой предмет в более полном объеме, содействовать подготовке учеников к ГИА  по русскому языку.

Данный курс содержит уроки, сгруппированные по темам в соответствии с кодификатором и спецификацией ГИА (ОГЭ) по русскому языку на 2015- 2016 учебный год.   Направленность курса «Подготовка к ГИА» способствует становлению у детей учебной самостоятельности и навыков грамотного письма, развивает интерес к изучению русского языка и помогает подготовиться к ГИА (ОГЭ). 

Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников и состоит из следующих разделов: «Готовимся к написанию сжатого изложения» (5 ч.), «Готовимся к написанию сочинения» (14 ч.), «Готовимся к выполнению тестового задания» (13 ч.). В резерве – 2 ч. Внутри  каждого раздела предусмотрены итоговые работы (изложение, сочинения, тестирование) с их последующим анализом.

Программа не допускает учебных перегрузок для школьников.

Программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ГИА»  составлена в соответствии с программно-методическими материалами, учебно-методического пособия Н.А. Сениной  «Русский язык. Подготовка к ОГЭ – 2015». Легион. Ростов-на-Дону, 2014

Данный курс рассчитан на учащихся 9 классов. Программа рассчитана на 34 часа.

Цели:

  1. Повторить теорию школьного курса русского языка.
  2. Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем практических занятий.
  3. Повысить интерес учащихся к русскому языку.
  4. Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.
  5. Помочь учащимся в подготовке к ГИА (ОГЭ) по русскому языку.
  6. Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.

Перед учениками ставится ряд задач:

  1. Знать нормы русского литературного языка.
  2. Орфографические и пунктуационные правила русского языка
  3. Владеть приемами лингвистического анализа.
  4. Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
  5. Писать сочинения по заданным текстам.
  6. Писать сжатое изложение

В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:

  1. Орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (изложения и сочинения)
  2. Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.
  3. Применять полученные теоретические знания на практике (выполнять тестовые задания, писать сочинения и сжатые изложения).

 

Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.

Методическое обеспечение.

1. Сенина  «Русский язык. Подготовка к ОГЭ – 2015». Легион. Ростов-на-Дону, 2014.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к знаниям и умениям учащихся

Виды контроля

Домашнее задание

 
 

1

Требования к написанию сжатого изложения

1

УИНМ

Критерии оценивания  сжатого изложения. Восприятие текста. Основное содержание текста

Знать: критерии оценивания  сжатого изложения, последовательность выполнения работы

 

Работа с текстом

Стр. 6-11

(Сб-к Н.А. Сениной)

 

2

Основные приемы компрессии текста

1

УИНМ

Приемы и принципы сжатия текста. Макро- и микротемы.

Знать: приемы и принципы сжатия текста

Уметь: сжимать исходный текст

Работа с текстом

Стр.11-22

(Сб-к Н.А. Сениной)

 

3

Техника написания сжатого изложения

1

Практикум

Приемы и принципы сжатия текста. Макро- и микротемы. Работа с текстом

Знать: приемы и принципы сжатия текста

Уметь: сжимать исходный текст

Работа с текстом

Сжать текст

 

4

Сжатое изложение

1

УРР

Сжатое изложение

Знать: приемы и принципы сжатия текста

Уметь: писать сжатое изложение

Сжатое изложение

Тест

 

 

5

Анализ  изложения

1

ПОУ

Работа над ошибками

Знать: приемы и принципы сжатия текста

Уметь: писать сжатое изложение

Работа над ошибками

Тест

 

6

Требования к написанию сочинения-рассуждения

1

УИНМ

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Структура данного вида работы

Знать: критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

 

Работа с текстом

Стр.75-83

(Сб-к Н.А. Сениной)

 

7

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

1

УИНМ

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Лексические и грамматические явления для аргументации

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Уметь: подбирать   лексические и грамматические явления для аргументации

Работа с текстом

Стр. 83-101(Сб-к Н.А. Сениной)

 

8

Техника написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

1

Практикум

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Лексические и грамматические явления для аргументации. Работа с  текстом

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Уметь: подбирать   лексические и грамматические явления для аргументации

Работа с текстом

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

 

9

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

УРР

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Уметь: подбирать   лексические и грамматические явления для аргументации

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Тест

 

10

Анализ сочинения

1

ПОУ

Работа над ошибками

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Уметь: писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Работа над ошибками

Тест

 

11

 Интерпретация  фрагмента текста

1

УИНМ

Информационная обработка текста. Основная мысль. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста, критерии оценивания задания 15.2

Работа с текстом

Стр.126-135 (Сб-к Н.А. Сениной)

 

12-13

Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

2

Практикум

Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Работа с текстом

Знать:  алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Работа с текстом

Сочинение-рассуждение по фрагменту текста

 

14

Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста

1

УРР

Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста

Тест

 

15

Анализ сочинения

1

ПОУ

Работа над ошибками

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Работа над ошибками

Тест

 

16-17

Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста

2

УИНМ

Информационная обработка текста. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3

Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста

Работа с текстом

Стр.135-140 (Сб-к Н.А. Сениной), сочинение

 

18

Сочинение-рассуждение. Задание 15.3

1

УРР

Сочинение-рассуждение. Задание 15.3

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3

Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста

Сочинение-рассуждение. Задание 15.3

Тест

 

19

Анализ сочинения

1

ПОУ

Работа над ошибками

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3

Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста

Работа над ошибками

Тест

 

20

Средства выразительности

1

ПОУ

Лексика. Тропы и фигуры речи.

Знать: средства выразительности

Уметь: выполнять тестовое задание № 3

Выполнение тестовых заданий (№3)

Тестовые задания (все варианты № 3)по сб-ку Н.А. Сениной

 

21

Правописание приставок

1

ПОУ

Правописание приставок: з-с на конце приставок, при- и пре-, неизменяющиеся на письме приставки

Знать: правописание приставок

Уметь: выполнять тестовое задание № 4

Выполнение тестовых заданий (№4)

Тестовые задания (все варианты № 4)по сб-ку Н.А. Сениной

 

22

Правописание Н-НН в словах разных частей речи

1

ПОУ

Правописание Н-НН в словах разных частей речи

Знать: правописание Н-НН в словах разных частей речи

Уметь: выполнять тестовое задание № 5

Выполнение тестовых заданий (№5)

Тестовые задания (все варианты № 5)по сб-ку Н.А. Сениной

 

23

Характеристика русской лексики. Синонимы

1

ПОУ

Характеристика русской лексики. Однозначные, многозначные слова. Новые и устаревшие слова. Книжная и разговорная лексика. Антонимы. Омонимы. Синонимы.

Знать: характеристику русской лексики, синонимы

Уметь: выполнять тестовое задание № 6

Выполнение тестовых заданий (№6)

Тестовые задания (все варианты № 6)по сб-ку Н.А. Сениной

 

24

Словосочетание

1

ПОУ

Словосочетание. Согласование, управление, примыкание

Знать: виды связи слов в словосочетании

Уметь: выполнять тестовое задание № 7

Выполнение тестовых заданий (№7)

Тестовые задания (все варианты № 7)по сб-ку Н.А. Сениной

 

25

Предложение. Грамматическая основа предложения.

1

ПОУ

Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Знать: о грамматической основе предложения

Уметь: выполнять тестовые  задания № 8, №11

Выполнение тестовых заданий (№8, №11)

Тестовые задания (все варианты № 8, №11)по сб-ку Н.А. Сениной

 

26-27

Осложненное простое предложение

2

ПОУ

Обособленные члены предложения(определения, приложения, обстоятельства, дополнения)

Знать: правила обособления второстепенных членов предложения

Уметь: выполнять тестовые  задания №9

Выполнение тестовых заданий (№9)

Тестовые задания (все варианты № 9)по сб-ку Н.А. Сениной

 

28

Основные разряды вводных слов

1

ПОУ

Вводные конструкции. Основные разряды вводных слов

Знать: основные разряды вводных слов

Уметь: выполнять тестовые  задания №10

Выполнение тестовых заданий (№10)

Тестовые задания (все варианты № 10)по сб-ку Н.А. Сениной

 

29-30

Пунктуация и синтаксис сложного предложения

2

ПОУ

Знаки препинания в сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение

Знать: правила постановки знаков препинания в сложном предложении

Уметь: выполнять тестовые  задания №12, №13, №14

Выполнение тестовых заданий (№12, №13, №14)

Тестовые задания (все варианты № 12, №13, №14)по сб-ку Н.А. Сениной

 

31

Итоговое тестирование

1

КЗУ

Итоговое тестирование

Знать: изученный материал

Уметь: выполнять тестовые  задания №2- №14

Итоговое тестирование

Анализ диагностической таблицы

 

32

Анализ итоговой работы

1

ПОУ

Работа над ошибками

Знать: изученный материал

Уметь: выполнять тестовые  задания №2- №14

Работа над ошибками

 

 

33-34

Резервные уроки

2

 

 

 

 

 

 

КЗУ – контроль знаний учащихся, ПОУ –  повторительно-обобщающий урок, УИНМ – урок изучения нового материала, УРР – урок развития речи.

 

  1. Элективный курс для 11 класса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Пояснительная записка

В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования. Причем, все сознают, что цель школьного курса — изучение языка и развитие речи. Но на деле мы сталкиваемся с тем, что количество часов гуманитарного цикла сильно урезано: 1 час в неделю — русский язык и 3 часа русской литературы. Элективные курсы, которые предлагаются ученикам — единственная возможность преподнести свой предмет в более полном объеме, содействовать подготовке учеников к ЕГЭ по русскому языку.

Данный курс содержит уроки, сгруппированные по темам в соответствии с кодификатором и спецификацией ЕГЭ по русскому языку на 2015- 2016 учебный год, и является продолжением курса «Русское правописание», изученного в 10 классе.   Направленность курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» способствует становлению у детей учебной самостоятельности и навыков грамотного письма, развивает интерес к изучению русского языка и помогает подготовиться к ЕГЭ. 

Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников и состоит из следующих разделов: «Готовимся к написанию сочинения» (11 ч.) и «Задания части № 1» (21 ч.). Чтобы проследить динамику обучения предусмотрены входное тестирование и заключительное с их последующим анализом.

Программа не допускает учебных перегрузок для школьников.

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»  составлена в соответствии с программно-методическими материалами, учебно-методического комплекса «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ», который включает пособия Н.А. Сениной «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ», «Русский язык. 10-11 классы. Тематический тренинг по новой демоверсии. Модели сочинений. Подготовка к ЕГЭ», пособие Н.А. Сениной и А.Г. Нарушевича «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» и на основании Единых требований к знаниям выпускников средних общеобразовательных школ.

Данный курс рассчитан на учащихся 11 классов. Программа рассчитана на 34 часа.

Цели:

  1. Повторить теорию школьного курса русского языка.
  2. Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем практических занятий.
  3. Повысить интерес учащихся к русскому языку.
  4. Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.
  5. Помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
  6. Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.

Перед учениками ставится ряд задач:

  1. Знать нормы русского литературного языка.
  2. Владеть приемами лингвистического анализа.
  3. Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
  4. Писать сочинения по заданным текстам.

В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:

  1. Орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (сочинения)
  2. Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.
  3. Применять полученные теоретические знания на практике (выполнять тестовые задания).

 

Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.

Методическое обеспечение.

1. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сборник тестов.  Н.А.Сенина. –  Ростов н/Дону: Легион, 2012

2. Русский язык. 10-11 классы. Тематический тренинг по новой демоверсии. Модели сочинений. Подготовка к ЕГЭ: учебное пособие/Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. – Ростов н/Дону: Легион, 2015. – 313 с.

3. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки»/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич –  Ростов н/Дону: Легион, 2012

 

 

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к знаниям и умениям учащихся

Виды контроля

Домашнее задание

 
 

1

Входное тестирование

1

КЗУ

Задания 1-ой части

Знать: орфографические, пунктуационные, морфологические синтаксические, лексические, орфоэпические нормы русского языка.

Уметь: использовать полученные знания при выполнении тестового задания

Тест

Сборник Н.А.Сениной (тестовое задание)

 

2

Анализ входного тестирования

1

ПОУ

Работа над ошибками

Знать: орфографические, пунктуационные, морфологические синтаксические, лексические, орфоэпические нормы русского языка.

Уметь: использовать полученные знания при выполнении тестового задания

Составление диагностической таблицы

Повторить правила

 

3

Готовимся к написанию сочинения. Структура сочинения

1

УИНМ

Критерии оценивания сочинения, его структура, проблема, виды проблем

Знать: критерии оценивания сочинения, его структуру

Разбор демонстрационных сочинений

 

 

4-5

Формулировка проблемы исходного текста

2

УИНМ

Работа с текстами: выявление и формулировка проблем

Знать: какими бывают проблемы

Уметь: формулировать проблему исходного текста

Работа с текстами: выявление и формулировка проблем

 

 

6

Комментарий к сформулированной проблеме текста

1

УРР, УИНМ

Комментарий.  Типичные ошибки. Работа с текстами.

Знать: каким способом можно прокомментировать проблему

Уметь: комментировать проблему текста

Работа с текстами: выявление и формулировка проблем и их комментарий

 

 

7

Позиция автора

1

УРР, УИНМ

Способы выражения позиции автора в тексте. Типичные ошибки. Работа с текстами.

Знать: способы выражения позиции автора в тексте

Уметь: определять авторскую позицию

Работа с текстами: выявление и формулировка проблем, определение авторской позиции

 

 

8

Аргументация собственного мнения по проблеме

1

УРР

Аргументация. Аргументы: рациональные, иллюстративные, ссылки на авторитет. Типичные ошибки

Знать: способы аргументации

Уметь: аргументировать собственное мнение по проблеме

Работа с текстом: аргументация собственного мнения по проблеме текста

 

 

9

Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения

1

УРР

Средства связи предложений в тексте. Типичные ошибки

Знать: средства связи предложений в тексте

Уметь: связно, последовательно излагать свои мысли

Работа с текстом

 

 

10

Точность и выразительность речи. Этические нормы. Фактологическая точность

1

УРР

Точность и выразительность речи. Этические нормы. Фактологическая точность. Типичные ошибки

Знать: критерии оценивания сочинения

Уметь: составлять собственный текст, соблюдая этические нормы и фактологические неточности

Работа с текстом

 

 

11-12

Сочинение

2

УРР

Сочинение

Знать: критерии оценивания сочинения

Уметь: писать сочинение по заданному тексту

Сочинение

 

 

13

Анализ сочинения

1

ПОУ

Работа над ошибками

Знать: критерии оценивания сочинения

Уметь: писать сочинение по заданному тексту

Работа над ошибками

 

 

14-15

Информационная обработка текста.

2

ПОУ

Информационная обработка текста. Работа с тестовым материалом. Выполнение заданий    № 1, №2, №3

Уметь: определять главную информацию в тексте, определять значения слов, восстанавливать фрагмент текста с попусками

Работа с тестами

 

 

16

Орфоэпия

1

ПОУ

Нормы ударения и произношения. Работа с орфоэпическими словарями

Знать: орфоэпические нормы

Уметь: правильно ставить ударения в словах

Работа с тестами, выполнение задания № 4

 

 

17

Употребление паронимов

1

УИНМ

Лексические нормы. Употребление паронимов

Знать: лексические нормы

Уметь: употреблять паронимы

Работа с тестами, выполнение задания № 5

 

 

18

Морфологические нормы

1

ПОУ

Морфологические нормы. Образование форм слова

Знать: морфологические нормы

Уметь: находить ошибки в образовании форм слова

Работа с тестами, выполнение задания № 6

 

 

19

Нормы согласования и управления

1

ПОУ

Синтаксические нормы. Нормы согласования и управления

Знать: синтаксические нормы

Уметь: определять грамматические ошибки

Работа с тестами, выполнение задания № 7

 

 

20

Тестирование

1

КЗУ

Тестирование. Задания ч.1

Уметь: использовать полученные знания при выполнении тестового задания

Тестирование. Задания ч.1

 

 

21

Анализ текста. Виды информации в тексте.

1

УРР

Основная мысль текста. Виды информации в тексте: основная, дополнительная, явная и скрытая

Уметь: определять основную мысль текста

Работа с текстом

 

 

22

Типы речи и стили речи

1

УРР

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.  Стили речи: разговорный, публицистический, научный, официально-деловой, художественный.

Знать: типы речи, стили речи

Уметь: определять типы речи и стили речи

Работа с текстом

 

 

23

Синонимы, антонимы и фразеологизмы

1

ПОУ

Прямые и контекстные синонимы. Антонимы и фразеологизмы

Уметь: определять значение слов и их употребление

Работа с текстом

 

 

24

Строение текста и лексико-грамматические связи между предложениями в нем

1

ПОУ

Параллельная и цепная связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте

Знать: виды связи предложений в тексте

Уметь: определять виды связи предложений в тексте

Работа с текстом

 

 

25

Изобразительно-выразительные средства и их функции.

1

УРР

Изобразительно-выразительные средства и их функции.

Знать: изобразительно-выразительные средства и их функции.

Уметь: соотносить средства выразительности в рецензии с их списком в заданиях

Работа с текстом

 

 

26-28

Орфография (повторение).

Правописание корней

3

ПОУ

Правописание корней, приставок, личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Н/НН в словах разных частей речи. Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

Знать: правописания слов

Уметь: выполнять тестовые задания по орфографии

Тесты по орфографии, словарные диктанты

 

 

29-30

Пунктуация (повторение)

2

ПОУ

Знаки препинания в простом и сложном предложении. Прямая речь, диалог. Цитирование.

Знать: правила постановки знаков препинания

Уметь: выполнять тестовые задания по пунктуации

Тесты по пунктуации, графические диктанты

 

 

31-33

Итоговое тестирование

3

КЗУ

Выполнение заданий части №1 и №2

Знать: изученный материал

 

Выполнение заданий части №1 и №2

 

 

34

Анализ итоговой работы

1

ПОУ

Работа над ошибками

 

Работа над ошибками

 

 

                 

 

КЗУ – контроль знаний учащихся, ПОУ – повторительно-обобщающий урок, УРР – урок развития речи, УИНМ – урок изучения нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование элективных курсов по русскому языку для 9, 11 классов по пособиям Сениной Н.А.

  1. Элективный курс для 9 класса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Пояснительная записка

В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования. Причем, все сознают, что цель школьного курса — изучение языка и развитие речи. Но на деле мы сталкиваемся с тем, что количество часов гуманитарного цикла сильно урезано: 2 час в неделю — русский язык и 3 часа русской литературы. Элективные курсы, которые предлагаются ученикам — единственная возможность преподнести свой предмет в более полном объеме, содействовать подготовке учеников к ГИА  по русскому языку.

Данный курс содержит уроки, сгруппированные по темам в соответствии с кодификатором и спецификацией ГИА (ОГЭ) по русскому языку на 2015- 2016 учебный год.   Направленность курса «Подготовка к ГИА» способствует становлению у детей учебной самостоятельности и навыков грамотного письма, развивает интерес к изучению русского языка и помогает подготовиться к ГИА (ОГЭ). 

Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников и состоит из следующих разделов: «Готовимся к написанию сжатого изложения» (5 ч.), «Готовимся к написанию сочинения» (14 ч.), «Готовимся к выполнению тестового задания» (13 ч.). В резерве – 2 ч. Внутри  каждого раздела предусмотрены итоговые работы (изложение, сочинения, тестирование) с их последующим анализом.

Программа не допускает учебных перегрузок для школьников.

Программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ГИА»  составлена в соответствии с программно-методическими материалами, учебно-методического пособия Н.А. Сениной  «Русский язык. Подготовка к ОГЭ – 2015». Легион. Ростов-на-Дону, 2014

Данный курс рассчитан на учащихся 9 классов. Программа рассчитана на 34 часа.

Цели:

  1. Повторить теорию школьного курса русского языка.
  2. Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем практических занятий.
  3. Повысить интерес учащихся к русскому языку.
  4. Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.
  5. Помочь учащимся в подготовке к ГИА (ОГЭ) по русскому языку.
  6. Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.

Перед учениками ставится ряд задач:

  1. Знать нормы русского литературного языка.
  2. Орфографические и пунктуационные правила русского языка
  3. Владеть приемами лингвистического анализа.
  4. Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
  5. Писать сочинения по заданным текстам.
  6. Писать сжатое изложение

В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:

  1. Орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (изложения и сочинения)
  2. Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.
  3. Применять полученные теоретические знания на практике (выполнять тестовые задания, писать сочинения и сжатые изложения).

 

Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.

Методическое обеспечение.

1. Сенина  «Русский язык. Подготовка к ОГЭ – 2015». Легион. Ростов-на-Дону, 2014.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к знаниям и умениям учащихся

Виды контроля

Домашнее задание

 
 

1

Требования к написанию сжатого изложения

1

УИНМ

Критерии оценивания  сжатого изложения. Восприятие текста. Основное содержание текста

Знать: критерии оценивания  сжатого изложения, последовательность выполнения работы

 

Работа с текстом

Стр. 6-11

(Сб-к Н.А. Сениной)

 

2

Основные приемы компрессии текста

1

УИНМ

Приемы и принципы сжатия текста. Макро- и микротемы.

Знать: приемы и принципы сжатия текста

Уметь: сжимать исходный текст

Работа с текстом

Стр.11-22

(Сб-к Н.А. Сениной)

 

3

Техника написания сжатого изложения

1

Практикум

Приемы и принципы сжатия текста. Макро- и микротемы. Работа с текстом

Знать: приемы и принципы сжатия текста

Уметь: сжимать исходный текст

Работа с текстом

Сжать текст

 

4

Сжатое изложение

1

УРР

Сжатое изложение

Знать: приемы и принципы сжатия текста

Уметь: писать сжатое изложение

Сжатое изложение

Тест

 

 

5

Анализ  изложения

1

ПОУ

Работа над ошибками

Знать: приемы и принципы сжатия текста

Уметь: писать сжатое изложение

Работа над ошибками

Тест

 

6

Требования к написанию сочинения-рассуждения

1

УИНМ

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Структура данного вида работы

Знать: критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

 

Работа с текстом

Стр.75-83

(Сб-к Н.А. Сениной)

 

7

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

1

УИНМ

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Лексические и грамматические явления для аргументации

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Уметь: подбирать   лексические и грамматические явления для аргументации

Работа с текстом

Стр. 83-101(Сб-к Н.А. Сениной)

 

8

Техника написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

1

Практикум

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Лексические и грамматические явления для аргументации. Работа с  текстом

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Уметь: подбирать   лексические и грамматические явления для аргументации

Работа с текстом

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

 

9

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

УРР

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Уметь: подбирать   лексические и грамматические явления для аргументации

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Тест

 

10

Анализ сочинения

1

ПОУ

Работа над ошибками

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Уметь: писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Работа над ошибками

Тест

 

11

 Интерпретация  фрагмента текста

1

УИНМ

Информационная обработка текста. Основная мысль. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста, критерии оценивания задания 15.2

Работа с текстом

Стр.126-135 (Сб-к Н.А. Сениной)

 

12-13

Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

2

Практикум

Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Работа с текстом

Знать:  алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Работа с текстом

Сочинение-рассуждение по фрагменту текста

 

14

Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста

1

УРР

Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста

Тест

 

15

Анализ сочинения

1

ПОУ

Работа над ошибками

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Работа над ошибками

Тест

 

16-17

Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста

2

УИНМ

Информационная обработка текста. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3

Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста

Работа с текстом

Стр.135-140 (Сб-к Н.А. Сениной), сочинение

 

18

Сочинение-рассуждение. Задание 15.3

1

УРР

Сочинение-рассуждение. Задание 15.3

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3

Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста

Сочинение-рассуждение. Задание 15.3

Тест

 

19

Анализ сочинения

1

ПОУ

Работа над ошибками

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3

Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста

Работа над ошибками

Тест

 

20

Средства выразительности

1

ПОУ

Лексика. Тропы и фигуры речи.

Знать: средства выразительности

Уметь: выполнять тестовое задание № 3

Выполнение тестовых заданий (№3)

Тестовые задания (все варианты № 3)по сб-ку Н.А. Сениной

 

21

Правописание приставок

1

ПОУ

Правописание приставок: з-с на конце приставок, при- и пре-, неизменяющиеся на письме приставки

Знать: правописание приставок

Уметь: выполнять тестовое задание № 4

Выполнение тестовых заданий (№4)

Тестовые задания (все варианты № 4)по сб-ку Н.А. Сениной

 

22

Правописание Н-НН в словах разных частей речи

1

ПОУ

Правописание Н-НН в словах разных частей речи

Знать: правописание Н-НН в словах разных частей речи

Уметь: выполнять тестовое задание № 5

Выполнение тестовых заданий (№5)

Тестовые задания (все варианты № 5)по сб-ку Н.А. Сениной

 

23

Характеристика русской лексики. Синонимы

1

ПОУ

Характеристика русской лексики. Однозначные, многозначные слова. Новые и устаревшие слова. Книжная и разговорная лексика. Антонимы. Омонимы. Синонимы.

Знать: характеристику русской лексики, синонимы

Уметь: выполнять тестовое задание № 6

Выполнение тестовых заданий (№6)

Тестовые задания (все варианты № 6)по сб-ку Н.А. Сениной

 

24

Словосочетание

1

ПОУ

Словосочетание. Согласование, управление, примыкание

Знать: виды связи слов в словосочетании

Уметь: выполнять тестовое задание № 7

Выполнение тестовых заданий (№7)

Тестовые задания (все варианты № 7)по сб-ку Н.А. Сениной

 

25

Предложение. Грамматическая основа предложения.

1

ПОУ

Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Знать: о грамматической основе предложения

Уметь: выполнять тестовые  задания № 8, №11

Выполнение тестовых заданий (№8, №11)

Тестовые задания (все варианты № 8, №11)по сб-ку Н.А. Сениной

 

26-27

Осложненное простое предложение

2

ПОУ

Обособленные члены предложения(определения, приложения, обстоятельства, дополнения)

Знать: правила обособления второстепенных членов предложения

Уметь: выполнять тестовые  задания №9

Выполнение тестовых заданий (№9)

Тестовые задания (все варианты № 9)по сб-ку Н.А. Сениной

 

28

Основные разряды вводных слов

1

ПОУ

Вводные конструкции. Основные разряды вводных слов

Знать: основные разряды вводных слов

Уметь: выполнять тестовые  задания №10

Выполнение тестовых заданий (№10)

Тестовые задания (все варианты № 10)по сб-ку Н.А. Сениной

 

29-30

Пунктуация и синтаксис сложного предложения

2

ПОУ

Знаки препинания в сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение

Знать: правила постановки знаков препинания в сложном предложении

Уметь: выполнять тестовые  задания №12, №13, №14

Выполнение тестовых заданий (№12, №13, №14)

Тестовые задания (все варианты № 12, №13, №14)по сб-ку Н.А. Сениной

 

31

Итоговое тестирование

1

КЗУ

Итоговое тестирование

Знать: изученный материал

Уметь: выполнять тестовые  задания №2- №14

Итоговое тестирование

Анализ диагностической таблицы

 

32

Анализ итоговой работы

1

ПОУ

Работа над ошибками

Знать: изученный материал

Уметь: выполнять тестовые  задания №2- №14

Работа над ошибками

 

 

33-34

Резервные уроки

2

 

 

 

 

 

 

КЗУ – контроль знаний учащихся, ПОУ –  повторительно-обобщающий урок, УИНМ – урок изучения нового материала, УРР – урок развития речи.

