Официальный сайт hauteecole 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мехатроник (профессиограмма)

Фото пользователя Оксана Владимировна Назаренко
Submitted by Оксана Владимировна Назаренко on пн, 28/09/2015 - 09:49

Мехатроник (профессиограмма)

История профессии

Прогресс не стоит на месте. Все активнее на смену примитивно механизированному труду приходят новейшие технологии, основанные на электронике и управляемые с помощью ЭВМ.

В конце ХХ века на смену старому оборудованию пришло новое: новые конвейеры, технологии. Обновленному производству потребовались не просто рабочие, а рабочие­интеллектуалы со средним специальным или даже с высшим образованием, которые разбираются не только в механике, но и в электрике, отчасти знают программирование. С этого времени и начинается история новой профессии – мехатроник.

Термин «мехатроника» получен комбинацией слов «МЕХАника» и «ЭлекТРОНИКА». Объединение этих понятий в едином словосочетании означает интеграцию знаний в соответствующих областях науки и техники, которая позволила совершить качественный скачок в создании техники новых поколений и производстве новейших видов систем и оборудования.

Иными словами мехатроника – это область науки и техники, применяемая в создании и эксплуатации машин и систем с компьютерным управлением движения, базирующихся на знаниях в области механики, электротехники, электроники, микропроцессорной техники, гидро ­ и пневмоавтоматики.

Мехатроник – специалист, который досконально знает и механическую, и электронную части оборудования. В своей деятельности мехатроник сможет интегрировать функции слесаря­ремонтника, слесаря по ремонту электрооборудования, наладчика оборудования станков и манипуляторов с программным управлением.

В настоящее время в результате проведения активной инвестиционной политики на предприятиях республики установлено современное технологическое оборудование. В составе указанных машин и аппаратов широко распространены системы автоматического контроля и управления, собранные на основе программируемых контролеров, с широким использованием систем электро­ и пневмоавтоматики. Для обслуживания такого оборудования и систем требуются квалифицированные специалисты, способные как исправить поломки механических систем, так и настраивать элементы систем автоматического управления и контроля. Таким образом, специалисты с квалификацией «мехатроник», несомненно, востребованы на предприятиях. Сферой их профессиональной деятельности являются машиностроительные предприятия и организации, научно­исследовательские учреждения, связанные с технологической подготовкой и наладкой станков и манипуляторов с программным управлением, гибких производственных систем (ГПС), а также организации, осуществляющие производство пищевых продуктов и использующие в своем производстве мехатронные модули и системы.

 

Общая характеристика профессии

Основной задачей мехатроника является наладка и регулировка электромеханических, механических, электронных, гидравлических и пневматических компонентов мехатронной системы «станок (машина) – робот».

Мехатроник должен быть компетентным в производственно­технологической, монтажно­наладочной, ремонтно­эксплутационной деятельности. В рамках своей профессии мехатроник осуществляет следующие виды работ:

  • диагностику отдельных узлов и блоков автоматизированных систем механической обработки с помощью тестовых программ и универсальных, специальных измерительных приборов;
  • профилактику мехатронной системы «станок (машина) – робот»;
  • наладку компонентов мехатронной системы, в том числе гибкой производственной системы (ГПС);
  • устранение неисправностей отдельных компонентов мехатронной системы «станок (машина) – робот» методом замены блочно­модульных элементов;
  • технологическую подготовку, изготовление деталей и изделий на мехатронной системе, ГПС;
  • монтаж, демонтаж и ввод в эксплуатацию мехатронной системы «станок (машина) – робот»;
  • комплексную наладку, регулировку, программирование, тестирование мехатронной системы, ГПС;
  • ремонт и устранение недостатков компонентов ГПС с помощью универсального и специального оборудования;
  • организацию взаимодействия ГПС с другими производственными подразделениями автоматизированного производства.

 

Должен знать:

  • устройства механических, электромеханических, электронных, гидравлических, пневматических компонентов мехатронной системы «станок (машина) – робот» и компонентов ГПС;
  • способы и правила наладки и регулирования механических, электромеханических, электронных, гидравлических, пневматических узлов, комплексов и блоков мехатронной системы «станок (машина) – робот»;
  • методы диагностики отдельных компонентов автоматизированных систем механической обработки с помощью тестовых программ, универсальных и специальных измерительных приборов;
  • правила профилактики компонентов мехатронной системы «станок (машина) – робот»;
  • методы разработки программ для программируемых логических контроллеров промышленных роботов, тестовых программ для систем автоматизированного проектирования;
  • устройство и правила применения универсальных и специальных приспособлений контрольно­измерительных приборов и инструмента;
  • технологию изготовления деталей;
  • методы и правила комплексной наладки и регулировки механических, электромеханических, электронных, гидравлических и пневматических компонентов мехатронной системы, гибких производственных систем;
  • правила эксплуатации и профилактики ГПС;
  • методы устранения неисправностей отдельных компонентов ГПС;
  • правила монтажа, демонтажа и ввода в эксплуатацию технологического оборудования;
  • методику организации взаимодействия ГПС с другими производственными подразделениями;
  • правила охраны труда и техники безопасности.

 

Характерными нагрузками на рабочем месте являются:

  • физические, динамические нагрузки малой и средней тяжести;
  • сочетание умственного и физического труда;
  • концентрация внимания в процессе работы;
  • нагрузки на определенные группы мышц (пальцы и кисти рук);
  • неудобные вынужденные рабочие позы (наладка, регулировка и устранение неисправностей);
  • использование в работе средств индивидуальной защиты.

 

Успешному выполнению профессиональной деятельности будут способствовать:

  • технические, математические способности;
  • развитая функция концентрации и переключения внимания;
  • хорошая зрительная и моторная память;
  • аналитическое, логическое и системное мышление;
  • пространственное воображение;
  • способность к обобщению;
  • скоординированность движений рук;
  • развитый глазомер;
  • развитая мышечно­суставная чувствительность;
  • способность к социальному взаимодействию, межличностным коммуникациям.

 

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

  • наблюдательность;
  • предусмотрительность;
  • находчивость, ловкость;
  • аккуратность и точность в работе;
  • ответственность;
  • уравновешенность, самодисциплина.

 

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • неорганизованность;
  • невнимательность, рассеянность;
  • безответственность;
  • недисциплинированность;
  • отсутствие интереса к выполняемой работе.

 

Медицинские противопоказания:

  • болезни сердца (органические поражения клапанов, мышцы сердца, в том числе врожденные пороки сердца с недостаточностью кровообращения I­II стадии);
  • бронхиальная астма;
  • остаточные явления органических заболеваний центральной нервной системы (инфекционной, токсической или травматической этиологии);
  • заболевания опорно­двигательного аппарата с нарушениями функций;
  • нарушение охватывающей и удерживающей функции обеих рук;
  • эпилепсия;
  • стойкое понижение слуха (учитывается степень);
  • выраженное снижение остроты зрения, нарушения бинокулярного зрения.

 

Источник информации : Кем быть? Компас в мире профессий


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн