Вы не зарегистрированы

Авторизация



Заочное путешествие по святым местам: презентация проекта

Submitted by Екатерина Анатольевна Кривенцева on Fri, 04/09/2015 - 12:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кривенцева Е.А.
Место работы, должность: 

ТОГАПОУ "Аграрно-промышленный колледж"

преподаватель

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>Презентация проекта, реализованного с первокурсниками в рамках духовно-нравственного воспитания</p>

Пояснительная записка

 

Храмы, монастыри, целительные источники придают особый, неповторимый облик любому городу, селу. Ни одно архитектурное творение не представляет так зримо и явно всю прошлую, и нынешнюю духовную и культурную историю места, края, России.

Путешествуя по святым местам даже виртуально или заочно, мы приобщаемся к православным традициям, постигаем красоту окружающего мира, получаем возможность самореализоваться в духовной сфере.

Именно поэтому в октябре 2012 года студенты группа ЭК – 21  разработали проект на тему: «Заочное путешествие по святым местам» и приступили к его реализации.

Участвуя в проекте, мы предлагали всем вместе вывести формулу - формулу памяти: «Святое место - традиция - память - Родина». 

Во время подготовительного этапа (октябрь 2012 г.),  были определены направления и темы работы;  созданы рабочие группы, распределены обязанности между участниками; подобраны  и проанализированы информационные источники (как печатные, так и ресурсы Интернета и электронной библиотеки техникума).

Конструктивно-развивающий этап, включающий основную работу по созданию материалов для заочных путешествий, оформление и презентацию результатов, проходил в ноябре и  декабре 2012 г.

Данный классный час представляет собой заключительный этап проекта – презентацию результатов деятельности рабочих групп в соответствии с выбранными темами:

  • Правила посещения святого места
  • Тихвино-Богородицкий монастырь г. Кирсанова
  • Свято-Успенский Вышинский монастырь
  • Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь

Данный проект – часть большой работы по возрождению и укреплению православных традиций русского народа, которая включает в себя практическую, краеведческую и просветительскую деятельности.

Следующими шагами по развитию проекта должны явиться:

  • Помещение материалов в электронную базу техникума.
  • Подготовка ряда статей для СМИ.

Целью классного часа является проведение презентации проекта, направленного на самосовершенствование студентов в духовной сфере через освоение православных традиций русского народа.

 

Задачи:

- развитие интереса к духовному наследию России и привлечение внимания к культуре родного края;

- отработка навыков публичного выступления, защиты проекта ;

- развитие творческих способностей студентов.

Участники: студенты гр. ЭК - 21, преподаватели и студенты, интересующиеся данной тематикой.

Ресурсы

Методические: Опыт работы студентов по проектной методике, источники Интранета и Интернета, социальные сервисы Web 2.0

Материальные: ПК, видео-аппаратура, театральные костюмы, электронные презентации и видео-сюжеты.

Кадровые: классный руководитель, библиотекарь.

 

Сценарий презентации проекта

«Заочное путешествие по святым местам»

Кл. руководитель: (демонстрируется слайд)

Дорогие друзья! Вот и настал день, к которому мы шли нелегкою дорогой несколько месяцев, собирая и обрабатывая  информацию о святых местах, связанных с нашим краем.

Монастыри и храмы всегда были центрами духовной жизни на Руси. И сегодня, мы, привыкшие к сумасшедшему темпу жизни, попав в эти древние стены, невольно задумывается о вечности, о смысле своего земного существования. Немало таких мест и на территории Тамбовского края и за его пределами.

Сегодня я приветствую участников и гостей на презентации образовательного проекта на тему: «Заочное путешествие по святым местам». (демонстрируется слайд)

Участвуя в проекте, мы всем вместе выводили формулу - формулу памяти: «Святое место - традиция - память - Родина». (демонстрируется слайд)

Над реализацией проекта работали четыре творческие группы. Каждой из них бала определена своя тема. Вот эти тема: (демонстрируется слайд)

 Первая рабочая группа познакомит вас с правилами посещения святых мест.

Докладчик 1:

Православная Вера всегда была основой жизни России. Православную Россию создавали богоносные праведники, боголюбивые государи, мужественные полководцы, простые  и трудолюбивые русские люди. Благодатный огонь  любви к Богу, некогда зажженный ими, веками поддерживался соборно, важно сохранять его и далее.

На протяжении всей своей христианской истории русский народ любил и чтил Православные святыни, сберегаемые в обителях, стремился к ним. Афонский старец Паисий как-то сказал одному из пришедших к нему богомольцев: «Бог желает видеть некоторые старания и с нашей стороны. Недостаточно молитвы другого человека».  Вот и тянулись веками в монастыри и другие святые места люди самых разных возрастов и сословий.

История паломничества по Святым местам восходит ко временам, описанным в Ветхом Завете, когда каждый год Израиль обязан был отправляться в Иерусалим на поклонение Истинному Богу, согласно слову пророка Исаии: "...поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме" (Ис. 27, 13).

Господь наш Иисус Христос в двенадцатилетнем возрасте с Пречистой своей Матерью Девой Марией и старцем Иосифом совершает паломничество в Иерусалим. "Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник" (Лк. 2, 41-42).

Благочестивый обычай странствий по Святым местам появился на Руси вскоре после принятия христианства и сохраняется поныне. Например, "хождение" игумена Даниила в Святую землю в XII в. именуется в некоторых летописных списках и Житиях как "Паломничество Данила Мниха".

Паломников, отважившихся в прошлые века поехать на Святую Землю, называли на Руси поклонниками. Ведь они ехали в далекое и опасное по тем временам путешествие, чтобы поклониться святыням. Позднее стало более употребительным слово латинского происхождения "паломник" (пальмовник), т. е. "державший пальмовую ветвь". По обычаю, путешественники приносили со Святой  Земли  на свою родину пальмовые ветви, с которыми стояли в Иерусалиме в церкви во время заутрени Вербного воскресения.

Но, несомненно, русское слово "поклонник" наиболее точно отражает дух и внутреннее состояние верующего православного человека при соприкосновении с благодатными святынями на Святых местах.

Паломничество в Православии – это, прежде всего, стремление к стяжанию Духа Святого. Поэтому со времен древней Руси паломничество было сродни христианскому подвигу, наряду с монашеством, старчеством, юродством во Христе и другими. Кроме того, это труд, требующий больших духовных и физических сил, готовности к преодолению искушений.

Об этом старались помнить мы, составляя памятку поведения в святых местах.

Демонстрация плэйкаста «Правила посещения  святого места»

Памятка

Как вести себя в святом месте?

  • Приезжая в новое место, не забывай, что ты гость и должен с уважением относиться к хозяевам и местным традициям.
  • Заранее познакомься с историей места.
  • В святых местах, особенно в монастырях, все делается только по благословению священноначалия. Здесь необходимо вести себя тихо, благоговейно, с достоинством.
  • Знай и исполняй правила поведения в святом месте (общепринятым для каждого верующего человека при посещении храма, монастыря, святого источника и кладбища является: для мужчин – непокрытая голова, для женщин – обязательные платок, юбка и закрытые плечи. Не следует пользоваться косметикой).
  • Общение с монахами, в принципе, возможно, но инициатива непременно должна исходить от них, а не от вас. Сами вы не должны вступать в разговоры с братией, обращаться к ним с вопросами и т. д.
  • В монастыре принято уступать монахам дорогу; а если вы сидите, необходимо встать и слегка поклониться, когда кто-то из монахов проходит рядом, это знаки уважения к их молитвенному труду: ведь они молятся за всех, кто остался в миру. Если братия идет вся вместе - "клином", обязательно нужно отойти в сторонку, остановиться и, когда монахи будут проходить мимо, склонить голову.
  • Проводя фото- и киносъемку, помни, что в храмах съемки недопустимы, а на территории монастыря  их можно делать,  только получив «благословение» (разрешение).
  • Если есть возможность, приобрети печатную продукцию: открытки, путеводители, календари и др.

Кл. руководитель:

Прошу задать докладчику возникшие вопросы.

Докладчик отвечает на вопросы зрителей

 

Ну что же, начнем  наше путешествие. Первая остановка на нашем пути –

Тихвино-Богородицкий храм г. Кирсанова.

Демонстрируется презентация о Тихвино-Богородицком женском монастыре г. Кирсанова

Слайд 1

Звучит фонограмма хора Валаамского монастыря.

Слайд 2

Ведущий:

Белый храм над рекою –

Алавастр чистоты.

Благодатным покоем

Утешают кресты.

Слайд 3

Улови мгновенье –

Капли на кустах.

Помолись под пенье

Беззаботных птах.

Слайд 4

Мы говорим сегодня об истоках нашей Родины, о наших корнях.

Нам нужно это знать, чтобы сохранить в себе самое ценное – образ и подобие Божие

Начало XIX века – время рассвета монашества на Тамбовской земле.

Монастыри… большие и малые – словно большие и малые реки,

Питали океан Православной веры,

ибо в этих местах чистые люди молились за других,

за Россию, за мир и благоденствие.

Слайд 5

Выходят 5 девушек в облачении инокинь, у первой (Чтец) в руках зажженная свеча, у остальных – погашенные.

Чтец

Когда знакомишься с историей знаменитой Саровской Успенской пустыни,

невольно поражаешься святости этого места, которое столетия духовно окормляло православную Россию.

Многие тамбовские монастыри начинались с Саровского благословения.

К ним принадлежит и бывший Тихвино-Богородицкий  женский монастырь

города Кирсанова.

Основание его связано с именем Преподобной Марфы -  старицы Кирсановской.

Слайд 6

Марфа

Марфа Петровна Апарина (в иночестве Маргарита) еще в раннем возрасте имела склонность к монашеской жизни.

Слайд 7

Чтец

Ей чужды детские забавы,

Сама вся – кротость, доброта,

Мечтала Господа Христа

Стать добродетельной невестой,

Стремясь душой в чертог небесный.

Марфа

В доме, где жили две сестры, Марфа и Пелагея, собралось несколько девиц, желавших вести отшельническую жизнь, полную трудов и молитвы.

Духовно руководя общиной, Марфа Петровна дала ей устав (по образу Саровской пустыни) и наказала добывать пропитание себе собственными трудами.

Слайд 8

Зажигают свечи,звучит «Восстании, восстании»

Чтец

После кончины блаженной подвижницы, община постепенно преобразуется  в богадельню.

В ту пору руководила ею Татьяна Пахомовна.

Татьяна

Пришлось побывать сестрам у прозорливого старца Серафима!

Слайд 9

Только вошли мы в его келью, как он радостно благословляя нас, стал говорить: «…у вас будет храм; вот придет к вам барынька, вы примите и угостите ее… и она выстроит вам храм».

Я подумала, не о духовном ли храме говорил он? А старец с силою повторил: «Будет, будет у вас церковь!»

Пророчества сбылись.

Трудами сестер в 1826 году были выстроены кельи и храм, освещенный в честь Тихвинской Иконы Божией Матери.

Слайд 10

В 1847 году в общине насчитывалось 180 сестер,

засияла куполами  колокольня,

 была выстроена каменная ограда.

А через год богадельня получила статус общежительного монастыря.

Слайд 11

Звучат колокола «БлагословеннаяОптина»

Антонина

Первой игуменьей монастыря стала Анисия Васильевна Страхова (в монашестве Антонина).

Слайд 12

Мерно текла монастырская жизнь, здесь время отмечалось лишь ударами колокола и порядком богослужений.

Расположенный на берегу  реки, с куполами храмов и сияющими на солнце золотыми крестами, монастырь словно бы был подобием небесного Иерусалима или райского сада на Земле.

Слайд 13

Татьяна

Черные ризы… Тихое пенье…

Ласковый отблеск алых лампад…

Боже всесильный! Дай мне терпенья:

Борются в сердце небо и ад…

Шепот молитвы… Строгие лики…

Звонких кадильниц дым голубой…

Дай мне растаять, Боже великий,

Ладонном синим перед тобой!

Слайд 14

 Антонина

При монастыре была открыта церковно-приходская школа, отстроены больничный корпус, богадельня для престарелых сестер, сиротский приют.

Нищие ежедневно получали в монастыре бесплатный стол.

Большую роль играл монастырь в жизни города.

Ведь помимо земельных владений, где трудились инокини, были организованы золотошвейная мастерская, пекарня, ателье. На Всемирной ярмарке в Париже несколько шитых золотом шелковых вещей, сделанных в Кирсановском монастыре, получили главный приз.

Монастырь стал известен как центр духовной культуры, а среди 12-ти женских монастырей Епархии занимал 2-е место.

Чтец

Последней настоятельницей Тихвино-Боородицкого монастыря стала игумения Евгения.

Слайд 15

Звучтит  Моцарт (Lacrimosa)

Евгения

Страшные годы разорения монастыря пришлось пережить его насельницам…

В 1927 году  монастырь перестал действовать. Были снесены купола некоторых церквей, разрушена каменная ограда монастыря.

Долгое время на месте монастырского храма сохранился лишь остов, по которому можно было судить о бывшей его красоте и величии. Верующие люди, проходя мимо, осеняли себя крестным знамением, ведь здесь плакал Ангел…

Слайд 16

Чтец

В 2005 году совершилось перенесение святых мощей преподобной Марфы с Воздвиженского кладбища в Вознесенский женский монастырь г.Тамбова.

И мы надеемся, что по молитвам основательницы свершится чудо и наступит время возрождения  и нашего монастыря.

Слайд 17

Святая преподобная старица Марфа, моли Бога о нас!

Слайд 18

Девушки уходят.

  Кл. руководитель:

 Одно из красивейших мест России – Свято-Успенский Вышенский монастырь.

Многие из нас бывали в этом святом месте, а те кто не был сейчас побывают там заочно.

Демонстрируется электронная презентация

Слайд 1

Докладчик 3:

Слайд 2

В 2009 году мне представилась возможность совершить путешествие в Свято-Успенский Вышенский женский монастырь, расположенный в Шацком районе Рязанской области.

Слайд 3

Древнее предание говорит, что,  расположенный в глухих местах, тогда мужской  монастырь, став форпостом  в деле распространения христианской веры среди местных язычников – мордвы, долгое время был мало известен на Руси.

Слайд 4

Только начиная с 1625 года, по «грамоте Госпожи великой старицы инокини Марфы Иоанновны (матери царя Михаила Романова)» прибрел он свою летописную историю.  Сама великая старица не раз посещала пустынь содействовала ее строительству. При ее участии монастырь был перенесен на новое, более удобное место, тогда его устроителем стал иеромонах Тихон.

Безбрачие,  нестяжание, пост,  труд, молитва, деятельная любовь – таков крестный подвиг монашества. Устав Вышенской обители, перенятый из Саровской пустыни,  отличался строгостью.

Постепенно обитель становилась центром просвещения среди местного населения. После обретения монастырем чудотворной Казанской иконы   Божией Матери, являвшей многочисленные чудеса и  исцеления во время холеры, свирепствовавшей в Тамбовском крае во второй половине XIX века, он приобрел еще большую известность.

Слайд 5

Содокладчик:

С трепетом прикладываются паломники к Чудотворной иконе Божией Матери «Казанская – Вышенская».

 Эту святыню передала в монастырь в 1827 году инокиня Миропия.

Во время нашествия французов на Москву в 1812 г. решила она оставить свой монастырь и переселиться в Тамбовский Вознесенский.  В дороге случилось чудо. Извозчик свернул в лес с намерением убить инокиню и воспользоваться ее имуществом. Заметив его намерение, инокиня стала горячо молиться об избавлении от беды Заступнице  Матери Божией перед  Казанскою иконой, которую везла с собой. И ободрена была чудесным голосом: «Не бойся! Я твоя Заступница!». При этом извозчик пришел в ужас и поражен был слепотою. С искренним раскаянием он просил у Матери Божией  помилования, и, получив его, прозрел.

Особое проявление милости Божией через эту икону было во время эпидемии холеры, когда совершались крестные ходы с Казанской – Вышенской иконой Богородицы. С 2001 года каждое лето чудотворная икона крестным ходом пребывает в г. Тамбов. Широко известны  исцеления, посланные молящимся перед ней.

Слайд 6

Докладчик:

Заметное возрождение обители как экономическое, так и духовное связано со временем ее передачи в ведение Тамбовского Епархиального начальства. В течение 44-летнего настоятельства игумена Тихона (Ципляковского), трудами и распорядительностью его выстроены были восемь каменных корпусов для братских келий, каменная ограда с башнями и келиями в них, колокольня.

Слайд 7

Вышенская пустынь стала настоящим центром духовного просвещения всей России в годы настоятельства архимандрита Аркадия (Честнова).

Именно в те годы, удалившись от мира в стремлении к покою, полному трудов и подвигов, поселился здесь Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, чтобы с высоты своей подвижнической жизни яснее видеть насущные нужды и недуги современного ему общества и, по возможности полнее, оказывать ему необходимую духовную помощь. Прожил здесь святитель Феофан 28 лет, 22 из которых находился в полном затворе, общаясь с духовными чадами лишь по переписке. Исполняя молитвенный подвиг, он занимался и научно-литературными, и богословскими трудами. «Его сочинения, - писал Александр, еп. Тамбовский, - должны быть в руках всякого христианина, который бы пожелал прожить свою земную жизнь согласно своему назначению».

В течение четырех лет (с 1859 по 1863 г.г.)  Святитель Феофан был епископом Тамбовским и Шацким. Имея мягкую и кроткую душу, особое внимание архипастырь сосредотачивал на душепопечительном служении. В 1866  году, поселился он в Вышенской пустыни.

После кончины  (6/01,1894 г.) затворник был погребен в Казанском соборе Вышенской обители. На надгробии были изображены три книги святителя: «Добротолюбие», «Толкование апостольских посланий» и «Начертание христианского нравоучения».

 Слайд 8

В 1973 году его честные мощи  были помещены на хранение в Троице-Сергиеву Лавру, а в 1988 году, когда на Поместном Соборе Русской Православной Церкви  святитель Феофан был прославлен в лике святых, вернулись на Шацкую землю и в 2002 году они помещены в Вышенской обители.

В начале 20-го века весь храмовый комплекс состоял из Успенской церкви, Казанского собора, Христорождественского собора, домовой церкви  епископа Феофана.

Слайд 9

В 1920 году монастырь был закрыт и разорен. Единственным собором, где некоторое время (до 1938 года) продолжались богослужения, оставался Христорождественский. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня.

Слайд 10

В 1988 году состоялась канонизация Феофана Затворника, которая привлекла внимание общественности к заброшенной Вышенской обители.

Новое возрождение монастыря началось в 1990 году, когда часть зданий была передана церкви для организации женского монастыря. 29 июня 2002 года при участии Патриарха Алексия Второго состоялось торжественное перенесение мощей свт. Феофана в Вышенскую обитель.

Слайд 11

Сейчас уже трудно представить себе этот живописный уголок без удивительной красоты Казанского собора.

В настоящее время восстановлены купола и кресты Христорождественского собора; устроен музей святителя Феофана. На месте разрушенной колокольни возведен поклонный крест.

 

 

Если у вас возникли вопросы, я постараюсь ответить на них…

Докладчик отвечает на вопросы зрителей

Кл. руководитель:

И последнее наше путешествие на Курскую землю.

Докладчик 4:

Мы предлагаем вашему вниманию видео-ролик «Припадая к истокам духовности», в основе которого лежат материалы, снятые нашими студентами и педагогами на Курской земле во время посещения Курской Кореннойя Рождество-Богородицкой пустыни.

После его просмотра, ответим на ваши вопросы.

Демонстрируется видео-ролик

А теперь я постараюсь ответить на ваши вопросы.

Докладчик отвечает на вопросы зрителей.

Кл. руководитель:

Вот и закончилась защита проекта. Надеюсь, дорогие зрители, вы поделитесь с нами своими впечатлениями.

1. Что нового Вы узнали сегодня?

2. Согласитесь ли вы снова участвовать в подобном проекте?

(Слово берут педагоги и учащиеся лицея)

Спасибо за внимание. Надеюсь, что впереди нас ждут не только заочные путешествия.

 

Список использованных источников:

  1. Кудрявцева, Н. Г. Проектная деятельность учащихся [Текст] // Справочник заместителя директора. – 2008. - № 8. - с.47-56
  2. Обухов, А. Социокультурное взаимодействие в системе исследовательской деятельности учащихся [Текст] // «Народное образование» 2002, №2
  3. Левин, О.Ю. Кирсанов православный [Текст] / О.Ю. Левин, Р.Ю.Просветов, А.Н. Аленов.  – М.: Пробел, 1999
  4. Свято-Успенский Вышенский монастырь / Священник Александр (Курносов). – Рязань, 2008
  5. Просветов Р. Градъ Кирсанов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grad-kirsanov.ru/map.php

 

 

 

 

Прикрепленный файлSize
Кривенцева Е.А. методическая разработка ЗАОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ.doc83.5 KB