Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Организация фазы совместной постановки и планирования задач текущего учебного года («фаза запуска»)

Фото пользователя Евгения Степановна Медведева
Submitted by Евгения Степановна Медведева on Fri, 25/09/2015 - 08:10

Согласно педагогической технологии развивающего обучения, построенной на основе теории учебной деятельности, годовой  образовательный цикл имеет три фазы:

•  фазу совместной постановки и планирования задач текущего учебного года («фаза запуска»);

•  фазу совместного решения  системы учебных задач года;

•  рефлексивную фазу учебного года.

Сентябрь относится к первой учебной фазе – фазе  запуска. Основная цель  этой фазы – определить совместно с детьми  главные задачи текущего учебного года и подготовиться к их  решению.

Задачи:

определить уровень знаний, умений и способности учащихся, которые будут необходимы им  в учебном году;

коррекция знаний и умений  учащихся и восстановление способов и приёмов работы

создание ситуации «разрывов» в знаниях и  способах действия  с целью определения путей их ликвидации

провести диагностику уровня сформированности учебной деятельности

Рассмотрим  более подробно организацию  работы класса  в фазе запуска, которая строится следующим образом. 

Стартовая проверочная работа  – проводится  в начале учебного года (на первом уроке). 

Цель работы – определение  «актуального» уровня развития знаний и способностей учащихся, необходимых в данном учебном году, для дальнейшего движения в учебном процессе; создание ситуации, требующей от учеников определения  границы своих знаний и очерчивание возможных будущих направлений учения.

Стартовая работа первоклассников имеет некоторые особенности:

       а)  стартовая работа  дает возможность оценить инди­видуальные стартовые возможности первоклассников (готовность к обучению чтению письму и счету).

      б)    стартовая работа не содержит заданий на  «разрыв».

Задания  в работе соответствуют важнейшим содержательным линиям курса математики, письма, чтения, которые будут изучать­ся в первом классе и далее. В то же время по уровню сложности предлагаемые задания доступны для учащихся, имеющих определенный дошкольный опыт, необходимый для дальнейшего систематического изучения предметов. Результаты работы имеют двоякое предназначение.

     Во-первых, они позволят организовать целенаправленную коррекционную работу для вы­равнивания стартовых возможностей учащихся класса и обеспечения их го­товности к изучению курса.

    Во-вторых, по результатам стартовой работы может быть проведена коррек­тировка учебного плана: возможно сокращение времени на изучение тех тем, которые, как можно прогнозировать по полученным результатам, не вызовут у учащихся серьезных затруднений, высвободив ресурс для изучения более сложных вопросов.

 При составлении заданий стартовой работы  2 - 4 классов  помимо заданий для определения актуального уровня знаний и умений включаются задания, которые выходят за пределы возможностей учащихся по использованию известных им способов действий, но лежат в зоне ближайших действий  (новое должно быть заключено не в формулировке задания, а в самом задании).

     Для реального выбора учащимися отдельных заданий в тексте работы их должно быть столько, чтобы учащийся  физически не смог их выполнить.

Учащиеся выполняют те задания, которые могут решить. Там, где у детей возникает трудность, они ставят знак вопроса.

По окончании работы  учащиеся сами оценивают выполнение каждого задания. В более старших классах (3-4 классы) дети могут указывать критерии, по которым они оценивали выполнение   заданий. Во втором классе этого от детей пока не требуется.

2 этап – учитель проверяет детские работы, их оценивает, сопоставляя свою оценку с детской. Если  дети выдвигают свои критерии, то необходимо отнестись к их критериям (оценить по их критериям), если у учителя есть свои критерии, то указать их в работе и по ним также произвести оценку.

     3 урок – работа  с результатами «старта». Детям вначале предлагается сопоставить свою оценку и оценку учителя..

    Выдаем учащимся проверенные стартовые работы с целью рассмотрения учащимися результатов работы и соотнесения их оценки и оценки учителя. (Дети сравнивают  оценку свою и учителя).

      Просим детей определить свои проблемы и отметить их в листе «Результаты моей самостоятельной работы»  знаком «-» в колонке СПР (стартовая проверочная работа). По этому листу дети строят индивидуальный план по работе над своими проблемами.

      Прежде чем приступить к самостоятельной работе над своими проблемами  проводим анализ возможных причин ошибок с целью определения пути их решения и восстановления способа действия.

 Эта работа проводится в микрогруппах учащихся  по типам ошибок: 1 группа - решение текстовых задач, 2 группа - построение и измерение величин; 3 группа – сложение и вычитание многозначных чисел. (1 группа-проверка ОСлП в корне, 2группа - выделение значимых частей; 3 группа – проверка ОСП в корне). Результатом работы является данная таблица.

        Ошибка

     Как надо было действовать

    Причина ошибки

улы_ка

Слово  называет- предмет ,     изменяю (по числу и падежу)

нет улыбок

Не определил работу  слова, не подобрал проверочное слово.

 

в_ юга

Подбираю Р.сл. - вьюжит, выделяю корень «вьюг», а в корне пишется  ь  знак. 

Неправильно подобрал Р.сл. ( юг)

 

 

 

 

 

 

 

 

Состав микрогрупп меняется по мере решения проблем учащихся. Для  восстановления способа действия в классе есть «стол-помощник» (место с необходимыми справочными материалами). Учитель координирует работу микрогрупп и выступает в качестве консультанта. Такая работа может проводится несколько уроков.

    Определены ошибки, причины ошибок, восстановлен способ - пути решения.

Детям предлагается самостоятельная работа над своими трудностями.

       С целью качественного выполнения заданий, а самое главное для ликвидации проблем в стартовой работе предлагаемпамятку-обращение

      Объясняем, что:

  • работа выполняется в специальной  тетради, что на самостоятельную работу дается три недели (с 03.09 по 22.09).  
  • если вы выполните ее, то непременно восстановите знания, необходимые для того, чтобы двигаться дальше.
  • для выбора заданий используйте собственный лист «Результаты моей самостоятельной работы», который вклеен в тетрадь для самостоятельной работы. С его помощью вы сможете наметить для себя объем всей работы. Осуществляйте только обдуманный выбор заданий.
  • карточку надо аккуратно вырезать и наклеить в тетрадь.

Ответы можно фиксировать прямо на карточке или в тетради под карточкой, указывать либо номер карточки, либо номер из  учебника.

  • в конце работы прилагается оценочный лист, который необходимо вклеить в тетрадь и поставить свою оценку.                        

    Учащимся предлагаем лист «Самостоятельная работа», где необходимо выбрать критерии и № карточек, соответствующие выявленным собственным проблемам. На этом же листе указаны срок выполнения СР, дата предъявления результатов СР и даты мастерских. Зачеркнутые номера карточек – это задания, которые ребёнок уже  выполнил.

  Для решения выявленных проблем, учащимся  предлагается:

-блок самостоятельной работы №1. Вот некоторые задания из этого блока.  

-   творческие задания, для ребят, которые уже овладели способом на высоком уровне  и оценочный лист к ней. Критерии в оценочном листе соответствуют критериям в стартовой работе.

                Разъясняем принцип работы и заполнения листа «Планирование моего времени». Ученики вносят в лист «Планирование моего времени» даты  презентаций по предметам, определяют свое движение по составленному плану. Кроме этого дети могут внести в этот лист свою внеурочную деятельность.

Учащиеся самостоятельно или с помощью родителей распечатывают материал самостоятельной работы. Сами задания находятся на сайте школы,

После этого дети начинают работать по своим проблемам.

 «Этап выполнения самостоятельной работы»

  • выполнение работы в специальной  тетради для самостоятельной  работы;
  • темп и объем  работы  определяет сам ученик;
  • посещение  мастерских;
  • работа с разными источниками информации (учебники, справочники, энциклопедии).
  • посещение  мастерских с целью получения консультации учителя  для решения своих проблем и трудностей;
  • выполнение творческих заданий;

Мастерская   проводится в малой группе. Инициатором  посещения  мастерских могут быть, как  учитель, так и учащиеся.

 Цель такой работы видим в формировании у учащихся  способности  учиться. 

       Проводим мастерские 1 раз в неделю. Учащиеся  посещают  мастерские с целью получения консультации учителя  для решения своих проблем и трудностей, кому сложно справиться с этой работой в одиночку.  На этот урок необходимо приходить с вопросами, трудностями и, обязательно   с тетрадью для самостоятельной работы.  Такая работа занимает 3 недели.

     урок – предъявление результатов самостоятельной   работы №1.. В эту работу  включаются  все темы на актуальный уровень знаний и умений, которые были  в стартовой  работе.

     Итоги  проверочной  работы ученик вносит в лист «Результаты моей самостоятельной работы» рядом в следующую колонку. Где можно наглядно увидеть результат проделанной работы по данному критерию: например » Выделение  

На основе полученных результатов строится следующий блок самостоятельной работы №2, а вместе с ним ученики  вносят в лист «Планирование моего времени» мастерские и презентации по предмету на октябрь  месяц.

       В такой работе есть и положительные и отрицательные стороны:

 Положительные стороны самостоятельной работы:

  • позволяет учащимся   работать  с личными проблемами;
  • формирует умения:
  • планировать собственную деятельность;
  • презентовать свои достижения одноклассникам;
  • помогает лучше ориентироваться в своих  знаниях (и незнания) в предмете – формируется умение учиться;
  • способствует  формированию организованной, ответственной личности;
  • учителю:  отслеживать формирование этих умений у учеников и их продвижение  в предмете.

 Такая самостоятельная работа закладывает основу для средней школы (работа в погружении, а в 10- 11 классе - работа по индивидуальному плану).

Есть и проблемы, возникшие при проведении самостоятельной работы: 

  • гиперопека или бесконтрольность учащихся со стороны родителей;
  • отсутствие целеполагания на решение проблем;
  • индивидуальные особенности ребёнка - неумение организоваться без помощи учителя, родителей, иногда просто ленятся;
  • затруднение учащихся в умении планировать своё время.

        Следующий этап фазы запуска «Определение задач учебного года через анализ заданий стартовой работы на «разрыв».

     На данном этапе работы разворачивается работа с использованием  анализа известных способов действия, который приводят учащихся  к пониманию того, что старые способы действий не работают, обнаруживается и фиксируется дефицит знаний учащихся и планируются пути работы на ближайшую перспективу.

Кроме этого, на этом этапе появляется возможность с помощью анализа известных способов  действий установить уровень сформированности у учащихся способности устанавливать свою границу «знания – незнания» на начало учебного года по следующим критериям:

  • умение выделять в  задаче принципиально новые условия;
  • проводить анализ имеющихся средств и способов действий применительно к новым условиям;
  • фиксировать несоответствие условий задач и известных способов действий;
  • указывать на противоречие другим участникам учебного процесса. 

        Следующий этап работы это «Составление карты основных задач года и плана работы над ликвидацией проблемных «зон» учащихся»

  • это:
  • место фиксации собственного пути движения каждого ребенка по предмету;
  • средство удержания логики разворачивания предметного содержания в течение учебного года.

После работы с заданиями на разрыв составляется «Карта движения» или «Карта знаний». Перед заполнением карты еще раз обсуждается границы  «знания – не знания».  Зеленым цветом заполняются места, которые мы знаем. Желтым - находятся в ситуации изучения. Красным цветом – новые знания.

Так выглядит карта движения в начале года после проведения стартовой работы.

Заполняется «Карта движения»  по мере изучения материала в течение всего учебного года. Движение в предмете обозначается стрелками.

В конце учебного года «Карта движения» имеет следующий вид.

Основное условие эффекта от работы с «картой» - ее системность и последовательность обращения к ней с сентября до мая.

В  конце учебного года ученик способен  по ней восстановить свой путь движения в учебном материале за прошедший год в письменной или устной форме.

Полученный навык работы по составлению и работе с «картой знаний» на переходном этапе образования поможет в средней школе перейти к построению индивидуальных образовательных траекторий внутри каждого учебного предмета, а в старшей – даже к работе по индивидуальным планам.

В этом учебном году для учащихся первых классов проводился  стартовый модуль «Первый раз в первый класс»

Цель: выровнять стартовые возможности детей в области наиболее существенных действий, которые дети должны были освоить в дошкольном детстве, адаптировать их к учебной деятельности и школе.

 

                                                                              


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн