Официальный сайт seoturbina 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



методическая разработка

Размещено: александра валерьевна пронченко - ср, 09/09/2015 - 14:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пронченко Александра Валерьевна
Место работы, должность: 

МОУ ДОД " ДШИ № 13 " концертмейстер.

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Искусство
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>работа концертмейстера на уроках народного танца.</p>

МОУ ДОД " ДШИ № 13 "

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

 

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НА УРОКАХ НАРОДНОГО ТАНЦА

 

 

 

 

Выполнила: 

Пронченко А. В. 

 

Саратов 2015

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение.

2. Задачи музыкального воспитания.

3. Обязанности концертмейстера.

4. Технология подбора музыкального материала.

5. Формы и методы работы.

6. Основные этапы ознокомления детей с музыкальным сопровождением на уроках народно - сценического танца.

7. Народно - сценический танец.

 8. Заключение. 

9. Литература.

 

Введение

Исскуство танца неотделимо от музыки. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога - хореограф и музыкант ( концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, и художественно концертмейстер исполняет музыку. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.

Гармоничное единение музыки и танца - прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. На занятиях учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, вследствии чего формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление.

 

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.Развитие музыкального восприятия метроритма;

2.Ритмичное исполнение движений под музыку,умение воспринимать их в единстве;

3.Умение согласовывать характер движения с характером музыки;

4.Развитие воображения,художественно-творческих способностей;

5.Повышение интереса учащихся к музыке,развитие умения воспринимать ее эмоционально;

6.Расширение музыкального кругозора детей.

 

ОБЯЗАННОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

В обязанности концертмейстера хореографических классов входят:

- Совместная творческая работа с педагогом-хореографом;

- Репертуарный подбор музыкальных произведений;

- Изучения опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах;

- Знакомство с новыми методиками "движения под музыку"

Результат работы в хореографических классах возможен только при сотрудничестве хореографа и музыканта.Важным моментом этого тандема являются психологическая совместимость,личностные качества хореографа и музыканта.Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия и взаимопонимания.Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы,иметь высокую результативность в исполнительной деятельности учащихся.Программирует и планирует работу в хореографических классах педагог-хореограф.Концертмейстеру часто приходится работать с несколькими педагогами и,чаще всего,концертмейстер приходит на уже готовую программу.Концертмейстер обязан знать план и программу каждого года обучения и каждого занятия.Сотворчество хореографа и концертмейстера необходимо во всех сферах(планирование,реализация учебной и постановочной работы).От концертмейстера не зависит построение занятий,это решает хореограф.А вот какова будет отдача,на каком эмоциональном уровне они пройдут,во многом зависит от музыканта,от подобранной и предложенной им музыки.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких знаниях концертмейстером системно-хореографического образования и техники исполнения танцевальных движений.

Концертмейстер обязан знать:

- Школы и направления танцевального искусства;

- Традиционные формы,методы и этапы обучения детей хореографии;

- Хореографическую терминологию(на французском языке);

- Методику обучения и технику исполнения элементов народно-сценического танца.

Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий должен соответствовать природе танца,базовой основой которого является народная музыка народов мира.К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам:

- Характеру;

- Темпу;

- Метроритму;

- Форме музыкального произведения.

Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить.Постоянное звучание на уроках одного и того же музыкального материала ведет к механическому,не эмоциональному исполнению упражнений.Не желательна и другая крайность:слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся,не способствует усвоению и запоминанию ими движений.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Музыкальное развитие учащихся на уроках хореографии осуществляется при помощи опеределенных методов работы:

. Наглядно - слуховой ( прослушивание музыки во время показа движений педагогом);

Словесный ( педагог помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение, способствует проявлениею творческой активности);

Практический ( конкретная деятельность в виде систематической отработки движений и комбинаций);

В процессе урока в паузах между уроками концертмейстер знокомит детей с новыми произведениями, помогает накапливать опыт в знаниях искусства, разширяет музыкальный кругозор и креативное мышление.

У концертмейстера нет специальных уроков, не всегда есть небольшые паузы, которые можно заполнить музыкой. Развивая детское воображение, восприятие, фантазию, целесообразно применить метод прослушивания фрагмента с последующим обсуждением. Результат этой методической работы всегда положительный. Танцевальные движения детей постепенно становятся более выразительными, то есть происходит сближение музыкально - слуховых форм восприятия со зрительно - двигательным. Дети учатся контролировать свои движения и делать их гармоничными.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОЗНОКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ НА УРОКАХ НАРОДНО - СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

1 этап: первоночальное знакомство с музыкальным произведением. На данном этапе ставятся следующие задачи:

- познакомить учащихся с музыкальными фрагментами;

- научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выражение чувств;

- уметь точно выполнять preparation во время вступления;

В процессе освоения нового музыкального материала участвуют слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Поэтому материал дается в целостном виде, а не раздроблено.

2 этап: формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятие музыкального сопровождения в единстве с движениями. Здесь ставятся задачи:

- умение исполнять движения в соответствии с характером музыки;

- углубленное восприятие и передача настроения музыки в движениях;

- координация слуха и характера движений;

На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографический заданий.

Этот этап продолжается длительное время. Идет тщательная подборка музыкального материала для каждого движения народно - сценического экзерсиса в соответствии с предъявляемыми требованиями ( квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии, наличие затакта, метроритмические особенности, темп и размер).

3 этап: образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи:

- эмоционально - выразительное выполнение упражнений экзерсиса;

- развитие самостоятельной творческой активности детей;

На этом этане закрепляется все то , что отрабатывалось в процессе обучения на вотором этапе.Слуховой и зрительный контроль подкрепляются двигательным. Ученики сознательно решают поставленные перед ними задачи, опираясь на приобретенные навыки слушания и танца.

НАРОДНО - СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИЖЕНЕИЙ.

Отточенный веками,сохранившийся в сотнях поколений,народный танец является одной из высших духовных ценностей любого народа, а так же эффективным средством не только всестороннего воспитания, но исохранения и развития традиций национальной хореографической культуры.Используя народно - сценический танец как средство сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры, в ребенке возрождаются чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.

Классификкация движений в экзерсисе у станка народного танца повторяет экзерсис классического танца.Вместе с тем,движения в экзерсисе народного танца имеют ряд особенностей и отличаются отдельными элементами движений.

Приседания в народном танце делятся на два вида: полуприседания и полные приседания.Они разделяются на медленные и быстрые.Все приседания исполняются по всем открытым и прямым позициям.

Упражнения на развитие подвижности стопы.В упражнениях этого раздела заложена основа battment tendu в классическом танце.Отличительным движением является движение в переводе стопы с носка на пятку и обратно, при этом колени обоих ног вытянуты.Размер 2\4 и характер четкий бодрый, темп allegro и квадратность формы.

Маленькие броски. В основе упражнения лежат элементы классического танца, исполнение на полуприседании, где в работу включается пятка опорной ноги при броске работающей ноги опускуется на пол а затем в момент возвращения ее в позицию переводится на полупальцы. Размер 2\4. темп allegro, четкий ритмичный рисунок квадратность с акцентом на "и", наличие затакта.

Круговые движения ногой на полу или по воздуху. Движения данного раздела являются важной составной частью урока народного станкаи отличаются от классического.При исполнении круговых движений ступня работающей ноги проводится ребром внешней стороны от пятки до носка опорной ноги и далее вытянутым подъемом проводится по полукругу до второй позиции назад.Размер 2\4 и 4\4 по характеру плавный рисунок мелодии в зависимости от комбинаций.

Каблучные упражнения. Они являются спецификой народного танца.Упражнения исполняются на полуприседании.К ним относятся низкие, средние и высокие.Размер 2\4, темп allegro, четкая и энергичная музыка.

Низкие и высокие развороты ноги.По характеру  и темпу исполнения могут медленными и быстрыми.Важным отличием народного танца от классического является чередование медленных и быстрых разворотов ноги, которые могут усложняться подъемом на полупальцы и перегибанием корпуса.

Большие броски.Они исполняются последними в комплексе упражнений у станка.Размер 2\4  и характер бодрый и энергичный.Спецификой станка являются движения, включающие дробные выстукивания, подготовка к "веревочке".Упражнения этого типа подготавливают детей к исполнению дроби на середине зала.В качестве примера музыкального материала к народному урроку подходят некоторые танцы:

русский танец, хороводный танец, казачок, ах вы сени, у реки, сибирский лирический и т.д. Таким образом станок народного танца значительно отличается от классического.Он является ссамостоятельным и индивуальным предметом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мастерство концертмейстера обладает глубокой специфичностью.Оно требует от музыканта не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально - исполнительских дарований,отличного музыкального слуха,специальных музыкальных навыков по чтению и транспорту различных партитур.Деятельность концертмейстера требует от него применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки,анализа музыкальных произведений.

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн