Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Фото пользователя Ирина Владимировна Каменева
Submitted by Ирина Владимировна Каменева on Sat, 03/10/2015 - 18:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Каменева Ирина Владимировна
Место работы, должность: 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза Хоменко И.С.

учитель русского языка и литературы

Регион: 
Хабаровский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>В данной статье представлены формы работы по формированию коммуникативных умений обучающихся на уроках русского языка и литературы.</p>

«Формирование коммуникативной компетентности обучающихся

на уроках русского языка и литературы»

 

В современной школе усиливается процесс гуманизации образования, ориентированный на личность ребенка, которая формируется в ходе деятельности и общения. Поэтому задача подготовки обучающихся к полноценному общению в устной и письменной форме является сегодня приоритетной.

Практика  показывает, что большинство выпускников школ не умеют четко и логично излагать свои мысли, композиционно излагать оформлять свою речь, адекватно воспринимать и анализировать чужие высказывания.

Существует ряд причин низкого уровня владения школьниками коммуникативными умениями.

Во-первых, работе по формированию коммуникативных умений уделяется недостаточное внимание в начальной школе, в результате не создается база для дальнейшего развития коммуникативных умений уч-ся с среднем звене.

Во-вторых, в работе по развитию речи не в полной мере учитываются возрастные особенности школьника, который, как правило,  мыслит конкретно и не всегда устанавливает внутреннюю взаимосвязь между словом и образом.

Несоответствие между сферой образного и логического у школьников отрицательно сказывается на уровне их речевого развития: обучающиеся не могут в полном объеме высказать свои впечатления, не умеют словесно оформить возникающие в их внутреннем мире образы и представления.

 Данный факт объясняется и недооценкой необходимости развития у детей сферы  образного, эмоционального, чему в первую очередь способствует использование средств изобразительной наглядности.

Одним из эффективных средств  формирования коммуникативных умений на начальном этапе является собственный рисунок ребенка. В процессе рисования ученик создает текст, планирует высказывания во внутренней речи, а значит, обеспечивает процесс реализации этого плана при словесном оформлении. В связи с этим интересна мысль Л.С.Выготского о том, что рисунок является графическим рассказом ребенка: «Пока ребенок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы он о нем рассказывал».

Рисунок способствует развитию наблюдательности, поскольку, изображая что-либо, ребенок выбирает размер, форму, цвет, характеризующие предмет, следовательно, в процессе рисования внимание ученика акцентируется и на качественной стороне предмета. Вместе с тем в его сознании закрепляются слова, обозначающие признак.

Однако развивать исключительно наглядно-образное мышление недостаточно.

 Наряду с образным необходимо развивать словесно-логическое мышление.

Этому способствует анализ текста. Поэтому вместе с рисунком используем текст: анализ литературного текста и создание собственного высказывания. Составление связного рассказа, подготовка плана, выделение главного и второстепенного тренируют школьников в применении таких сложных форм умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, внутренний план действий, рефлексия.

Анализ текста может включать анализ содержания, способов раскрытия авторского замысла, средств организации текста, его структуры, анализ особенностей языкового оформления и т.д.

Использование текста-образца в сочетании с собственным рисунком ученика особенно эффективно в классах с невысоким уровнем языковой и речевой компетенции обучающихся.

Рисунок, созданный ребенком к тексту, положительно воздействует на развитие познавательных процессов у школьников.

В свою очередь, развитие познавательных процессов имеет немаловажное значение для совершенствования речевых механизмов, которые являются психологической основой формирования коммуникативных умений уч-ся.

Таким образом, соединение словесных и изобразительных средств способствует развитию связной речи школьников.

Основной тип упражнений, используемых в ходе работы, - составление высказывания определенного типа (описания, повествования, рассуждения).

Исходя из дидактической цели урока, в качестве текстов-образцов используем в основном тексты малой формы (миниатюры), поскольку текст малой формы позволяет уч-ся осмыслить его содержание, более подробно описать представленное автором событие, явление, предмет, дать ему развернутую оценку. Тексты должны быть интересными для детей, иметь нравственную направленность.

На уроках по развитию связной речи уч-ся необходимо познакомить с различными средствами выразительности устной речи.

  1. Основной тон высказывания – одно из главных звуковых средств эмоционально-смысловой выразительности. Чтобы найти нужный тон, уч-ся необходимо осознать задачу высказывания, его цель, основную мысль.
  2. Логическое ударение, так же как и паузы – важные средства смысловой и эмоциональной выразительности звучащего слова.
  3. Темп – важное средство интонационно-звуковой выразительности речи.
  4. Громкость. Изменения громкости должны быть связаны со смыслом и значением высказывания в целом.
  5. Язык «внешнего» вида – это взгляд, мимика, жесты. Главное, чтобы уч-ся понимали как вести себя во время собственного высказывания.

 

Большое значение при формировании коммуникативных умений обучающихся имеют продуктивные упражнения. Задания в упражнениях по развитию речи организуют действия, которые связаны с работой текста – готовым и создаваемым. И по тому, как соотносятся действия по готовому и создаваемому тексту, можно выделить пять групп речевых задач. Рассмотрим их подробно.

1.Речевые задачи аналитического характера по готовому тексту. Среди заданий этой группы выделяются:

а) задания, требующие в основном анализ текста:

- определить основную мысль высказывания, сформулированную автором;

- определить часть, в которой содержится доказательство и т.д.

б) задания, требующие при анализе сравнения текстов:

 - сопоставить план, тезисы и конспект;

 - сравнить отзыв и рецензию на фильм;

 - указать общее в данных текстах и их отличия и т.д.

2.Речевые задачи аналитико-текстового характера по готовому тексту. Задания в  этих упражнениях требуют анализа, обобщения, в результате чего на базе   готового текста создаются элементы текста (но не текст в целом):

- сформулировать тему высказывания, основную мысль текста;

- озаглавить текст;

- составить композиционную схему текста и т.д.

3.Речевые задачи на переработку готового текста. Задания в  этих упражнениях требуют исправления текста, в результате чего возникают новые части текста:

- ввести в текст цитаты, подтверждающие высказанные автором суждения;

- придать тексту - в соответствии с замыслом автора- более публицистический характер;

- устранить непоследовательность в изложении материала;

- отредактировать текст и т.д.

4.Речевые задачи, требующие создания нового текста на основе данного:

- составить план исходного текста;

- изложить подробно весь текст или его часть;

- перестроить рассказ, чтобы он начинался с самого интересного эпизода и т.д.

5. Речевые задачи, требующие от уч-ся  создания своего текста:

- составить план, тезисы выступления;

- написать рассказ на определенную тему;

- подготовить доклад на определенную тему;

- написать отзыв и т.д.


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн