ПРОЕКТ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
в старшей группе
МДОУ детский сад «Сказка»
Воспитатели: Дементьева С.А.
2014 год
1. Тип проекта: познавательно – исследовательский.
2. Продолжительность проекта: краткосрочный.
3. Участники проекта: воспитатели, родители, дети.
4. Актуальность: экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, лечат от болезней, но и просто радуют своей красотой. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно за ними ухаживать.
5. Цель проекта:
• развитие экологического и эстетического воспитания детей.
• формирование знаний о растительном мире, о мире комнатных растений,
• умение их различать и называть.
• формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.
6. Задачи:
Познавательное развитие:
- познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
- познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
- учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
- формировать навыки исследовательской деятельности.
Речевое развитие:
- развивать умение сравнивать и анализировать.
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- обогащать словарный запас детей и их знания о комнатных растениях.
- развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Социально – коммуникативное развитие:
- воспитывать бережное отношение к природе.
- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Художественно – эстетическое развитие:
- учить рисовать комнатные растения, используя различные материалы.
- развитие художественного и эстетического вкуса.
- развитие детского творчества.
Физическое развитие:
-формировать правила безопасного поведения с незнакомыми комнатными растениями.
-развивать воображение, двигательное творчество.
-развивать мелкую моторику ,координацию движения рук.
-формировать привычку здорового образа жизни.
7. Ожидаемый результат: В ходе реализации данного проекта я предполагаю, что дети не только узнают названия комнатных растений и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования мы познакомимся с комнатными растениями, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста.
Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии.
Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
Этапы
Формы работы
Беседы
«Растения рядом с нами», «Сравнение листьев комнатных растений», «Уход за растениями».
Исследовательская деятельность
«Сухая и сырая земля», «Может ли растение дышать?», «Есть ли у растений органы дыхания?», «Нужен ли корешкам воздух?», «Что нужно для питания растения?»
Чтение художественной литературы
«КОЛЮЧИЙ ЛИЛИПУТ», «ЛЕКАРСТВА В ЦВЕТОЧНЫХ ГОРШОЧКАХ»,
«СТОЙКИЙ БАЛЬЗАМИН».
Художественное творчество
Рисование с натуры комнатное растение «Кактус», Рисование комнатных растений нетрадиционным способом (пластилинам).
Социализация
«Собери цветок».
Занятия
«Комнатные растения», « Комнатные растения - спутники нашей жизни», «Посев цветочных семян»
Консультация для родителей.
Полезные или лечебные комнатные растения
Итог
Семинар – практикум «Путешествие в царство комнатных цветов»
Литература:
Источник: http://www.dobrieskazki.ru/flora.htm
«Юный Эколог» С.Н. Николаева. Мозаика – Синтез 2010 г.
Воспитание познавательного интереса у детей 5- 7 лет. ТЦ Москва 2012г.
Воспитатель ДОУ №3/2010 г.
1. Совместная образовательная деятельность с детьми.
2. Возрастная группа: старшая группа.
3. Образовательная область: познавательное развитие.
4. Тема: «Расскажи Степашке о комнатных растениях».
5. Тип деятельности: комплексно – тематическое.
6. Форма проведения: игра – экспериментирование.
7. Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
8. Задачи:
Познавательное развитие:
• Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
• Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
• Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
• Формировать навыки исследовательской деятельности.
Речевое развитие:
• Развивать умение сравнивать и анализировать.
• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
• Обогащать словарный запас детей и их знания о комнатных растениях.
• Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Социально – коммуникативное развитие:
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная, познавательно – исследовательская, практическая.
Методы: Игровые,наглядные (презентация), практические (опыты), словесные (вопросы, краткая беседа).
Форма организации детей: подгрупповая, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения для детей: красивый мешочек, пирамидка, схемы - модели: стебель, корень, лист, цветок; стаканчик с сухой и мокрой землей, лейка с водой; оборудование для опытов: стаканчики с водой, губка сухая, губка сырая, земля сухая, земля сырая.
Средства обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование, слайды, костюм зайца.
Предварительная работа: Проектная деятельность;
Наблюдение и рассматривание комнатных растений, беседы о них. Дежурство в уголке природы. Чтение стихотворений и загадок о природе, опыты: «Нужен ли корешкам воздух?», «На свету и в темноте»; экспериментирование: «Где лучше расти?», «Может ли растение дышать?».
Ход:
Воспитатель. Давайте улыбнемся, как маленький котенок, а теперь — как хитрая лиса, а теперь так, как будто мы видим свою маму.
Раздается стук в дверь. Появляется игрушка Степашка, в руках у него красивый мешочек (роль Степашки взрослый), здоровается с детьми.
Ребята! Кто это пришел к нам в гости?
Дети. Степашка
Воспитатель. Ты опять пришел к нам в гости с чем — то интересным? Какой у тебя красивый мешочек!
Степашка:( грустно) Я пришел к вам за помощью. Я вам покажу, что у меня в мешочке, если отгадаете мою загадку: (слайд №2)
Воздух очищают, создают уют,
На окнах зеленеют
И зимой цветут!
Дети. Цветы!
Воспитатель. Это комнатное растение. Повторим все вместе. ( Дети повторяют) Неужели у тебя там комнатное растение?
Степашка: Конечно! Эту загадку мне загадали Хрюша и Филя и сказали, что отгадку положат в этом мешочек. ( Достает пирамидку)
Воспитатель: Ребята, разве это комнатное растение?
Дети: Дети нет! Это пирамидка.
Степашка: значит, Хрюша и Филя надо мной опять подшутили. А какие они, комнатные растения?
Воспитатель: Ребята! Давайте поможем Степашке. Расскажем ему все, что мы знаем о комнатных растениях.
Воспитатель просит детей подойти к уголку природы.
Комнатные растения есть и у нас в группе, и у вас у многих в квартирах. У кого есть комнатные растения в доме? Где они находятся? (слайд №3,4,5,6)
Дети отвечают.
Посмотрите, как много их у нас и все они разные. Комнатные цветы - наши друзья.
Степашка: А почему комнатные растения называют друзьями ? Для чего они нужны?
Дети создают красоту вокруг. Очищают воздух. Есть растения доктора.
Воспитатель: Правильно.
Дети: Растения, которые помогают нам при простуде, - это алоэ и каланхоэ. При насморке сок этих растений закапывают в нос, и простуда проходит.
Воспитатель: А теперь давайте возьмем одно растение и расскажем Степашке, чем оно отличается от пирамидки. (берет цветок и ставит перед детьми) Ребята! Скажите Степашке, как называется это растение?
Дети. Каланхоэ.
Воспитатель. Раздает картинки, дети выкладывают цветок.
Дети. Корень, стебель, листья, цветок. (слайд №7)
Воспитатель. Для чего нужен растению корень? стебель? лист? цветок?
Дети: Корень нужен для того, чтобы высасывать (слайд №8)
из почвы влагу, питательные вещества, и удерживать растение над землей;
Некоторые из растений очень полезны.
Цветы и плоды являются органами размножения.
Стебель служит для прикрепления всех органов, соединения их между собой.
Воспитатель: - ребята давайте внимательно посмотрим на наши растения, что у них общего? И какие есть различия?
Дети определяют сходства и различия растений. Есть растения с одинаковым названием, но разным строением и общим видом. (бегонии). Форма листьев, клубни, цветы, стебли.
Ну, теперь, Степашка, ты понял, что пирамидка не растение?
Степашка: Теперь понял.
Молодцы! А теперь встаньте в круг и представьте, что вы стали красивыми цветами.
Проводится физкультминутка «Цветы». (слайд №9)
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай -
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка.
А теперь водой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе».
Вот какие красивые цветы.
Степашка: А я вижу, что один цветочек почему — то стоит печальный.(Показывает на чуть увядший цветок.)
Воспитатель. Что же могло случиться с этим цветком?
Дети. Завелись жучки, стоял у открытого окна, забыли полить.
Воспитатель. Цветок просит нас о помощи. Но как узнать, нужно ли растение полить?
Дети . Потрогать землю.
Дети приглашают к столам, где стоят стаканчики с сухой и мокрой землей. ( По два на каждого ребенка.) Воспитатель показывает карточки-модели с изображением глаза (посмотреть), с изображением руки ( потрогать и сказать, какая сухая земля?)
Дети. Комками серая, жесткая.
Воспитатель. А какая мокрая земля?
Дети. Черная, мягкая.
Воспитатель: а теперь посмотрим, какая земля в этом горшочке?
Дети. Сухая.
Воспитатель. Так как же помочь цветку?
Дети. Нужно его полить.
Воспитатель. А что еще надо для растения?
Дети: солнца (тепло, свет); горшочка с землей; окна (воздух); сердца (любовь, забота).
(слайд №10)
Воспитатель. Один цветок стоит залитый водой, это тоже плохо, как можно помочь цветку. (Прорыхлить землю)
Опыт.Дети дышат через трубочку в стакан с водой. Наблюдают, как в воде появляются пузырьки воздуха. Затем педагог вместе с детьми рассматривает две губки: в сухой дырочки пустые, в мокрой губке в дырочках вода. Педагог одновременно в один стакан кладет сухую губку, в другой - влажную. Дети смотрят, в каком стакане появились пузырьки воздуха, высказывают предположения почему. То же самое получается, когда в стаканы опускают сухую глину и влажную глину (рис. 3). На основании этого опыта дети (с помощью педагога) делают вывод: в сырой почве все дырочки заполнены водой, поэтому надо подрыхлить почву (сделать дырочки), чтобы туда попал воздух.
рис. з. Опыт: 1 - дети дышат в воду через трубочку; 2 - из сухой губки, опущенной в воду, появляются пузырьки воздуха; 3 - из влажной губки - нет; 4 - из комочка сухой глины, положенной в воду, пузырьки воздуха идут; 5 - из влажной - нет.
Степашка: Вот сколько я узнал всего нового о растениях. Все это я расскажу своим друзьям- Филе и Хрюше.
- Ребята, вы меня многому научили и я помогу цветочку. (дети закрывают глаза, на столе появляется цветущее растение).
Ой, ребята, а у меня еще что — то лежит в мешочке! ( Достает цветы.)
Воспитатель выставляет на мольберте, цветочный горшок с растением (без цветов) и предлагается детям расположить на нем цветы. (Звучит вальс цветов).
Степашка: Какой красивый цветок у вас получился? (слайд №11)
Воспитатель. Степашка мы дарим тебе этот цветок, я покажу красивый цветок Филе и Хрюше.
Степашка прощается с детьми, уходит.
|