НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Петр I. Рождение империи

Размещено: Сергей Витальевич Павлычев - пн, 28/09/2015 - 22:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Павлычев Сергей Витальевич
Место работы, должность: 

ЧОУРО  « Православная гимназия святого благоверного князя Александра Невского»

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
план мероприятия
Краткое описание ресурса: 
<p>XVII в. современники назвали &laquo;бунташным веком&raquo;. И в особенности это касается времени правления Алексея Михайловича. Мятежи, бунты, восстания, отказ повиноваться властям сотрясали страну. Социальные движения этого периода характеризуются большим накалом и размахом, напряженностью и длительностью.</p>

Тема: Петр I. Рождение империи


 

Цель: познакомить учащихся с целями, задачами внешней политики России начала XVIII века и основными событиями Северной войны; объяснить причины и последствия этих событий; разъяснить значимость Полтавской битвы и сражения у мыса Гангут как дней воинской славы России.

Задачи:

  • Обучающая – систематизировать, обобщить исторические факты и события военной истории России начала XVIII века;

  • Развивающая – формирование умений и навыков делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения;

  • Воспитывающая – помочь учащимся объективно оценить заслуги Петра I в истории нашей страны, раскрыть сущность понятия «День воинской славы России».

После изучения темы учащиеся должны:

  • понимать логические причины Северной войны и ее этапов;

  • уметь анализировать происходившие события, выявлять причинно-следственные связи;

  • уметь объяснить значимость внешнеполитической деятельности Петра I в контексте всей отечественной истории;

  • давать определение следующим понятиям: Великое посольство, рекрут, Кронштадт, галеры, империя

  • иметь представление о следующих исторических персонажах: Федор Алексеевич, Иван V, царевна Софья, Карл XII, А.Д. Меньшиков

  • уметь ориентироваться по исторической карте;

  • делать выводы по итогам внешней политики Петра I.

 

 

 

Этап проверки знаний Тема: Россия в царствование Алексея Михайловича

 

XVII в. современники назвали «бунташным веком». И в особенности это касается времени правления Алексея Михайловича. Мятежи, бунты, восстания, отказ повиноваться властям сотрясали страну. Социальные движения этого периода характеризуются большим накалом и размахом, напряженностью и длительностью.

Работа идет в форме фронтального опроса:

1) Какие изменения произошли в жизни крестьянского сословия?

2) Что такое «урочные лета»?

3) Что такое Соборное уложение?

4) Каким образом наказывались преступления за антигосударственную деятельность, и какие действия можно отнести к таковым?

5) Почему в годы правления Алексея Михайловича постоянно роли налоги и подати?

6) Какова была цель церковной реформы патриарха Никона и почему они раскололи православных верующих?

7) Причины Соляного бунта.

8) Причины Медного бунта.

9) Кто такой Степан Разин? Назовите участников восстания. Какой регион России был охвачен восстанием?

10) Какое событие можно назвать кульминацией восстания?

11) Какова была судьба Степана Разина?

12) Каким образом история Арзамаса связана с историей Разинского восстания?

13) Кто такой протопоп Аввакум? Какова его судьба?

14) Как старообрядцы отвечали на попытки принять церковные нововведения?

15) Вспомните известных представителей церковного раскола.

16) Какова была судьба патриарха Никона?

Таким образом, правление царя Алексея Михайловича было сложным периодом русской истории. Набиравшее силу самодержавие жесткой рукой подчиняло общество. Интересы государства ставились выше интересов личности или интересов отдельной социальной группы. Но еще более сложным и непредсказуемым станет время правления его сына Петра I «Великого».

 

Этап изучения нового материала

 

План занятия

 

1) Начало самостоятельного правления (Азовские походы, Великое посольство).

2) Северная война (1700-1721 гг.). Основные этапы и сражения.

3) Итоги войны.

 

1) Начало самостоятельного правления (Азовские походы, Великое посольство).

 

В 1694 г. царица Наталья Нарышкина умирает, и начинается самостоятельное правление Петра I. Царь обращает внимание на внешнюю политику. Перед страной стояла сложная задача – необходим был выход к морям. Это делало Россию по-настоящему европейской державой, оживляло торговлю и открывало дорогу к технически развитым Англии и Голландии. Петр начинает с южного направления.

Азовские походы (1695-1996 гг.)

 

Первым самостоятельным делом Петра I стала активизация внешней политики в южном направлении.

Вопрос: Кто являлся главным противником России на Юге и что было конечной целью интересов?

В предыдущие годы при царевне Софье основной удар наносился в центр ханства. Петр поставил более скромную цель – восточный фланг, а именно захват турецкой крепости Азов.

Для прямого удара по Крымскому полуострову требовалось пересечь безводные, малонаселенные, жаркие степи с малярийными болотами и солончаками. Это изматывало войска, приводило к большим не боевым потерям. Путь к Азову пролегал по рекам (Волге, Дону). Это освобождало войска от лишних обозов и длинных переходов по знойной степи.

1695 г. – первый Азовский поход.

Русская армия насчитывала 31 тыс. человек. Ей командовали генералы А. Головин, Ф. Лефорт, П. Гордон. Царь состоял в войске на должности командира бомбардирской роты под именем Петра Алексеева.

Азов был сильной крепостью. Каменные стены, земляной вал, перед ним ров с деревянным частоколом. На разных берегах Дона два каменных укрепления, между которыми были протянуты три железные цепи. Крепость защищал 7-тыс. гарнизон.

Оба штурма крепости окончились неудачно. Артиллерия не смогла пробить бреши в крепостной стене. Полной блокады Азова достичь не удалось. Отсутствие у русских флота позволяло осажденным получать поддержку со стороны моря. В октябре осада была снята.

Петр стал готовиться к новому походу. В верховьях Дона в Воронеже стали строить военные корабли. С топором в руках работал и сам царь. К весне было построено 2 корабля , 23 галеры, 4 брандера.

Вопрос: Как данная ситуация характеризует молодого царя? (Сила характера, бодрость духа, готовность преодолевать препятствия).

1696 г. – второй Азовский поход

Численность русских войск достигла 75 тыс. человек. Командовал ими воевода Алексей Шеин. В результате совместных действий армии и флота Азов был полностью блокирован. Попытка турок деблокировать гарнизон с моря была отбита. Лишенной поддержки 19 июля 1696 г. он сдался.

Значение этой победы:

  • первая крупная победа России над Османской империей;

  • первый шаг к выходу в Черное море;

  • подтвердилась необходимость военной реформы;

  • начало создания русского флота.

 

После этой первой победы Россия начинает искать союзников в борьбе с Османской империей. Петр уезжает в Европу. Начинается знаменитое Великое посольство (1697-1698 гг.).

Великое посольство (1697-1698 гг.)

Русская дипломатическая миссия в Западную Европу. Состояло из 250 человек. Официально возглавлялась «великими послами» (Ф. Лефорт, Ф. Головин, П. Возницын). Сам государь входил в состав инкогнито под именем Петра Михайлова.

В Голландии и Англии царь работал на верфях и учился строить корабли. Но прежде всего его интересовал европейский быт, образ жизни, технические новинки. Он посещал музеи, театры, проявлял себя как человек любопытный. Вернувшись домой, он почти сразу же начал свои преобразования.

Найти союзников против Турции не удалось. Но было сделано другое:

  • царь получил зримое представление о достижениях западноевропейских стран;

  • на русскую службу были наняты специалисты;

  • закуплено оружие и технические приборы;

  • некоторые дворяне были оставлены учиться;

  • были найдены союзники для борьбы со Швецией (Саксония, Речь Посполитая, Дания). Это изменит направление интересов внешней политики России. Главной станет задача выхода к Балтийскому морю.

 

 

2) Северная война (1700-1721 гг.). Основные этапы и сражения.

Главным противником в этой войне станет Швеция и ее король Карл XII. В начале XVIII века Швеция представляла собой наиболее мощную державу балтийского региона. В ее владения входили земли Прибалтики, Карелия, земли на севере Германии. Шведская сухопутная армия насчитывала до 150 тыс. человек. Они обладали отличным вооружением, богатым опытом военных действий, высокими боевыми качествами. Армия комплектовалась на национальной основе и считалась лучшей в Европе.

Швеция имела прекрасный флот (13 тыс. человек). Она имела развитую металлургию и была крупнейшим производителем железа в Европе.

В то же время российская армия находилась в стадии реформирования (до 200 тыс. человек). Флот едва начали строить. Россия вступила в войну недостаточно подготовленной.

Формирование армии

Стеллецкие полки были расформированы. Им на смену пришла регулярная армия. В зависимости от потребностей каждые 50, 100 или 200 крестьянских и посадских дворов давали одного рекрута. Служба в армии была пожизненной. Элитой армии стали Преображенский и Семеновский полки.

На службу приглашались офицеры-иностранцы. Моряков готовили в Навигационной школе.

 

Северная война (1700-1721 гг.)

Ее можно разделить на два этапа:

  1. война на суше (Прибалтика, Белоруссия, Украина). Война шла за обладание крепостями и закончилась генеральным сухопутным сражением.

  2. Война на море (Балтика).

 

Дата

Событие

Значение

19 ноября 1700 г.

сражение под Нарвой

русская армия разбита, но получила хороший урок. Петр желает реванша.

11 октября 1702 г.

взятие Нотебурга

первая крупная шведская крепость, взятая в Северную войну.

16 мая 1703 г.

основание Санкт-Петербурга

Россия получает опорный пункт на балтийском побережье. Начинается строительство флота.

зима 1703-1704 гг.

на острове Котлин основана крепость Кронштадт

положено начало военно-морской базе Балтийского флота

лето 1704 г.

штурмом взяты Нарва и Дерпт

Россия вернулся почти все земли утраченные в Прибалтике в XVII веке.

18 октября 1706 г.

битва у Калиша

первая крупная победа русских над шведами за первые шесть лет войны

28 сентября 1708 г.

битва при Лесной

Карл XII не получил ожидаемой помощи и оказался в центре враждебной страны в сложном положении

27 июня 1709 г.

Полтавская битва

генеральное сухопутное сражение Северной войны. Швеция лишилась армии.

1710 г.

взятие Ревеля, Выборга, Риги

Россия полностью взяла под контроль Прибалтику

25-27 июля 1714 г.

Гангутское сражение

первая крупная победа русского флота. Она подняла боевой дух войск.

24 мая 1719 г.

Эзельский бой

первая победа русского флота в открытом море без применения абордажа.

 

27 июля 1720 г.

Гренгамский бой

Швеция потеряла надежду одолеть Россию на море

 

Нарвская битва (19 ноября 1700 г.)

Гарнизон крепости – 2 тыс. человек. Шведская армия – 12 тыс., русская армия – 35 тыс. человек. Русская армия была не готова к сражению (войска растянуты, нет резервов, плохая выучка, измена командования). Войском командовал герцог де Кроа. Проявили себя только гвардейские полки. Потери русской армии – до 8 тыс. человек, шведской – около 3 тысяч.

Взятие Нотебурга (11 октября 1702 г.)

Крепость стояла у истоков Невы из Ладожского озера на месте русской крепости Орешек. Ее гарнизон насчитывал 450 человек. Штурм длился 12 часов. Командовал штурмовым отрядом (2,5 тыс.) князь Голицын. Высота каменных стен достигала 8,5 метров. Сражение отличалось ожесточенностью. Шведов в живых осталось 150 человек. Голицын потерял 1,5 тыс.

Петр переименовал крепость в Шлиссельбург. В честь победы была выбита медаль с надписью «Был у неприятеля 90 лет».

Взяты Нарва и Дерпт (лето 1704 г.)

На месте Дерпта находился древний славянский город Юрьев. Штурмом командовал сам царь. После артиллерийской подготовки в бреши пошла пехота. Русские потеряли 700 человек, шведы – около 2 тысяч.

Штурм Нарвы длился всего 45 минут. Но отличался ожесточенностью. Шведских солдат в плен не брали.

Битва у Калиша (18 октября 1706 г.)

В битве сошлись русско-польско-саксонское войско (32 тыс.) под командованием князя А. Меншикова и польско-шведский корпус (28 тыс.). Победу добыли русские драгуны. Шведы потерпели сокрушительное поражение.

Битва при Лесной (28 сентября 1708 г.)

В апреле 1708 г. Карл XII осаждает крепость Полтава. В случае взятие города создавалась серьезная угроза Воронежу – крупнейшей базе армии и флота. Кроме того, Карл надеялся втянуть в войну Турцию.

Не имея достаточного количества продовольствия и пороха, шведы испытывали трудности. Им на помощь выступил корпус Левенгаупта (16 тыс.). Петр перехватил корпус своим летучим отрядом – корволантом (12 тыс.). Жестокий бой длился 10 часов.

Гангутское сражение (июль 1714 г.)

Для полной победы над Швецией необходимо было обезвредить ее флот. К этому времени Петр уже располагал гребным и парусным флотом, способным бросить вызов противнику. Необходимо было выбираться из Финского залива.

В конце мая русский гребной флот под командованием адмирала Апраксина (99 галер) у мыса Гангут на выходе из Финского залива столкнулся со шведской эскадрой (15 линейных кораблей, 3 фрегата и 11 других судов). Превосходство было на стороне шведов.

В узкой части полуострова Петр приказал устроить переволоку и частью судов ударить в тыл противника. 26 июля в безветрие гребная флотилия Петра окружила часть шведской эскадры. Первые две атаки были отбиты, но третья закончилась абордажным боем. Главный шведский корабль «Элефант» был взят штурмом, еще 10 судов сдались.

В Петербурге прошли торжества. Были выбиты медали «Прилежание и верность превосходят силу». Победители прошли под триумфальной аркой («Русский орел мух не ловит»).

Эзельский бой (24 мая)

Близ острова Эзель. Русской эскадрой командовал капитан Сенявин.

Гренгамский бой (27 июля 1720 г.)

Гребной флот генерала Голицына.

 

3) Итоги войны

Через полтора столетия Россия полностью рассчиталась за неудачи в Ливонской войне. Настойчивое стремление русских царей прочно утвердиться на балтийских берегах увенчались успехом.

30 августа 1721 г. был заключен Ништадтский мир:

  • Швеция навечно уступала России Прибалтику;

  • России переходила часть Карелии с Выборгом;

  • Россия получала выход к Балтийскому морю от Риги до Выборга;

  • Россия создала сухопутную армию (200 тыс.) и флот (28 тыс.);

  • Россия стала мировой державой и разрушила континентальную блокаду своих северо-западных рубежей;

  • Среди соседей не остается государств, способных серьезно угрожать ее национальной безопасности.

 

Боевые потери русской армии составили 120 тыс. человек (30 тыс. убитыми). Не боевые потери – 500 тыс. человек. К 1725 г. содержание вооруженных сил составляло 2/3 расхода бюджета.

В 1721 г. Петр провозглашается императором, а Россия становится империей.

Император – (от лат. Повелитель) высший монархический титул.

Империя – могущественная военная держава, играющая заметную роль в регионе или мире.

 

Этап рефлексии

Учащимся предлагается закончить предложение: «Петра I можно назвать Великим потому что …».

 

Домашнее задание

  1. Подготовиться к ответам на вопросы по изученному материалу.

  2. Составить короткую биографическую справку по историческим персоналиям – участникам Северной войны (М.М. Голицын, А. Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, Н.А. Сенявин).

 

 

Прикрепленный файл Размер
Петр I. Рождение империи..doc 401.5 Кбайт
Открытый урок.ppt 1.67 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Скачать + смотреть онлайн

видео 2022