Согласно педагогической технологии развивающего обучения, построенной на основе теории учебной деятельности, годовой образовательный цикл имеет три фазы:
• фазу совместной постановки и планирования задач текущего учебного года («фаза запуска»);
• фазу совместного решения системы учебных задач года;
• рефлексивную фазу учебного года.
Сентябрь относится к первой учебной фазе – фазе запуска. Основная цель этой фазы – определить совместно с детьми главные задачи текущего учебного года и подготовиться к их решению.
Задачи:
определить уровень знаний, умений и способности учащихся, которые будут необходимы им в учебном году;
коррекция знаний и умений учащихся и восстановление способов и приёмов работы
создание ситуации «разрывов» в знаниях и способах действия с целью определения путей их ликвидации
провести диагностику уровня сформированности учебной деятельности
Рассмотрим более подробно организацию работы класса в фазе запуска, которая строится следующим образом.
Стартовая проверочная работа – проводится в начале учебного года (на первом уроке).
Цель работы – определение «актуального» уровня развития знаний и способностей учащихся, необходимых в данном учебном году, для дальнейшего движения в учебном процессе; создание ситуации, требующей от учеников определения границы своих знаний и очерчивание возможных будущих направлений учения.
Стартовая работа первоклассников имеет некоторые особенности:
а) стартовая работа дает возможность оценить индивидуальные стартовые возможности первоклассников (готовность к обучению чтению письму и счету).
б) стартовая работа не содержит заданий на «разрыв».
Задания в работе соответствуют важнейшим содержательным линиям курса математики, письма, чтения, которые будут изучаться в первом классе и далее. В то же время по уровню сложности предлагаемые задания доступны для учащихся, имеющих определенный дошкольный опыт, необходимый для дальнейшего систематического изучения предметов. Результаты работы имеют двоякое предназначение.
Во-первых, они позволят организовать целенаправленную коррекционную работу для выравнивания стартовых возможностей учащихся класса и обеспечения их готовности к изучению курса.
Во-вторых, по результатам стартовой работы может быть проведена корректировка учебного плана: возможно сокращение времени на изучение тех тем, которые, как можно прогнозировать по полученным результатам, не вызовут у учащихся серьезных затруднений, высвободив ресурс для изучения более сложных вопросов.
При составлении заданий стартовой работы 2 - 4 классов помимо заданий для определения актуального уровня знаний и умений включаются задания, которые выходят за пределы возможностей учащихся по использованию известных им способов действий, но лежат в зоне ближайших действий (новое должно быть заключено не в формулировке задания, а в самом задании).
Для реального выбора учащимися отдельных заданий в тексте работы их должно быть столько, чтобы учащийся физически не смог их выполнить.
Учащиеся выполняют те задания, которые могут решить. Там, где у детей возникает трудность, они ставят знак вопроса.
По окончании работы учащиеся сами оценивают выполнение каждого задания. В более старших классах (3-4 классы) дети могут указывать критерии, по которым они оценивали выполнение заданий. Во втором классе этого от детей пока не требуется.
2 этап – учитель проверяет детские работы, их оценивает, сопоставляя свою оценку с детской. Если дети выдвигают свои критерии, то необходимо отнестись к их критериям (оценить по их критериям), если у учителя есть свои критерии, то указать их в работе и по ним также произвести оценку.
3 урок – работа с результатами «старта». Детям вначале предлагается сопоставить свою оценку и оценку учителя..
Выдаем учащимся проверенные стартовые работы с целью рассмотрения учащимися результатов работы и соотнесения их оценки и оценки учителя. (Дети сравнивают оценку свою и учителя).
Просим детей определить свои проблемы и отметить их в листе «Результаты моей самостоятельной работы» знаком «-» в колонке СПР (стартовая проверочная работа). По этому листу дети строят индивидуальный план по работе над своими проблемами.
Прежде чем приступить к самостоятельной работе над своими проблемами проводим анализ возможных причин ошибок с целью определения пути их решения и восстановления способа действия.
Эта работа проводится в микрогруппах учащихся по типам ошибок: 1 группа - решение текстовых задач, 2 группа - построение и измерение величин; 3 группа – сложение и вычитание многозначных чисел. (1 группа-проверка ОСлП в корне, 2группа - выделение значимых частей; 3 группа – проверка ОСП в корне). Результатом работы является данная таблица.
Ошибка
|
Как надо было действовать
|
Причина ошибки
|
улы_ка
|
Слово называет- предмет , изменяю (по числу и падежу)
нет улыбок
|
Не определил работу слова, не подобрал проверочное слово.
|
в_ юга
|
Подбираю Р.сл. - вьюжит, выделяю корень «вьюг», а в корне пишется ь знак.
|
Неправильно подобрал Р.сл. ( юг)
|
Состав микрогрупп меняется по мере решения проблем учащихся. Для восстановления способа действия в классе есть «стол-помощник» (место с необходимыми справочными материалами). Учитель координирует работу микрогрупп и выступает в качестве консультанта. Такая работа может проводится несколько уроков.
Определены ошибки, причины ошибок, восстановлен способ - пути решения.
Детям предлагается самостоятельная работа над своими трудностями.
С целью качественного выполнения заданий, а самое главное для ликвидации проблем в стартовой работе предлагаемпамятку-обращение
Объясняем, что:
- работа выполняется в специальной тетради, что на самостоятельную работу дается три недели (с 03.09 по 22.09).
- если вы выполните ее, то непременно восстановите знания, необходимые для того, чтобы двигаться дальше.
- для выбора заданий используйте собственный лист «Результаты моей самостоятельной работы», который вклеен в тетрадь для самостоятельной работы. С его помощью вы сможете наметить для себя объем всей работы. Осуществляйте только обдуманный выбор заданий.
- карточку надо аккуратно вырезать и наклеить в тетрадь.
Ответы можно фиксировать прямо на карточке или в тетради под карточкой, указывать либо номер карточки, либо номер из учебника.
- в конце работы прилагается оценочный лист, который необходимо вклеить в тетрадь и поставить свою оценку.
Учащимся предлагаем лист «Самостоятельная работа», где необходимо выбрать критерии и № карточек, соответствующие выявленным собственным проблемам. На этом же листе указаны срок выполнения СР, дата предъявления результатов СР и даты мастерских. Зачеркнутые номера карточек – это задания, которые ребёнок уже выполнил.
Для решения выявленных проблем, учащимся предлагается:
-блок самостоятельной работы №1. Вот некоторые задания из этого блока.
- творческие задания, для ребят, которые уже овладели способом на высоком уровне и оценочный лист к ней. Критерии в оценочном листе соответствуют критериям в стартовой работе.
Разъясняем принцип работы и заполнения листа «Планирование моего времени». Ученики вносят в лист «Планирование моего времени» даты презентаций по предметам, определяют свое движение по составленному плану. Кроме этого дети могут внести в этот лист свою внеурочную деятельность.
Учащиеся самостоятельно или с помощью родителей распечатывают материал самостоятельной работы. Сами задания находятся на сайте школы,
После этого дети начинают работать по своим проблемам.
«Этап выполнения самостоятельной работы»
- выполнение работы в специальной тетради для самостоятельной работы;
- темп и объем работы определяет сам ученик;
- посещение мастерских;
- работа с разными источниками информации (учебники, справочники, энциклопедии).
- посещение мастерских с целью получения консультации учителя для решения своих проблем и трудностей;
- выполнение творческих заданий;
Мастерская проводится в малой группе. Инициатором посещения мастерских могут быть, как учитель, так и учащиеся.
Цель такой работы видим в формировании у учащихся способности учиться.
Проводим мастерские 1 раз в неделю. Учащиеся посещают мастерские с целью получения консультации учителя для решения своих проблем и трудностей, кому сложно справиться с этой работой в одиночку. На этот урок необходимо приходить с вопросами, трудностями и, обязательно с тетрадью для самостоятельной работы. Такая работа занимает 3 недели.
урок – предъявление результатов самостоятельной работы №1.. В эту работу включаются все темы на актуальный уровень знаний и умений, которые были в стартовой работе.
Итоги проверочной работы ученик вносит в лист «Результаты моей самостоятельной работы» рядом в следующую колонку. Где можно наглядно увидеть результат проделанной работы по данному критерию: например » Выделение
На основе полученных результатов строится следующий блок самостоятельной работы №2, а вместе с ним ученики вносят в лист «Планирование моего времени» мастерские и презентации по предмету на октябрь месяц.
В такой работе есть и положительные и отрицательные стороны:
Положительные стороны самостоятельной работы:
- позволяет учащимся работать с личными проблемами;
- формирует умения:
- планировать собственную деятельность;
- презентовать свои достижения одноклассникам;
- помогает лучше ориентироваться в своих знаниях (и незнания) в предмете – формируется умение учиться;
- способствует формированию организованной, ответственной личности;
- учителю: отслеживать формирование этих умений у учеников и их продвижение в предмете.
Такая самостоятельная работа закладывает основу для средней школы (работа в погружении, а в 10- 11 классе - работа по индивидуальному плану).
Есть и проблемы, возникшие при проведении самостоятельной работы:
- гиперопека или бесконтрольность учащихся со стороны родителей;
- отсутствие целеполагания на решение проблем;
- индивидуальные особенности ребёнка - неумение организоваться без помощи учителя, родителей, иногда просто ленятся;
- затруднение учащихся в умении планировать своё время.
Следующий этап фазы запуска «Определение задач учебного года через анализ заданий стартовой работы на «разрыв».
На данном этапе работы разворачивается работа с использованием анализа известных способов действия, который приводят учащихся к пониманию того, что старые способы действий не работают, обнаруживается и фиксируется дефицит знаний учащихся и планируются пути работы на ближайшую перспективу.
Кроме этого, на этом этапе появляется возможность с помощью анализа известных способов действий установить уровень сформированности у учащихся способности устанавливать свою границу «знания – незнания» на начало учебного года по следующим критериям:
- умение выделять в задаче принципиально новые условия;
- проводить анализ имеющихся средств и способов действий применительно к новым условиям;
- фиксировать несоответствие условий задач и известных способов действий;
- указывать на противоречие другим участникам учебного процесса.
Следующий этап работы это «Составление карты основных задач года и плана работы над ликвидацией проблемных «зон» учащихся»
- место фиксации собственного пути движения каждого ребенка по предмету;
- средство удержания логики разворачивания предметного содержания в течение учебного года.
После работы с заданиями на разрыв составляется «Карта движения» или «Карта знаний». Перед заполнением карты еще раз обсуждается границы «знания – не знания». Зеленым цветом заполняются места, которые мы знаем. Желтым - находятся в ситуации изучения. Красным цветом – новые знания.
Так выглядит карта движения в начале года после проведения стартовой работы.
Заполняется «Карта движения» по мере изучения материала в течение всего учебного года. Движение в предмете обозначается стрелками.
В конце учебного года «Карта движения» имеет следующий вид.
Основное условие эффекта от работы с «картой» - ее системность и последовательность обращения к ней с сентября до мая.
В конце учебного года ученик способен по ней восстановить свой путь движения в учебном материале за прошедший год в письменной или устной форме.
Полученный навык работы по составлению и работе с «картой знаний» на переходном этапе образования поможет в средней школе перейти к построению индивидуальных образовательных траекторий внутри каждого учебного предмета, а в старшей – даже к работе по индивидуальным планам.
В этом учебном году для учащихся первых классов проводился стартовый модуль «Первый раз в первый класс»
Цель: выровнять стартовые возможности детей в области наиболее существенных действий, которые дети должны были освоить в дошкольном детстве, адаптировать их к учебной деятельности и школе.
|