 

  1. Элективный курс для 11 класса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Пояснительная записка

В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования. Причем, все сознают, что цель школьного курса — изучение языка и развитие речи. Но на деле мы сталкиваемся с тем, что количество часов гуманитарного цикла сильно урезано: 1 час в неделю — русский язык и 3 часа русской литературы. Элективные курсы, которые предлагаются ученикам — единственная возможность преподнести свой предмет в более полном объеме, содействовать подготовке учеников к ЕГЭ по русскому языку.

Данный курс содержит уроки, сгруппированные по темам в соответствии с кодификатором и спецификацией ЕГЭ по русскому языку на 2015- 2016 учебный год, и является продолжением курса «Русское правописание», изученного в 10 классе.   Направленность курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» способствует становлению у детей учебной самостоятельности и навыков грамотного письма, развивает интерес к изучению русского языка и помогает подготовиться к ЕГЭ. 

Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников и состоит из следующих разделов: «Готовимся к написанию сочинения» (11 ч.) и «Задания части № 1» (21 ч.). Чтобы проследить динамику обучения предусмотрены входное тестирование и заключительное с их последующим анализом.

Программа не допускает учебных перегрузок для школьников.

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»  составлена в соответствии с программно-методическими материалами, учебно-методического комплекса «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ», который включает пособия Н.А. Сениной «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ», «Русский язык. 10-11 классы. Тематический тренинг по новой демоверсии. Модели сочинений. Подготовка к ЕГЭ», пособие Н.А. Сениной и А.Г. Нарушевича «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» и на основании Единых требований к знаниям выпускников средних общеобразовательных школ.

Данный курс рассчитан на учащихся 11 классов. Программа рассчитана на 34 часа.

Цели:

  1. Повторить теорию школьного курса русского языка.
  2. Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем практических занятий.
  3. Повысить интерес учащихся к русскому языку.
  4. Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.
  5. Помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
  6. Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.

Перед учениками ставится ряд задач:

  1. Знать нормы русского литературного языка.
  2. Владеть приемами лингвистического анализа.
  3. Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
  4. Писать сочинения по заданным текстам.

В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:

  1. Орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (сочинения)
  2. Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.
  3. Применять полученные теоретические знания на практике (выполнять тестовые задания).

 

Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.

Методическое обеспечение.

1. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сборник тестов.  Н.А.Сенина. –  Ростов н/Дону: Легион, 2012

2. Русский язык. 10-11 классы. Тематический тренинг по новой демоверсии. Модели сочинений. Подготовка к ЕГЭ: учебное пособие/Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. – Ростов н/Дону: Легион, 2015. – 313 с.

3. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки»/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич –  Ростов н/Дону: Легион, 2012

 

 

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к знаниям и умениям учащихся

Виды контроля

Домашнее задание

 
 

1

Входное тестирование

1

КЗУ

Задания 1-ой части

Знать: орфографические, пунктуационные, морфологические синтаксические, лексические, орфоэпические нормы русского языка.

Уметь: использовать полученные знания при выполнении тестового задания

Тест

Сборник Н.А.Сениной (тестовое задание)

 

2

Анализ входного тестирования

1

ПОУ

Работа над ошибками

Знать: орфографические, пунктуационные, морфологические синтаксические, лексические, орфоэпические нормы русского языка.

Уметь: использовать полученные знания при выполнении тестового задания

Составление диагностической таблицы

Повторить правила

 

3

Готовимся к написанию сочинения. Структура сочинения

1

УИНМ

Критерии оценивания сочинения, его структура, проблема, виды проблем

Знать: критерии оценивания сочинения, его структуру

Разбор демонстрационных сочинений

 

 

4-5

Формулировка проблемы исходного текста

2

УИНМ

Работа с текстами: выявление и формулировка проблем

Знать: какими бывают проблемы

Уметь: формулировать проблему исходного текста

Работа с текстами: выявление и формулировка проблем

 

 

6

Комментарий к сформулированной проблеме текста

1

УРР, УИНМ

Комментарий.  Типичные ошибки. Работа с текстами.

Знать: каким способом можно прокомментировать проблему

Уметь: комментировать проблему текста

Работа с текстами: выявление и формулировка проблем и их комментарий

 

 

7

Позиция автора

1

УРР, УИНМ

Способы выражения позиции автора в тексте. Типичные ошибки. Работа с текстами.

Знать: способы выражения позиции автора в тексте

Уметь: определять авторскую позицию

Работа с текстами: выявление и формулировка проблем, определение авторской позиции

 

 

8

Аргументация собственного мнения по проблеме

1

УРР

Аргументация. Аргументы: рациональные, иллюстративные, ссылки на авторитет. Типичные ошибки

Знать: способы аргументации

Уметь: аргументировать собственное мнение по проблеме

Работа с текстом: аргументация собственного мнения по проблеме текста

 

 

9

Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения

1

УРР

Средства связи предложений в тексте. Типичные ошибки

Знать: средства связи предложений в тексте

Уметь: связно, последовательно излагать свои мысли

Работа с текстом

 

 

10

Точность и выразительность речи. Этические нормы. Фактологическая точность

1

УРР

Точность и выразительность речи. Этические нормы. Фактологическая точность. Типичные ошибки

Знать: критерии оценивания сочинения

Уметь: составлять собственный текст, соблюдая этические нормы и фактологические неточности

Работа с текстом

 

 

11-12

Сочинение

2

УРР

Сочинение

Знать: критерии оценивания сочинения

Уметь: писать сочинение по заданному тексту

Сочинение

 

 

13

Анализ сочинения

1

ПОУ

Работа над ошибками

Знать: критерии оценивания сочинения

Уметь: писать сочинение по заданному тексту

Работа над ошибками

 

 

14-15

Информационная обработка текста.

2

ПОУ

Информационная обработка текста. Работа с тестовым материалом. Выполнение заданий    № 1, №2, №3

Уметь: определять главную информацию в тексте, определять значения слов, восстанавливать фрагмент текста с попусками

Работа с тестами

 

 

16

Орфоэпия

1

ПОУ

Нормы ударения и произношения. Работа с орфоэпическими словарями

Знать: орфоэпические нормы

Уметь: правильно ставить ударения в словах

Работа с тестами, выполнение задания № 4

 

 

17

Употребление паронимов

1

УИНМ

Лексические нормы. Употребление паронимов

Знать: лексические нормы

Уметь: употреблять паронимы

Работа с тестами, выполнение задания № 5

 

 

18

Морфологические нормы

1

ПОУ

Морфологические нормы. Образование форм слова

Знать: морфологические нормы

Уметь: находить ошибки в образовании форм слова

Работа с тестами, выполнение задания № 6

 

 

19

Нормы согласования и управления

1

ПОУ

Синтаксические нормы. Нормы согласования и управления

Знать: синтаксические нормы

Уметь: определять грамматические ошибки

Работа с тестами, выполнение задания № 7

 

 

20

Тестирование

1

КЗУ

Тестирование. Задания ч.1

Уметь: использовать полученные знания при выполнении тестового задания

Тестирование. Задания ч.1

 

 

21

Анализ текста. Виды информации в тексте.

1

УРР

Основная мысль текста. Виды информации в тексте: основная, дополнительная, явная и скрытая

Уметь: определять основную мысль текста

Работа с текстом

 

 

22

Типы речи и стили речи

1

УРР

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.  Стили речи: разговорный, публицистический, научный, официально-деловой, художественный.

Знать: типы речи, стили речи

Уметь: определять типы речи и стили речи

Работа с текстом

 

 

23

Синонимы, антонимы и фразеологизмы

1

ПОУ

Прямые и контекстные синонимы. Антонимы и фразеологизмы

Уметь: определять значение слов и их употребление

Работа с текстом

 

 

24

Строение текста и лексико-грамматические связи между предложениями в нем

1

ПОУ

Параллельная и цепная связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте

Знать: виды связи предложений в тексте

Уметь: определять виды связи предложений в тексте

Работа с текстом

 

 

25

Изобразительно-выразительные средства и их функции.

1

УРР

Изобразительно-выразительные средства и их функции.

Знать: изобразительно-выразительные средства и их функции.

Уметь: соотносить средства выразительности в рецензии с их списком в заданиях

Работа с текстом

 

 

26-28

Орфография (повторение).

Правописание корней

3

ПОУ

Правописание корней, приставок, личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Н/НН в словах разных частей речи. Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

Знать: правописания слов

Уметь: выполнять тестовые задания по орфографии

Тесты по орфографии, словарные диктанты

 

 

29-30

Пунктуация (повторение)

2

ПОУ

Знаки препинания в простом и сложном предложении. Прямая речь, диалог. Цитирование.

Знать: правила постановки знаков препинания

Уметь: выполнять тестовые задания по пунктуации

Тесты по пунктуации, графические диктанты

 

 

31-33

Итоговое тестирование

3

КЗУ

Выполнение заданий части №1 и №2

Знать: изученный материал

 

Выполнение заданий части №1 и №2

 

 

34

Анализ итоговой работы

1

ПОУ

Работа над ошибками

 

Работа над ошибками

 

 

                 

 

КЗУ – контроль знаний учащихся, ПОУ – повторительно-обобщающий урок, УРР – урок развития речи, УИНМ – урок изучения нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Календарно.docx 34.49 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн