Задача учителя: создать ситуацию по обозначению твердости – мягкости согласных с помощью гласных букв У, Ю.
1. Восстановление изученного материала.
Цель: создание ситуации успеха.
- Авойсик обозначал согласные звуки перед гласными буквами.
Очень хочет, чтобы вы его работу проверили.
На доске.
Оцените его работу.
(ответ ребенка: 1) я не согласен с согласным звуком, который стоит перед буквой «я», так как «я» - дает команду быть мягким; 2) так как «я» - обозначает мягкость предыдущего звука, то согласный мягкий)
- Ребята, а что бы вы посоветовали Авойсику? (повторить работу гласных букв)
- А вы знаете работу гласных букв? (да)
- Проверим? (да)
- Назовите гласные буквы которые обозначают гласный звук и мягкость предыдущего (Я, Ё, И, Е)
- А какие обозначают гласный звук и твердость предыдущего (А, О, Ы, Э)
2. Постановка учебно- практической задачи.
- Ребята, а чем сегодня мы будем заниматься? (узнавать гласные буквы и их работу)
Ставлю знак вопроса возле города гласных.
- А что нам для этого нужно? (поработать со словами)
3. Знакомство с буквами У, Ю и их работой.
- Тогда запишите слово – нули. (ребенок пишет у доски, остальные в тетради. Записали, произнесли)
- Оцените работу (…)
- И еще одно слово – Нюра. Что это за слово? А кого так называют? (Аню) (аналогичная работа)
- Можете ли вы обозначить звуки известными буквами? (да)
- Обозначайте.
(дети обозначают звуки в слове нули: звук н обозначаем буквой н и т.д.)
- Какую работу выполняет буква У? (буква У обозначает звук У и твердость предыдущего.)
Нюра – также
(если дети сразу обозначат – Ю, то спросить ее работу. А если нет , то: «Почему нам трудно определить (не получается)?» Потому что мы забыли про мягкость предыдущего.
«Подойдет буква У? (нет), а какая? (Ю)»
- Буква Ю пишется так (показываю лист с буквой Ю)
Дети подписывают букву Ю.
- Давайте поселим наши буквы в город гласных (на доске и тетради открытий)
- Итак, какую работу выполняет буква Ю?... буква У?
4. Нахождение буквы Ю в других словах.
- А сможете ли вы найти букву Ю в других словах? (да)
- Давайте попробуем.
Отгадайте слово которое мы записывать (вывешиваю картинку – «флюс»
- Что это у мальчика перевязана щека? Кто знает? (это у него зуб болит, щека опухла)
- Записываем слово «флюс» Эту работу будем выполнять в паре. (как обычно, «работник- контролер», на доске способ действия.)
Вызвать пару к доске. Получится такая запись:
-Покажите работу буквы Ю. Оцените работу пары .
Аналогично со словом « клюв», «работники» поменялись..
-Укажите работу пары.
-Молодцы!!! Везде нашли букву Ю- верно.
5.Чтение слов с буквами У, Ю. Работа по букварю.
А прочитать слова сможете?
Возьмите карандаши. Приготовьтесь к чтению целыми словами. (Вывешиваю способ)
Настя читает 1 столбик, все остальные следят пальчиком.
2столбик читает Катя.
3 столбик-Тима.
6.Итог урока. Постановка задачи на следующий урок.
-Ребята, с какими буквами мы сегодня познакомились?
-Какую работу они выполняют?
-ребята, смотрите какие мы с вами молодцы. Мы заселили весь город гласных букв. А какой еще у нас есть город в русском языке? (город согласных букв)
-Все ли согласные мы уже заселили? (нет)
-Чем мы будем заниматься на следующих уроках? (учить согласные буквы).